Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Получается, что у гуманитариев нет шансов сделать из своего занятия настоящую науку?
Почему же? Наука всесильна, она развивается. Я совершенно убежден, что с гуманитарным знанием, в конечном счете, произойдет нечто подобное. Оно окажется как бы предсказуемым человеческим поведением. В принципе, все научные поиски надо вести через изучение структуры мозга – именно в ней лежит научный ключ к «теории среднего звена» между «философией жизни» и конкретным историко-культурным знанием – ключ к теории и научной практике культурной антропологии. Сейчас же мне кажется, что в том смысле, в каком история ныне преподается и понимается, - это явно тупиковый путь. Вероятно, новые научные функции гуманитарного знания на себя возьмут психология и этология. Поведение человека, следовательно, историю, можно будет вычислить, предсказать, типологизировать? Неужели развитие культуры поддается неким закономерностям? Да, но этим еще мало не занимался. Разве что Лотман с его книгой «Культуры и взрыв», его ученики и последователи. Потом начались и поиски синергетических закономерностей, которые на сегодняшний день удачнее всего обобщены в книге Мосионжника «Синергетика для гуманитариев». Такие поиски, на мой взгляд, очень плодотворны. Но пока эти вещи чрезвычайно обобщенно и туманно определены. Мы же не знаем, почему именно эти «генераторы народов» Клейна оказались именно в означенных местах евразийского континента и почему они неизменно работают, производя тысячелетиями волны миграций. Мы пока лишь фиксируем это явление как факт. Научная цель истории до сих пор состояла в том, чтобы попытаться уловить такие закономерные факты или их серии обнаружить, в итоге, что движущие силы истории на самом деле изначально носят вовсе не экономический характер, а энергетический. Эти попытки выражались в и работах Кульпина – одного из основателей социоестественной истории. Так, феномен стабильности Древнего Египта последователи этой школы чудесно объяснили – разливы Нила устойчивы, потому что его истоки находятся в экваториальной зоне. Потому что там времена года не меняются. Одна и та же погода. И это занятие тоже очень продуктивно… Судя по всему, этология вас заинтересовала не случайно. Работа в Отделе у Станко оказалась превосходной социальной школой.
Социальной моделью, если хочешь. И, школой, разумеется. Ведь почти ежедневно, на протяжении более десятка лет, наблюдая, как Владимир Никифорович руководит Отделом, я старался понять мотивацию его поступков и невольно учился брать его приемы на вооружение. Собственно, это был единственный способ обнаружить его слабые места, чтобы знать, как защищаться. Я научился за ним наблюдать, как Конрад Лоренц за высокоранговыми рыбами-самцами в аквариуме. Или гусями. Станко оказался чрезвычайно иерархически озабоченным человеком. Даже патологически, я бы сказал. Отличная учебная модель. По этологической классификации Владимир Никифорович является классической «гориллой-иерархом», которая, однако, не сразу распознается в научной среде. И это не такой уж редкий случай. Внешне он – довольно приятно общающийся человек, часто весьма радушный, на первый взгляд, Поэтому и производит изначально вполне приличное впечатление – научный подвижник, бескорыстный, с самыми чистыми помыслами. Любил жаловаться, говорить о своих болезнях, о разных недругах, которые его окружают. Хотя более коварного человека я почти никогда не встречал. Он – типичный автократор, но великолепный актер, и свои научную несостоятельность, истинные цели и намерения камуфлирует очень умело, даже искусно. Коль скоро я сегодня увлекся античной терминологией, то не могу не вспомнить, что такое качество у Аристотеля называется «гибрисом». Это как бы «псевдопотос». И его «арет е» тоже «псевдо» – это отнюдь не высшая доблесть и добродетель, а неограниченная личная власть.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.30 (0.004 с.) |