Из книги патриарха алексия II 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из книги патриарха алексия II



«Православие в Эстонии»

 

7 июля 1920 г. администрация Льнопрядильной фабрики приглашает в Свято-Троицкую церковь иерея Николая Ратьковского на должность исполняющего обязанности священника44. С этого момента в храме начинает налаживаться регулярная духовная жизнь.

Вопрос о создании полноценного прихода при Свято-Троицкой церкви был поставлен самими рабочими и служащими Льнопрядильной и Суконной мануфактур. Почему? Журнал собрания рабочих и служащих Льнопрядильной и Суконной мануфактур даёт исчерпывающий ответ:

«В собрание прибыли рабочие и служащие обеих мануфактур в числе 210 человек. Открытым голосованием председателем избрали Ивана Кузьмича Госцыло, секретарём Ивана Фёдоровича Архангельского.

Обсуждался вопрос об открытии самостоятельного прихода при церкви Св. Троицы, что на даче А. Половцова при Нарвской Льнопрядильной мануфактуре.

Справка: Церковь Св. Троицы числится приписной к Спасо-Преображенскому собору г. Нарвы. До 1918 года богослужения в означенной церкви совершались по воскресным дням одним из священников собора. С 1918 года, когда, за сокращением штата, при соборе остался один священник, богослужение в Свято-Троицкой церкви прекратилось. От времени до времени в ней совершалось богослужение случайными священниками (например, во время войны с большевиками здесь отправляли богослужение, сменяя друг друга, военные священники). С июля месяца текущего года в ней совершается богослужение без перерыва священником о. Н. Ратьковским, приглашённым Льнопрядильной мануфактурой.

Принимая во внимание численность православного населения обеих мануфактур (1500 человек), дающую право на существование самостоятельного прихода, считаясь с условиями фабричной жизни, где встречаются несчастные

 

Приходская жизнь

(1934-1945)

 

До нас не дошли подробные сведения о религиозной жизни тех лет, но из скупых строк отчёта за 1928 г. узнаём, что отношения членов причта между собой и прихожанами были весьма доброжелательны. Обязанности исполнялись с любовью и усердием, богослужения и требы — с подобающей торжественностью и благоле­пием; духовное пение поставлено на дол­жную высоту. Проповедь читал главным образом настоятель церкви. Иногда в храме совершались торжественные богослу­жения в сослужении всего местного духо­венства. Храм свой прихожане чтили и непрерывно посещали.

Упоминает отчёт и о появившейся в городе секте баптистов; с ней, методом бесед, боролось всё городское священство 59.

Будучи официально оформлены в приход, прихожане принимают активное уча­стие во всех общецерковных делах не только на городском, но и на государственном уровне. Так, например, 1 января 1926 г. они на собрании делегировали П.П. Переплётчикова и И.Ф. Архангельского в столицу на общецерковный Собор, связанный с законом об отделении церкви от государства 60.

Из числа благочестивых церковных традиций, возобновлённых в то время, упомянем и главные. Одна из них сугубо местная, приходская,— Крестный ход от церкви, через усадебный парк до площади перед Суконной мануфактурой, где служился молебен в память избавления от эпидемии холеры 1872 г. (см. выше: глава 3): тогда, в минуты тяжкой беды, местное духовенство обходило фабрики, обращаясь к Богу с молитвенным пением.

Отныне молебствие устраивалось ежегодно и привлекало обычно множество молящихся 61. А на Троицу традиционная панихида по умершим рабочим служилась после литургии уже непосредственно на братских могилах на ивангородском кладбище.

Другая традиция являлась общегородской и была связана с посещением Нарвы двумя чудотворными иконами — иконы Божией Матери Одигитрии из Псково-Печорского монастыря и из Пюхтицкого монастыря иконы Божией Матери «Успение». Обе иконы раз в году возились по Принаровью и Причудью (сёлам и деревням правого и левого берега реки, берегов Чудского и Псковского озёр). Конечным пунктом этих путешествий были Ивангород и Нарва. Духовный смысл заключался здесь в том, что Божия Матерь, пред иконами которой в сельских и городских церквах совершались богослужения, сугубо освящала Своим чудотворным присутствием принаровскую землю и покрывала её Своим благодатным омофором. Символично, что, путешествуя фактически по границе между СССР и Эстонской Республикой, Божия Матерь была как бы защитницей и покровительницей православных людей на эстонской земле от безбожной экспансии коммунизма.

Иконы пребывали в Нарве около двух недель: Крестным ходом их последовательно переносили из храма в храм — сначала в центральный Спасо-Преображенский со­бор, затем по церквам города: в кренгольмскую Воскресенскую церковь, братскую Владимирскую церковь, Успенскую крепостную церковь, Знаменскую ивангородскую. Путешествовали иконы и в Усть-Нарву (Нарва-Йыэсуу). Разумеется, не была забыта и Свято-Троицкая церковь.

Печорскую икону привозили в Иван-Город и Нарву, как правило, Великим постом. 15 марта 1928 г., например, икона прибыла из деревни Низы. Сопровождали её, как свидетельствует корреспондент «Нарвского листка», иеромонах Андрей и монах Феодосий. По примеру прошлых лет, навстречу святыне в 31/3 часа из Зна­менской церкви в конце Новой линии совершён Крестный ход, сопровождавший икону до городского моста. После путешествия по нарвским церквам икона вернулась в Ивангород. Трогательна и та педантичность, с которой икону обносили по улицам: 18 и 19 марта — по домам Новой линии и переулкам, на следующий день — по Госпитальной, Надеждинской, Приютской, Железной, Псковской улицам, Рыбацкой набережной и Лагерному полю; затем — по улицам нарвских форштадтов (районов города), 24 марта она возвращается на ивангородскую горку в Знаменскую церковь, а на следующий день была во время литургии в Свято-Троицкой. В этот же день жители Парусинки имеют возможность принять икону с молебном у себя дома62. Для встречи со своей святыней приезжал в эти края из Ревеля и епископ Печорский Иоанн (Булин), являвшийся членом парламента Эстонии.

Пюхтицкая икона прибывала в Нарву в середине июля — начале августа с тем, чтобы к празднику Успения вернуться в монастырь. За несколько дней до её прибытия местная пресса анонсировала предстоящее событие так: «В субботу, 13 июля, в 51/2 часа дня прибывает на Льнопрядильную фабрику Пюхтицкая икона Божией Матери. К этому времени для встречи иконы к воротам фабрики из штиглицкой церкви выйдет Крестный ход, в сопровождении которого икона проследует в церковь к началу богослужения. Здесь икона будет находиться и во время литургии в воскресенье, 14 июля. По окончании службы в субботу икона будет обноситься по квартирам на Льнопрядильной мануфактуре, а утром до начала литургии — на Суконной мануфактуре. По окончании литургии в воскресенье икона будет обноситься по тем квартирам на Льнопрядильной мануфактуре, по которым не успеют обнести ее в субботу» 63.

Общегородским делом был и цикл духовных бесед, план которых утверждался ежегодно на общем собрании духовенства. Беседы духовно-просветительного характера устраивались по вечерам, чаще всего в помещениях братского Владимирского храма, а также в Спасо-Преображенском соборе, Знаменской и Свято-Троицкой церквах в Ивангороде. Каждый из священников выбирает тему, которая оглашается в местной прессе. Темы бесед побуждались насущными проблемами. Так, например, настоятель Свято-Троицкой церкви о. Николай Ратьковский в мае 1929 г. проводит встречу во Владимирской церкви на чрезвычайно актуальную для тех времен тему антисектантства: «Адвентисты и разбор их лжеучения о втором пришествии Иисуса Христа и конце мира» 64.

21 сентября 1930 г. приход храма празднует десятилетний юбилей служения в должности церковного старосты Платона Платоновича Переплётчикова.

Этот период жизни прихода во многом обусловлен особым этапом развития православной религиозной жизни в Эстонии. Тогда Православие в Эстонии приходит к мысли, что без активной, планомерной и коллективной работы по духовному просвещению народа ростки веры будут задушены сорняками варварского безбожия и сектантства. В общеисторическом аспекте Православие встает, помимо идейной борьбы с коммунизмом, на путь неизбежного противостояния фашизму. И это отнюдь не риторический пафос — речь идет о защите первоначальных догматов Церкви в ней самой и в повседневной духовной жизни.

В связи с этим Эстонская Апостольская Православная Церковь всё более активно обсуждает на своих соборах и собраниях проблемы церковной жизни и роли Церкви в обществе, и приход Свято-Троицкой церкви, во главе со своим настоятелем, принимает в этой работе самое непосредственное участие — ведь ещё в студенческие годы Ростислав Романович Лозинский работал на двух совместных конференциях православного и лютеранского духовенства по тем же проблемам (Нарва, 1932, 1934 гг.).

В отчёте о прошедшей конференции Р.Р. Лозинский (секретарь; на ней присутствовал и первый настоятель Свято-Троицкой церкви, о. Николай Ратьковский) пишет:

«Повсюду мы читаем и слышим, как безбожная советская власть ополчилась на Церковь Христову и её верных служителей. Но ошибочно было бы думать, что только в СССР растёт безбожное движение. Нет, и у нас оно всё ширится, пуская глубокие корни в народную толщу. Безбожие объявило войну не одному какому-либо вероисповеданию, но религии вообще, богопочитанию — без различия как оно проявляется. Таким образом, получается как бы два противоположных фронта: за и против Христа. Вот почему в борьбе с безбожной силой оставляются в стороне все вероисповедные различия и все верующие объединяются единым сплочённым фронтом для оказания сопротивления безбожному натиску. Отлагается в сторону то, в чём различны и не согласны (догматы, обряды), и объединяемся в том, что у нас едино,— верою в Господа Иисуса Христа» 3.

Конференция 1932 г. состоявшаяся в Нарве 22-23 августа по инициативе юрьевского пастора Э. Штейнванда, продолжает линию европейских встреч в Женеве, Лозанне и Стокгольме; в ней участвуют 35 представителей православного и лютеранского духовенства из Эстонии. На конференции православные докладывают об общем положении православной церкви в настоящий момент, о необходимости совместной работы, о необходимости духовной литературы для народа и о деятельности Русского Студенческого Христианского Движения. Докладчики-протестанты — о задачах проповеди сейчас, о Нагорной проповеди Спасителя и о внутригосударственной миссионерской работе.

Из докладов выясняется безотрадность религиозно-нравственного положения русской деревни. Русская деревня в Эстонии, вследствие своей географической близости к СССР (поселения располагались в основном в пограничных областях) была наиболее подвержена влиянию «из-за проволоки». Вследствие советской пропаганды (по радио, в письмах), с одной стороны, и бездеятельности, а часто и открытого пособничества местных культурных деятелей «влияниям с Востока», намечается отход деревни от Церкви.

Но, отмечают выступающие, совершив этот шаг, человек, естественно, стремится заполнить чем-то образовавшую пустоту, и получает ответ только «советский», односторонний, извращённый; воспринимает советское мировоззрение, и сам становится коммунистом - безбожником, отрицателем религиозных истин. Отойдя от Церкви, её учения о необходимости чистой жизни, человек опускается, пьянство и хулиганство завладевают всем его существом 4.

Вторая конференция православного и лютеранского духовенства, созванная в Нарве 12-14 июня 1934 г. Балтийским обществом помощи русским, свои утренние заседания посвящает разбору посланий апостола Павла к Филиппийцам, с помощью которых выясняются догматические различия и общность православия с лютеранством; вечером читаются доклады. Их объединяет общая тема — проблема оскудения духовной жизни и путей привлечения к Церкви молодёжи. В дискуссиях о причинах отпадения людей от Церкви речь идёт, в частности, и о том, что народ не понимает значения и смысла богослужения, далёк от пастырей — у тех нет «наследников», которые придут на смену, и потому вопрос о воспитании молодёжи в ограде Церкви чрезвычайно важен. Обе конференции, таким образом, поставили серьёзный вопрос о необходимости внутреннего обновления Церкви (но не в смысле ревизии догматического учения) а самой её духовной жизни) 5.

Для выработки конкретных рекомендаций в решении этих проблем духовенство Нарвской епархии собирается неоднократно, и молодой настоятель Свято-Троицкой церкви с первых дней своего служения активно включается в эту епархиальную работу. О. Ростислава Лозинского на этих встречах мы неизменно видим и в качестве секретаря, и в качестве докладчика. Епархиальное собрание (24-25 сентября 1934 г.) помимо внутрицерковных проблем, особенное место уделяет просвещению. По предложению прот. Павла Дмитровского принято решение организовать миссионерское общеприходское братство, смысл деятельности которого — борьба с сектантством (организация лекций, специальных библиотек, оказание социальной помощи и проч.). Кроме того, найдено необходимым иметь в епархии специального священника-миссионера и наладить в приходах работу с детьми; к тому же распространять, как предлагает о. Ростислав Лозинский, по приходам издаваемые им листки в целях общенародного пения как одного из видов просветительской работы. Собрание соглашается и с предложением о. Александра Киселёва: от каждого прихода делегировать двух-трех молодых людей на предстоящий съезд Христианского Движения Крестьянской Молодёжи; впоследствии они смогут аналогичную работу проводить в своих приходах 6.

В дальнейшем работа Церкви на местах проходила в форме «Дней духовных бесед», организатор — общество «Православный миссионер», возглавляемое ивангородским священником о. Александром Киселёвым. Участвующие — местное духовенство, приезжие лекторы и, разумеется, прихожане. Собрание продолжается 2-3 дня и заканчивается всеобщим говением и причащением Св. Христовых Тайн.

Впервые «День духовных бесед» состоялся осенью 1937 года в деревне Скамья, затем в Усть-Нарве, при участии о. П. Калинкина, о. Р. Лозинского и о. А. Гуковского, третий — в пограничной деревне Комаровка7. 21 января 1938 г. владыка Павел предлагает нарвскому духовенству местом встречай деревню Карстала (Нарвской волости), ибо там не в меру деятельно проявляют себя сектантские проповедники. Тогда же установлен — в помощь просветительской работе — порядок общих, с участием епископа, воскресных богослужений поочерёдно во всех церквах города8.

В 1938 г. эти собрания духовенства Нарвской епархии уже именуются съездами; в Нарву съезжалось практически всё духовенство епархии, а также представители Таллиннской епархии. Съезд в Нарве в конце декабря 1938 г. посвящен духовно-просветительским проблемам, собравшимся прочитаны доклады по самым актуальным темам: христианство, коммунизм, фашизм; современное состояние православия; старообрядчество в Эстонии; православная катехизация; религиозная работа с юношеством; организация и работа детских садов; основы пастырства. По проблеме организации в приходах воскресных школ на опыте работы воскресной школы при Свято-Троицком приходе выступает о. Ростислав Лозинский (съезд приветствует открытие возможно большего числа таких школ). После докладов происходит оживлённый обмен мнениями и решено подобные съезды сделать регулярными и ежегодными9.

Половина из десяти прочитанных на съезде докладов была посвящена вопросу о работе с молодёжью. Съезд решает: наинасущнейшая задача сейчас — катехизация юношества, т.е. углублённое ознакомление с основными истинами православия, осознанное понимание и приятие догматов веры — не одно лишь слепое следование традиции и родительскому авторитету. Катехизаторскую работу следует приурочить к двум важным моментам в жизни каждого — вступление в отрочество (7-8 лет), когда ребёнок первый раз идет на исповедь, и по окончании школы, когда начинается взрослая жизнь (16-18 лет). Катехизация должна заканчиваться говением и причащением. При этом желательно, чтобы последние приурочивались к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

С большим вниманием съезд отнёсся и к вопросу о необходимости создания православной организации для детей школьного возраста. Почти все существовавшие на тот момент организации признавали важную роль религиозного воспитания, но ни одна из них, кроме РСХД, не строила свою работу как религиозную. Съезд решает обратиться к правительству с просьбой пополнить список организаций, которым разрешена непосредственная работа со школьниками, и внести в него молодёжные православные организации, как приходские, так и церковные.

Кроме того, много внимания было уделено вопросу о проведении христианских праздников. Докладчики с горечью констатировали недостойное проведение великих праздников, а также семейных торжеств — свадеб и похорон. Съезд обязует духовенство уклоняться впредь от участия в оных, если там наличествуют спиртные напитки. Решено также обратиться ко всем православным верующим людям со специальным архипастырским посланием о христианском проведении праздников, о хранении в дни праздников святости празднуемого дня...

Съезд ясно показал, что у церковных людей и, в частности, у духовенства накопилось много больших и важных вопросов, есть горячее сознание необходимости перемен в приходской жизни, её обновления с тем, чтобы приходы зажили более серьёзной и углублённой церковно-духовной жизнью. Ясно чувствовалось и то, что это большое церковное дело может быть осуществлено только объединёнными усилиями всех церковных сил. Съезд, таким образом, стал одним из первых начинаний на пути к организации и объединению церковных сил 10.

Своеобразным итогом епархиальной жизни стал Второй пастырский съезд Нарвской епархии 10-11 августа 1939 г. в Нарве, продолживший дело Первого. Сами участники съезда вряд ли предвидели, что менее чем через год жизнь в стране изменится до неузнаваемости, а Церковь из признанной государством станет гонимой, что наиболее активные деятели на ниве христианского просвещения будут арестованы органами НКВД и казнены.

На этом съезде общий тон работе задал доклад епископа Павла (Дмитровского) на тему «Жизнь Нарвской епархии». Прежде всего владыка отмечает позитивный факт — пополнение рядов духовенства молодыми священниками. Однако большую тревогу вызывает недостаток кадров для замещения псаломщиков-регентов. Как меру по преодолению указанного кризиса владыка предлагает организацию курсов для подготовки церковнослужителей, куда можно привлекать любителей из числа прихожан, способную молодёжь, учащихся старших классов, а также женщин. В комиссию по организации курсов вошли настоятель Воскресенского собора о. Георгий Андресон, настоятель Свято-Троицкой церкви о. Ростислав Лозинский, недавно назначенный на должность священника-миссионера Нарвской епархии выпускник Парижского богословского института о. Михаил Лукканен и дьякон Спасо-Преображенского собора о. Иаков Тимофеев.

Другой вопрос, поднятый владыкой, касался преподавания вероучения в школах. Епископ Павел (Дмитровский) отмечает неестественность положения дел, когда преподавателями вероучения очень часто являются лица, далекие от Церкви. Вопрос о передаче вероучения в школах в ведение священников поднимался уже неоднократно; в пограничной полосе, где проживало много русских, он имел особое значение, так как только законоучитель-священник мог создать у детей религиозное настроение, противостоящее натиску безбожия. На сей раз съезд постановляет: обратиться в министерство просвещения с ходатайством назначать в пограничных областях (в качестве исключения) законоучителями в школах лиц священнического звания.

Опуская целый ряд других важнейших вопросов, обсуждавшихся на съезде, отметим проблему катехизации молодёжи. О. Ростислав Лозинский представил съезду разработанную им программу, рассчитанную на 33 часа занятий. Она состоит из трёх разделов: l) беседы и притчи Иисуса Христа как материал для изучения православного богословия (догматическое, нравственное и апологетическое) — 10 часов; 2) история Церкви с последовательным сравнением отдельных вероисповеданий (сравнительное богословие) — 13 часов; 3) богослужение Православной церкви — 10 часов. К каждому разделу программы приложены методические рекомендации и список необходимой литературы. Выслушав доклад, съезд принимает решение: в течение года в каждом приходе должна быть проведена катехизация, за образец которой следует принять разработанную докладчиком программу с добавлением к ней пения как самостоятельного предмета, а также других вопросов в зависимости от местных условий каждого прихода. По окончании катехизации каждому ученику полагается выдавать на память Евангелие и молитвослов. Катехизацию, как первый опыт, решено приурочить к Великому посту, в котором должна принять участие молодежь от 16 до 20 лет.

Другая тема выступления о. Ростисла­ва касается христианского погребения самоубийц. На основании произведённой обществом «Православный миссионер» анкеты докладчик доводит до сведения слушателей опыт пастырской практики при погребении самоубийц в Эстонии и других государствах. Съезд делает вывод: самоубийцы, относительно которых нет достаточно убедительных данных, что они наложили на себя руки в припадке душевной болезни, должны быть лишены полного церковного погребения. Слова и молитвы отпевания, где постоянно говорится, что умерший «возложил упование на Бога» и Святая Церковь молит Господа упокоить усопшего «в селении праведных», при отпевании самоубийцы звучат внутренней неправдой. Съезд постановил: весь собранный о. Ростиславом Лозинским материал передать собору епископов Эстонии, Латвии и Финляндии с просьбой утвердить единообразный чин погребения самоубийц.

Все обсуждаемые вопросы касались не только Нарвской епархии, но как русских, так и эстонских приходов. Отметим, что незадолго до пастырского съезда в Нарве в Таллинне прошёл так называемый Малый собор Эстонской Апостольской Православной Церкви, где протоиерей Н. Пятс выступил, в частности, с докладом, где предлагал церковным кругам обратить особое внимание на социальный характер их деятельности. Докладчик выразил пожелание, чтобы такая работа была скоординирована и направлялась бы централизованно. Собор также высказался за введение в практику Церкви катехизации молодёжи перед вступлением в число полноправных прихожан, что будет в какой-то мере подобно конфирмации среди лютеран 12.

Многое из того, что обсуждалось на этих съездах, в Свято-Троицкой церкви уже являлось практикой и вводилось в приходскую жизнь ещё до общецерковного обсуждения. Поэтому мы можем сказать, что приход храма во главе с молодым и энергичным настоятелем был одним из самых активных и передовых в деле обновления духовной жизни.

Несколько возвращаясь назад, отметим, что в период с 1934 по 1940 гг. во главу угла своей последующей деятельности Свято-Троицкий приход поставил просветительство и милосердие — коренные приоритеты деятельности православия. Это полностью укладывалось в рамки тех задач, которые ставились перед приходами на собраниях и съездах.

Новый настоятель прекрасно сознавал всю остроту проблемы духовного образования молодёжи. Едва вступив на педагогическое поприще, он моментально оценил несоразмерность просветительских задач, стоящих перед духовенством, с теми скудными возможностями, которые они имели по их реализации в школе. 8 февраля 1936 г. о. Ростислав Лозинский обратился по этому поводу с письмом к митрополиту Александру.

Приведем его здесь полностью, сохранив, насколько возможно, авторскую орфографию:

 

«Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыка!

 

I. Школьное управление министерства просвещения (Haridusministeeriumi Koolivalitsus) разослало по всем гимназиям проекты расписания уроков в гимназиях на учебный год. В означенных проектах для вероучения отведено во всех классах гимназии только по одному часу в неделю. Ведь Вы, Владыка, сами были законоучителем и знаете, что за один час ничего нельзя сделать. Я в этом вполне убедился на собственном опыте. Согласно расписанию, в средней школе в 4 и 5 классе в этом году по одному уроку вероучения. В нарвской русской средней школе в 4 классе 52 человека. Что можно сделать при таком количестве учащихся?.. Не только программу приходится сокращать (например, за один урок пройти 2-3 Вселенских собора), но не остаётся совершенно времени проверять знания учащихся.

До сих пор во всех классах гимназии было по 2 часа в неделю уроков вероучения. Говорится много хороших слов о значении Церкви, веры в жизни человека, в школьных программах (например, Keskkooli oppekavad. Tallinn, 1930 а.) указывается на особую важность вероучения, а на деле — полное умаление вероучения как предмета. Кроме того, что за один недельный час нельзя пройти программу, важно также действие на психологию учеников, которые ясно видят, что вероучение ставят на последний план. Настоящим обращаюсь к Вам с просьбою предпринять в этом направлении какие-либо шаги. Дело не терпит отлагательства, т. к. к 10 февраля уже поступят отзывы от гимназий. Сами гимназии, по всей вероятности, не дадут свой голос за увеличение числа уроков вероучения, т. к. каждый из преподавателей боится за счёт вероучения лишиться некоторого количества собственных уроков.

Голос Церкви должен в этом деле звучать вполне определённо, защищая интересы не только свои, но и всего государства.

II. При некоторых приходах существуют Воскресные Школы. Принимая во внимание, что священники в подавляющем большинстве лишены возможности быть законоучителями в школах, Воскресная Школа есть единственная возможность работы священника с молодёжью. Никакие библейские часы и катехизация не могут заменить Воскресной Школы. В Воскресной Школе именно важен христианский дух. Детей привлекает разносторонность Воскресной Школы: т. е. что наряду с серьёзной беседой они могут поиграть, попеть и таким образом незаметно провести воскресный досуг. На одни беседы по Закону Божьему дети ходить не будут. У меня, например, при приходе Воскресная Школа, насчитывающая более 100 детей, разбита на 5 групп, в каждой группе свои руководители. Программа содержит 3 основных момента:

I. Духовно-религиозную часть (молитвы или жития святых, или знакомство с богослужением).

II. Общеобразовательную часть (жизнь животных, сказки, родная литература, вышивание и др.).

III. Спортивную часть (игры, хороводы, гимнастика). В конце дети пьют чай с булкой.

Неужели же это дело теперь должно погибнуть?..

Ведь налаженное надо поддерживать, а не разрушать. Некоторые православные ребята, посещающие эстонские начальные школы, тогда вообще будут лишены возможности что-либо слышать о Православии и встречаться со священником.

Принимая во внимание вышеизложенное, я обращаюсь к Вам, Ваше Высокопреосвященство, с почтительнейшей просьбою ходатайствовать о признании за Церковью и приходами права работы с молодёжью. Если Вы считаете и найдёте нужным, то можно составить специальную депутацию от имени нарвских приходов для ходатайства по этому вопросу в Таллинне.

Простите за беспокойство, но дело это, огромное для Церкви, не терпит отлагательства.

 

Вашего Высокопреосвященства слуга

свящ. Р. Лозинский» 13.

 

Воскресная школа начинала работать в сентябре: после молебна шла запись детей. Деятельность воскресной школы при Свято-Троицкой церкви имела успех, и она не закрывалась вплоть до советской оккупации во многом благодаря настойчивости и энергии о. Ростислава Лозинского. Руководил воскресной школой с 1935 по 1940 гг. сам настоятель, однако душой школьного дела при храме стала требовательная и заботливая матушка о. Ростислава, Софья Емельяновна Лозинская.

Напомним, что у о. Ростислава Лозинского уже был опыт работы с детьми в Юрьеве (Тарту) времён студенчества (кружок РСХД в Эстонии). В 1932 г. половину членов юрьевского РСХД составляли студенты, а другую часть — гимназисты, школьники и дети. Самым ярким и удачным из всех начинаний РСХД в Юрьеве за прошедшие со дня основания Движения годы была детская работа, а именно — организация воскресной школы. Школа состояла из трех групп и насчитывала 100 воспитанников. Руководящий состав воскресной школы был объединён в религиозно-педагогический кружок, руководителем которого являлся Р.Р. Лозинский, тогда студент богословского факультета Юрьевского университета. Общее руководство школой осуществлял уже упоминавшийся о. Анатолий Остроумов, настоятель юрьевской Успенской церкви, духовный руководитель будущего пастыря. Самыми значительными событиями в работе юрьевской воскресной школы были рождественская ёлка и торжественное, весёлое разговение на Пасху. Подспорьем для всей работы Движения стала и небольшая библиотека, расширением и упорядочением которой занимался всё тот же студент Р.Р. Лозинский. Дабы работа воскресной школы была более успешной, при библиотеке открыли отдел детских книг.

Таким образом, организуя воскресную школу в Ивангороде, о. Ростислав руководствовался юрьевским опытом. Этот опыт состоял и в конкретной практике работы с детьми, и в чётком понимании того, что на ниве духовного просвещения ждут не только радости, открытия, трудности, но и откровенная вражда и противодействие со стороны безбожников. Автор заметки об итогах и перспективах работы юрьевского объединения РСХД, например, подчёркивал: «О том, что это будет действительно страда, можно судить по общим условиям нашего времени, далеко не благоприятствующим развитию таких организаций и обществ, как наше Движение. Скорбящий и страждущий в путях кризиса мир не ищет ныне Бога и восстает на Него <...> Все, кто с Богом — враги его, все, кто зовёт к Богу, возводится в звание лжецов и невежд. К ним причисляют и наше Движение. Бедные люди, заблудившиеся между трех сосенок — безбожия, материализма и рационализма,— называют тьму светом и свет тьмой. Трудно назвать в таком случае вещи своими менами...»

Теми же словами, не забыв и о серьёзных трудностях материального порядка, можно было бы охарактеризовать атмосферу, царившую в Ивангороде, и потому основание при приходе воскресной школы являлось не прекраснодушным мечтательством, но актом мужества и веры.

Не обойдена была вниманием и начальная школа при Льнопрядильной мануфактуре. Например, на Благовещение 1938 г. о. настоятель выделил специальное время накануне праздника для исповеди школьников и их причащения за литургией. Примечательно и следующее: в 1940 настоятель практиковал литургию на церковно-славянском и на эстонском языках. Такая служба предназначалась для православных учащихся из эстонской гимназии 15.

В рамках просветительской деятельности на Парусинке работает библиотека, фонд которой ежегодно пополняется. В 1935 г. был составлен каталог изданий, разбивший фонд на пять отделов. В том же году на развитие церковной библиотеки директор Р.Р. Пельтцер выделяет пособие в 150 крон; в 1937 г. в библиотеке открывается детский отдел. В 1939 г. как сообщает отчёт о приходской жизни, круг постоянных читателей насчитывает 65 человек 16.

Другим направлением просветительской работы оставались, по традиции, духовные беседы и популярные лекции для широкой публики на самые разнообразные темы — их читал доктор Левицкий.

Вспомним, что подобные встречи имели место и в прежние времена, при первом настоятеле о. Николае Ратьковеком. Так, например, в марте 1931 г. Русский Народный университет устроил в Народном доме Льнопрядильной мануфактуры духовную беседу на тему «Гонение на христиан и святые мученики»; ноябрь того же года: «Дом мой домом молитвы назовётся для всех народов», а в декабре — «Св. Николай Чудотворец как учитель веры и благочестивой жизни», которые провёл протоиерей Павел Калинкин 17.

 

 

Софья Емельяновых Лозинская, организатор и преподаватель

воскресной школы при Свято-Троицкой в 1930-e гг.

 

Продолжателем этих традиций в Народном доме Суконной мануфактуры становится о. Ростислав Лозинский. Сюда, как замечает настоятель, привлекались врачи, преподаватели школ, хор певчих 18. Поразительно широк был круг тем, осве­щенных им самим: объяснение смысла и состава православного богослужения, «Евангелие как основа жизни», «Сравнение родословий Иисуса Христа», «Современное значение аскетизма», «Подвижники Крайнего Севера», «Жизнь Иоанна Кронштадтского», «Два мира (из времён первых христиан)» и многие другие.

Духовные беседы о. Ростиславу Лозинскому приходилось проводить и в Усть-Нарве, и в приграничной деревне Комаровке, и в других сельских местах. Важную роль в просвещении прихожан играл и кружок взрослых по изучению Евангелия, и женский молодёжный кружок, собравший ценителей русской литературы. Часть приходской работы была скоординирована с целями и задачами РСХД, отделение которого имелось и в Ивангороде-Нарве. Деятели РСХД были здесь желанными гостями. Например, в 1938 г. в приходе выступал один из его самых ярких деятелей в Эстонии Иван Аркадьевич Лаговский, которого профессор В.В. Зеньковский знаменательно называл «основоположником Движения» 19. Из приезжих лекторов стоит ещё назвать Т.В. Касинскую из Риги, которая была хорошо известна за пределами Латвии как руководительница иконописного кружка. В 1937 г. она вела школу иконописи в Вифанском монастыре в Палестине и участвовала в восстановлении иконописи храма в Вифании (храм в Вифании был повреждён бурей), где находилось отделение Гефсиманского монастыря. Её письма из Палестины публиковались на страницах газеты «Путь жизни». «В те дни,— вспоминает Б.В. Плюханов,— каждый день в газетах появлялись сообщения о Палестине. Мы читали: арабы продолжают борьбу с евреями. Англия, управляющая Палестиной по мандату Лиги Наций, не может прекратить этой напряжённой и трагической борьбы. Но ничего мы не слышали живого о Палестине — Святой Земле, где родился наш Господь Иисус Христос, где совершалась Его жизнь, Его страдания, смерть, воскресение, где было возвещено Евангелие Царства Божия» 20. Разумеется, тогда для прихожан Свято-Троицкой церкви, которые при всём желании никак не могли бы оказаться в Палестине, встреча с человеком, который ходил по Святой Земле и расписывал там храмы, была незабываемой.

Выступал перед ивангородцами и инок Валаамского монастыря иеромонах Памва.

К этому роду просветительской деятельности примыкали и юбилейные вечера, посвященные знаменательным событиям русской истории и культуры. В 1937 г-город широко отмечал столетний юбилей со дня смерти А.С. Пушкина, в школах и общественных собраниях проходили торжественные акты, в храмах совершались панихиды. 8 декабря в Народном доме Суконной мануфактуры прихожане Свято-Троицкой церкви устроили пушкинский вечер. В программе праздника: док­лады, чтение повести «Станционный смотритель» и поэмы «Руслан и Людми­ла» в сопровождении световых картин. В качестве докладчика выступил о. Ростислав Лозинский, декламатор — С. Рацевич, инструктор Союза русских просветительских обществ 21.

Следующий 1938 г. был особенно значимым для русского православия; в этот год отмечалось 950-летие Крещения Руси. Понятно, что Советская Россия полностью проигнорировала этот праздник, стараясь замолчать или до неузнаваемости исказить это важнейшее событие российской истории. Лишь русская эмиграция и Православная Церковь за рубежом (в том числе, в Эстонии) понимали всю важность этого юбилея и имели реальную возможность отметить его открыто и с достоинством.

На заседаниях Комитета по празднованию юбилея под председательством епископа Павла (Дмитровского) решено было не ограничиваться лишь рамками города, поскольку юбилей в равной мере касался всех православных Эстонии, но распространить его на Принаровье и Причудье. Открыл цикл встреч и праздников выезд епископа Павла и о. Ростислава Лозинского в Васкнарву, где 31 июля 1938 г. широко отмечается «День русской культуры».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.081 с.)