Мировые религии: общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировые религии: общая характеристика.



Важной вехой в истории религии стало возникновение мировых религий, которые, в отличие от религий этнических и региональных, получили межнационального характера. Буддизм, христианство и ислам - это итог длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.

Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одних общественных отношений к другим. Буддизм - в VI в. до н.э., когда в Северной Индии раскачивался сословный, варновый устройство; христианство - в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи во время кризиса рабовладельческого строя; ислам - в VII в. н.э. в Западной Аравии в период перехода к классовому обществу. В их становлении и развитии большую роль играли учредители или группа учредителей, сами испытывали потребность в новой религии, понимали религиозные потребности масс. В вероучениях, что разрабатывались, в культе, церковной организации отображался образ жизни многих регионов, разных классов, слоев, каст, племен, народностей, и поэтому эти разнородные сообщества становились носителями новых религий.

Эти религии принесли представление о равенстве единоверцев перед Богом или Абсолютом, о возможности выхода за пределы определенных традиционных культур, связанных с национально-государственными идеологиями. Мировым религиям присущ ярко выраженный прозелитизм - пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, что дало им возможность пересечь государственные границы. Появление мировых религий означала возникновения впервые в истории человечества вероисповедной связи, существенно отличался от этнического, языкового и политического. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они жили.

Буддизм     Ислам     Христианство  
1. Дата возникновения религии
Буддизм— самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распростране­нию в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Ислам (араб. «предание себя Богу»,«покорность») — одна из мировых религий, иначе — мусульманство. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т. ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров(Мекка, Медина). Христианство возникло в I в. новой эры на территории Восточ­ной части Римской империи в Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа. Такой порядок летоис­числения был предложен в VI в. н. э. До этого все страны Средиземно­морья вели летоисчисление со времени основания Рима. По этому ле­тоисчислению рождение Иисуса Христа совершилось в 747 году от основания Рима
2. Основатель религии
Основатель буддизма –Будда(«Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся устно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии. Основателем ислама стал пророк Мухаммед(ок. 570—632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммед предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 г. в возрасте 40 лет он получил Откровение на горе Хира во время 40-дневного поста, и слова небесного посланника Джабраила(Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как «надпись». Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 году из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммада за утверждение новой религии — веры в единого Бога (Аллаха) — закончилась победой над языческой Меккой в 630 году. Основателем христианства является Иисус Христос(Иисус из Назарета, 2 до н.э. Вифлеем – 33 н.э. Иерусалим), сын Бога и богочеловек (то есть совмещает в себе природу божественного и человеческого). Второе лицо в структуре Троицы. Бог Сын воплощающий в себе Слово Божье, посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину Откровения. Он был сыном бедного плотника из г. Галилеи. До 30 лет жил в полной неизвестности, затем выступил с проповедью никем ранее не слыханного учения. Вокруг него образовался небольшой круг учеников. Но и ученики его не понимали, многочисленные враги преследовали его, пока не восторжествовали над ним, предав его позорной смерти на кресте, как преступника и злодея. Иисус Христос принял смерть на кресте«во искупление грехов человеческих», а затем воскрес и вознесся на небо.
3. Священные тексты
  Сам Будда, ничего не писал. Монах по имени Упали пересказал все, что он слышал о дисциплине: правилах приема в сангху(монашеская община)и исключения из нее, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Все это было объединено в свод текстов, получивших названиеПалийский канон (Типитака) Типитака состоит из тpех частей: Сутта питака — это сборник сутр, приписываемых Будде и нескольким его ближайшим ученикам, содержащий все основные учения буддизма Тхеpавады. Виная-питака — это сборник текстов, касающихся правил поведения в повседневной жизни Сангхи — общины бхиккху (получивших посвящение монахов) и бхиккхуни (получивших посвящение монахинь). Виная-питака далеко не ограничивается перечислением правил, в нее также входят истории происхождения каждого правила, подpобное описание того, как Будда решал вопрос сохранения общей гармонии в большой и pазноpодной духовной общине. Абхидхамма питака – это сборник текстов, в которых основополагающие принципы учения, представленные в Сутта питаке, пеpеpаботаны и организованы в систему, которую можно применять для исследования пpиpоды ума и материи. Более 500 лет учение Будды существовало в устной традиции и только в конце 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (современный остров Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. н. э. Следующее сочинение —Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Уданасодержит 80 важных изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Итивуттакавключает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Коран (араб. «чтение вслух, наизусть»; под влиянием сирийск.«кериана» — «чтение священного текста»,«назидание») — главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммедом в форме«пророческих откровений». Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6204 стихов (аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна (» Священное Предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует вечно. Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Хадисы же есть высказывания пророка (то есть человека), которые были произнесены в определенный момент, то есть имеют свое«начало». В то же время во всех случаях хадис нельзя смешивать со словом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же есть фундамент, основа веры. Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.   Основой христианского вероучения являетсяБиблия, которая по убеждению приверженцев есть Слово Боже (иначе «Священное Писание»). Представляет собой два сборника книг, называемых Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет сложившийся в недрах самого христианства. Слово, которое переводится как «завет», первоначально значило«договор», или«соглашение», то есть обещание Бога благословить избранный Им народ. Как христиане, так и евреи считают Библию записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открывшегося Моисею на горе Синах. Ветхий Завет – это часть Библии, комплект иудейских священных книг. В Ветхом Завете собраны разнообразные по форме и содержанию религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода(примерно с XIII по II века до н.э.) Ветхий Завет был канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базируется на иудаизме. Новый Завет – это основной (наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства, который составляет вторую часть христианской Библии. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о Новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса Христа и его учеников, называются Новым Заветом. В Новый Завет входят: — Евангелие — Деяния апостолов — 21 послание апостолов — Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова Существует четыреЕвангелия: — от Марка (70 год) — от Луки (80 год) — от Матфея (90 год) — от Иоанна (100 год) Тексты не вошедшие в кодекс Библии, но признанные церковью священными, называются Апокрифами.
4. Основы и особенности вероучения
Основой всего учения, своеобразным объяснением его существования, являются Благородные Истины. Их содержание в общих чертах таково: — Существует страдание. А с точки зрения буддизма, оно не просто существует, но всякая земная жизнь есть страдание. В том числе и жизнь человека. Рождение, смерть, старость, болезни-всё это страдание, а чувственные удовольствия также являются частью страдания, т.к. человек боится потерять своё счастье, и потом — любое счастье преходяще. — Существует причина страдания. Это Тришна – желание, влечение, жажда. В первую очередь – жажда бытия, которая, вкупе с неведением и кармическим законом, приводят в движение Колесо Сансары, т.е. вызывают новые и новые рождения и страдания. — Возможно прекращение страданий. В буддизме прекращение страданий возможно только в земной жизни и только в человеческом воплощении. С прекращением желаний прекращаются страдания, но отнюдь не бытие. И этой Истины следует и четвертая, последняя истина. — Существует путь к освобождению, т.е. прекращению страданий, освобождения от колеса Сансары. Этот путь-Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь состоит из восьми ступеней и делится на три этапа: этап мудрости, этап нравственности и этап сосредоточения или психопрактики.
  1. Правильное понимание (свободное от суеверия и заблуждений)
  2. Правильная мысль(возвышенная, подобающая мудрецу)
  3. Правильная речь(доброжелательная, искренняя, правдивая)
  4. Правильные действия(мирные, честные, чистые)
  5. Правильное усилие(самовоспитание, самообразование)
  6. Правильное поведение (непричинение страданий)
  7. Правильное внимание(активная бдительность сознания)
  8. Правильное сосредоточение(глубокая медитация над смыслом жизни)
Эти ступени помогают человеку достичь самопознания, добродетели и, наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Нирвана — это избавление, она освобождает человека от боли, ибо в ней погасает огонь желания. достижение нирваны — высшая цель буддиста. Нирвана — это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений. Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его главными составляющими являются «четыре благородные истины»: • в жизни существует страдание; • причина страдания — желание; • страдание исчезает, когда искореняется желание; • следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления. Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его современники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели — просветлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму (букв. - многобожию) связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых — традиционные индийские божества, а также сам Будда и некоторые из его последователей. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектами вызвали созыв соборов в Рад-жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну («узкая колесница») и Махаяну («широкая колесница»). Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна – в северных странах, получив название северного буддизма. Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Тхеравада («школа старой мудрости») – наиболее ортодоксальное течение в буддизме, получило название Хинаяны («малой или узкой колесницы»). В частности, Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. В то же время Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределами Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия. Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо – вкушает радость и умиротворённость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра –«колесо жизни»(оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан(звеньев): неведение обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер нама-рупы – физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести сфер познания – видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом); органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают желание(тришна), которое, в свою очередь, порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек; привязанность приводит к жажде вечного существования (бхава), следствием чего является рождение, а всякое рождение влечёт за собой старость и смерть. Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной. Отличие буддизма от других религий заключается в том, что судьба человека зависит только от собственных усилий и от неустанной сознательной работы над собой. Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в правена спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста. Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: Воздерживайся от убийства. Воздерживайся от воровства. Воздерживайся от блуда. Воздерживайся ото лжи. Воздерживайся от возбуждающих напитков. Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти. Едиными для всех буддистов являются буддийские праздники, которые отмечаются по лунному календарю. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени. В буддизме выделяют три главные драгоценности: · Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления. · Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям. · Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения. Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни. Учение о несуществовании индивидуального субстанциального простого и вечного «я», или души (атмана), называемого обычно на санскрите анатмавада. Эта буддийская доктрина отличает буддизм как от большинства неиндийских религий, так и от других религий Индии (индуизм, джайнизм), признающих учение о «я» (атман) и душе (джива). Буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В буддийской традиции они называются пятью скандхами (панча скандха; слово «скандха» дословно означает «куча»). Это: группа чувственного (рупа), то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального; группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального) — ведана; группа осознавания различий (круглое — квадратное; белое — черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий — самджня; группа мотивирующих факторов — волений и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы и, наконец, сознание как таковое (виджняна). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики: все непостоянно (анитья); все есть страдание (духкха); все бессущностно, или все лишено самости (анатма); все нечисто (ашубха). Традиционные буддийские представления о мире — психокосме — таковы: вселенная по своей природе троична (вспомните архаичные представления о трех мирах — нижнем, среднем и верхнем), она состоит из трех уровней, или трех миров (лока — «место») — мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату). Из-за ее трехслойности эта вселенная часто называется «троемирием», или «троекосмием» (траялокья). Мир желаний (камадхату) — место, где живут (или — которое переживают) почти все живые существа, за исключением некоторых высших божеств и чрезвычайно продвинутых йогинов. В мире желаний пребывают обитатели адов, голодные духи, животные, люди и большая часть богов. В центре плоской земли находится устремленная в невообразимую высь гора Сумеру, вокруг которой располагаются дворцы тридцати трех богов мира Брахмы. Гора Сумеру окружена несколькими кольцами гор, образованных различными металлами. За ними простирается гладь мирового океана, в котором находятся четыре континента, один из которых — «наш» континент (его название — Джамбудвипа; в средневековых источниках так обычно называется Индия). Под землей находятся обиталища претов и система десяти («холодных» и «горячих») адов, самый нижний и страшный из которых называется «нирая» («без избавления»), поскольку срок пребывания в нем невероятно долог, хотя все-таки и конечен.
Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман: – Вера в Аллаха. Каждая сура Корана(кроме 9-й) начинается с его восхваления: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…» Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. Вера в ангелов демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. – Вера в святость Корана. Он считается Словом Божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение около 23 лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах — это единст­венный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существо­вание. Для ислама характерна также вера в пророков:В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса(Моисей), Пух (Ной), Иса(Иисус). Однако главное значение придает­ся«печати пророков»,»посланнику Аллаха» — Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кро­ме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха». Мусульманин верит в бессмертие души,покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. Какова судьба каждого человека, что ему уготовано —рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Ал­лах на Страшном суде. Заступничество Мухаммеда может смяг­чить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и на­править его в рай. В исламе очень сильно выраженавера в божественное предо­пределение.Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры»(аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина. Первое культовое предписание — произнесение вслух махады — основного положения символа веры — «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином. Второе культовое предписание — ежедневный пятикратный ритуал —намаз(молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Пер­вая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, об­ряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, кото­рая проводится в мечетях и сопровождается проповедью. Третье культовое предписание — соблюдение поста (перс. ура-за) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глу­боких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста. Четвертое культовое предписание — закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добро­вольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязан­ность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода. Пятым культовым предписанием является хадж паломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Ка­абы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского кален­даря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состоя­ния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи. Помимо выполнения этих обязательных предписаний в му­сульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров. Кааба — это священный храм в Мекке — четырехугольное каменное здание (кааба в переводе с араб­ского означает куб) высотой примерно 10 метров, шириной — 8, с пло­ской крышей, без окон. Прийти к Каабе и прижаться губами к «черному кам­ню», означает для мусульманина исполнить завещание пророка Му­хаммеда. Кааба как святилище, в котором пребывает Аллах, играет огромную роль во всей религиозно-культовой деятельности ислама. Во время молитвы благочестивый мусульманин должен обратиться в сторону Каабы. Считается, что только в этом случае молитва будет действенной, услышанной Аллахом. В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исла­ме, является ипоклонение святым местам — мазарам. Мазарами счи­таются различные древние сооружения, могильные холмы, места за­хоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считает­ся и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим мес­там, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему. Как и в других религиях, значительная роль в культовой сис­теме ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют. Исламская философия, также мусульманская или арабская – одна из главнейших мировых философских традиций, оформляется как самостоятельный феномен течение VIII-IX века н. н.э. на территории Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки вследствие расцвета цивилизации, созданной на мировоззренческой основе религии – ислама. «Арабськисть» философской мысли исламского мира определила метасмислова логика арабского языка, которая доминировала в культурном дискурсе указанных территорий. Фальсафа Фальсафа – арабоязычный перипатетизм и неоплатонизм, представители которого опирались на философский наследство античности и эллинизма, выступая его продолжателями, интерпретаторами и комментаторами, а также очерчивая новый круг философских запросов и проблем Калям Калям (букв. «разговор [о чем-то]») – хронологически первое направление мусульманского философствования, представители которого сосредоточили свое внимание на первоисточниках исламского вероучения, рассматривая их в рационалистические парадигме. Мировоззренческий дискурс Каля содержит ряд проблем, которые стали герменевтической основой перехода от рационализирована теологии к содержательной философской рефлексии (проблема свойств Бога, свободы воли, создание мира и др. Мутазилизм Мутазилиты («те, кто отошел») – направление философской мысли исламского мира, последователи которого оформились в отдельное движение еще в VIII веке нашей эры. Представители этого движения разработали своеобразные взгляды на проблему свободы воли, создание Корана, атрибуты Бога и др., изложив эти принципы в шести «столбах веры». Отличаясь из числа представителей Каля радикальным рационализмом, муьтазилиты аллегорически истолковывали или вообще отрицали отдельные положения доктринального ислама, которые, по их мнению, противоречили здравому смыслу. Последователи этого направления философии исламского мира создали оригинальное онтологическое учение, опираясь на идеи атомизма, непрерывности и фрагментарности пространственного континуума, соотношений субстанций, акциденций, множественности и единичности. Суфизм Суфизм (тасаввуф) – феномен исламской духовной культуры, для которого характерен значительный уровень философской рефлексии над проблемой отношений «человек» – «Бог». Классически определяемый как исламский мистицизм, тарика («путь») суфизма выступает в качестве поступательного системы приближения человека к Божественному миру, используя как эмотивно-волевые, так и рациональные качества человека. Методика этого «пути» существенно отличается в разных направлениях суфизма, отдельные из них, разрабатывая теоретические аспекты мистической практики, включенной в контекст «истинной реальности» (хакика), образовали целые философские системы. Батинизм Батинизм (батиниййя – «искатели тайных смыслов») – направление философской мысли исламского мира, который продолжает свое существование в виде нескольких религиозных течений шиитского ислама. В эпоху Средневековья указанные движения характеризовались значительной степенью осмысления философского наследия античности, эллинизма, а также восточных религиозно-философских направлений (гностицизм, сабеизм, манихейство). Соединив понятие Божественного гнозиса ('Ирфан) с шиитской профетологиею, батиниты аллегорически толковали сакральные тексты, рассматривая нормативно-правовое содержание религиозных законов как относительное и отдавая предпочтение «внутреннему» знанию, унаследованному от проводников истины – имамов. Для большинства течений, обозначенных нами как батинизм, характерные циклические концепции времени (даувар – «круги», «циклы»), учение о метемпсихоз (танасух), а также о Боговоплощении (Хулуле). Традиционализм Традиционализм (ас-салафийун) – отдельное направление мусульманской парадигмы философствования, для которого характерен религиозный доктринализм и апологетизм. Находясь в русле суннитской религиозно-правовой мысли, представители традиционализма выступали в качестве оппонентов вышеперечисленных философских направлений, противопоставляя им эксплицитные утверждения («тексты» – нусус) Корана и Сунны. Прибегая к дискурсивной полемики в области логики, онтологии, гносеологии, метафизики, этики и других философских дисциплин, салафийун разработали собственные герменевтические, логические, эпистемологические и социально-этические учения, аргументируя их как ссылками на сакральные тексты, так и «здравого смысла» (аль-'акль ас-сарих). Характерные черты философии ислама Классической арабо-мусульманской философии присущ полемический дух. Первые мутакаллимы были великими спорщиками. Период развития калама похож на досократическую эпоху античного философствования. По отдельным вопросам философии разгорался спор среди представителей всех школ и направлений. Философскую мысль ислама в не меньшей степени характеризует систематизм. Академичность приверженцев арабского аристотелизма постепенно сменила разноголосицу первых мутакаллимов. Научность, религиозность и логичность — главные отличительные черты философии ислама. Это трио основных звеньев в цепи масштабной философско-мировоззренческой системы, которая выходит далеко за пределы теоретических определений и понятий. Основные положения христианской церкви – догматы – определены в 12 членах Символа веры. Среди них важнейшими догматами являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. д. Итак в результате первых семи Вселенских соборов сформи­ровалось православное вероучение. Это вероучение ежедневно вос­производится верующими христианами в видемолитвы — «Ве­рую», как знак признания основных положений вероучения. Корот­ко содержание православного вероучения можно представить следующим образом: Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, пред­ставляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа — Бога Сына, который вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и доброволь­но принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на крес­те и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники вечно му­читься. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По пра­вославному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Хри­ста», посредником между Богом и человеком. В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов — та­инств. Таинство крещения — это одно из главных таинств, символизи­рующих принятие человека в лоно христианской церкви. соверше­ниетаинства причащения или святой евхаристии(благодарствен­ной жертвы). Совершение таинства покаяния(исповеди) является непре­менным атрибутом религиозной жизни православного христианина.Таинство миропомазания также важная составная часть многих культовых действий. В православной церкви миропомаза­ние совершается сразу за обрядом крещения. Таинство брака — церковное освещение обряда бракосочета­ния или венчания — это также важный момент религиозной жизни человека.Таинство елеосвящения(соборования)совершается над больным человеком. Обряд состоит в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом — елеем, сопровождаемым чтением молитв, в которых священнослужители просят Бога нис­послать больным выздоровление. Таинство священствасовершается на основе специального обряда хиротонии — рукоположения, в процессе которого осуще­ствляется возложение рук вышестоящего служителя культа — на голову посвящаемого. Считается, что в момент возложения рук епископа на голову посвящаемого в пресвитеры или в диаконы, по­следнему передается божественная благодать, делающая его по­средником между Богом и людьми Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Поклонение кресту — один из важнейших элементов право­славного культа. Крест является символом христианской веры.Культ икон — живописных или рельефных изображений Бо­га-Отца, Бога-Сына, Бога Святого Духа,


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.006 с.)