Доходы от предпринимательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы от предпринимательской деятельности.



Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия.

Вместе с тем законодательством ограничены права на осуществление некоторыми некоммерческими организациями предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Профессиональные союзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только через учреждаемые ими организации. Ассоциация (союз), на которую по решению участников возлагается ведение предпринимательской деятельности, должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только на реализацию уставных целей [6].

 

3. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Деятельность бюджетных учреждений регулируется Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) [2].

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждения разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Но они имеют специфику, обусловленную отраслевыми особенностями деятельности учреждений, и сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

- бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней, в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

- поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов услуг, изымаются в бюджет.

- выручка от реализации продукции собственного производства, покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждения культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

- выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

- выручка от оказания посреднических услуг;

- доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

- доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов по ним;

- доходы от иных внереализационных операций (курсовые разницы при операциях с иностранной валютой и др.);

- добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее.

В отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются некоторые особенности.

Основными источниками финансирования здравоохранения стали средства бюджетов всех уровней, средства обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства ОМС увеличили финансовую базу здравоохранения. Однако, увеличения общего объема финансовых ресурсов в здравоохранении не произошло за счет частичного замещения бюджетных средств средствами ОМС.

Множественность источников финансирования учреждений здравоохранения не означает их объединения и распоряжения одним органом управления: бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, а средствами ОМС – фонды ОМС. За счет средств медицинского страхования стало осуществляться финансирование большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с договорами по ОМС. Бюджетные средства используются только для финансирования учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия), а также учреждений скорой помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка. Также за счет бюджетных средств финансируется приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и капитальный ремонт объектов здравоохранения, и осуществляется уплата страховых взносов за неработающее население.

В организациях культуры и искусства особенности организации финансов связаны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как библиотеки, большая часть музеев оплачивается за счет бюджетных средств. Эти учреждения находятся на сметном финансировании и получают средства из бюджетов разных уровней, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные организации культуры оказывают большую часть предоставляемых услуг на платной основе.

Финансовые ресурсы учреждений культуры и искусства формируются также и за счет бюджетных ассигнований, и за счет внебюджетных источников. При этом бюджетные средства должны использоваться только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распространению культурных ценностей.

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательной и исполнительной) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью [6].

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности бюджетные учреждения уплачивают практически все налоги, предусмотренные действующим законодательством (НДФЛ, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог и другие, региональные и местные налоги). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов ряду учреждений – образовательным, учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти.

Например, бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при осуществлении бюджетной деятельности. При исчислении НДС н подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства.

Порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений в действие главы 25 части второй НК РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус бюджетных учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом из полученных доходов (доходов от реализации товаров, работ, услуг, и внереализационных доходов) исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности – пожертвования, имущество, переходящее учреждениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др. Для исключения этих сумм из налогооблагаемой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Расходы, уменьшающие полученные доходы, определяются в соответствии с экономической классификацией расходов Бюджетной классификации РФ

10.) Сущность, задачи и этапы финансового планирования

Финансовое планирование – это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

Цель финансового планирова ния: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств.

Задачами финансового планирования являются:

- определение потребности в финансовых ресурсах

- определение возможности и целесообразности внешнего финансирования, выявление имеющихся резервов и на основе этого расчет объема и структуры финансирования.

- установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов: целесообразность капитальных вложений, размер дивидендов, размер фондов накопления и потребления и т.д.

- синхронизация поступления денежных средств с их выплатой

- оценка результативности всех видов деятельности предприятия и т.д.

Финансовое планирование базируется на использовании следующих систем:

1. По значимости в плановой деятельности: стратегическое, тактическое, оперативное финансовое планирование.

2. По длительности: долго-, средне-, краткосрочное.

Этапы ф инансового планирования:

1. Определение объекта планирования.

2. Определение того, какая система планов будет использоваться, их формы, способ взаимной увязки показателей отдельных планов.

3. Сбор и анализ необходимой информации.

4. Выбор методов планирования и обоснование нескольких вариантов плановых заданий.

5. Контроль выполнения плановых заданий

Количество и формы планов, разрабатываемых предприятием, зависят от специфики деятельности, размеров предприятия, квалификации финансовых работников.

В мировой практике крупные и средние предприятия в финансовый комплексный план включают следующие балансы.

1. Баланс доходов и расходов

2. Баланс движения денежных ресурсов, так называемый кассовый план

3. Плановый баланс активов и пассивов.

4. План стратегии финансирования предприятия.

На предприятии вместо разрозненных финансовых планов может использоваться такой инструмент финансового управления, планирования учета и контроля как бюджетирование.

Бюджетирование эффективно, если служит основой для принятия финансовых решений, для чего необходима система учета, интегрированная с системой бюджетирования. Бюджетирование может стать основой контроллинга.

Наиболее широко используется система генерального (общего) бюджета предприятия, состоящего из операционного и финансового бюджетов

Схема разработки и внедрения системы бюджетирования:

1. Построение модели бюджетирования. Оно начинается с постановки цели и определения ограничений;

2. Определение объектов бюджетирования. Это объекты фирмы, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов.

Если объект планирования – предприятие в целом, то модель бюджетирования может включать только группу финансовых бюджетов. Если предприятие разработало и внедрило финансовую структуру управления, то объектами бюджетирования выступают центры финансового учета: центры затрат, прибылей, доходов, инвестиционные (венчурные) центры. Сначала составляются бюджеты по отдельным центрам финансового учета, а затем все эти бюджеты консолидируются.

3. Определение совокупности бюджетов и их форм.

4. Определение регламента системы бюджетирования:

- временного регламента, определяющего в какие сроки и через какие промежутки времени будут формироваться бюджеты, когда будет осуществляться учет, контроль и анализ их исполнения;

- организационный регламент: распределение полномочий и ответственности.

5. Обучение персонала, реализация бюджетирования.

Процесс бюджетирования носит непрерывный, скользящий характер. На основе годовых бюджетов разрабатываются квартальные и месячные.

 

11) Методы финансового планирования.

Финансовое планирование сводится, с одной стороны, к точным расчетам финансовых показателей на ближайшее время и их балансовой увязке в соответствующем финансовом документе, а с другой стороны — к прогнозным расчетам, носящим вероятностный и многовариантный характер. При планировании финансовых показателей организации применяются нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, оптимизационный, экономико-математический и долевой методы.

Основные методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, многовариантности расчетов, балансовый и др.

Метод экономического анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов. Этот метод целесообразно применять в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а выявленная в процессе анализа взаимосвязь показателей стабильна и сохранится в плановом периоде.

Нормативный метод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязательных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), так и разработанных непосредственно на предприятии и используемых для регулирования хозяйственно-финансовой деятельности.

Нормативный метод широко применяется в финансовом планировании. Например, при планировании себестоимости продукции используются нормы расходов сырья, материалов, топлива, расходов на оплату труда производственных работников и др.

Метод многовариантности расчетов состоит в том, что рассчитываются альтернативные варианты плановых показателей, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критериями выбора могут быть:

  • минимальная величина стоимости вложенного капитала;
  • максимальная величина прибыли;
  • максимальная рентабельность активов и собственного капитала;
  • повышение конкурентоспособности организации и др.

Использование балансового метода позволяет увязать между

  • собой отдельные плановые показатели, например потребности организации в финансовых ресурсах с источниками их формирования.
  • В системе финансового планирования могут применяться методы балансовых расчетов (по формуле О0 + П = Р + О1) при разработке баланса доходов и расходов платежного календаря, планового баланса.

При разработке финансовых планов могут также использоваться коэффициентный метод, метод экономико-математического моделирования.

В качестве инструментария широко используются различные финансовые таблицы, графические изображения.

Нормативный метод финансового планирования

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов. Она включает:

  • федеральные нормативы — единые на всей территории РФ для всех отраслей и организаций: ставки федеральных налогов, нормы амортизации основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др.;
  • нормативы субъектов Федерации (краевых, областных, автономных образований): ставки республиканских налогов, тарифных взносов и сборов и т.д.;
  • местные нормативы (местные налоги и т.д.);
  • отраслевые нормативы, действующие в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов: малое предприятие, акционерное общество и т.д.;
  • нормативы организации, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торгового процесса и финансовой деятельности, контроля за эффективным использованием финансовых ресурсов: нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли. Нормативный метол является самым простым методом. Исходя из норматива и величины базового показателя рассчитываются финансовые показатели.

Рис. 1. Нормативный метод планирования

Расчетно-аналитический метод планирования

Расчетно-аналитический метод состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод финансового планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Рис. 2. Этапы расчетно-аналитического метода финансового планирования

Расчетно-аналитический метод широко применяется, например, при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления и резервный фонд.

Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующих виде:

  • Ф.n.пл - планируемая величина финансового показателя;
  • Ф.n.отч — отчетное значение финансового показателя;
  • I — индекс изменения финансового показателя.

Балансовый метод финансового планирования

Балансовый метод состоит в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Применение балансового метода призвано обеспечить сбалансированность доходов и поступлений с расходами и отчислениями, т.е. соответствие источников финансовых ресурсов и финансирования за счет них. Для рационального использования всех источников финансовых ресурсов организации необходима полная сбалансированность объемов финансирования каждого расхода на основе распределения каждого источника. Использование балансового метода в процессе финансового планирования определяет характер составления финансового плана. Процесс финансового планирования в организациях является итерационным, гак как именно итерации и позволяют достичь компромисса между доходами и расходами. Итерационный характер процесса финансового планирования является одной из причин того, что этот процесс довольно трудоемкий и длительный по времени.

Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды — фонд накопления, фонд потребления и др. Например, балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид:

  • Он - остаток средств на начало периода;
  • П - поступление средств;
  • Р — расходование средств;
  • Ок - остаток средств на конец периода.

Метод оптимизации финансовых плановых решений

Метод оптимизации финансовых плановых решений (или метод многовариантности) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых плановых расчетов для выбора оптимального из них. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • минимум затрат;
  • максимум прибыли;
  • минимум вложений капитала при наибольшей эффективности результата;
  • минимум времени оборачиваемости оборотных средств;
  • максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  • минимум финансовых потерь от финансовых рисков.

Рис. 3. Этапы оптимизации плановых решений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.035 с.)