Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система



Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система

Определение и сущность государственных финансов. Отличие денег от финансов

Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем;

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственные финансы включают в себя:

1) Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

2) Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источники формирования:

а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;

б) субсидии из бюджета;

в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

г) добровольные взносы и пожертвования.

3) Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Формы государственного кредита: 1) государственные займы; 2) казначейские ссуды.

Основные функции финансовой системы

1. Распределительная функция связана с распределением ВВП, его основной части национального дохода. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Первичное распределение осуществляется по методу создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Вторичное распределение наблюдается на уровне госбюджетов.

2. Регулирующая – связана с образованием и использованием бюджетного фонда за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности.

3. Контрольная – осуществляет контроль реального денежного оборота и осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Формы и виды кредита

Формы кредита: товарная, денежная и смешанная(товарно-денежная.)

Товарная форма кредита используется при продаже товаров в рассрочку платежа. Денежная форма – предоставление денежных средств заемщику и их возврат кредитору. Смешанная (товарно-денежная форма) – когда кредит предоставляется товаром, а возвращается деньгами и наоборот.

С точки зрения категорий участников кредитных отношений, формы кредита: коммерческий (предприятие – предприятие), банковский (банк – предприятие, банк, государство), потребительский (банк – физическое лицо), государственный (банк – банк), межбанковский, международный.

Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем и объектом его является товарный капитал. Цель кредита– ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Коммерческий кредит ограничен по размерам (вре­менным свободным капиталом), имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.

Банковский кредит предоставляется ден. капита­лом, банками и другими кредитно-финансовыми учр-ми предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Заемщиком может быть фирма, госу­дарство, личный сектор, а кредитором – кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента.

Потребительский кредит предоставляется в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели). Его объектом обычно являются товары длительного пользования (мебель и др.) и различные услуги. При этом банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары (или услуги), а покупатель постепенно по­гашает ссуду в банк. Максим. срок кре­дита – 3 года.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государ­ство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридиче­ские лица.

Денежные средства, привлекаемые на основе государствен­ного кредита, поступают в распоряжение правительства, превра­щаясь в дополнительные финансовые ресурсы.

В России кредит классифицируется в зависимости от: стадии воспроизводства, обслуживаемой кредитом; отраслевой направленности объекта кредитования, его обеспеченности, срочности кредитования, платности и др.

Особое разнообразие приносит деление кредитов в зависимости от обес­печения. В качестве обеспечения используются векселя, движи­мое и недвижимое имущество, товарораспорядительные доку­менты и др.

Границы кредита

Избыточное предоставление кредита ослабляет заинтересованность производителя в экономном расходовании ресурсов. В то же время недостаток средств производителя приводит к возникновению трудностей в деятельности.

Круг потребностей в средствах, которые могут удовлетворяться за счет кредита:

1) границы использования кредита. Кредит берется для увеличения оборотных средств, основных фондов, потребительских нужд;

2) количественные границы предоставления кредита;

3) границы предоставления кредита отдельным заемщикам.

Кредитование зависит от спроса и предложения, от учетной ставки ЦБ и др.

 

Бюджетная система РФ

Бюджетная система страны

Согласно бюджетному кодексу РФ имеет 3-х уровневую систему (федеральный, региональный, местный бюджеты).

Федеральный бюджет (предлагает, исполняет, рассматривает – Правительство, утверждает – ГД).

Региональный бюджет (краевой, областной, бюджет автономных образований, бюджет Москвы и СПб).

Местные бюджеты (городской/муниципальный, районный, сельский, поселковый).

Бюджетный процесс – утвержденная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, использованию бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование (частичное перераспределение финансов между уровнями бюджетной системы). Эти средства могут выделяться в виде ассигнований (субвенций, субсидий, дотаций) или могут предоставляться в виде части федерального налога, который будет поступать в нижестоящий субъект.

Структура бюджетной классификации:

Функциональная структура выполняет задачу целевого и адресного распределения средств

Ведомственная структура определяет кому и сколько, и на что выделяются средства из федерального бюджета.

Экономическая структура определяется по статьям расходов (зарплата, оборотные средства).

Консолидированный бюджет – это сводный бюджет ко всей стране. Такой бюджет не утверждается законодательными органами.

Состав и структура расходов федерального бюджета России

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.

Расходы федерального бюджета классифицируются по своей роли в процессе воспроизводства, по функциональному назначению и экономической классификации. По своей роли в процессе воспроизводства различают:1.затраты, связанные с финансированием материального производства и 2.затраты, связанные с содержанием производственной сферы.

По функциональному назначению – это расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности и т.д.

По экономической классификации: на текущие и капитальные. Основная часть средств приходится на текущие расходы – это закупка товаров, услуг, труд государственных служащих, начислений заработной платы, платежи по внутренним займам, государственный внешний долг и т.д. Капитальные расходы включают: капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Дотации: с/х, ЖКХ, ТЭК, АПК, проведение земельной реформы, возведение школ, строительство дорог.

Состав и структура доходов федерального бюджета России

Основными источниками доходов РФ являются налоги. Налоги – это обязательные по юридической форме индивидуальные безвозмездные платежи юридических и физических лиц.

В зависимости от органа власти, который взимает налоги различают: федеральные налоги, региональные, местные.

Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц.

Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налоги на операции с ценными бумагами, а также платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог, налог на прибыль предприятий – это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются в бюджет субъектов федерации и местные бюджеты.

Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов.

НДС – представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяется как часть от разницы между стоимостью реализованных товаров, услуг, работ и стоимости материальных затрат, отнесенных как издержки производства и обращения.

Установлены 2 ставки НДС: 10 и 18%. 18% - по всем остальным товарам и услугам. НДС оплачивает конечный потребитель.

Акциз – косвенный налог на товары, предметы массового спроса, услуг, реализованных на рынке.

Таможенные пошлины действуют на основе закона РФ. В России применяются следующие виды таможенных пошлин, взимаемые при ввозе товара: импортные, взимаемые при ввозе товаров, экспортные таможенные пошлины при вывозе товаров, особые пошлины, специальные антидемпинговые пошлины, применяемые в целях экономической защиты российских предпринимателей.

Налог на доходы предприятий. Объект обложения – остающаяся прибыль 20%.

Доходы от нереализованных операций уменьшаются на сумму расходов по ним.

Подоходный налог с физических лиц 13%. Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученного на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах по подоходному налогу с физических лиц.

 

Территориальные финансы

Государственный кредит

Муниципальные финансы

Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.02 с.)