Глава XVII методика тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVII методика тренировки



Методика тренировки гимнастов представляет собой многолет­ний круглогодичный педагогический процесс физического воспита­ния. Этот процесс складывается из физической, технической, психо­логической и тактической подготовки. Конечно, все эти виды под-


 




готовки теснейшим образом связаны между собой. В тренировочном процессе гимнастов решающую роль играет техническая подготов­ка — обучение технике, ее закрепление и совершенствование.

Основными средствами тренировки являются упражнения для физической подготовки; различного рода подготовительные, вспо­могательные, подводящие, специальные упражнения для техниче­ской подготовки; особые задания для психологической подготовки. Из всех этих упражнений и заданий слагается система тренировки гимнаста.

Прежде чем излагать содержание всех видов подготовки, из ко­торых слагается тренировочный процесс, остановимся на законо­мерностях планирования его. Как показали исследования, планиро­вание тренировки гимнастов необходимо строить на основе законо­мерностей развития спортивной формы и динамики спортивной ра­ботоспособности.

При изучении вопросов работоспособности гимнаста выяснилось, что она изменяется волнообразно, что подъемы ее сменяются спа­дами до 9—12 раз в году. В начале учебного года такая волна работоспособности имеет большую протяженность — 3—5 месяцев, а затем эти волны становятся короткими—1—2 месяца; в конце года наступает, как правило, спад работоспособности, продолжаю­щийся до 1 месяца.

Опираясь на эту закономерность, специалисты по гимнастике отнесли первую (более длинную) волну к подготовительному перио­ду, каждую последующую (короткую) волну назвали соревнова­тельными циклами. Эти короткие волны отнесли к соревновательно­му периоду. Спад работоспособности в конце года определили как переходный период годичного цикла. Каждый из периодов имеет свои задачи, средства и методы.

Учебно-тренировочный процесс необходимо очень четко плани­ровать. Как осуществляется это планирование, подробно рассказано в главе «Планирование работы по гимнастике». Как же ведется физическая, техническая, психологическая и тактическая подготов­ка гимнастов?

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для формирования двигательных навыков, т. е. для технической подготовки, гимнастам необходимо развивать различные функцио­нальные возможности своего организма: увеличивать силу соответ­ствующих мышечных групп, их эластичность, развивать координа­ционные способности, увеличивать выносливость к динамическим или статическим усилиям, повышать работоспособность сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем. Установлено, что в про­цессе разучивания упражнений, т. е. при формировании двигатель­ного навыка, все эти задачи решаются не в достаточной степени. Если гимнаст пытается освоить технику упражнения не подготовив предварительно соответствующие системы организма, то это ведет к серьезным техническим ошибкам. Например, если он попытается


выполнить подъем махом вперед на кольцах до того, как укрепит мышцы рук и плечевого пояса, то при переходе в упор руки будут сильно сгибаться, плечевой пояс уходить вниз. Многократное повто­рение данного упражнения с указанными ошибками приведет лишь к их закреплению.

Гимнаст должен постоянно улучшать свою физическую подго­товленность и совершенствовать функциональные возможности. Это позволит ему, во-первых, поднимать уровень своей спортивной рабо­тоспособности, а во-вторых, быстрее и успешнее осваивать технику гимнастических упражнений, ибо работа двигательного аппарата будет обеспечиваться слаженной 'деятельностью всех органов и систем.

Физическая подготовка складывается из двух частей: общей и специальной. Общая физическая подготовка служит как бы основой для специальной подготовки, которая, в свою оче­редь, позволяет в должной мере решать задачи технической под­готовки.

Средства общей физической подготовки призваны развивать си­ловые качества, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость в це­лом. В то же время они должны быть сходны с гимнастическими упражнениями по характеру нервно-мышечной работы. Что касает­ся упражнений специ ал ьной подготовки, то они, как пра­вило, сходны с гимнастическими элементами по структуре движений и по технике их исполнения.

Такое распределение средств физической подготовки основано на результатах накопленного опыта и тщательных исследований. Когда для развития общей выносливости предлагалось применять циклические упражнения, например только кроссы, то гимнасты выполняли задания неохотно, поэтому результаты были слабыми. При переходе на ациклические упражнения, сходные по нервно-мы­шечным усилиям с элементами техники спортивной гимнастики, де­ло пошло успешнее. В подготовительном и переходном периодах многие ведущие спортсмены с большим удовольствием играют в футбол, баскетбол, волейбол не только потому, что это веселее и доступнее, но и потому, что отчетливо ощущают большую пользу. Применение подобных средств не только доставляет большее удо­вольствие, но и содействует воспитанию спортивной работоспособ­ности и выносливости, необходимой гимнастам.

Трудно переоценить значение средств общей и специальной физи­ческой подготовки в процессе становления будущих мастеров спор­та. Интересна в этом отношении спортивная биография М. Ворони­на. Родился он в 1945 г., а в 1949 г. уже стал пробовать свои силы в ходьбе на лыжах и в беге на коньках. С 1953 г. он регулярно по­сещал стадион Юных пионеров, где занимался летом футболом, а зимой хоккеем. В 13 лет Михаил стал увлекаться гимнастикой, но не изменял своей прежней привязанности: один день занимался хоккеем, другой — гимнастикой.

С 1959 г. гимнастика стала занимать основное место в его спор­тивной жизни. Когда обнаружилось недостаточное развитие силы


плечевого пояса, Воронин на каждом занятии в начале основной части и в конце ее стал выполнять до 300 упражнений для развития силы. Результатом упорных тренировок и сочетания различных средств физической подготовки явилось то, что в списке чемпионов Олимпийских игр 1968 г. стояло имя М. Воронина (он завоевал две золотые медали: в опорных прыжках и на перекладине).

Средствами общей физической подготовки мо­гут служить: для развития силы — упражнения со штангой и ганте­лями; для развития быстроты — бег на короткие дистанции, прыжки в длину; для развития выносливости — бег, ходьба на лыжах, фут­бол, баскетбол, волейбол; для развития ловкости — баскетбол, во­лейбол.

Средства специальной физической подготовки: для развития силовых качеств — упражнения на гимнастической стенке, кольцах, на стоялках, с амортизаторами, с отягощениями; для развития гибкости — упражнения общеразвивающего характера без предметов, на гимнастической стенке и скамейке; для развития ловкости — акробатика; для развития выносливости — прыжки со скакалкой, учебные комбинации на снарядах, вольные упражнения (без сложных прыжков), прыжки на батуте.

Упражнения специальной физической подготовки должны строго направляться на развитие двигательных качеств до такого уровня, который позволит им успешно выполнять конкретные гимнастиче­ские элементы спортивного многоборья.

На протяжении годичного цикла удельный вес средств физиче­ской подготовки изменяется. В подготовительном периоде, особенно в начальном этапе, преимущество отдается средствам общей физи­ческой подготовки. Постепенно с приближением соревновательного периода средства общей физической подготовки уступают место упражнениям специальной подготовки. В соревновательном периоде средства специальной физической подготовки играют ведущую роль, а в переходном вновь главное место занимают упражнения общей физической подготовки.

Опыт показал, что лучше всего упражнения для физической под­готовки включать в конец основной части тренировки, когда решены все задачи технической подготовки. Кроме того, в недельном цикле желательно одно тренировочное занятие целиком посвящать физи­ческой подготовке.

Средства общей и специадьной физической подготовки необхо­димо также включать в утреннюю гигиеническую гимнастику.

Кроме упражнений для развития силовых качеств, гибкости, ловкости, выносливости и быстроты надо выполнять специальные упражнения для совершенствования способностей гимнастов точно оценивать временные, пространственные и силовые характеристики своих движений, улучшать способности к сохранению равновесия на ногах и руках, развивать прыгучесть, ритмичность движений

и др.

Для совершенствования навыков равновесия полезно включать в утреннюю гимнастику несложные упражнения на уменьшенной


площади опоры, стойки на руках, мужчинам — несложные упраж­нения на коне, а женщинам — на бревне.

Для улучшения качества выполнения упражнений гимнастиче­ского многоборья и воспитания красивой манеры выполнения дви­жений необходимы упражнения хореографии и художественной гимнастики.

В утренней гимнастике спортсмены в известной мере улучшают физическую и техническую подготовку, однако не следует превра­щать эти занятия в дополнительную тренировку. Главные задачи физической подготовки решаются путем развития всех двигатель­ных качеств на специальных занятиях недельного цикла, а также в каждом тренировочном занятии. По физической подготовке жела­тельно проводить специальные соревнования в конце подготовитель­ного периода годичного цикла.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка — наиболее важная сторона тренировоч­ного процесса в гимнастике, поэтому ей уделяется наибольшее вни­мание. Перед тренером и его учениками стоит немало различных задач. С начинающими в первую очередь надо освоить «техниче­скую осанку», т. е. правильные способы удержания тела на каж­дом из снарядов; затем изучить сочетания действий руками, ногами, туловищем, головой применительно к технике элементов, относя­щихся к каждой из структурных групп упражнений на каждом сна­ряде; далее надо воспитывать способности точно оценивать пара­метры своих движений в пространстве и времени. В последующем, а иногда и параллельно изучается техника размахиваний на снаря­дах и далее техника элементов и соединений. Одновременно фор­мируется стиль, манера выполнения упражнений в видах много­борья.

Каждая из задач технической подготовки связана с формирова­нием конкретных двигательных навыков, с обучением конкретным двигательным действиям.

Чтобы обеспечить высокий уровень технической подготовки гим­настов, необходимо не только уметь обучать движениям, но и знать, какой техникой они должны выполняться. Ведь техника изменяется, совершенствуется, модернизируется. Это особенно касается маховых элементов на перекладине, брусьях, кольцах и коне.

Нередко гимнасты пользуются современной техникой формаль­но: утрируют сгибания и разгибания в тазобедренных суставах, не получая никакого увеличения количества энергии движения. Выпол­няя, например, соскок ноги врозь лётом через перекладину, в мо­мент замаха совсем расслабляют мышцы передней поверхности те­ла, в результате чего амплитуда движений в тазобедренных суста­вах слишком большая, а пользы от этого никакой. Очевидно, целесообразнее растягивать не расслабленные, а напряженные мышцы, и эффект будет несомненный: амплитуда движений ног не­сколько уменьшится, но траектория полета будет значительно



больше. Если присмотреться к так называемым «хлестообразным» движениям наших лучших спортсменов, то можно заметить, что амплитуда движений ногами в тазобедренных суставах у них до­вольно ограничена.

Исследования В. Т. Назарова показали целесообразность опта-' мизации амплитуды движений в плечевых и тазобедренных су­ставах.

Несомненно, что начинающих гимнастов необходимо сразу обу­
чать прогрессивной технике, которая пригодится при разучивании
элементов в старших разрядах. *

Стоит ли в каждом разряде учить все элементы, известные на каждом снаряде, или нужно отказаться от некоторых из них?

Долгое время в программах для гимнастов младших разрядов были такие элементы, которые впоследствии при переходе в старшие» разряды не столько помогали, сколько мешали спортивному.росту.

Еще в 50-х годах в наших работах, проведенных совместно с Л. Н. Соболевым, были выявлены некоторые ошибки в существовав­шей тогда классификационной программе на гимнастических снаря­дах. Было установлено, например, что подъем нашравой не является подводящим упражнением к подъему правой, а оборот на правой не помогает освоению оборота правой; был выявлен целый ряд случаев отрицательного переноса навыков, мешающего прогрессу гимнастов. Мы пришли к выводу, что такие элементы, как, напри^ мер, подъем и оборот на одной на перекладине, выкрут вперед со" гнувшись на кольцах, перемах касаясь на брусьях и ряд других, следует вообще исключить из системы начальной подготовки.

Несомненно, что уже на начальных ступенях подготовки следует обучать таким элементам на снарядах, которые пригодятся в даль­нейшем. Эти элементы получили название «профилирующих». К их числу относятся широкоизвестные и относительно доступные подъ-» эмы, обороты, соскоки, махи ногами, которые позволяют на их базе успешно овладевать максимальным числом структурно родст­венных движений (Ю. К. Гавердовский).

Чтобы иметь четкое представление о содержании технической подготовки гимнастов, необходимо вспомнить, что все маховые, впрочем, как и силовые, элементы распределены на структурные группы (см. главу «Основы техники гимнастических упражнений»). Эта классификация служит важным подспорьем в организации учебного процесса гимнастов. В ней определена последовательность изучения упражнений, отнесенных к каждой структурной группе.

Каждая структурная группа, приведенная в таблице, характе­ризуется особенностями фазы основных действий, которые в той или иной мере проявляются в каждом элементе, отнесенном к конкрет­ной структурной группе. Одна из главных задач тренера заключа­ется в том, чтобы на каждом этапе, в каждом разряде обучать учеников элементам, относящимся к одной из структурных групп.

При решении этой задачи тренер сталкивается с большими труд­ностями уже на ранних этапах подготовки будущего гимнаста. Де­ло в том, что даже самые легкие элементы любой структурной


группы (простейшие подъемы, обороты, спады, повороты, соскоки) представляют собой довольно сложные двигательные задачи для не искушенного в гимнастике человека.

Поэтому на начальных этапах технической подготовки необхо­димо обучать основным механизмам двигательных действий, харак­терным для каждой структурной группы элементов. Освоение этих механизмов должно строиться на основе программированного обу­чения, т. е. последовательного выполнения целой серии двигатель­ных заданий. С помощью этих заданий, во-первых, решаются зада­чи физической подготовки к освоению элементов из соответствую­щей структурной группы,, а во-вторых, совершенствуется координа­ция движений, обеспечивающая освоение нужных элементов. Тща­тельное выполнение каждого двигательного задания из серии, фор­мирующей основной механизм действий, характерных для каждой структурной группы маховых элементов, несомненно, обеспечивает высокий уровень начальной технической подготовки гимнастов. Пос­ле освоения основных механизмов, отнесенных к разным структур­ным группам, гимнаст приступает к изучению наименее трудных элементов непосредственно на снарядах. В дальнейшем трудность элементов возрастает, в связи с чем все шире и шире используются необходимые средства и методы обучения спортивной технике.

В практике применяется целый ряд методов: рассказ педагога, беседа с занимающимися, лекции, самостоятельная работа зани­мающихся над книгой, наблюдения занимающихся, показ упраж­нения, объяснение техники и др.

В настоящее время процесс технической подготовки гимнастов в значительной мере облегчается, а следовательно, ускоряется пу­тем широкого применения технических средств, например ям, запол­ненных поролоновой стружкой, батутов, ренских колес с одной и двумя осями вращения, подвесных поясов для страховки (обычных и скользящих), технических средств срочной и даже сверхсрочной текущей информации гимнастов о параметрах его двигательных действий, устройств, регистрирующих уровень физической подготов­ки гимнастов. Изготовляются тренажеры и подсобные устройства, облегчающие освоение упражнений на снарядах, опорных прыжков и акробатических прыжковых элементов. Всем этим должен быть снабжен современный гимнастический зал.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Бурный рост спортивного мастерства гимнастов и резкое сниже­ние среднего возраста основной массы занимающихся высоко под­нимают роль психологической подготовки. Стать хорошим гимнас­том в наше время можно только при полном и всестороннем исполь­зовании всех физических и психических возможностей человека. Поэтому специальным развитием психики гимнастов необходимо заниматься систематически и целенаправленно.

Под психологической подготовкой гимнастов следует понимать совокупность педагогических мероприятий и соответствующих усло-


вий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участие в соревнованиях по гимнастике.

Психологическую подготовку, так же как и физическую, принято делить на общую и специальную.

Цель общей психологической подготовки заключается в том, что­бы развивать и совершенствовать у гимнастов именно те психиче­ские функции и качества, которые необходимы для успешных заня­тий гимнастикой, для достижения каждым спортсменом своего наи­высшего уровня мастерства.

К задачам общей психологической подготовки относятся сле­дующие:

1. Воспитание у гимнастов таких моральных качеств, как ком­мунистическая идейность, интернационализм, патриотизм, трудолю­бие, коллективизм, дружба, товарищество, честность и правдивость. Оно должно осуществляться путем кропотливой систематической воспитательной работы, которая составляет основу любого учебно-тренировочного процесса.

2. Формирование у гимнастов положительного отношения к гим­настике, устойчивых спортивных мотивов и интересов; Как извест­но, высокого уровня спортивного мастерства достигают только те занимающиеся, у которых ведущие цели, мотивы и интересы наг правлены на достижение высоких спортивных результатов, а не на личное самосовершенствование (укрепление здоровья, физическое развитие, развлечение, соперничество с товарищем и т. п.).

3. Развитие у гимнастов тонкой зрительной, мышечно-двигатель-ной и вестибулярной чувствительности, составляющей основу отчет­ливого отражения в их восприятиях каждого виденного и выполняе­мого ими упражнения.

4. Формирование у спортсменов отчетливых мышечно-двигатель-ных представлений, которые в деятельности гимнастов выполняют регулирующую, стимулирующую и тренирующую роль.

Регулирующая роль представлений проявляется в том, что со­зданный в создании гимнаста образ упражнения становится для него своеобразным эталоном, по которому он сличает и кор­ректирует свои действия при выполнении задуманного им упраж­нения.

Стимулирующая и тренирующая роль мышечно-двигательных представлений проявляется в том, что интенсивное мысленное вы­полнение упражнений всегда сопровождается функциональными изменениями в мышцах, внутренних органах и психике спортсмена, как при натуральном их исполнении, но только в микродозах. Поэто­му эти так называемые идеомоторные акты являются своеобразной настройкой и подготовкой всех систем организма спортсмена к вы­полнению намеченного упражнения. Кроме того, частое продумыва­ние упражнений по механизму условных связей усиливает идеомо­торные процессы, благодаря чему мышечно-двигательные представ­ления становятся более отчетливыми и устойчивыми, что в конеч-


ном итоге содействует закреплению и совершенствованию двига­тельных навыков («идеомоторная тренировка»).

5. Формирование таких волевых качеств, как целеустремлен­
ность, инициатива, настойчивость, смелость, решительность, само­
обладание и дисциплинированность.

Выбор именно этих качеств обусловливается специфическими особенностями трудностей, которые отличают гимнастику. В связи с тем, что воспитание воли возможно только в процессе преодоле­ния трудностей, их последовательное распределение на всем пути совершенствования каждого гимнаста и будет основным методиче­ским принципом воспитания указанных качеств и формирования способности к проявлению больших по напряжению волевых усилий.

Волевая подготовка гимнастов должна быть двусторонним про­цессом, т. е. сочетать в себе воспитание и самовоспитание. При этом следует помнить, что самовоспитание воли возможно только при наличии у занимающихся определенного уровня развития самосоз­нания и самооценки.

6. Развитие у гимнастов всех параметров произвольного внима­ния. Как известно, от функций внимания зависит степень эффектив­ности психических процессов и волевых действий человека. В под­готовке гимнастов особо важную роль играют такие свойства произвольного внимания, как его интенсивность, распределение, пе­реключение и устойчивость. От интенсивности внимания зависит сте­пень сосредоточенности сознания гимнаста на выполнении предстоя­щего упражнения и отвлечение от всего постороннего, ненужного. Распределение внимания позволяет контролировать правильность и четкость выполнения всех деталей сложного упражнения. Переклю­чение обеспечивает своевременный и правильный переход от одного.элемента комбинации к другому, а устойчивость внимания выра­жается в способности гимнаста продолжительное время сохранять высокий уровень работоспособности на протяжении многочасовой тренировки и соревнования.

7. Одна из очень важных задач общей психологической подготов­ки заключается в обучении гимнастов приемам активной саморе­гуляции. Практически это чаще всего выражается в формировании у спортсменов эмоциональной устойчивости к экстремальным усло­виям спортивной борьбы, в воспитании способности быстро снимать последействие нервного и физического перенапряжения, а также произвольно управлять режимом сна, избавляться от перенесенных стрессов и психологических барьеров.

Приемы саморегуляции делятся на две категории: психологиче­ские и двигательные.

Сущность психологических приемов сводится к преднамеренному созданию образов положительных эмоциональных переживаний и отвлечения от пессимистических мыслей, настроений и чувств. До­стигается это с помощью таких приемов саморегуляции, как само­анализы, самоуспокоение, самоприказы, самовнушение и т. п.

Двигательные приемы состоят из комплексов упражнений в по­следовательном расслаблении или, наоборот, сокращении крупных.


 




мышечных групп. Первые применяются для снятия эмоционального напряжения, возбуждения и утомления, а вторые, наоборот, для поднятия.тонуса, настроения и избавления от вялости и апатии. Параллельно с этими упражнениями полезно внушать соответст­вующие эмоциональные и органические состояния: в первом случае состояние покоя, тепла, отдыха, а во втором — состояние бодрости, легкости, мышечной активности и свежести. Такое объединение пси­хологических и двигательных приемов саморегуляции в специаль­ные комплексы получило название аутогенной тренировки.

Общая психологическая подготовка осуществля­ется в ходе учебно-тренировочного процесса. В этом случае она идет параллельно с физической и технической подготовками и так же, как и они, меняет свои задачи и содержание в зависимости от уровня и этапа.подготовки гимнастов. Но она может и должна осу­ществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен само­стоятельно или с чьей-то помощью вне тренировок специально вы­полняет определенные задания или требования с целью совершен­ствования своих психических процессов, состояний, свойств лично­сти, необходимых для дальнейшего спортивного роста.

Специальная психологическая подготовка решает частные задачи и в соответствии с их назначением делится на два относительно самостоятельных вида подготовки: психологи­ческую подготовку к участию в конкретном соревновании и психоло­гическую подготовку перед выполнением отдельного упражнения.

В психологической подготовке к соревнованию предусматрива­ется следующее:

1. Постановка перед каждым гимнастом конкретных задач, ко­торые должны решаться в предстоящем соревновании.

2. Подробная информация будущих участников соревнования о масштабе, условиях и месте проведения соревнования, а также об особенностях предполагаемых соперников.

3. Формирование у гимнастов искреннего желания участвовать в данном соревновании и стремления к достижению в нем намечен­ных результатов. Надо иметь в виду, что сильно развитые такие нравственные мотивы, как чувство долга и ответственности перед коллективом и тренером, по своей природе обладают большей силой стимулирующего воздействия, чем любая форма личной заинтере­сованности. Поэтому в психологической подготовке гимнастов, осо­бенно старших разрядов, воспитание этих мотивов следует рассмат­ривать как особую важную педагогическую задачу. Успех ее реше­ния во многом зависит и от формирования у гимнастов соревнова­тельных эмоций личного происхождения: чувства чести, гордости, собственного достоинства, воодушевления, спортивной злости и т. п.

4. Формирование у гимнастов обоснованной уверенности в своих силах и возможности достижения в предстоящем соревновании намеченных целей. По своему психологическому содержанию это чувство не совместимо с чувством страха, опасения и сомнения в чем-либо. Формируется же уверенность в себе путем тщательного


и аргументированного анализа всех факторов «за» и «против» со стороны тренера и спортсмена. Это позволяет гимнасту задолго до соревнования неоднократно участвовать в нем.

5. Тщательный контроль за предсоревновательными эмоциональ­ными состояниями гимнастов с целью своевременной их регуляции и избавления от отрицательных мыслей и чувств.

Важность и необходимость этого раздела специальной психоло­гической подготовки объясняются большой динамичностью и чрез­мерной ранимостью состояния психической готовности к соревно­ванию.

Психологической подготовкой к выполнению конкретного упраж­нения завершается система психологической подготовки гимнастов.

Для выполнения сложного упражнения надо уметь сосредото­читься, мобилизовать свою психику, чтобы с наибольшим эффектом реализовать свои возможности. Субъективно такой процесс пере­живается как особое психическое состояние, называемое состоя­нием мобилизационной готовности.

Состояние мобилизационной готовности отличается значитель­ной сложностью и характеризуется следующими показателями:

а) степенью его соответствия характеру предстоящего упражнения;

б) глубиной или интенсивностью самого переживания; в) его устой­
чивостью; г) скоростью возникновения, т. е. латентным пери­
одом.

Для тренеров в их практической работе наибольшее значение имеет временной параметр мобилизационной готовности, так как именно он сравнительно легко поддается объективному учету. С по­мощью обычного секундомера любой тренер без особого труда мо­жет определить время сосредоточения внимания каждого гимнаста перед выполнением различных по трудности элементов, соединений, комбинаций.

Чем ниже уровень мастерства гимнаста, тем короче время мо­билизационной готовности, так как новички обычно еще не умеют произвольно, с достаточной силой концентрировать свое внимание на объекте деятельности. Поэтому новичок, приняв исходное поло­жение перед снарядом, тут же обычно идет к нему для выполнения упражнения. Конечно, с усложнением упражнения должно увели­чиваться и время сосредоточения внимания перед его выполнением. В связи с тем, что время сосредоточения внимания во многом зави­сит от индивидуальных особенностей спортсмена, целесообразно подвергать тщательному анализу не столько продолжительность мобилизационной готовности, сколько временную стабильность до­стижения этой готовности. Нарушение или вовсе отсутствие этой стабильности свидетельствует о плохой технической подготовке гим­наста или же о низком уровне его тренированности, а также о его неблагоприятном эмоциональном состоянии.

Все виды психологической подготовки тесно связаны между собой и образуют в совокупности особый вид подготовки гим­настов, основу которого составляет общая психологическая подго­товка.


 




ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика в спортивной гимнастике не имеет такого значения, как, скажем, в спортивных играх. Однако в настоящее время сложился ряд тактических правил и приемов, которые применяются в зависи­мости от условий и обстановки соревнований.

Необходимо научить гимнастов тактическим правилам и прие­мам.

Тактические правила:

1. При составлении произвольных комбинаций рекомендуется исключить элементы, которые спортсмен выполняет неуверенно.

2. В самом начале состязаний команде важно произвести хоро­шее впечатление на судей и зрителей путем безукоризненного вы­полнения упражнений. Это положительно сказывается на дальней­шем ходе состязаний.

3. В команде всегда должны быть заранее намечены лидеры, на которых возлагаются наибольшие надежды. Это выражается, на­пример, в том, что таким гимнастам дают в случае необходимости сделать лишний подход"в разминке перед вызовом на оценку, их ставят последними в списке очередности подхода к снарядам, чем как бы дают понять судьям, что эти гимнасты — лучшие в команде. Целесообразно иметь в команде хотя бы двух лидеров, чтобы в слу­чае неудачи одного можно было бы рассчитывать на другого.

4. Тактически важно правильно определить очередность вызова
гимнастов к снаряду на оценку. В настоящее время считают, что
первым должен выходить не самый лучший гимнаст, но который
уверенно, хорошо выполнит всю комбинацию. Важно, чтобы первый
гимнаст не сорвался и получил высокую оценку. Это создает хоро­
шее настроение в команде и обеспечивает успешное выступление
всех остальных. В списке гимнастов располагают так, чтобы пос­
ле первого каждый последующий был лучше предыдущего. Опреде­
ление очередности выступления гимнаста в каждом виде зависит от
многих других факторов: от умения выступать, правильно реагиро­
вать на неудачи свои и своих товарищей и т. п.

5. Необходимо стремиться к тому, чтобы уже в первый день
соревнований «оторваться» от ближайшего противника на. первом
же снаряде. Наличие преимущества в баллах имеет большое мо­
ральное значение для команды, повышает ее уверенность.

Тактические приемы:

1. Выбор варианта продолжения произвольной комбинации. В состязаниях гимнаст имеет только одну попытку, поэтому он дол­жен всегда уметь продолжать и заканчивать начатую комбинацию. Для этого ему следует иметь резервные варианты ее продолжения в тех частях, где возможны неудачи.

В ходе выполнения упражнения на оценку гимнасту иногда приходится молниеносно определить вариант продолжения произ­вольной комбинации, несмотря на то, что перед самым подходом был намечен несколько иной вариант. К этому следует подготавли­вать занимающихся на тренировках. Необходимо добиваться на-


дежного выполнения подготовленных для соревнований комбина­ций, но в то же время уметь всегда внести в них коррекций.

2. Показ своих возможностей при опробовании снарядов нака­
нуне соревнований и в ходе участия в них (во время разминки).
Ряд сильнейших гимнастов прибегают к приему, который позволя­
ет морально воздействовать на своих противников и даже на судей
во время опробования снарядов, а также в день соревнований во
время разминки: они выполняют те упражнения, которые у них осо­
бенно хорошо получаются. Этим самым они заранее завоевывают
симпатию судей, обычно наблюдающих за опробованием и размин­
кой, и одновременно деморализуют противника. Однако такая так­
тика чревата и неприятными последствиями, особенно тогда, когда Л
гимнаст не может выполнить упражнение на оценку с тем же блес­
ком, что и прежде. В этом случае, как показала практика, судьи
довольно строго наказывают гимнаста.

Другие гимнасты прибегают к прямо противоположному приему. Они при опробовании снарядов стараются оставаться незаметными, не показывать своих эффектных элементов, а приберегают их для того, чтобы блеснуть в зачетных попытках и получить высокую оценку.

3. Построение произвольной комбинации с учетом сил противни­
ка. В ряде случаев гимнаст ставит перед собой конкретную задачу:
выиграть соревнование у конкретного гимнаста из другой или из
своей команды. В этом случае спортсмен обычно стремится соста­
вить свою произвольную комбинацию на каждом снаряде так, что­
бы она выглядела выигрышнее, нежели комбинация соперника.

Здесь перечислены лишь наиболее характерные тактические при­емы. Естественно, что тактические правила и приемы довольно раз­нообразны и могут быть использованы при решении самых различ­ных задач.

Специальные занятия по тактической подготовке необходимы гимнастам..В отдельных занятиях соревновательного периода им рекомендуется самостоятельно решать тактические задачи: а) вы­ставлять себе оценки за выполнение упражнения; б) выполнять ком­бинации с резервным вариантом продолжения; в) составлять список очередности выхода членов команды к снарядам для выполнения упражнения на оценку и др. Внимательное отношение гимнастов и тренера к элементам тактики благотворно сказывается на резуль­татах соревнований.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ

Подготовительный период

Продолжительность подготовительного периода тренировки до­стигает 3—5 месяцев (в зависимости от задач, стоящих в годичном цикле). Так, например, при разучивании новой обязательной про­граммы и при повторении старой продолжительность и содержание этого периода будут различными.

 

9—669



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.063 с.)