История гимнастики возникновение и эволюция гимнастики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История гимнастики возникновение и эволюция гимнастики



ВВЕДЕНИЕ

 

В нашей стране каждый пятый житель — физкультурник. Нет сомнения в том, что охват населения физической культурой и спор- том в дальнейшем будет возрастать и гимнастика, как одно из важнейших средств советской системы физического воспитания, будет приобретать все большее значение. Миллионы советских людей используют средства гимнастики с различными целями: с гигиенической и лечебной, со спортивной и оздоровительной, с прикладной и вспомогательной. Разновидности гимнастики находят огромное количество почитателей. Общеразвивающие, прикладные и спортивные виды гимнастики приносят пользу лицам самого разного возраста, пола, состояния здоровья.

Поэтому каждый выпускник физкультурного учебного заведения независимо от своей спортивной специализации должен уметь преподавать гимнастику.

В предлагаемом вниманию учащихся средних физкультурных учебных заведений учебнике приводятся новые данные, полученные в последнее время в результате исследований и обобщения передового опыта. Данный учебник отличается от предыдущего своей структурой. В соответствии с существующей группировкой видов гимнастики он состоит из трех частей (общеразвивающие виды гимнастики, прикладные и спортивные). Однако во избежание повторений, которые были бы неизбежны при изложении всего материала в каждой группе видов, авторы объединили в отдельный раздел вопросы, имеющие отношение ко

всем видам гимнастики, и поместили его в начале учебника (см. «Общие вопросы гимнастики»). Можно надеяться, что такая структура учебника позволит студентам физкультурных учебных заведений эффективнее освоить все средства и методы гимнастики

 

 

Оглавление

 

 

1. История гимнастики возникновение и эволюция гимнастики

2. Место гимнастики в советской системе физического воспитания и ее значение для человека

3. Средства гимнастики

4. Методические особенности гимнастики

5. Виды гимнастики и их классификация

6. Прикладные виды гимнастики

7. Спортивные виды гимнастики

8. Гимнастическая терминология

9. Способы образование терминов

10. Основные термины гимнастических упражнений

11. Термины упражнений на снарядах

12. Термины акробатических упражнений

13. Термины упражнений художественной гимнастики

14. Правила и формы записи упражнений

15. Инвентарь

16. Строевые приемы

17. Построение и перестроение

18. Методические указания

 

СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ

В гимнастике применяется огромное количество разнообразных упражнений, каждое из которых помогает решать те или иные задачи. Строевые и общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, простейшие вольные упражнения, прикладные упражнения обычно улучшают общее физическое развитие, укрепляют здоровье повышают работоспособность занимающихся. Упражнения на снарядах, упражнения художественной гимнастики, опорные прыжки и акробатические упражнения направлены на совершенствование двигательных навыков занимающихся, на воспитание умения хорошо владеть своим телом. Большое место в гимнастике занимают подвижные игры. Они не являются гимнастическими упражнениями, но широко применяются на уроках гимнастики, так как повышают эмоциональное состояние занимающихся. Физическая нагрузка при проведении игр б может быть самой различной. Игры — особенно ценное средств для занятий с детьмии подростками.Сказанное свидетельствует об исключительно богатом арсенале упражнений гимнастики. Целесообразное и правильное их использование (в зависимости от контингента, с которым проводятся занятия, а также от задач, стоящих перед уроком) делает гимнастику одним из наиболее важных средств физического воспитания граждан Советского Союза.

 

Прикладные виды гимнастики

 

1. Спортивно-прикладная гимнастика применяется при тренировке во всех видах спорта. Она развивает ряд качеств и навыков, необходимых легкоатлетам

и пловцам, борцам и футболистам, а также другим спортсменам, совершенствующимся в избранном виде спорта.

2. Военно-прикладная гимнастика применяется на занятиях с юношами допризывного возраста, а также в системе физической подготовки военнослужащих. Она предусматривает изучение строевых упражнений, освоение различных прикладных способов ходьбы, бега, прыжков, формирование навыков пере ползания и лазанья, преодоления препятствий, переноски партнеров различными способами, освоение навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры и др.

3. Гимнастика на производстве используется в двух формах: вводная гимнастика

и физкультурная пауза. При подборе упражнений для проведения гимнастики на производстве учитывается характер производственной деятельности. Обычно выполняются такие элементарные общеразвивающие упражнения, которые помогают не только «снять» усталость, но и повысить производительность труда.

Вводная гимнастика и физкультурная пауза рассчитаны на 2—10 мин.

4. Профессионально-прикладная гимнастика получает все боль- шее распространение в связи с необходимостью применения специальной физической подготовки, обеспечивающей нормальную производительность труда ряда рабочих специальностей. Специальная гимнастика нужна пожарникам, летчикам, морякам, строителям, шахтерам и многим другим. Она состоит из упражнений обшей физической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья в целом, и упражнений специальной физической подготовки, совершенствующих двигательные способности, необходимые рабочему данной специальности.

5. Лечебная гимнастика является хорошим средством лечения заболеваний

и травм и применяется в сочетании с различными средствами терапии. Огромную роль сыграла лечебная гимнастика в годы Великой Отечественной войны; благодаря ей многие тысячи солдат и офицеров Советской Армии смогли после ранения снова возвратиться в строй. Существуют следующие формы проведения занятий по лечебной гимнастике: урок лечебной гимнастики, сеанс занятий (процедура), урок гигиенической гимнастики, прогулка. На занятиях используется как обычный гимнастический,.так и специальный инвентарь. Лечебная гимнастика входит в специальный предмет «Лечебная физическая культура».

 

Спортивные виды гимнастики

 

За последние двадцать пять лет спортивные виды гимнастики получили особенно широкое распространение в Советском Союзе. Популяризации упражнений на снарядах, акробатических и упранений художественной гимнастики содействовали многочисленные соревнования. Привлечение детей, подростков, молодежи и взрослых гимнастов к соревнованиям по строго определенным программам и правилам, стройная система классификации гимнастов позволили создать три интереснейших вида спорта: спортивную гимнастику, художественную гимнастику и спортивную акробатику.

Овладение искусством выполнения сложных специальных движений во всех трех видах гимнастики со спортивной направленностью осуществляется на основе общих принципов гимнастики, однако в каждой из разновидностей применяются специфические движения.

1. Собственно спортивная гимнастика предусматривает для муж- чин вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях кольцах, коне с ручками

и снарядах для прыжков; для женщин— вольные упражнения, упражнения на брусьях, бревне и снарядах для прыжков. В качестве вспомогательных применяются все движения, составляющие содержание основной гимнастики, а также акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики.

2. Акробатика содержит самые различные упражнения в балансировании (стойки, мосты, шпагаты); групповые упражнения в балансировании (двойки, тройки, четверки и т. д.); индивидуальные прыжковые упражнения (перекаты, и кувырки, перевороты, пере- вороты колесом, перекиды, полуперевороты и сальто); упражнения на батуте (учебные и спортивные прыжки) и бросковые упражнения (прыжки броском под ноги, броски с плеч и др.). Прыжки на батуте

В настоящее время выделились в самостоятельный вид спорта.

3. Художественная гимнастика предназначена для женщин. Она предусматривает упражнения без предмета и с предметами, такими, как мяч, обруч, лента, скакалка, булавы. Перечисленными спортивными видами гимнастики занимаются сотни тысяч людей. Все три разновидности имеют одинаково большое значение для решения задач физического воспитания граждан нашей страны. Каждый из спортивных видов гимнастики имеет свою программу многеборья. Программа составляется для каждого разряда в отдельности. Спортсмену, набравшему на соревнованиях определенную сумму баллов, присваивают соответствующее разрядное звание. Классификационные программы и разрядные требования изложеных специальной литературе.

 

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

В гимнастике терминология имеет огромное значение, так как на занятиях различными ее видами применяются специально разработанные упражнения, многие из которых отличаются от естественных, привычных, встречающихся

в повседневной деятельности человека.

Терминология облегчает общение между специалистами гимнастики и занимающимися. Нельзя обучать гимнастическим упражнениям, не зная точного их названия. В учебном процессе краткие слова — термины — оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, сокращают сроки овладения ими и делают учебно-тренировочный процесс более компактным

И целенаправленным. Сказанное подтверждается специальными исследованиями

 

Терминология в широком смысле — это раздел лексики, который охватывает термины различных отраслей производства, науки, искусства, общественной жизни и др. В более узком смысле — система терминов какой-либо научной дисциплины, области искусства или отрасли техники.

 

Значение терминологии - энциклопедической трактовке терминология — это совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства и т.д.Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов. В физическом воспитании, в частности на занятиях физической культурой, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить объяснение и описание гимнастических упражнений. В учебном процессе краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков, способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря. Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой. Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

 

Отечественная гимнастическая терминология со времени ее официального утверждения в 1933 г. сыграла важную роль в развитии гимнастики как научно-методической дисциплины. Принятые и применяемые до настоящего времени лексические принципы образования терминов, правила записи движений и положений, сокращение наименований позволили создать профессиональный язык гимнастики, дающий возможность полного обозначения любых гимнастических упражнений. Требования, предъявляемые к терминологии.Создание современной гимнастической терминологии, осуществленное на базе словарного фонда родной речи, сделало ее

понятной, удобной для изучения, доступной широким кругам специалистов физической культуры и спорта.

 

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вис, упор, мост, выпад, спад, наклон и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных. К терминам предъявляются определенные требования:

— доступность: терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов, терминов, полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка; нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной;5

— точность: термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия; точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им;

— краткость: наиболее целесообразны краткие термины,

удобные для произношения; этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и записи упражнений.

Способы образования терминов

 

Термины образуются:

— путем словосложения (например: разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки);

— путем переосмысления известных понятий (например: мост, вход, переход, шпагат, выход);

— от корней отдельных слов (например: вис, сед, кач, мах, упор);

— от названий статических положений с учетом условий опоры и положения тела (например: стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках, вис углом, вис прогнувшись, вис согнувшись, вис сзади, горизонтальный вис);

— от названий маховых упражнений с учётом особенностей того или иного двигательного действия (например: подъём разгибом, подъём двумя или одной ногой);

— от названий прыжков и соскоков в зависимости от формы движения в фазе полета (например: прыжок ноги врозь,согнув ноги, переворот, лёт).

— путем заимствования иностранных слов (например: рондат, фляк, сальто, курбет).

— аутотермины, то есть название новых оригинальных упражнений по фамилии первых исполнителей данного элемента (например: «петля Корбут», «перелёт Ткачёва», «вертушка Диомидова», «сальто Дельчева»).

Правила сокращений. Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Обычно опускаются следующие слова:

— вперед — при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем;

— обозначающие положение рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

— туловище — при наклонах;

— нога — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, постановкой ее на носок;

— поднять, опустить — при движении руками или ногами;

— продольно, поперек — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

— хват сверху, как наиболее распространенный;

— соскок или прыжок, если по названию снаряда это очевидно;

— прогнувшись, если техника выполнения предопределяет это положение;

— ладони внутрь — в положении руки вниз, вперед,

назад, вверх;

— ладони книзу — в положении руки в стороны или влево

(вправо);

— дугами вперед, если руки поднимаются или опускаются

движением вперед.

Основные термины гимнастических упражнений*

Исходные положения (и.п.) — это положения, из которых выполняются упражнения

 

Основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке. Из низких исходных положений переход в любое положение стойки обозначается термином встать.

 

Сед — положение сидя на полу или снаряде

 

Присед — положение занимающегося на согнутых ногах

 

Выпад — движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги

 

Упор — положения, в котором плечи выше точек опоры

 

Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.

 

Наклон — термин, обозначающий сгибание тела

 

Равновесие — устойчивое положение занимающегося на

одной ноге

 

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.

 

Хват — способ держания за снаряд.

 

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Смешанные висы и упоры — это такое положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

 

Подъём — переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий.

 

Спад — движение, противоположное подъёму. Медленный спад принято называть опускание.

 

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси.

 

Оборот — круговое движение занимающегося вокруг оси снаряда.

 

Мах — свободное движение относительно оси вращения.

 

Кач — однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом.

 

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора.

 

Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами.

 

Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками. Различают прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.

 

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

 

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову).

 

Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени).

 

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

 

Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полёта.

 

Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением

на обе ноги.

 

Курбет — прыжок назад с рук на ноги.

 

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе.8

 

Темповой подскок (вальсет) — небольшое подпрыгивание

на маховой ноге, другая согнута вперёд, руки вверх.

 

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение

тела спиной к опоре

 

Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (с касанием опорой всей длиной той или другой ноги)

 

Полушпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди

 

Продольно — плечевая ось занимающегося параллельна оси снаряда.

 

Поперёк — плечевая ось занимающегося перпендикулярна оси снаряда.

 

Движения, совершаемые конечностями по отношению друг к другу, подразделяются на одновременные, поочерёдные, последовательные, одноименные и разноименные, волнообразные.

 

Одноименные — совпадающие по направлению со сторо-

ной конечности (руки, ноги).

 

Разноименные — противоположные.

 

Одновременные — выполняемые конечностями в одно и то

же время.

 

Поочерёдные — выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

 

Последовательные — выполняемые одно за другим с отставанием одно конечности на половину амплитуды.

 

Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому. Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях:

— в лицевой, проходящей по передней (или задней) стороне тела;

— в боковой, проходящей в переднезаднем направлении по

отношению к телу занимающегося;

— в горизонтальной, проходящей по горизонтали по отношению к телу занимающегося (независимо от его положения). Движения туловища, конечностей и головы могут также выполняться в промежуточных плоскостях:

— в наклонных, расположенных под углом 45° по отношению к основным;

— в косых, расположенных под углом 45° к наклонным плоскостям

 

Круговые движения руками: из исходного положения руки вниз и руки вверх выполняется круг руками вперёд, круг руками назад, круг руками наружу, круг руками вовнутрь, круг руками вправо и круг руками влево; из исходного положения руки вперёд и в стороны выполняется круг руками книзу и круг руками кверху.

 

Термины упражнений на снарядах

Хват — способ держания за снаряд. Применяются хваты: сверху (наиболее распространенный обычный — он опускается), снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый (кисти рядом), глубокий.

 

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают висы простые, при которых занимающийся держится за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами

и др.).

Висы* (простые):

 

вис / вис на согнутых руках / вис согнувшись / вис прогнувшись

 

....

 

Висы (смешанные):

 

вис присев / вис стоя согнувшись / вис лежа / вис на правой вне / вис стоя/вис лежа

 

 

Иные положения принято обозначать с уточнением их особенностей.

Например, вис на сог- нутых ногах.

 

Различают упоры простые и смешанные.

Упоры (слово «простые» не указывается):

упор на руках согнувшись /упор сзади / упор правой вне упор углом

 

 

...

 

Упоры смешанные:

упор присев на правой, левую назад.

 

упор лежа боком правой с опорой на правую.

 

упор лежа на левой с опорой на левую.

 

Сед — положение сидя на снаряде. Различают:

 

сед ноги врозь на брусьях / сед на бедре

 

..

 

 

Начало упражнения на снаряде принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях (для краткости) можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад

И т. д.

Подъем — переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий (движение выполняется головой вперед).

Различают:

подъем силой поочередно.

 

махом одной подъем переворотом.

 

подъем силой.

 

то же махом или силой, подъем правой или двумя.

 

подъем разгибом и др.

 

Спад — движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием. 43Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот

на правой (левой), оборот вперед, назад, большой оборот, то же в висе сзади и др.

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты: махом вперед, назад, в стойке, то же вокруг опорной руки — диамидовский, поворот в стойку на руках и др.

Крест —крестообразное положение занимающегося на кольцах.

Различают: крест, крест углом, боковой крест (азаряновский),• крест в стойке на руках, крест в равновесии.

Стойка — положение гимнаста ногами кверху с опорой какой- либо частью тела. Различают: стойка на плечах, на руках, на правой

(левой) руке, хватом за одну жердь

и др.

Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись, прогнувшись прямыми руками и др.

Мах — свободное движение тела относительно оси вращения.

Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание — мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой — переход из упора вис дугообразным движением.

Кач — однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей принято называть раскачиванием. Способы раскачивания: одновременным или неодновременным толчком ногами, с помощью партнера и др.

Выкрут — оборот тела вокруг фронтальной оси с вращение в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают: вoкрут вперед и назад, а также мах, которым он выполняется. Термины для обозначения маховых движений ногами (махов)

Перемах — движение ногой (ногами) под снарядом или его частью.

Круг — целостное круговое движение ногой (ногами). Различа- 44 ют: круг правой, правой влево, влево (вправо)-назад, круг с по- воротом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперек, круг прогнувшись

и др.

Скрещение — два перемаха, выполненные навстречу друг другу. Обычное скрещение обозначается одним словом «скрещение». Разновидности уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скрещение, скрещение с поворотом и др.

Вход — переход гимнаста и и. п. у коня круговым движением' с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Кроме того, выполняется на перекладине (обычно махом назад), на брусьях.

Переход — смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента, соединения).

Выход — движение, противоположное входу, но на другую часть коня (обычно из упора на ручках в упор на теле коня).

Перелет — перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием хвата (перелет углом согнувшись — «перелет Воронина», ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на Другой.

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Раз- личают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, выкрутом, переворотом, сальто, сальто с поворотами (кругом, на 360°, образно — «пируэт»

и др.). Соскоки с брусьев. Кроме того, называются: сальто назад-вправо или вперед-влево; с перекладины, колец, брусьев — двойное сальто и др.

Прыжок — преодоление расстояния (длины, высоты) или препятствия (снаряда) свободным полетом после отталкивания ногами. В гимнастике применяются опорные прыжки (с дополнительной опорой руками).

Различают: прыжок прогнувшись, согнувшись, группируясь (согнув ноги), углом, боком, ноги врозь, согнув ноги назад, переворот, переворот

в сторону (вправо, влево), переворот согнувшись (иногда именуют образно «сгиб — разгиб») и др.

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка о мостик.

 

 

Термины акробатических упражнений

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову).

Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись (выполняемый из стойки) и др.

 

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

 

Различают:

-кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжк с фазой полета до опоры руками, лет—-кувырок, кувырок с поворотом, заканчивающийся лицом в противоположную сторону

 

.

 

-кувырок назад, кувырок назад в упор на колене кувырок назад Согнувшись (с прямыми ногами), кувырок назад через плечо, кувырок назад в стойку на голове, на руках, кувырок назад через стойку на руках и др.

 

.

 

Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или теми другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону (вправо, влево), переворот с головы (с опорой головой), переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад — вращательное движение тела назад с опорой на руки.

Перекидка — равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, предплечьями) без фазы полета.

Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет—прыжок назад с рук (из стойки на руках) на ноги..

Неполный переворот — вращательное движение тела прыжком с одной его части на другую.

Подъем разгибом — подъем (вскок), выполненный из упора согнувшись (с лопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д. В перечисленных случаях надо указывать конечное положение.

Поворот разгибом — выполняется движением подъема с поворотом кругом

в упор лежа; выполнение с поворотом на 360° указывается особо.

Сальто * — свободное переворачивание тела

в воздухе. Разли- чают: переднее сальто, маховое сальто заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотами (кругом, на 360°, обозначаемое гимнастами термином «пируэт», с поворотами на 720° и др.), а также двойное, тройное сальто и др.

Темповой подскок (сокращенно —- под- скок)— небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх.

Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

 

....

 

 

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной

к опоре. Различают:

 

 

мост.

 

мост на одной руке.

 

 

мост на одной ноге.

 

 

мост на предплечьях.

 

 

разноименный мост, например с опорой левой ногой.

и правой рукой

 

 

Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают:

 

прямой шпагат.

 

 

шпагат правой или левой (указывается нога,

находящаяся впереди),.

 

 

одноименный.

 

 

разноименный,

шпагат с наклоном, с наклоном назад.

Полушпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся спереди.

 

полушпагат с наклоном.

 

 

Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх.

Различают стойки: на лопатках,на голове, на руках

В последнем случае стойка может быть узкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой (кисти рядом), на одной (правой, левой) руке, то же, но ноги врозь

И т. п.

Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются

в локтевых суставах, ноги в тазобедренных),

п е р е к а т о м (вращательным движением с последовательной опорой махом правой или левой ногой); с о г н у в ш и с ь (руки прямые, тело сгибается

в тазобедренных суставах), п р о г н у в ш и с ь (руки сгибаются, тело держится прогнутым), п р о г н у в ш и с ь п р я м ы м и р у к а м и (выполняется через горизонтальный упор), п р ы ж к о м (на руки), п е р е в о р о т о м н а з а д и др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное положение и конечное каждого участника, какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего.

 

Термины упражнений художественной гимнастики

'Шаги — различные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка (рис. 30,а), на носках, острый шаг, выпадами (рис. 30,6), высокий шаг, шаг галопа (рис. 30,в), пружинный шаг (рис. 30,г), приставной, переменный, скользящий, шаг польки, вальсовый, шаг плечом вперед, шаг в приседе (полуприседе) и др.

 

 

....

 

Бег — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы. Поворот — вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси конечностей. Например, поворот руки, ноги. Различают повороты: переступанием (одноименный, разноименный), на носках, скрестный, поворот махом одноименный (выполняемый на'левой опорной ноге), разноименный, спиральный, «винт», круговой поворот на 540, 720°, поворот с наклоном, в приседе (полуприседе), поворот в равновесии с сохранением того или иного равновесия, поворот на коленях и др.

Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами. В зависимости от амплитуды движения и положения исполнителя в воздухе (в полете) различают: прямой прыжок, прогнувшись, открытый, закрытый, прыжок шагом, скачок, перекидной, прыжок выпадом, подбивной, полукольцом, кольцом, в группировке, согнувшись, шпагатом и др.

Пружинное движение руками — целостное пружинное движение с одновременным сгибанием во всех суставах.

Волна — сложное целостное движение, состоящее из последо- вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед (или просто волну), волну вправо, влево (боковая волна), волна книзу и др.

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), начинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем следует разгибание (от себя) с одновременным подниманием кисти.

Положение кисти: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

Запись вольных упражнений.

Вольное упражнение должно записываться в определенной последовательности.

1. Название упражнения (для кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение. Указывается произведение, размер.

3. Исходное положение.

4. Содержание упражнения записывается в соответствии со структуро музыкального произведения — по восьмеркам.

Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах помимо названия самого снаряда принято указывать:

1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание— подъем...).

2. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрут и др.).

3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом вперед, пере- воротом).

4. Направление (влево, назад и др.).

5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него. При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи комбинаций на снарядах (в строчку) основные

элементы или соединения отделяются знаком тире. Например, на перекладине: подъем махом назад — оборот назад — мах дугой с поворотом налево в вис разным хватом и т. д.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записывается с новой строчки (с абзаца), а справа от них указывается относительная трудность. Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог «по», а не касаясь — «над». Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад перемах правой над правой жердью и

угол...и т. д. Слитность двух и более элементов обозначается союзом«и», а совмещение их в одно движение — предлогом «с». Например, на перекладине подъем правой и поворот налево кругом — спад назад с перемахом левой

и подъем разгибом с поворотом в упор сзади. В интересах краткости и более удобного произношения отдельные определения можно опускать, а также иногда несколько от клоняться от указанной выше последовательности, если этим улучшается понимание упражнения (его доходчивость).

Запись акробатических упражнений. При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:

1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.

2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина. Например, из равновесия на правой стойка на голове или из стойки на руках стойка на голове и др.

3. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения последующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др.

4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по описанию это не ясно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.339 с.)