Размеры судов эскадры Колумба 1492 г. по различным проектам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размеры судов эскадры Колумба 1492 г. по различным проектам



Винтер Г.

 

В50 Суда Колумба 1492 г. Л., «Судостроение», 1975.

64 с.

 

В книге дан критический анализ доступных автору материалов о характеристиках «Санта-Марии», «Ниньи» и «Пинты» - судов знаменитой эскадры Христофора Колумба, на которой он совершил в 1492 - 1493 гг. свое первое плавание в Вест-Индию.

В работе выявлен ряд научно обоснованных данных, которые могут быть положены в основу создания исторически верных моделей судов. Ценность книге придают приложенные к ней чертежи, многие из которых являются официальными проектами новоделов судов эскадры Колумба.

Книга предназначена для любителей судомоделизма, а также представляет интерес для широкого круга лиц, интересующихся историей парусного судостроения.

 

31805 - 029

В ---------------- 90 - 75 6Т4.15

048(01) - 75

 

 

© Перевод на русский язык, «Судостроение», 1975.

 

 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

 

анта-Мария» Колумба - одно из известнейших судов в истории мирового флота и одно из самых любимых. В 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго были представлены новоделы всех трех судов знаменитой эскадры Колумба - «Санта-Марии», «Ниньи» и «Пинты», после чего их изображения распространились по всему миру. «Санта-Мария» шла на выставку через Атлантический океан своим ходом, а небольшие «Пинта» и «Нинья» были перевезены. Почти в каждом морском музее есть модель «Санта-Марии», множество ее моделей построено бесчисленными любителями-судомоделистами.

Но только немногие знают, что не сохранилось ни оригинальных чертежей, ни основных размерений судов эскадры. Основой для реконструкции могут служить только старинные книги по судостроению и немногие рисунки судов того времени, дошедшие до нас в книгах или на морских картах. Из них особенно важны карты 1482 г. Бенинкасы (рис. 1) и 1500 г. Хуана де ла Косы, владельца «Санта-Марии», участвовавшего в плавании Колумба* (рис. 2); К сожалению, из девяти рисунков на карте Хуана де ла Косы только на двух суда несут испанский флаг с изображением желтых замков на красном поле и красных львов на белом.** Остальные семь судов несут португальские флаги с изображением кубика с пятью точками. И как раз оба испанских судна изображены наименее выразительно. Рисунок судна на испанской карте мира Д. Риберо 1529 г. из рукописи, хранящейся в Веймаре (рис. 3), позволяет судить о форме марселя и о кормовом парусе судов того времени. Общие сведения дополняются теми немногими

 

* Хуан де ла Коса - картограф и «пилот» (штурман) - не участвовал в плавании 1492 г. Сподвижником Колумба был другой Хуан де ла Коса владелец и «маэстро» (шкипер) «Санта-Марии» - Прим. перев.

** Штандарт королевы Испании Изабеллы - два замка Кастилии и два льва Леона, расположенные в шахматном порядке. - Прим. перев.

 

 

 

данными о судах эскадры, которые изредка приводятся в дневнике Колумба1 и в основном касаются адмиральского судна «Санта-Мария». В частности, говорится, что оно имело фор- и ахтеркастели2, а из парусов - фок, грот, грот-марсель, бизань и блинд под бушпритом,3 Следовательно, у него был такой же вид, как и у португальского судна (см. рис. 2, слева), если на нем поставить еще фок и блинд.

По приведенным данным можно выполнить эскиз; но не изготовить объемную модель, для чего необходимы сведения о соотношении ширины и длины судна, о форме шпангоутов и т.д., их отсутствие предоставляет широкие возможности для критики проектов новоделов судов.

Все это затрудняет описание судов Колумба, тем более что даже в Испании в разных источниках сведения не совпадают. Например, в одних «Пинта», а в других «Нинья» названы тем судном, которое перед началом перехода через океан было переоборудовано из каравеллы с латинскими в каравеллу с прямыми парусами. Неясно вооружение «Ниньи» во время шторма у Азорских островов 15 - 17 февраля 1493 г.

 

 

 

Сравним имеющиеся рисунки и проекты с данными литературы. Наибольшее распространение во всем мире получил проект «Санта-Марии» Ф. Дуро и Монлеона, одобренный и принятый испанским правительством для постройки новодела судна в 1893 г. О внешнем виде новоделов «Пинты» и «Ниньи», построенных по их проектам, автор может судить только по иллюстрациям, посвященным Чикагской выставке и опубликованным в прессе (рис. 4).

 

 

 

Монлеон, кроме того, издал и другие проекты всех трех судов, получившие большое распространение в Германии [12]. Одновременно в Италии - на родине Колумба - капитан Д'Альбертис издал собственные проекты судов эскадры [3]. Некоторые исследователи без особых на то оснований пытались внести в проекты ряд изменений, правда, не повлиявших на общий вид судов.

Кроме новоделов, представленных на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., в 1929 г. в Кадисе для выставки в Севилье был изготовлен второй новодел «Санта-Марии», чертежи которого автору неизвестны. Книгу с описанием новой «Санта-Марии» директора мадридского морского музея Д.Х. Гильена [7], автору, к сожалению, достать не удалось. Насколько можно судить по иллюстрациям, опубликованным в прессе, новая «Санта-Мария» отличалась от предыдущих тем, что имела бак, а не форкастель, и закругленную корму вместо транцевой (рис. 5 - 7).*

 

 

 

* Второй новодел «Санта-Марии» разрушился в 1945 г. Третий - копия второго, был изготовлен в Валенсии в 1951. г. для съемки фильма «Заря Америки». В 1952 г. судно перешло в Барселону, где и находится по настоящее время, открытое для посещения туристов (см. рис. 49, 50). Инж. С.Т. Лучининов передал описание третьего новодела, составленное директором барселон-

 

 

В настоящее время известна подлинная модель каталонского нао 1450 г. (рис. 8). Эта модель судна с восточного побережья Испании - более ценный источник, чем приведенные рисунки судов на картах 1482 - 1529 гг., так как она представляет собой тип судна-нао, как Колумб называл свое флагманское судно. Но у каталонской модели нет фока, марселя и блинда, что, конечно, не влияет на ее ценность как объекта для сравнения [17].

Ознакомление с проектами и описаниями к ним не вносит ясности. То, что одни авторы определяют как нао, другие называют каравеллой с прямыми парусами; по итальянскому проекту у «Ниньи» три латинских паруса, а по проекту Монлеона это вооружение имеет «Пинта» (сравните рис. 40, 43). В дневнике Колумба о «Нинье» ничего не сказано, а о «Пинте» говорится, что она была каравеллой с латинскими парусами, а на Канарских островах ее переоборудовали в каравеллу с прямыми парусами, переставили мачты, затратив на это четыре недели. Сын Колумба Фердинанд утверждает, что переоборудовали «Нинью» (см. примечание к [11]).

Из дневника следует, что Колумб свое флагманское судно называл только нао, а остальные каравеллами. Названия типов судов в то время были неопределенны. Каравеллами, например, в основном называли небольшие суда водоизмещением меньше 100 т, предназначенные для перевозки почты и пассажиров. Наименование нас (исп. navis - судно) применялось к большим судам с «тяжелым» вооружением (три мачты, из них две с прямыми парусами). Но какое вооружение они несли? Ф. Дуро, говоря о каравелле и нао, пишет [4]: «Латинские и португальские (!) каравеллы, т.е. каравеллы с латинским вооружением (см. рис. 40), ходили до 5 румбов к ветру, в то время, как большие нао - только до 7 румбов». Подобными «латинскими или

 

 

ского морского музея М. Мартинецем-Хидальго (A bordo de la «Santa Maria»), переводчику, откуда и взят чертеж новодела (см. приложение 1).

Из этой же работы основные размерения третьего новодела (сравните с данными табл. 3): наибольшая длина - 25,7 м; длина между перпендикулярами - 18,7 м; ширина - 7,6 м; глубина трюма - 3,4 м; осадка кормы - 2,2 м; высота грот-мачты от киля до клотика - 28 м; длина грота-рея - 18 м; грузоподъемность - 120 т, что эквивалентно приблизительно 180 т водоизмещения. - Прим. перев.

 

 

 

 

 

 

португальскими» каравеллами пользовались моряки испанского графства Ниебла, соперничая со своими португальскими соседями. Но у кастильцев существовали и каравеллы с прямыми парусами (исп. velas redondas - буквально круглые паруса) и со смешанным вооружением.

В отличие от латинского (см. рис. 40, 43) и прямого (рис. 9) вооружений (двухмачтовые суда с прямыми парусами на каждой

 

 

мачте для того времени неизвестны), смешанным, по мнению Ф. Дуро и А. Наваррете, было вооружение (рис. 10) с фоком (брифоком). Такое вооружение имели нао, так как последняя из их трех мачт несла косую бизань. Аналогичное, но менее полное вооружение (без марселя и блинда) у «Пинты» по итальянскому проекту (см. рис. 42). А так как Палос - родная гавань судов Колумба, находится в графстве Ниебла, где кастильцы применяли и португальские каравеллы с латинскими парусами, то не удивительно, что по итальянскому проекту у «Ниньи» латинское вооружение. К этому можно добавить, что на новоделах «Пинты» и

 

 

 

«Ниньи» 1893 г. было такое же вооружение, какое предложено в итальянских проектах, только «Пинта» дополнительно несла марсель (см. рис. 4).

Что касается классификации судов, то официальные испанские проекты, как и итальянские, называют «Санта-Марию» нао или наве. Этого мнения придерживается и Ф. Дуро, основываясь на материале дневника Колумба. Монлеон считает, что между нао и каравеллой с прямыми парусами не существовало разницы в вооружении и что слово нао обозначало только более высокий ранг адмиральского судна, и, следовательно, вооружение каравеллы с прямыми парусами подходит как для «Ниньи», так и для «Санта-Марии» (см. рис. 39). Монлеон категорически заявляет, что у «Ниньи» были четырехугольные прямые паруса (исп. velas cuadras) в отличие от изображенных на рис. 10. Он полагает далее, что, переоборудуя «Пинту», Колумб стремился к одинаковому вооружению судов. Несмотря на убедительность этого довода, испанская правительственная комиссия придала новоделу «Ниньи» 1893 г. латинское вооружение. Значит, когда Монлеон говорит о каравелле с латинскими парусами, он подразумевает не «Нинью» а «Пинту» до переоборудования.

Наконец, основной вопрос: верно ли смешанное (с прямыми парусами на двух мачтах) вооружение «Пинты», приведенное в итальянском проекте и воплощенное в новоделе 1893 г. Через 15 лет, в 1907 г. А.. Наваррете [15] пишет о латинском вооружении почти то же, что и Ф. Дуро, но подробнее о смешанном: «... кастильцы применяли их (каравеллы) с прямыми парусами или, вернее сказать, со смешанным вооружением, где фок был четырехугольным». Следовательно, эти каравеллы были похожи по вооружению

 

 

 

 

на судно, изображенное на рис. 10, и с прямым парусом на грот-мачте, как на итальянской «Пинте» (см. рис. 42) или на испанском новоделе 1893 г. (см. рис. 4), у которого на грот-мачте даже два прямых паруса. Они излишни и должны быть заменены латинскими парусами! А. Наваррете не называет источник этих сведений, но они, вероятно, верны, так как нам известен тип португальского судна более позднего времени (caravela redonda) с четырьмя мачтами и с прямыми парусами, с марселем только на первой мачте. Это - более совершенный тип судна, который должен был иметь предшественника. Им могла быть описанная А. Наварретом каравелла с тремя мачтами и только с одним прямым парусом на фок-мачте (см. рис. 10).

В данной работе наряду с испанским правительственным проектом первого новодела «Санта-Марии» приведены проекты «Санта-Марии», «Пинты» и «Ниньи» Монлеона и Д'Альбертиса; кроме того, в приложении помещены проект третьего новодела «Санта-Марии» и чертежи этого судна Г.Е. Адаметца, выполненные на основе проекта Ф. Дуро и Монлеона.

У моделиста, который хочет построить суда знаменитой эскадры, есть несколько вариантов. Для «Санта-Марии» он может выбрать испанские или итальянский проекты, из которых проект, предложенный Монлеоном (см. рис. 39) - наиболее красивый и ясный в деталях. Судно, построенное по этому проекту, будет иметь соразмерные паруса и более правильный неодинаковый наклон мачт. Для выбора формы шпангоутов и основных соотношений «Санта-Марии» за исходные данные можно взять размерения роттердамской модели (см. рис. 8). Если моделист склоняется к испанскому проекту Ф. Дуро и Монлеона, то ему лучше воспользоваться чертежами Г.Е. Адаметца, которые более подробны (см. приложение II). Рисунок судна с карты Д. Риберо 1529 г. (см. рис. 3) повлиял на форму кормы «Санта-Марии» в испанских проектах. Это послужило поводом для критики в последующем столетии. Если для постройки модели выбрали судно, изображенное на карте Бенинкасы (см. рис. 1), надо иметь в виду, что на рисунке надстройка в средней части судна слишком велика. В этом отношении итальянский проект лучше, но и у него есть существенные недостатки.

«Пинту» следует строить по итальянскому проекту (см.рис.42), так как источник данных, послуживших для постройки испанского новодела (см. рис. 40), неизвестен, а латинское вооружение для «Пинты», как полагает Монлеон, не годится, потому что судно имело его до переоборудования, следовательно, до перехода через Атлантический океан, а желательно изобразить его таким, каким.оно совершало знаменитое путешествие.

Для «Ниньи», вооруженной латинскими парусами, можно взять за основу проект «Пинты» Монлеона (см. рис. 40) или итальянский проект (см. рис. 43), если придерживаться старых выводов.

В табл. 1 для удобства читателей переводчиком суммированы различные сведения по вооружению судов эскадры Колумба.

 

 

 

 

Таблица 1 Вооружение судов эскадры Колумба 1492 г. по различным проектам «Нинья» Каравелла с латинскими парусами на всех трех мачтах (см. рис. 4) Каравелла с прямыми парусами. Вооружение, аналогичное вооружению «Санта-Марии» (см. рис. 39) Каравелла с латинскими парусами (см. рис. 43) Каравелла с прямыми парусами. Фок, грот и косая бизань (см. рис. 45, В) - - -
«Пинта» Каравелла с прямыми парусами (точнее, со смешанным вооружением). Вооружение такое же, как у «Санта- Марии», исключая блинд (?) (см. рис. 4) До переоборудования каравелла с латинскими парусами (см. рис. 40). После переоборудования - фок на первой мачте, на остальных - латинские паруса (см. рис. 10) Каравелла с прямыми парусами. Фок, грот и косая бизань (см. рис. 42) Каравелла с латинскими парусами; переоборудована в каравеллу с прямыми парусами (Г. Винтер считает вероятным фок и две или одну (?) мачты с латинскими парусами) - - -
«Санта-Мария» Нао, или наве, со смешанным вооружением (проект Ф. Дуро и Монлеона 1892 г.). Блинд под бушпритом, на фок- и грот- мачтах прямые паруса: фок, грот и грот-марсель; на бизань-мачте «косая» бизань (см. рис. 37, 38) Вооружение, аналогичное вооружению по испанскому правительственному проекту (см. рис. 39) То же (см. рис. 41) » (см. рис. 41) » (см. рис. 5, 6, 7) » (см. приложение I) » (» приложение II)
Проект Испанские правительственные 1892 - 1893 гг. Монлеона 1891 г. Итальянские (Д'Альбертиеа) 1892 г. По дневнику Колумба Второй новодел «Санта-Марии» 1929 г. Проект 1927 г. Третий новодел «Санта-Мврии» 1951 г. (копия второго новодела) Чертежи «Санта-Марии Г.Е. Адаметца (проект Ф. Дуро и Монлеона)

 

 

 

 

НАЗВАНИЯ СУДОВ

 

 

 

Название «Санта-Мария» в дневнике Колумба ни разу не упоминается. Судно было построено на побережье Галисии и раньше называлось «Ла Галега» (галисийка).

«Пинта» означает пестрая. Название «Нинья» переводили как «маленькая», исходя из того, что судно было самым маленьким в эскадре. Это неправильно (исп. nino - сорванец, nina - девочка), кроме того, Nino - фамилия одного из пилотов «Ниньи» (обе каравеллы принадлежали братьям Пинсон, которые во время плавания Колумба были их капитанами). Можно полагать, что название «Нинья» возникло до зачисления судна в эскадру и не означает его величину среди прочих судов.*

 

 

 

РАЗМЕРЫ СУДОВ

 

 

О размерах судов Колумба существуют различные предположении. Их длина между лотами (т.е. по ватерлинии, исключая штевни) по проектам, данным в книге, приведена в табл. 2.

Таблица 2

 

Проект Длина судов между лотами, м
«Санта-Мария» «Пинта» «Нинья»
Испанский правительственный (Ф. Дуро и Монлеона) 21,30 - -
Монлеона 16,00 18,75 16,00
Итальянские 24,00 23,60 22,50

 

* Приведем дополнительные сведения из работы Я.М. Света [2]: «Пинта» построена была в Палосе и получила свое прозвище, возможно, по созвучию с именем давнишних ее владельцев (Пинто). В 1492 г. она принадлежала Кристовалю Кинтеро, который в качестве матроса сопровождал Колумба в первом путешествии. В «Дневнике» ясно указывается, что Кинтеро чинил козни, не желая, чтобы корабль принимал участие в плавании.

«Нинья» - официальное ее наименование было «Санта-Клара» - принадлежала Хуану Ниньо из Могера. Возможно, что по созвучию с именем владельца, но, может быть, и как самое малое судно флотилии (исп. nina - детка), она и получила кличку, вошедшую в историю как ее подлинное имя. Она была построена на верфях ныне занесенной илом гавани Ривера де Могер в устье реки Рио-Тинто, т.е. той реки, на которой был и Палос». - Прим. перев.

 

 

Удивительно, что для «Санта-Марии» (см. рис. 39) Монлеон приводит меньшую длину, чем для «Пинты» (см. рис. 40), а для «Ниньи» - размер «Санта-Марии». По-видимому, он тоже считал наименьшим судном, но ошибочно не указал большие размеры для «Санта-Марии». Размеры судов по проектам Монлеона тем более сомнительны, что и надстройки на судах находятся в противоречии с ними: у наибольшего судна - «Пинты» - на корме расположены только шканцы, у меньшего - на шканцах есть надстройка - ют. Помещенная переводчиком табл. 3, которая составлена Я.М. Светом [2], дополняет данные Г. Винтера.*

Таблица 3

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

 

Бак. В испанских проектах стороны палубы бака вместе с релинговым ограждением изгибаются плавно. А на старинных картинах и на роттердамской модели бак представляет собой треугольник

 

 

 

с прямыми сторонами. Несмотря на то, что небольшой изгиб палубы бака эстетически более приятен, итальянские проекты вернее.

Галсы. Как у большинства моделей судов того времени, проводка галсов в проектах приведена неудачно. Галс-клампы, усиленные плитой отверстия в фальшборте, есть на роттердамской модели, вместе с проводкой галсов они видны и на золотой медали XV в. (рис. 14). Галс в то время, вероятно, состоял из простого прочного троса и в отличие от шкота не имел талей! Для

 

 

 

 

фока-галса входное отверстие находилось на оконечности бака и уже для галфинда эта проводка неудовлетворительной. На фордевинде фок вообще приходилось убирать (см. рис. 1, 15). На этих рисунках суда изображены вернее, чем на рис. 14.

Фалы. Старинные рисунки редко позволяют определить проводку фалов. Монлеон считает, что нужно подвешивать нижний рей на двух фалах с талями у рея и на палубе. В официальном испанском проекте два простых фала идут через блоки под марсом и имеют тали на палубе. Первая проводка, по-видимому, соответствует проводке, приведенной на рис. 1. Там же, где фалы применены по одному, они идут через шкив в топе мачты, который был четырехугольным (рис. 39, 40).

Мачты. На старинных рисунках грот-мачта изображена чрезмерно толстой и с тросовыми бандажами - вулингами (см. рис. 1, 9, 15), которые указывают на то, что мачта составлена из отдельных брусьев.

Блоки. Железные оковки на блоках употреблялись в чрезвычайно ограниченном количестве. Растительные стропы не охватывали блок, а проходили через отверстие в его головке, поэтому в то время блоки были длиннее современных. Ограничение не касалось нижних юферсов вант: они были окованы железом и соединялись с железными вант-путенсами железными же связями, как показано в испанском проекте. Изображение юферса в верхнем углу рис. 38 не совсем ясно. Не коушеобразный ли это юферс, который обычно употреблялся на штагах? В испанской энциклопедии рядом со словом бигота (vigota, bigota) приведен фотоснимок старинного коушеобразного юферса, найденного в гавани Палоса (рис. 16), откуда эскадра Колумба отправилась в плавание. Так как Хуан де ла Коса, владелец «Санта-Марии», родом из Палоса, то этот снимок очень заманчив. Однако толкование в энциклопедии слова бигота как круглого блока с двумя-тремя отверстиями не оставляет сомнения в том, что это - юферс. Коушеобразный юферс (исп. Bigota de estay) - штаговый юферс.

Как не верно при постройке модели употребление оковок на блоках, так не правомерно и применение скоб, которые во времена Колумба заменялись клевантами или стопорными узлами, крепившимися в огонах, например в огоне шкотового угла. Ннельзя делать из металла стойки релингов, так как до последнего времени они изготовлялись из дерева. Большой ошибкой является применение якорных цепей - в то время они были из растительных тросов!

 

 

 

Якорный шпиль, битенг-балки. Испанские проекты единодушно приводят горизонтальный якорный шпиль, называя его molinete - брашпиль (англ. windlass). Но существует приблизительно дюжина старинных рисунков, на которых изображен бак и на нем совсем иное приспособление: иногда прямая, а в большинстве случаев изогнутая вверх поперечная балка, концы которой проходят через борта. Обращает на себя внимание и изогнутая вверх балка (рис. 17) судна, изображенного в итальянском судостроительном трактате 1445 г. Изогнутая балка установлена и на часто упоминаемой роттердамской модели (рис. 18). Когда получили распространение

 

 

 

испанские проекты, эта модель находилась в безвестности в кирхе в Матаро, маленьком прибрежном местечке в Каталонии. Все это заставляет сомневаться в испанской трактовке вопроса. В примере с прямой балкой, данном в каталонской книге по морскому праву (рис. 19), якорный канат изображен намотанным на балку плотными шлагами, значит, эту балку следует назвать битенг-балкой,* тем более что, как видно из рисунка, она

 

*Битенг служит для закрепления якорного каната, когда судно стоит на якоре. - Прим. перев.

 

 

 

наклонена к вертикальному столбу. Конечно, горизонтальную балку можно сделать поворотной, и тогда вертикальные столбы будут служить ей опорами, но предположение о том, что в книге речь идет о поворотной балке или, другими словами, о шпиле, отвергается ее положением: она расположена слишком высоко, чтобы в нее можно было вставить длинные вымбовки.

Cabrestante - битенг-балки? Авторы испанских проектов могли, опираться на книгу «Libre Nautico» конца XVI в. [6, с. 436], где действительно упоминается шпиль cabrestante англ. capstan - собственно вертикальный шпиль) с четырьмя вымбовками. Но это произведение появилось через сто лет после плавания Колумба, и к тому времени брашпиль действительно мог стать таким, каким он приведен в проектах, поэтому при многочисленных свидетельствах того, что в то время были лишь простые битенг-балки, не припишем ли мы позднейшее достижение времени Колумба? Об этом предостерегает и то обстоятельство, что вышеуказанный источник [6, с. 434] упоминает и о кран-балках - крамболах (исп. serviolas), которые автор напрасно искал на изображениях судов до 1500 г. Более ценным свидетельством являются записи Лас Касаса, участвовавшего в 1502 г. в третьем плавании Колумба в Вест-Индию. В своей «Истории Индий» он приводит распоряжение Колумба завести, якорь в связи с посадкой на мель «Санта-Марии», «чтобы выбрать его (якорь) при помощи cabrestante». Но

 

 

 

 

Лас Касас тоже писал через полвека после описываемых событий, и, кроме того, если в то время были битенг-балки, можно спросить: а видел ли он в 1502 г. шпиль?

Вернемся к 1492 г. Возможно, что в этом десятилетии шпиль и появился как новинка, но у него должен быть предшественник. Им, вероятно, являлась прямая битенг-балка, которая проходила через борта и могла вращаться. Это уже шпиль, но отличающий по форме от шпиля позднейшего времени, который гораздо короче и оставляет по бортам проход в носовую часть судна. Возможно, также, что простые невращающиеся битенг-балки, наименование которых до нас не дошло, уже назывались cabrestante.

 

 

Соответствующее английское слово capstan этимологически происходит от латинского capistrare (от capistrum - держатель), в котором, как видно, заключается понятие держать, а не вращать, Причастие от глагола capistrare (держать) - capistrant, и от него происходит cabrestante4 вместо cabestrante (capistrante), тоже имеющее понятие удержания, а не вращения. Значит, такое обозначение годилось для битенг-балок. Кроме того, возникает еще один вопрос: почему Лас Касас говорит не molinete, как можно ожидать, а cabrestante, что обозначает вертикальный шпиль, а не горизонтальный? Понимает ли он это? Если да, то вертикальный шпиль - еще одна неожиданность. По-видимому, для того времени можно с уверенностью говорить лишь о битенг-балках. Записи Лас Касаса вызывают слишком много сомнений, чтобы утверждать, что на судах Колумба были уже настоящие брашпили, как это приведено в испанских проектах.

 

 

 

 

Квадратные марсели. Судя по изображениям тех времен, в вооружении судна все подавляющим было вооружение грот-мачты. В определенной степени можно считать, что старинные суда были одномачтовыми с небольшими вспомогательными парусами. Еще в XVI в. марсели были настолько малы, что скорее являлись топселями, несмотря на то, что их называли марселями (исп. gaviata - марсель, от gavia - корзина). Только в XVII в. они становятся больше, а нижние паруса меньше. Трапециевидная форма парусов, изображенных в испанских и итальянских проектах, для XV в.

 

 

 

почти невероятна. На немногих изображениях судов, на которых показаны марсели (рис. 20, 21), они чрезвычайно малы и имеют квадратную форму. Трапециевидная форма парусов впервые изображена на испанских картах мира 1527 и 1529 гг., хранящихся в Веймаре и Риме (см. рис. 3).

Бонеты. Рифы к тому времени были уже известны, но, по-видимому, применялись только на севере. На судах Колумба они заменялись бонетами (поперечными полосами парусины, крепившимися к нижнему лику основного паруса), но крепились не на петлях, а на сезнях. На нижней шкаторине паруса на рис. 15 отчетливо виден риф-бант; на других рисунках - простые бензеля. Буквы на рис. 39 составляют Engelgrub, Ave Maria и т.д. Они наносились на основной парус и на бонет и тем самым способствовали

 

 

 

 

 

 

 

правильному соединению соответствующих частей. На рис. 38, 39 не показаны «средние» шкоты, они крепились не только к бонету, но при его отсутствии к нижней шкаторине основного паруса, а затем шли к мачте (см. рис. 14, 22). Присутствие этих шкотов всегда выдает глубокая поперечная складка на парусе (см. рис. 1, 15 и др.).

Ванты. Неясно крепление вант у топа мачты. Если нет марса и салинга, то ванты на топ невозможно накладывать парами, образуя вокруг него огон, поэтому на галерах каждая вантина крепилась на топе отдельно. По-видимому, этот способ крепления первоначально сохранялся и на судах с реями, и тогда, когда на мачту стали устанавливать «корзину» - марс, и под нее основание - салинг. Так, на каталонском нао (см. рис. 8) есть марс и под ним салинг, но в днище марса нет отверстий для прохода вант, подробности крепления которых рис. 38, 39; к сожалению, не отражают.

Выбленки. Что касается нижнего крепления вант, то в итальянских проектах и на рисунках оно различно. Так, в итальянских проектах и на рис. 1 ванты идут внутрь борта, а в испанских проектах, на рис. 14 и рис. 23 - 24 - снаружи борта, причем на рис. 25 и на чертежах Монлеона (см. рис. 39, 40) изображены ванты, набиваемые талями, а на рис. 23 - 24, 38, 43 - юферсами с талрепами. На судах с реями у грота-вант есть выбленки, даже у тех из них, которые набиваются талями, хотя можно полагать, что на этих вантах, набиваемых поодиночке, поставить выбленки невозможно. На многих рисунках (см. рис. 46) выбленок нет. Однако (даже если показан «тросовый» трап), возможно, что они просто не изображены. Во время волнения выбленки могли отдавать. Кроме того, художник мог не изобразить их, потому что на чертеже или рисунке это приводит к запутанности линий, которая и так велика (см. рис. 46). Так, И. Райшах по художественным соображениям не изобразил даже ванты левого борта судна (см. рис. 22).

Нок-гордени. В испанских проектах непонятно проведены концы (англ. martnets), которые при помощи шпрюйтов присоединялись

 

 

 

 

 

 

к боковым шкаторинам грота; позднейшие нок-гордени шпрюйтами присоединялись к нижней шкаторине. В то время рей, чтобы убрать паруса, опускали на релинги. Гордени должны были как можно большую часть паруса положить на рей. Проводка горденей через блоки у рея (см. рис. 38, 39) вызывает сомнение, так как основной трос должен идти сверху, не касаясь рея. Такая проводка (см. рис. 47) должна быть и на передней стороне паруса. Подобное расположение шпрюйтов горденей видно на турецкой каракке (см. рис. 15), правда, с малым их разносом. На рис. 46 шпрюйты отчетливо видны на передней и задней сторонах рея.

Внутренние топенанты. Удивительно, что в испанских проектах есть и вторая пара топенантов - внутренних, находящихся в стороне от ноковых5. Позже они не встречаются, их нет в итальянских проектах.

Марса-шкоты. Полагают, что марса-шкоты ранее проводились не к нокам нижнего рея (см. рис. 3). Ряд исследователей во всяком случае склоняется к этому мнению6. Оно находит подтверждение и на рис. 20, 21, 26, А. Но во многих случаях марса-шкоты, которые должны быть видны, на рисунках не изображены, а те концы, которые есть на рис. 26, С, и 27, не марса-шкоты, а марса-брасы (см, примечание к рис. 26). Можно предполагать, что марса-шкоты, как и марса-брасы, проводились на марсовую площадку (рис. 27). Крепление марса-шкотов на марсе и опущенный грота-рей видны на рис. 21, 28. Во время шторма рее опускали на релинги, но предварительно перекрепляли шкоты марселя, поэтому нет оснований проводить марса-шкоты иначе, чем к краям марсовой площадки.

Штормовой парус. В дневнике Колумба от 12 октября 1492 г. упоминается штормовой парус (treo, англ. try?). Согласно морским словарям - это четырехугольный парус, который на судах с латинским вооружением (галерах и др.) во время сильного ветра устанавливался вместо треугольных парусов. В продолжение всего плавания Колумба в Вест-Индию штормовых ветров с сильным волнением океана не было, и в ночь на 12 октября 1492 г. в течение 8 ч эскадра шла со скоростью 12 миль/ч, т.е. около 10 морских миль/ч. После многодневного перехода в два часа мореплаватели увидели землю, и, дожидаясь утра, Колумб отдал команду лечь в дрейф, для чего спустили паруса, оставив только treo - большой парус без бонета, который при других обстоятельствах называли papahigo, т.е. основной парус (англ. course), а не штормовой.

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ ПО МОДЕЛЯМ СУДОВ,

СНАРЯЖЕНИЕ СУДОВ

 

 

В дневнике Колумба упоминается только три шлюпки - по одной на судно (das batel, die barca), следовательно, проект Моклеона более верен. В качестве уключин служили колышки, вбитые в планширь (см. рис. 28). Якорей у «Ниньи» было не меньше трех, так как после потери у Азорских островов двух из них вместе с канатами она снова стала на якорь. Лас Касас утверждает, что продуктов питания на суда при отходе было взято на год. Он же пишет о том, что позднее в Вест-Индию были посланы пшеница, фасоль, горох, шпик, солонина и вино - эти продукты служили для питания экипажей, хотя в дневнике Колумба чисто случайно упомянуты только вода и вино.

 

 

НОВЫЕ ВЫВОДЫ

 

 

О такелаже. До сих пор рассматривались лишь особенности проектов 1892 г. и соответствующая литература. Приведем самостоятельное исследование автором источников. Важнейшие замечания по «Нинье»:

14 февраля 1493 г. Колумб, перешедший после потери «Санта-Марии» на «Нинью», приказал спустить на ней papahigo. Из дальнейшего видно, что речь идет о papahigo de la vela mayor (papahigo грот-мачты) и что этот парус убрали, чтобы во время шторма он окончательно не разорвался. Papahigo означает прямой парус, а не латинский. Далее, 15 февраля к гроту был присоединен бонет. Таким образом, у судна были фок (прямой парус) и грот с бонетом (если грот-мачта несла прямой парус, то латинский на фок- мачте был только у шебек). Обязательно нужна бизань-мачта, так как в то время двухмачтовые суда с прямыми парусами не

 

 

 

 

были известны. Следовательно, «Нинья» вооружена проще «Санта-Марии», на которой, кроме того, имелись грот-марсель и блинд. Вооружение этой каравеллы, предложенное Ф. Дуро и А. Наварретом (см. рис. 10), в проекте которых прямой парус - только на фок-мачте «Ниньи», неверно. Ее вооружение подобно изображенному на итальянском проекте для «Пинты» (см. рис. 45, В). Нельзя, следуя данным из дневника, придавать «Нинье» латинское вооружение, которое приведено в итальянском проекте и воплощено в новоделе судна 1893 г. (см. рис 4). «Нинья» не раз попадала в штормы, а следовательно захлестывалась волнами, поэтому утверждать, что она была открытым судном, неверно. Это же относится и к «Пинте».

О последней ничего не известно кроме того, что она была переоборудована. Возможно, у «Пинты» был ахтер-кастель. 25 сентября ее капитан Мартин Алонсо Пинсон поднялся на корму, (popa), чтобы сообщить Колумбу о появлении на горизонте земли. Несмотря на то, что в дневнике упоминается не Castillo de popa, о котором говорится в записи от 11 октября 1492 г.,* а popa (раньше так называлась только корма судна), вероятно, Пинсон находился не на палубе, а на более высоком месте - ахтер-кастеле. Был ли на «Пинте» форкастель неизвестно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.139 с.)