Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Тема «общая характеристика познания как гносеологической проблемы в философии»
План 1. Познавательное отношение к миру как важнейшая проблема философии. 2. Диалектический характер познавательного процесса, его основные ступени и формы 3. Проблема истины в гносеологии. Диалектика абсолютной и относительной истин Приступая к изучению данной темы, следует обратить внимание на непростой характер познавательного отношения человека к миру и на сложность его понимания как в науке, так и в философии. Их различие обусловлено несхожестью предметного содержания философии и науки. Традиционная теория познания в современных условиях обнаруживает свою предметную «узость», связанную с ее чисто нормативным характером. При исследовании процесса познания в современной науке и философии особое внимание, наряду с проблемой объективности знания, уделяется исследованию субъективных и неявных оснований всей системы познавательной деятельности. Философия познания нуждается в обогащении своего понятийного аппарата. Поэтому проблема познания сегодня может быть рассмотрена адекватно и объективно при условии учета многих аспектов, и, в первую очередь, осмысления единства собственно когнитивного (познавательного) и аксиологического (ценностного) аспектов. Проблема познания является одной из важнейших проблем философии, которая изучается в таком ее разделе как гносеология (от греч.- gnosis – знание, logos – учение) учение о происхождении и сущности знания. В более широком контексте гносеология решает проблему природы и сущности познания в целом, т.е. всей познавательной деятельности. Не случайно вторая сторона основного вопроса философии получила название гносеологической. Ф. Энгельс, в своей работе «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», достаточно подробно разъяснил проблему познавательного отношения человека к миру известной крылатой фразой «Познаваем ли мир и его законы?», и тут же расшифровал ее философский смысл: 1) Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? 2) В состоянии ли наше мышление познавать и познать действительный мир? 3) Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? [Ф.Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. Т. 21.-С. 283]. Если суммировать и обобщить приведенные слова Ф. Энгельса, то напрашивается вывод: процесс познания, как впрочем и все виды ориентации человека в мире всегда предполагает необходимость адекватного воспроизведения, отражения действительности. Вот это адекватное воспроизведение мира человеком и составляет сущностную природу познавательного отношения к миру.
В философии сложились две противоположные точки зрения при решении данной проблемы: материалистическая и идеалистическая. Если философы – материалисты признают возможность познания человеком мира, его адекватного воспроизведения в различных формах, то представители идеализма отрицают возможность познания человеком мира, а значит, и его адекватного воспроизведения. Такая точка зрения в гносеологии получила название агностицизма (приставка «а» означает «не», а «gnosis» - знание) – отрицание знания или возможности познания мира. Материалистическая точка зрения признает объективный характер познаваемого мира в качестве источника наших знаний, идеалистическая же – отрицает объективный характер познаваемого мира в качестве источника наших знаний. Какая из этих точек зрения наиболее верно отражает суть рассматриваемого вопроса и в адекватной форме раскрывает предметный характер человеческого мышления? Насколько и в какой мере диалектичен или недиалектичен познаваемый процесс? В чем специфика познавательного отношения к миру как процесса и как результата? В своих знаменитых «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс заметил: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос) «[Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т. 42.-С. 264]. Другими словами, в теории познания принцип практики занимает особое место и выполняет конструктивную функцию как в становлении предмета познания, в качестве его объекта, так и в качестве высшего критерия истинности знаний.
Разумеется, историко – философский подход в осмыслении рассматриваемой проблемы познания позволяет нам выделить как положительные стороны, так и недостатки в теории познания как материализма, так и идеализма. Вы должны самостоятельно поработать над этим вопросом и сделать для себя выводы. Я же здесь подчеркну мысль К. Маркса, который заметил: «Главный недостаток всего предшествующего материализма, - включая и фейербаховский, - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т 3- С. 1]. Таким образом, в современной теории познания основными принципами являются: а) принцип отражения; б) принцип практики; в) принцип диалектики Что же представляет собой познание как процесс и как результат, исходя из принципа отражения? Познание есть процесс активного отражения действительности, активного взаимодействия субъекта и объекта познания, в основе которого лежит практика как материальная деятельность, направленная на познание и преобразование мира. Познание есть результат предметно – материальной деятельности и отражения субъектом познания объекта в форме знания и его законов. По сути дела, речь идет о познании как бесконечном приближении мысли к объекту, в ходе которого само отражение мира в сознании человека следует понимать не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а конкретно – исторически, в вечном и бесконечном процессе возникновения и разрешения противоречий в ходе взаимодействия субъекта и объекта познания. Что следует понимать под субъектом и объектом познания? Субъект познания – это обладающий сознанием и волей активно действующий и познающий общественный человек, т.е. это не изолированный индивид, а человек, включенный в социальную жизнь и использующий выработанные обществом различные методы и формы познавательной деятельности. (методы научного и философского познания, язык, логико – философские категории и т.д.). Уровнями проявления субъекта познания являются индивид, коллектив, общество. Под объектом познания следует понимать всю объективную реальность или ее часть, вовлеченную в сферу познавательной деятельности общественного человека как субъекта познания. В этом отношении объект познания отличен от предмета познания. Какие можно сделать выводы по данному вопросу? 1. Познавательное отношение человека к миру носит не упрощенный, а достаточно сложный характер, в котором принципы отражения, практики и диалектики составляют его сущностное и конкретно историческое содержание. 2. Существуют вещи, предметы, явления независимо от нашего сознания, которые в ходе познавательно – отражаемой деятельности, в ходе практики превращаются в объекты познания. 3. Нет никакой принципиальной разницы между «вещью- в –себе» и явлением. Есть лишь разница между тем, что познано, и тем, что еще не познано. 4. В теории познания, как и во всех других областях науки и философии следует подходить диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание и знание, а разбираться: 1. Каким образом и при каких условиях из незнания является знание? 2. Каким образом и при каких условиях неполное знание становится более полным? 3. Каким образом и при каких условиях неточное знание становится более точным, более адекватным? Из истории развития науки и философии можно приводить огромное количество примеров, подтверждающих сделанные выводы (это и геометрия Эвклида, геометрия Лобачевского и Римана, теория А. Эйнштейна и др. Постарайтесь самостоятельно, в своих рабочих тетрадях, выписать избранные вами примеры и аргументы. Посмотрите, к примеру, работу «Метафизика» Аристотеля, «Новый Органон» Ф. Бэкона, «Об умножении наук» Г. Лейбница и др. философов. Таким образом, философский смысл теории познания состоит в том, чтобы опираясь на научные и философские знания законов самой действительности, отражать и преобразовывать ее посредством предметно – практической деятельности, ведущий к получению и диалектическому развитию знания как единства процесса и результата, объективного и субъективного, чувственного и рационального…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.19 (0.01 с.) |