Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Кожевникова Екатерина Викторовна, преподаватель истории Кривонос Галина Степановна, преподаватель обществознания Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Патриот – это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта. Сегодня мы можем услышать такие словосочетания, как «малая родина», «советская родина», «вторая родина». И каждое из них несет определенную смысловую нагрузку. Понятием «малая родина» мы обозначаем то место, где человек родился, а понятие «вторая родина» указывает на то место, где человек нашел себя как гражданин, где он проживает. «Отечество» - понятие родственное «родине», в которое вкладывается более глубокое содержание, нравственное, духовное. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является очень стойким. В настоящее время, когда отмечается крушение идеалов, духовных и нравственных ориентиров, проблема патриотического воспитания становится актуальной для нашего общества. В последнее время государством все больше внимания уделяется проблемам патриотического воспитания, так как без настоящего патриота, ответственного гражданина и добропорядочного человека невозможно построить сильное, конкурентоспособное государство. За последние годы была сформирована определенная законодательная база в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения. Основополагающей стала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», которая определяет цели, ставит конкретные задачи и формирует комплекс мероприятий в рамках работы по патриотическому воспитанию. В проекте Федерального Закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», отмечается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Следовательно, необходимо проводить систематическую, целенаправленную деятельность всех органов государственной власти и организаций по формированию у граждан нашего государства высокого патриотического сознания, используя весь потенциал нормативно-правовой и духовно-нравственной базы воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности.
В настоящее время, когда в общественном сознании отмечается кризис духовности, выраженный индивидуализм и эгоцентризм, когда отсутствует уважение к социальным и государственным институтам, к старшему поколению, патриотическое воспитание становится актуальным во всех сферах жизни российского общества. Патриотизм – это, прежде всего, гражданская позиция человека. Гражданин обязан выполнять как конституционные законы, так и профессиональные обязанности, тем самым способствуя процветанию своего государства. Развитие гражданского общества зависит от патриотической направленности граждан, поэтому так актуальна проблема патриотического воспитания молодежи. Именно молодому поколению предстоит осуществлять политическую деятельность и продвигать интересы государства. Патриотическое воспитание это неотъемлемая часть воспитания личности в целом. В обновленной системе приоритетов патриотического воспитания можно выделить следующие главные сферы: 1. духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); 2. нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); 3. историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде, нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
4. государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества). Структура и содержание образовательного процесса это важнейший инструмент духовно-нравственного и патриотического воспитания. Воспитательная работа педагогов становится результативней, при условии систематичности и планомерности, на основе единства урочной и внеурочной деятельности, с использованием разнообразных внеклассных мероприятий, творческих и исследовательских работ. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современной школы является гражданско-патриотическое воспитание, главная цель которого – формирование у учащейся молодёжи качеств патриотизма. Данное направление реализуется на протяжении нескольких лет в курсе изучения истории и обществознания. На уроках истории и обществознания есть благодатные темы, при изучении которых необходимо уделять больше внимания духовному и нравственному воспитанию. Во время проведения уроков решаются следующие задачи: · сформировать у подрастающего поколения готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите, верность Родине, · формировать у учащихся интернациональные чувства; · изучать историю родного края и историю своего учебного заведения; · способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции. В курсе обществознания студенты знакомятся с основами гражданского права, политической и избирательной системой, конституционным устройством государства, государственной символикой. На уроках истории при изучении раздела «Великая Отечественная война» особое внимание уделяется образцам героического служения Родине, биографиям великих полководцев, адмиралов и простых солдат, верно служивших Отечеству. Такие примеры позволяют формировать чувство гордости за Отечество, воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своей страны. На показе величия и трагизма отечественной истории воспитываются патриотические чувства, учащиеся побуждается к чтению исторической литературы. Формирование гражданско-патриотических качеств личности осуществляется не только на уроках, но во внеурочной деятельности. В помощь педагогам нашего техникума разработаны темы классных часов по гражданско – патриотическому воспитанию: 1. Символы Российской Федерации (герб, гимн, флаг) 2. День народного Единства 3. «Подвиг героев ВОВ из Хакасии» 4. Блокада Ленинграда. 5. Наши земляки – участники военных действий в Чечне, Афганистане. 6. Главнокомандующие во время Великой Отечественной войны 7. Из истории фашистских лагерей 8. Кодекс чести настоящего мужчины 9. Ученые России в военных погонах 10. Слава и гордость Отечества Так же, ежегодно в рамках Недели истории и обществознания, проводятся внеклассные мероприятия, учитывающие специфику нашего учебного заведения. Для всех отделений разработана своя тематика. Отделение «Пожарная безопасность»: «Моя профессия-пожарный», «Урок безопасности», «Исторические памятники и пожары» и. т.д.
Технологическое отделение: «Традиционная пища хакасов», «Гостеприимство хакасов», «Хакасский этикет» и т.д. Коммерческое отделение: для специальности «Продавец-товаровед» - «Свадебные обряды», «Национальная одежда и украшения», «История города Абакана» и др. Для специальности «Туризм»: «История города Абакана», «Памятные места древней и современной Хакасии» («Салбыкский курган», Заповедник «Казановка», «Боярская писаница», «Курорты озера Шира» и т.д). В Хакасии проходят межрегиональные фольклорные фестивали тюркских народов, на которых выступают творческие коллективы из всех районов и городов республики, а также артисты из Якутии, Тувы, Башкортостана, Алтая и других регионов нашей страны. Наши студенты принимают участие в этих фестивалях в качестве участников и зрителей. Также обучающиеся и студенты нашего техникума принимают участие в ежегодном празднике хакасского народа «Тун Пайрам» - Празднике Первого молока, весело и познавательно проходит праздник «Широкая Масленица». На этих мероприятиях молодежь знакомится с обычаями и традициями нашей республики, которая является частью великой России. Национальный патриотизм имеет базовой опорой национальную культуру. Он способствует пробуждению чувства любви к Родине, национальной гордости, духа народа, воспитанию национальных традиций, духовной культуре. Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к малой родине, духовной культуре своих предков, семье, родным. С раннего детства дети через восприятие окружающего мира воспитывают патриотические чувства. Для студентов нашего техникума малой родиной является Хакасия. Хакасская земля является частью российской культуры и истории. Это наследие необходимо использовать для формирования национально-культурных ценностей подрастающего поколения. В воспитании необходимо использовать весь потенциал регионального компонента, так как изучение истории малой родины способствует формированию чувства патриотизма. …Удивительная земля Хакасия! Изобилие солнца и плодородная земля, сказочные богатства недр и высокие горы, полноводные реки и озера. Тайга, богатая грибами, ягодами и кедровыми орехами, делает эти места особенно притягательными для людей. Но такой она была не всегда. Словно в назидание потомкам это сохранившиеся до сих пор множество раскиданных по всей степи курганов и могил рисуют мрачные картины прошлого.
Изнурительная борьба с суровой природой, постоянные лишения, нескончаемые болезни неудержимо истребляли людей. Маленький народу было очень тяжело. Но с 1917 года на земле Хакасии наступила новая жизнь. Народ получил государственность в форме автономной области, стал равноправным в великой семье советских народов. В настоящее время Хакасия – в составе Российской Федерации. Изучение истории развития малой родины - это важнейший компонент патриотического воспитания. В рамках реализации данного направления патриотического направления в техникуме разработана программа факультативных занятий «Растим патриота и гражданина», состоящая из двух разделов. Студенты 1 курса отделений «Пожарная безопасность» и «Физическая культура» знакомятся с факультативом «История Хакасии», на 2 курсе – проводится факультатив «Я – гражданин России». На 3 курсе студенты отделения «Физическая культура» посещают факультатив «История развития и традиции национальных видов спорта», в котором знакомятся с национальными видами спорта нашей страны. Одним из приоритетных направлений в гражданско-патриотическом воспитании является воспитание ответственной личности, активно участвующей в общественно-политической жизни своего государства. В работе со старшеклассниками необходимо применять активные формы и методы проведения мероприятий, которые позволяют проявить личностную позицию воспитанника, что, в конечном итоге, способствует становлению активной гражданской позиции. Одной из таких современных форм гражданского воспитания являются дебаты. Дебаты — это структурированный и специально организованный, имеющий четкую структуру, публичный обмен мыслями по актуальным темам. Во время дебатов у молодежи появляется возможность четко и аргументировано доказывать свою точку зрения, уверенно держаться на публике. Дебаты способствуют формированию уважительного отношения к оппоненту, позволяют найти новые знакомства, дают возможность обсудить актуальные темы. В 2012 г. студенты отделения «Пожарная безопасность» принимали участие в городских дебатах, посвященных актуальным проблемам, волнующих современную молодежь. Проявлением политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, каждого гражданина и патриота своей страны является участие в выборах. В преддверии выборов 2012 г. была организована и проведена серия мероприятий в рамках повышения избирательной грамотности студентов техникума (проведена игра «Избирательное право, конкурс агитационных плакатов, презентаций и видеороликов, в училищной газете вышла статья, посвященная выборам в России»), активное участие приняли студенты отделений «Физическая культура», «Пожарная безопасность» и «Туризм». Общественные мероприятия, участие в коллективных творческих делах, группах по интересам, в спортивных мероприятиях предоставляют возможность студентам активизировать чувство коллективизма, товарищества, сопереживания и сотрудничества, знакомиться с альтернативными способами разрешения вопросов, оценивать деятельность с точки зрения общественных и личных принципов и интересов.
Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи играет метод проектов. Например, в рамках празднования 65-летия Победы был реализован проект электронных презентаций «Я помню! Я горжусь!», в котором приняли активное участие наши студенты. В 2011г. студенты техникума участвовали в проекте «Доброе сердце»- украшали рисунками забор в детском доме «Теремок». В 2012 г. преподаватели и студенты отделения «Физическая культура» вместе с молодыми сотрудниками предприятий и учреждений г. Абакана (в рамках городского Фестиваля работающей молодежи) приводили в порядок, красили остановочные павильоны. Такая деятельность – проявление заботы и любви к окружающим, родному городу, к своей малой родине. В нашем учебном заведении стали традиционными акции добра - акция «Милосердие» (помощь детям сиротам из детского дома, помощь ветеранам ВОВ), в декабре 2012 г. студенты техникума приняли участие в программе «От сердца к сердцу» (в рамках Декады инвалидов участвовали в концерте для детей с ограниченными возможностями). Ежегодно проводится «Вахта Памяти», студенты принимают участие в «Зарнице» и конкурсе для допризывной молодежи. Важнейшей задачей учебного заведения, классных руководителей и учителей является поиск новых форм по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодежи. Одной из таких форм является спортивная деятельность. Спорт объединяет представителей большинства стран мира, занимает значительное место в жизни молодого поколения, способствует укреплению дружбы, сотрудничества и сплоченности молодежи. Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм, формирует у студентов нравственно-волевые качества (честность, ответственность, трудолюбие, решительность, целеустремленность), развивает чувство любви к Родине и высокой ответственности за свою спортивную подготовку. Спортсмены стремятся прославить свое учебное заведение, свою республику, страну, новыми спортивными достижениями, что является одной из важнейших форм проявления патриотизма. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами войны и ветеранами спорта, выдающими спортсменами республики, России - участниками олимпийских игр. Традиционной стала Спартакиада техникума. Наши студенты принимают активное участие и становятся призерами Всероссийских мероприятий – Лыжня России, Кросс Нации. В январе 2013 г. в преддверии Олимпиады 2014 г. наш техникум посетили представители олимпийского комитета России, было внесено предложение – провести на базе нашего учебного заведения комплектование команды факелоносцев и волонтеров, которые будут участвовать в Эстафете Олимпийского огня на территории республики Хакасии. Эта идея заинтересовала наших студентов, так как у них появилась возможность стать частью великого события в истории нашего государства – Зимней Олимпиады 2014 г. Это и есть проявление настоящего патриотизма, гордости за свою Родину. В целом, спорт и спортивные соревнования сближают и объединяют разные народы, духовно-нравственную культуру этносов и национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания. Отношение к Родине это важнейшая связь человека с регионом, страной, она основывается на происхождении и непосредственном сходстве. Поэтому так важно прививать любовь к Отечеству, способствовать идентификации человека с его родиной, его предками, его историческими корнями. Патриотизм – это важнейший социально-культурный, духовно-мобилизационный ресурс, освоение которого способно дать каждому городу, региону, а в перспективе и России мощный стимул - повышения социальной, производственной, творческой активности населения. Главное активизировать людей для участия в развитии хозяйственной, культурной жизни страны, в реализации различных программ, планов, проектов. Важное место в воспитательном процессе должны занимать такие формы гражданско-патриотического воспитания, которые основываются на инициативности, самостоятельности, ответственности самой личности. Так на базе нашего учебного заведения создана добровольная пожарная дружина. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия наградила студентов отделения «Пожарная безопасность» за активное участие в общественной жизни добровольной молодёжной организации «Студенческий отряд спасателей», в проведении мероприятий по профилактике бытовых пожаров по итогам 2012 года. Также наши студенты принимали участие во Всероссийских соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, активно участвовали во Всероссийской олимпиаде «Спасатель», посвященной Бородинской битве. Неравнодушие, активная жизненная позиция – это залог любви к своей Родине. В заключение хотелось отметить следующие: для повышения эффективности патриотического воспитания в современных условиях необходимо помочь молодежи в поиске смысла жизни, ценностного отношения к личности; создавать условия, учитывающие склонности и способности молодежи; прививать уважение к своим близким и окружающим, формировать ответственную гражданскую личность. Необходимо активизировать весь государственный и общественный потенциал – создавать клубы и музеи, патриотические и культурно-исторические объединения; активизировать работу по духовно-нравственному и идеологическому направлениям, формировать и развивать социально значимые ценности, гражданственность и патриотизм в процессе получения образования, используя систему урочной и внеурочной деятельности; освещать вопросы патриотического воспитания в средствах массовой информации. Список использованной литературы: Бурлакова И. Воспитательный комплекс как средство повышения патриотического воспитания учащихся // Учитель. – 2009. - № 6. – С. 11-13. Крекотнев А.А. Цель - воспитать патриотов // Проблемы воспитания. – 2009. - № 11. – С. 40-42. Лутовинов В.И. Научные основы и новая стратегия возрождения военно-патриотического воспитания молодежи // Право и безопасность. – 2010. - № 3. Хаустов В.М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С. 325-331.
БУ СПО Югорский политехнический колледж, г. Югорск, ХМАО-Югра Интернет - конференция по воспитательной работе. Здоровьесберегающие технологии в системе НПО и СПО. Информационно-предметная среда учебного кабинета, как элемент здоровьесберегающих образовательных технологий. Карманова Марина Александровна Мастер производственного обучения, Образовательная среда учебного заведения играет огромную роль в становлении личности обучающихся, способствует раскрытию и реализации их внутренних возможностей. Наиболее эффективное решение задач образовательной среды возможно на основе реализации здоровьесберегающего эргономического подхода в образовательном процессе, то есть защиты психического и физического здоровья за счет системного улучшения всего образовательного пространства, включающего в себя искусственную среду, учебную среду, информационную среду, социальную среду, культурную среду и внутреннюю среду всех участников образовательного процесса. Насыщенность учебных программ образовательных учреждений НПО и СПО, обусловленная необходимостью трансляции общих гуманитарных и профессиональных знаний, интенсивность учебного процесса, наряду с часто возникающими проблемами взаимоотношений педагогов и студентов, создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки и является фактором обострения проблем, связанных с их здоровьем. В этой связи, представляют интерес теоретические положения современной эргономики и психологии как научные основы здоровьесбережения. С позиции основ педагогической эргономики любое явление в педагогике имеет свой смысл и оценивается через функциональную структуру системы «преподаватель – обучающийся – учебная среда» [3]. Таким образом, для оптимизации и формирования деятельности преподавателей и студентов, а также учебной среды, как единой функциональной системы, должны быть обеспечены необходимые ресурсы, в том числе и рациональная, эффективная информационно-предметная среда учебных кабинетов. Здоровьесберегающая педагогическая технология – это в первую очередь условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Организованная информационно-предметная среда учебных кабинетов – это часть образовательной среды, место непосредственного осуществления образовательного процесса и взаимодействия его субъектов, отображающее элементы будущей профессиональной деятельности обучающихся и стимулирующее их интерес к получаемой специальности. Информационно-предметная среда включает в себя материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, а также организационно-методические средства. В деятельности преподавателя как элемента системы педагогической эргономики важнейшими является решение следующих задач: Ø развитие у студентов интереса к учебе, профессии, потребности в знаниях; Ø внедрение развивающего обучения; Ø внедрение воспитательного обучения; Ø формирование у студентов умений и навыков учебного труда; Ø планирование и проектирование учебного занятия и практическое решение их; Ø поддержка активной работоспособности студентов в течение занятия; Ø анализ и самооценка преподавателем своей работы на занятии. В грамотно построенной информационно-предметной среде учебного кабинета с учетом педагогико-эргономических условий, направленные на реализацию вышеперечисленных задач цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся мобильными и доступными. Способствуют комфортности и эффективности педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающегося, обеспечивают здоровьесбережение при эффективном формировании профессиональных знаний, умений, профессиональных компетентностей, развитии профессиональной направленности личности и, как следствие повышению качества подготовки будущих специалистов. С позиций педагогической эргономики интегральная характеристика нормирования студенческой деятельности выражается через показатели ее производительности, качества ее результатов, энергозатрат для осуществления этой работы и психофизиологического состояния организма после выполнения определенной работы. Оптимальным для обучающегося, как элемента системы педагогической эргономики, считается такое состояние, которое наилучшим образом обеспечивает обработку информации в течение учебного времени, при этом осуществление работы не вызывает скрытых форм усталости, заданная деятельность не вызывает у негативного отношения, а все отрицательные функциональные сдвиги состояния, которые возникают вследствие осуществляемой деятельности, вполне устраняются во время перерывов. При организации и проведении урока педагогу необходимо учитывать: обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, решение задач и др. В норме 4-7 видов деятельности за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий; чередование и количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. В норме чередование должно происходить каждые 10-15минут; наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся; место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и охраной труда; психологический климат на уроке; плотность урока, т.е. количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Качество организации информационно-предметной среды учебного кабинета оценивается с учетом влияния на участников образовательного процесса психофизиологических, физиологических, антропометрических и гигиенических факторов, которые определяются соответствующими параметрами учебной среды [3]. Другими словами - качество среды учебного кабинета определяется по таким показателям, как умственная утомляемость преподавателя и обучающихся; уровень субъективного комфорта преподавателя и обучающихся; рациональность подготовки и проведения учебного занятия в данной информационно-предметной среде; удовлетворенность информационно-предметной средой учебного кабинета. Кроме того показателями качества также являются знания, умения обучающихся по учебным дисциплинам и уровень развития компетентностей обучающихся.
Рисунок 1. Составляющие построения информационно-предметной среды учебного кабинета.
Итак, роль эргономико-педагогической составляющей учебного процесса заключается в создании благоприятных условий для реализации психологического и социокультурного потенциалов, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, для обеспечения высокого качества обучения, развития творческих способностей обучающихся, оздоровления педагогического труда. Данное направление работы, осуществляемое в образовательном учреждении, позволит перестроить обучение в эргономичную форму, которая будет обеспечивать успешное усвоение учебного материала и всестороннее развитие личности обучающегося при снижении уровня его напряженности и усталости. Список литературы: 1.Баетова Д.Р. Реализация эргономического подхода в информационно-предметной среде учебного кабинета вуза - Омский научный вестник, – 2007 - №3(55) 2. Мунипов В.М, Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов - М.: ЛОГОС, 2001. - 356с. 3. Окулова Л.П. Педагогическая эргономика: монография – М.–Ижевск: Институт компьютерных исследований. – 2011. 4. Эргономика учебного процесса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/10-1-0-85 (дата обращения: 13.01.2013).
АНО СПО «Омский колледж предпринимательства и права» г.Омск Категория (направление) конференции: Интернет - конференция по воспитательной работе. Тема работы: Об организации воспитательной работы в АНО СПО «Омский колледж предпринимательства и права» Автор: Куликова Марина Евгеньевна, председатель цикловой комиссии информационных и естественнонаучных дисциплин Содержание: Ведение Духовно-нравственная составляющая воспитательной среды колледжа Воспитательные структурные подразделения колледжа - Культурно-досуговый центр - Телерадиостудия «Спектр познания» - Литературно-музыкальная гостиная - Музей колледжа Заключение Современная философия среднего профессионального образования, обосновывая новые цели, задачи и парадигмы подготовки специалистов, подчеркивает все возрастающую роль воспитания, делая акцент на доминантной цели – формировании гражданина, личности, способной полноценно жить и работать в демократическом обществе, и быть полезной этому обществу. В соответствии с требованиями ФГОС СПО в нашем колледже формируется социокультурная среда, созданы условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, развивается студенческое самоуправление, студенты участвуют в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов. Воспитательная работа в учебном процессе направлена на адаптацию студентов к условиям колледжа, мотивацию студентов к профессиональному самоопределению и качественному обучению, мотивацию студентов к профессионально-личностному становлению и развитию, развитию самосознания. Важной задачей воспитательной работы в учебном процессе является также формирование современного мировоззрения и профессиональной культуры будущего специалиста, совершенствование волевой сферы личности, формирование профессиональных компетенций и профессионального поведения студента. Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов. К специфическим особенностям организации воспитательной деятельности колледжа можно отнести следующие: 1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. В целях социальной защиты выпускников в колледже не только предлагаются наиболее востребованные рабочие профессии факультета дополнительного профессионального образования, но и организуются специальные деловые игры, встречи с выпускниками, социально-психологические тренинги по адаптации на рынке труда. 2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогический коллектив работает над созданием механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации. Активно развивается студенческое самоуправление, в структуру которого входит студенческий совет, старостат, актив отделения, студенческий отряд охраны правопорядка. Участие студентов в самоуправлении способствует формированию умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой, своей деятельностью в коллективе. 3. Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании молодежи. Сохранение роли семьи в воспитании требует от педагогического коллектива большого внимания вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья студентов, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения семейных ценностей, здорового образа жизни. 4. Четвертое условие, отражающее специфику воспитательной работы колледжа - профессионализм педагога. Субъектом воспитательной деятельности в любой педагогической системе является педагог - носитель ценностных ориентаций, культуры. В связи с этим в педагогической теории постоянно уделяется большое внимание разработке различных аспектов подготовки будущего специалиста. В этих целях большая роль отводится деятельности Совета кураторов, который координирует работу кураторов групп всех курсов, организует обучение кураторского корпуса и обмен опытом. В обязанности кураторов входит сопровождение адаптации первокурсников, реализация основных направлений воспитательной деятельности через проведение тематических кураторских часов, профилактика асоциального поведения, стимулирование участия студентов в различных мероприятиях, а также в деятельности творческих студий, клубов и спортивных секций, посещение театров, музеев, выставок, обеспечение взаимосвязи с родителями. Воспитательная среда колледжа складывается из мероприятий, которые ориентированы на: · формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; · воспитание нравственных качеств, интеллигентности, развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры; · привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; · сохранение и приумножение традиций колледжа, преемственности, формирование чувства солидарности, формирование у студентов патриотического сознания; · укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, асоциальному поведению. Воспитательная среда включает в себя три составляющих: 1) профессионально-трудовая, 2) гражданско-правовая, 3) духовно-нравственная. Духовно-нравственная составляющая воспитательной среды включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание. Основные формы реализации: · наличие художественных и творческих коллективов для самодеятельных занятий студентов; · развитие досуговой деятельности, организация творческих конкурсов, выставок, фестивалей (КВН, Брейн-ринг, Посвящение в студенты, конкурс молодых талантов и т.д.); · работа спортивных кружков и секций для спортивных занятий студентов; · участие в спортивных мероприятиях колледжа, города, области; · проведение благотворительных мероприятий (благотворительный проект «Спешите делать добро», встречи с ветеранами учебного заведения, сбор книг и игрушек, детских вещей и т.д.); · организация встреч с интересными людьми (выпускниками, деятелями культуры и др.); · анализ социально-психологических проблем студенчества и организация психологической поддержки; · социологические исследования жизнедеятельности студентов по различным направлениям (эффективность культурно-массовых и спортивных мероприятий, профилактика наркомании, алкоголизма и других вредных привычек, профилактика правонарушений); · применение различных форм работы со студентами (тренинги, ролевые игры и др.), проведение встреч с врачами, наркологами, эпидемиолога
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.176 (0.145 с.) |