Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля. Конституционный контроль в России и зарубежных странах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля. Конституционный контроль в России и зарубежных странах.



Конституционное правосудие

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 40.03.01юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

 

Воронеж

Автор:

Кистринова О.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП», к.ю.н.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №14 от 20.06.2012 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №3 от 05.10.2012 г.)

Обновлен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №01 от 28.08.2013 г.)

Обновлен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №14 от 25 июня 2014 г.)

 

 

© Российская академия правосудия, 2014.

© Кистринова О.В., 2014.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………9

Тематические планы……………………………………………………………..10

Программа курса……………….………………………………………………...13

Планы лекций………………………………………………………………….....17

Планы семинарских и практических занятий…….……………………………19

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя….….30

Задания для выполнения контрольных работ….…………………...………....35

Литература………………………………………….……………………..…….37

Вопросы для подготовки к зачету …………………………………………..46


ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное правосудие» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

1. Место и роль учебной дисциплины в системе подготовки бакалавра

Дисциплина «Конституционное правосудие» относится к вариативной части профессионального цикла ООП.

Изучению конституционного правосудия предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

Общенаучной основой изучения конституционного правосудия является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять полученные по этим дисциплинам знания в конституционном правосудии. Кроме того, до начала занятий по конституционному правосудию обучаемые должны овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.

Теоретико-правовой основой конституционного правосудия служат теория и история государства и права, конституционное право России и зарубежных стран.

«Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного правосудия, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника.

Большое значение имеют знания законов логики и умение их применять в конкретных ситуациях.

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное правосудие» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.

2. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины является подготовка бакалавра высокой квалификации, который обладает профессиональными и личностными качествами, осознает социальную значимость своей будущей профессии, способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения.

Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых административным правом: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач, способных сформировать у бакалавров совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:

- осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности;

- осуществления правозащитной деятельности: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование административных правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;;

- осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам организации и обеспечения функционирования системы органов судебной власти, осуществления конституционного контроля в Российской Федерации;

- преподавания конституционного правосудия в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины «Конституционное правосудие» бакалавр должен:

знать: органы, осуществляющие конституционное судопроизводство в России и зарубежных странах; полномочия Конституционного Суда Российской Федерации; состав и структуру Конституционного Суда Российской Федерации; организационные формы конституционного судопроизводства; участников конституционного судопроизводства; виды стадий конституционного судопроизводства; понятие и виды обращений в Конституционный Суд Российской Федерации; виды решений Конституционного Суда Российской Федерации; виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; правовое регулирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

уметь: различать виды органов, осуществляющих конституционное судопроизводство в России и зарубежных странах; отличать разные виды полномочий Конституционного Суда Российской Федерации; различать виды итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации; готовить проекты обращений (запросов, ходатайств, жалоб) в Конституционный Суд РФ; характеризовать проблемы и перспективы взаимоотношений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

обладать общекультурными компетенциями, позволяющими осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-1), а такжедобросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); логически верно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); владеть культурой мышления, навыками обобщения и анализа явлений в области профессиональной деятельности, постановки цели и выбора путей ее достижения (ОК-3); анализировать социально значимые проблемы и процессы в сфере функционирования органов исполнительной власти (ОК-9);

обладать профессиональными компетенциями: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); выполнять обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8); уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

владеть: юридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами, анализа правовых норм и отношений, судебной практики, выявления правовых коллизий.

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины

При изучении дисциплины используются различные формы проведения занятий: лекции, семинары, деловые игры и другие активные формы обучения. В связи с ограниченным объемом учебных часов, отводимых на аудиторные занятия, большое число тем изучается в ходе самостоятельной подготовки. Для ее организации предусматривается выполнение контрольных заданий. Кроме того, могут быть использованы следующие виды самостоятельной работы студентов: рефераты, тесты, составление конспектов рекомендованных преподавателем монографических исследований и научных статей, подготовка и участие в научных студенческих конференциях.

За последние годы по конституционному правосудию было опубликовано много новой учебной литературы, монографий и статей. У студентов появилась возможность в процессе подготовки к активным формам обучения сравнивать, выбирать и пользоваться разносторонней информацией для накопления и углубления своих знаний. Рекомендуемая основная и дополнительная литература, необходимая для углубленной подготовки к занятиям и разработки докладов по выбранной теме в целях формирования у студентов юридического мировоззрения, указана в планах семинарских занятий.

Большая роль в успешном усвоении студентами учебного материала принадлежит самостоятельной работе над учебной литературой, научной периодикой, нормативным правовым материалом. Следует постоянно обращаться к таким изданиям, как академический специальный журнал «Государство и право», специальной научной периодике – журналам «Российское правосудие», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российский юридический журнал», «Российская юстиция», «Законность», «Административное право и процесс» и др., а так же к изданиям, официально публикующим нормативные правовые акты: «Собранию законодательства Российской Федерации», «Российской газете». Подготовка к занятиям невозможна без систематического обращения к справочно-правовой системе «Консультант Плюс» и «Гарант».

Изучение дисциплины завершается зачетом.

 

 

 

Объём дисциплины и виды учебной работы

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
заочная
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе высшего профессионального образования
Зачетные единицы – общая трудоёмкость 3 з.е. – 108 ч. 3 з.е. – 108 ч. 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:      
Лекции      
Семинарские (практические) занятия        
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС        
Форма итогового контроля Зачет

тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинар-ские занятия Практические занятия С/р
  Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина   -  
Всего за 1 семестр   -  
    Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля. Конституционный контроль в России и зарубежных странах. - -  
    Общая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации   -  
  Стадии конституционного судопроизводства в Российской Федерации   -  
  Акты Конституционного Суда Российской Федерации - -  
  Виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации -   -  
  Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации. -      
Всего за 2 семестр      
Всего по курсу      
Форма итогового контроля зачет  

тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального юридического образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинарс-кие занятия Практические занятия С/р
  Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина      
Всего за 1 семестр      
    Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля. Конституционный контроль в России и зарубежных странах. - -  
    Общая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации -    
  Стадии конституционного судопроизводства в Российской Федерации -    
  Акты Конституционного Суда Российской Федерации - -  
  Виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации -   -  
  Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации. -   интерактивная форма    
Всего за 2 семестр -    
Всего по курсу      
Форма итогового контроля зачет  

тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе высшего профессионального образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия С/р
  Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина   -  
    Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля. Конституционный контроль в России и зарубежных странах. -    
    Общая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации -    
Всего за 1 семестр      
  Стадии конституционного судопроизводства в Российской Федерации -    
  Акты Конституционного Суда Российской Федерации - -  
  Виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации -    
  Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации. -   интерактивная форма    
Всего за 2 семестр -    
Всего по курсу      
Форма итогового контроля зачет  

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как отрасли права.

Система отрасли конституционное правосудие.

Источники отрасли конституционное правосудие.

Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как науки.

Конституционное правосудие как учебная дисциплина: цели и значение.

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина

1. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как отрасли права.

2. Система отрасли конституционное правосудие.

3. Источники отрасли конституционное правосудие.

4. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как науки.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Семинарское занятие

1. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как отрасли права.

2. Система отрасли конституционное правосудие.

3. Источники отрасли конституционное правосудие.

4. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как науки.

5. Конституционное правосудие как учебная дисциплина: цели и значение.

Темы докладов:

1. Место конституционного правосудия в системе российского права.

2. Основные тенденции и проблемы развития конституционного правосудия в России на современном этапе.

Список рекомендуемой литературы по теме:

основная *:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 18-35.

дополнительная*:

1. Витрук Н.В. Необходимо принятие нового Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» / Н.В. Витрук // Журнал российского права. – 2011. - №6.

2. Кокотов А.Н. Судебный конституционализм и конституционное правосудие /А.Н. Кокотов // Журнал рос. права. - 2011. № 6. - С. 130 - 134.

 

Семинарское занятие

1. Понятие, основания и виды конституционной ответственности.

2. Понятие, сущность и виды конституционного контроля.

3. Основные этапы развития конституционного контроля в России. Конституционный контроль в советской России.

4. Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Список рекомендуемой литературы по теме:

основная:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 36-59.

дополнительная*:

1. Бондарь Н.С. Правовая определенность – универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда Российской Федерации) / Н.С. Бондарь // Конституционное и муниципальное право. – 2011. -№ 10.*

2. Витрук Н.В. Необходимо принятие нового Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" / Н.В. Витрук // Журнал конституционного правосудия. - 2011. - № 6. - С. 5 - 6.

3. Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России / Н.В. Витрук // Журнал рос. права. - 2011. - № 10. - С. 119 - 133.*

4. Гаджиев Г.А. Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": новеллы конституционного судопроизводства 2010 г. / Г.А. Гаджиев // Журнал рос. права. - 2011. - № 10. - С. 17 - 26.*

 

 

Семинарское занятие

1.Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Основные принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Основания и порядок приостановления полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Основания и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Отставка судьи.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: [федер. конст. закон: принят 21.07.1994 г., зарегистрирован под № 1-ФКЗ] глава 2,3 // Собр. законодательства РФ. – 1994. - №13. – Ст. 1447. … - 2011. - №1. – Ст.1.

основная:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 187-228.

дополнительная:

1. Автономов А.С. Секретариат Конституционного Суда России: фильтр для отсеивания необоснованных жалоб или тормоз конституционного правосудия? /А.С. Автономов. – Журн. конституц. правосудия. – 2009. - № 5. – С. 11-16.

2. Александрова М.А. Конституционный Суд Российской Федерации как современная модель конституционного правосудия / М.А. Александрова // Рос. судья. – 2010. - № 3. – С. 21 – 25.

3. Ашхотов З.А. Конституционный Суд Российской Федерации как субъект права законодательной инициативы / З.А. Ашхотов // Журнал рос. права. – 2011. - № 8. – С. 40 – 48*.

4. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. – 2010. - № 3. – С. 28 – 33.

5. Кряжков В.А. Законодательная модернизация статуса Конституционного Суда РФ /В.А. Кряжков // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 10. – С. 5-12*.

6. Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации /М.А. Митюков // Конституц. и муницип. право. – 2010. - № 12. – С. 27 – 33*.

7. Митюков М.А. О некоторых аспектах дискуссии о полномочиях Конституционного Суда России (по материалам подготовки и принятия проекта ФКЗоКС) / М.А. Митюков // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 5. – С. 50 – 59*.

8. Несмеянова С.Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) / С.Э. Несмеянова// Конституц. и муницип. право. – 2010. № 7. – С. 5 – 9*.

9. Остапович И.Ю. Конституционный Суд РФ в нормотворческом процессе / И.Ю. Остапович // Рос. юридический журнал. – 2010. - № 2. – С. 133 – 138.

10. Тарасова А.Е. Публичный контроль за конституционностью правоприменения: полномочия Конституционного Суда Российской Федерации / А.Е. Тарасова, Д.К. Власенко // Журнал российского права. – 2012. - №3.

Семинарское занятие

1. Понятие, принципы и виды конституционного судопроизводства. Участники конституционного судебного процесса.

2. Содержание основных стадий конституционного судебного процесса.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: [федер. конст. закон: принят 21.07.1994 г., зарегистрирован под № 1-ФКЗ] глава 5 // Собр. законодательства РФ. – 1994. - №13. – Ст. 1447. … - 2011. - №1. – Ст.1.

основная:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 356-399.

дополнительная:

1. Арановский К.В. О письменном производстве в конституционной юстиции России /К.В, Арановский // Журнал конституционного правосудия. - 2011. - № 2. - С. 18 – 24*.

2. Витрук Н.В. Виды производств в Конституционном Суде РФ /Н.В. Витрук. – Журн. конституц. правосудия. – 2009. - № 6. – С. 7-13.

3. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) / Отв. Ред. А.В. Мазуров. – М.: Частное право, 2009*.

4. Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: научно-практическое пособие / С.В. Нарутто. – М.: Норма Инфра-М, 2011*.

5. Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г.Н. Комковой. - М.: ДМК Пресс, 2009. - 384 с.

6. Райкова Н.С. Вопросы реализации принципов осуществления правосудия в конституционном судопроизводстве /Н.С. Райкова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. - № 2. – С. 9-16*.

 

Тема 5. Акты Конституционного Суда Российской Федерации (2 часа)

Семинарское занятие

1. Понятие и виды решений.

2. Итоговые решения, их виды.

3. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, последствия их неисполнения.

4. Нормативный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: [федер. конст. закон: принят 21.07.1994 г., зарегистрирован под № 1-ФКЗ] глава 8 // Собр. законодательства РФ. – 1994. - №13. – Ст. 1447. … - 2011. - №1. – Ст.1.

основная:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 440-457.

дополнительная:

1. Власенко Н.А., Гринева А.В. Судебные правовые позиции (основы теории) /Н.А. Власенко, А.В. Гринева. – М.: ИД «Юриспруденция», 2009. – 168с.

2. Гравина А.А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации и законодательство о судебной власти / А.А. Гравина // Журнал российского права. – 2011. – №10.

3. Жеребцова Е.Е. К дискуссии о месте и роли решений Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников российского конституционного права /Е.Е.Жеребцова // Право и политика. - 2010. - № 11. - С. 85 – 91*.

4. Кальяк А.М. К вопросу о возможности изменения юридической практики Конституционного Суда Российской Федерации / А.М. Кальяк // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 11. - С. 55 – 58*.

5. Кожевников О.А. Решения Конституционного Суда РФ как один из путей повышения качества законодательной техники и уровня законности в правоприменительной деятельности органов публичной власти / О.А. Кожевников // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 5. - С. 27 – 29*.

6. Кокотов А.Н. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации / А.Н. Кокотов // Журнал конституционного правосудия. - 2011. - № 4. - С. 6 - 12.

7. Колюшин Е.И. О квазиосуществлении решений Конституционного Суда Российской Федерации / Е.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. - 2011.- № 3. - С. 55 - 60.

8. Маврин С.П. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: природа и место в национальной правовой системе / С.П. Маврин // Журнал конституционного правосудия. - 2010. - № 6. - С. 23 - 33.

9. Маврин С.П. Некоторые соображения о понятии правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации / С.П. Маврин // Журнал конституционного правосудия. - 2010. - № 4. - С. 12 – 18*.

10. Никитин С.В. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в развитии судебного нормоконтроля / С.В. Никитин // Журнал российского права. – 2011. - №10*.

Российской Федерации

Семинарское занятие

1. Виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации. Производство по делам о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

2.. Производство по делам о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров. Производство по делам по спорам о компетенции.

3. Производство по делам о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Производство по делам о конституционности законов по запросам судов.

4. Производство по делам о толковании Конституции Российской Федерации. Производство по делам о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: [федер. конст. закон: принят 21.07.1994 г., зарегистрирован под № 1-ФКЗ] раздел 3 // Собр. законодательства РФ. – 1994. - №13. – Ст. 1447. … - 2011. - №1. – Ст.1.

основная:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 458-481.

дополнительная:

1. Брежнев О.В. Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта Российской Федерации /О.В. Брежнев. – Журн. конституц. правосудия. – 2009. - № 6. – С. 13-17*.

2. Власова К.Б. Споры о компетенции между органами публичной власти / К.Б. Власова // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 3. - С. 47 - 54.

3. Нарутто С.В. Конкуренция конституционных прав и свобод человека в интерпретациях Конституционного Суда Российской Федерации /С.В. Нарутто // Конституц. и муницип. право. - 2010. - № 2. - С. 56 – 64*.

4. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: монография /С.В. Никитин. - М.: РАП, Волтерс Клувер, 2010. - 304 с.

5. Чертков А.Н. Практика Конституционного Суда РФ и динамика федеративных отношений /А.Н. Чертков // Журнал рос. права. - 2011. - № 10. - С. 109 – 115*.

Практическое занятие

Интерактивное занятие в форме круглого стола

Цель занятия: ознакомить студентов с проблематикой организации и функционирования конституционных (уставных) судов в Российской Федерации

Подготовительный этап:

1. Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 7-10 мин. по основным вопросам проблемы дискуссии:

а) правовое регулирование порядка организации и деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации;

б) роль и значение деятельности конституционных (уставных) судов для субъектов Российской Федерации; практическая значимость деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации;

в) создание конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: аргументы «за»;

г) создание конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: аргументы «против»;

д) практика деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

2. Подготовка учебной аудитории к занятию: ученические столы ставятся по центру помещения, и студенты занимают места напротив друг друга через одного: 5 выступающих, между ними 3-5 человек, которые будут выполнять функции оппонентов. Все оппоненты предварительно делятся на 2 группы: поддерживающие точку зрения докладчика и опровергающие точку зрения докладчика, при этом до всех студентов группы на предыдущем семинаре доводятся задания и вся информация о проведении «круглого стола».

3. Постановка проблемы дискуссии. Вступительное слово преподавателя.

Аналитический этап:

1. Обсуждение поставленной проблемы по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль модератора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего мнения.

Заключительный этап: завершающее слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия каждого студента в работе «круглого стола».

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: [федер. конст. закон: принят 21.07.1994 г., зарегистрирован под № 1-ФКЗ] // Собр. законодательства РФ. – 1994. - №13. – Ст. 1447. … - 2011. - №1. – Ст.1.

основная:

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 526-558.

дополнительная:

1. Артемова С.Т. Юридическая природа и принципы функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как правозащитных органов / С.Т. Артемова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - №11*.

2. Бурмистров А.С. Юридическая сила и механизм реализации решений конституционных (уставных) судов России / А.С. Бурмистров // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. - №4.

3. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (1992 – 2008 гг.): Сборник документов в 7 т. / Под общ. ред. В.М. Кротова. – СПб.: ИД «Право», 2010.

4. Портнова Е.В. Разграничение компетенции между Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в сфере защиты основных прав и свобод человека и гражданина / Е.В. Портнова // Журнал российского права. – 2010. - №5*.

5. Хаптаев А.Р. О статусе конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / А.Р. Хаптаев // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - №7*.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Конституционное правосудие – это новая отрасль права для российской правовой системы, являющаяся дисциплиной национально-регионального (регионального) компонента. Изучение курса конституционного правосудия связано с глубоким усвоением правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов конституционного контроля на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Для этого студентам необходимо:

1) изучить конституционные нормы, регулирующие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

2) знать основы регулирования организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, закрепленные в конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации;

3) познакомиться с решениями Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

4) изучить учебную и научную литературу по данной дисциплине.

Успешное изучение дисциплины конституционное правосудие предполагает освоение лекционного материала, его закрепление на семинарских занятиях, самостоятельное изучение федерального и регионального законодательства, содержащего правовые нормы, регулирующие конституционное судопроизводство, учебной и научной литературы, умение применять системный, сравнительный и другие методы познания, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.

 

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские (практические) занятия. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарским (практическим) занятиям. В ходе семинарских (практических) занятий углубляются и закрепляются знания студентов по вопросам, рассмотренным во время лекций, развиваются навыки ведения публичной дискуссии.

Научно-исследовательская работа студентов по проблемам конституционного правосудия ведется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем.

Для освоения студентами учебной дисциплины «Конституционное правосудие», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

1. лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации;

2. дискуссия;

3. демонстрация;

4. выполнение эссе;

5. составление юридического документа;

6. комментирование научной статьи;

7. подготовка обзора научной литературы по теме;

8. комментирование ответов студентов;

9. решение задач;

10. анализ конкретных ситуаций;

11. «мини-конференция»;

12. «круглый стол»;

13. составление таблиц и схем;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.228 с.)