Управление — общественный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление — общественный институт



УПРАВЛЕНИЕ — ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Управление - упорядочение взаимодействия определен­ного множества элементов или составных частей природы, общест­ва, самого человека. Управление существует в рамках взаимодействия людей, т.е. является субъективным. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты ду­ховного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди. В управлении все исходит от человека и ориентировано на человека.
Управление определяется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью. Властью в широком смысле представляет ситуацию, при которой одни люди в силу разных причин, условий и факторов подчиняются интересам и воле других людей либо со­зданным людьми общественным институтам — обычаям, традици­ям, религиям, морали, праву и т.д. Власть, как и управление, категория совершенно общественная

 

МНОГОГРАННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Управление как общественное явление, отработанное и приспо­собленное людьми для решения жизненных проблем, имеет много­гранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей.

В управлении всегда задействованы люди со своими интересами, Целями, идеалами, ценностями, волей, мотивами, установками и другими психологическими элементами. Часто как раз эти субъек­тивные элементы играют решающую роль в управлении, определя­ют его содержание, форму и результативность. Акцент на психологических аспектах управления, инициированный идеями психоа­нализа (3. Фрейд), позволил приступить к познанию управления как очень сложного и актуального механизма психологического взаимодействия людей.

Следует отметить также, что управление как явление культуры довольно часто характеризуется с этической, эстетической (художе­ственной) и педагогической точек зрения. В управлении, вне сомне­ния, реализуются нравственные качества людей и само оно может анализироваться и оцениваться в нравственных (моральных) кате­гориях.

Комплексный и многогранный характер управления порождает теоретические посылки, которые необходимо учитывать при иссле­довании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений. Во-первых, каждый подход (взгляд, ракурс) к управлению — философский, политический, историче­ский, идеологический, юридический, экономический, социально-психологический, праксеологический, информационный, педаго­гический и т.д. и т.п. — несет в себе познавательный смысл, «схва­тывает» и высвечивает какую-то отдельную грань, сторону этого сложного общественного явления. Во-вторых, каждый аспект ис­следования выполняет свою познавательную функцию и их не сле­дует противопоставлять друг другу, выпячивать один и принижать другой, считать один справедливым, а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования спо­собны приблизить нас к истине. И, в-третьих, единство сущности управления предполагает все же, что различные аспекты исследова­ния управления, выявленные ими различные его элементы, сторо­ны, грани и т.д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с сущностью управления, отражать и характеризо­вать именно управление, а не что-то иное, близкое к нему или похо­жее на него. Это особенно актуально для практики управления, в которой управление проявляет себя как сложная целостность во всем богатстве своих элементов и их свойств. Не случайно самые боль­шие трудности управление вызывает не в познании, а в примене­нии.

Школа научного менеджмента.

Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по управлению производственными процессами в 1880 году. Основные черты научного подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом».

Главная цель научного менеджмента - обеспечить эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что управляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также за совершенствование всей производственной системы. Тейлор также подчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции: определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнить данную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокой производительностью.

Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом М. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате управления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен это делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет работать как хорошо заведённый часовой механизм.

Важный вклад в научное управление внесли супруги Френк и Лилиан Гилберт, которые с помощью изобретённых ими специальных часов - микрохронометров в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки. Это позволяет определить сколько, какие именно движения выполняются при определённых трудовых операциях и сколько времени занимает выполнение каждого движения и всей операции. Суть подхода состояла в том, чтобы свести трудовые операции к меньшему числу основных движений и исключить ненужные или бесполезные действия.

Утверждению научного менеджмента способствовал Г. Гантт. Низкую производительность труда рабочих он объяснял тем, что задачи и методы работы формулируются на основании старого опыта без необходимого научного обоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходами состояло в способах планирования и распределения задач, а также способах поощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил систему постановки задач перед работниками и распределения поощрений за их выполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельно одинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию в дополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневную норму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Стало ясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с её результатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативными результатами с помощью премий.

6. Школа человеческих отношений. Японский вариант человеческих отношений.
В 1940-е гг. XX в. как альтернатива менеджменту, ориентированному главным образом на конечный результат, формируется школа «человеческих отношений». Не отрицая все то полезное, что создали Тейлор и его последователи в рационализации производства, сторонники данного направления пытались наполнить их методы гуманным содержанием.
У истоков школы «человеческих отношений» стоял выдающийся немецкий психолог Гуго Мюистерберг. Мюнстерберг был одним из основоположников психотехники. Особенно велика его роль в развитии такого направления, как выбор профессии и профессиональный отбор. Он впервые четко сформулировал две задачи, необходимые для определения профессиональной пригодности.
Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким философом и психологом, основателем индивидуальной (дифференциальной) психологии Вильямом Штерном (1871-1938). Вводя этот термин, Штерн имел в виду прикладную психологию вообще. Впоследствии этот термин в разных странах трансформировался в ряд синонимических понятий: психологии труда, хозяйственной, промышленной, индустриальной психологии и т. д.
Он разработал программу психологического изучения профессий, которая включала в себя сбор информации у руководителей предприятий; наблюдение за работой специалистами-психологами (их роль ученый особенно подчеркивал в анализе профессий); экспериментальное исследование, в том числе специальное изучение особенностей деятельности успешных и неуспешных работников (метод «полярных групп»). Он предсказывал, что промышленные предприятия в конце концов сами проявят инициативу в привлечении к работе специалистов-психологов.

Одной из первых американка Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) заинтересовалась вопросами психологии менеджмента, делая особый акцент на изучении сферы человеческих отношений. Ей же принадлежит попытка установить органическую связь этапов эволюции менеджмента: научного и административного управления, школы «человеческих отношений».
Наибольшую известность как представитель школы «человеческих отношений» получил американский социолог и психолог Элтон Мейо (1880-1949). Он считается одним из основоположников индустриальной социологии и социальной психологии. Мейо уделял много внимания изучению проблемы повышения производительности труда. Результаты экспериментальных исследований позволили Мейо сделать ряд выводов.
1. Человек — существо социальное, ему нужно работать в группе.
2. Все члены группы придерживаются в своем поведении групповых норм.

3. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями.

4. Руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Представители школы «человеческих отношений» сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организаций. Стало очевидным, что неформальные отношения не могут оставаться стихийно регулируемыми, напротив, ими следует управлять и прежде всего в форме сотрудничества работников и администрации. Менеджеры должны не только увеличивать прибыль (как это расценивалось до сих пор), но и искать пути объединения работников вокруг целей организации. Пришло понимание того, что можно достичь желаемого успеха, лишь объединяя техническую и социальную составляющие процесса производства. Школа «человеческих отношений» обогатила теорию и практику менеджмента, обратив внимание на высшие социальные потребности человека, одновременно призвав к снятию отрицательных эффектов специализации труда и к отказу от жесткого структурирования власти. В качестве основных методов исследования организационных связей на предприятиях вводились социометрия и опрос. Проведенные с их помощью исследования позволили сформулировать рекомендации, по сути своей социально-психологические, направленные прежде всего на оптимизацию морального климата в коллективе.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

признаки, по которым различаются государства.

По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независи­мому и верховному) носителю властной силы:

а) монархию, способную извращаться в тиранию;

б) аристократию, способную извращаться в олигархию;

в) демократию, способную извращаться в охлократию.

В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом.

В данном контексте следует учитывать, что каждый принцип верховной власти имеет свою логику организации и функциониро­вания государственного управления. При монархическом прин­ципе — это единоличное господство монарха (сверху вниз) с соответ­ствующими наместниками на местах (под разными названиями) и подданными. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «по горизонтали» (исторический пример: Речь Посполитая). Признание демократического принципа верхов­ной власти влечет за собой построение государственной власти и го­сударственного управления снизу вверх.

По форме правления, т.е. организации общегосударственной (или, как принято иногда говорить, высшей государственной) власти, раз­личают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентар­ная монархия.

По форме государственного устройства, т.е. по способу разделе­ния государства на определенные части с соответствующим разде­лением власти по управлению ими, существуют в основном два ви­да государств,— унитарные и федеративные.

Важное значение, наконец, имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму:

- деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автокра­тический, авторитарный режимы; здесь способом реализации госу­дарственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным прави­телем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), яв­ляется насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека;

- либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчи­няет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу; к со­жалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом,
чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от го­сударства;

- демократически-правовой, сущность которого состоит в прове­дении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли на­рода (властной силы) строго в рамках материального и процессу­ального законодательства. Сегодня во многих странах налицо
стремление к установлению именно такого политического режима.

 

Тетрадь

ДИСЦИПЛИНА в гос управлении

Дисциплина есть форма общественной связи, свидетельствую­щая о признании и соблюдении человеком согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных (пору­ченных ему) дел. Она тесно связана с законностью и в известном смысле может рассматриваться как одно из средств ее обеспечения. В то же время дисциплина имеет самостоятельный смысл, набор элементов и их структур, место и результаты применения.

Дисциплина формирует основные параметры государственного управления: системность, поскольку организует взаимодействие множества единиц; рациональность, ибо повышает продуктив­ность управленческих усилий и ресурсов; эффективность, так как гармонизирует управляющие воздействия и усиливает их влияние на людей. Из единичных проявлений дисциплины (вовремя при­шел на службу, подготовил и отправил документ, подсказал и по­мог сослуживцу, объективно оценил информацию и т.д.) складыва­ется совокупный результат активности каждого государственного органа или органа местного самоуправления, а из него уровень государственного управления общественными процессами. Необ­ходимо осознанное и творческое выполнение требований дисцип­лины в государственном управлении.

Дисциплина имеет исполнительское содержание, выражающе­еся в том, что служащие государственного органа (органа местного самоуправления) подчиняются соответствующему руководителю, выполняют управленческие решения, ответственно относятся к своим должностным функциям и полномочиям. Исполнение за­висит как от самого лица, его установки, совести, так и от следую­щих «внешних» условий: характера регламентирования, качества нормирования и инструктирования управленческой деятельности, полноты управленческой информации, технического оборудования и обслуживания служебных мест, оптимальности организацион­ной структуры, уровня общей и профессиональной подготовки кад­ров, продуманности морального и материального стимулирования государственной службы, морально-психологического микрокли­мата в управленческих коллективах.

Следует запомнить несколько правил, логически вытекающих из отношений дисциплины в государственном управлении:

1. Нормы и процедуры, обычаи и традиции, нравственные требо­вания и даже нормы этикета, принятые в государственном управ­лении, не могут иметь исключений для кого бы то ни было в иерархии должностных лиц и служащих государственного аппарата. Ничто так не разрушает отношения дисциплины, как фарисейство, двузначность, избранность.

2. Поведение каждого вышестоящего должностного лица с точки
зрения дисциплины должно быть лучше, отличаться чертами, до­стойными подражания.

3. Требуется постоянное развитие, закрепление и поощрение психологических ориентации человека на дисциплинированное пове­дение в управленческих процессах; безразличие здесь способно свести на нет даже сформировавшиеся установки.

Дисциплину в государственном управлении подразделяют по критериям направленности и содержания на: плановую, договор­ную, финансовую (с дальнейшим членением), служебную, штат­ную, учетно-статистическую, трудовую, учебную и т.д.

Большое значение в государственном управлении принадлежит и другим видам дисциплины: Служебная дисциплина есть добросовестное и ответственное исполнение обя­занностей и прав по государственной службе, функций и полномо­чий по занимаемой государственной должности. Штатная дисциплина, касающаяся в основном руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, заключается в следовании определен­ным типовым моделям организации соответствующих органов. Учетно-статистическая дисциплина обусловливает использование для характеристики тех или иных явлений унифи­цированных показателей, корректное и типовое ведение многочис­ленных документов. Учебная дисциплина предполагает соблюде­ние организационных и методических правил при обучении персо­нала государственного управления.

 

Вопрос

1. Гражданская- Первый вид госслужбы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Гражданская служба РФ – вид госслужбы, которая подразумевает профессиональную деятельность лиц, которые заняты в этой сфере и обеспечивают исполнение полномочий и задач государственных органов РФ.

2. Военная- Военная служба предусматривает выполнение основной цели, связанной с защитой государства от посягательств других стран на устоявшийся строй, его независимости, территориальной целостности, потенциала страны.

3. Правоохранительная- Правоохранительная служба обязана выполнят защитную функцию, то есть она защищает права и свободы граждан и структур РФ, обеспечивает общественный порядок и безопасность, борется с преступностью и административными нарушениями.

Военная и правоохранительная служба представляет собой определенный вид госслужбы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.

К основным признакам этих служб относят:
1. Содержание данных служб. Они обеспечивают общественную безопасность, защищают права и свободы граждан, обеспечивают сохранность материальных ценностей и соблюдают общественный порядок.
2. Выполнение своих должностных обязанностей в различных условиях и ситуациях, при повышенном уровне риска.
3. Подчинение определенным правовым документам, осуществления деятельности согласно законодательной базы, которая регулирует организация службы и ее правовое положение.
4. Функционирование системы специальных званий и атрибутики.
5. Необходимость служащего принимать участие в массовых сборах, учениях и других мероприятиях.
6. Соответственные правила привлечения к ответственности.

32 вопрос.

Управление персоналом государственной службы – это целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект, осуществляемое непосредственно субъектом управления. Управление персоналом одновременно выступает как система организаций, как процесс и как структура.

Управление персоналом государственной службы включает следующие аспекты деятельности.

Формирование персонала:

- прогнозирование структуры персонала;

- определение потребности;

- планирование персонала;

- привлечение, подбор, отбор и расстановка персонала, заключение договоров (контрактов), конкурсный отбор, увольнение.

Востребованность персонала:

- профессионально-квалификационное и должностное продвижение работника (управление карьерой);

- создание постоянных кадров;

- улучшение морально-психологического климата в коллективе.

Стабилизация персонала:

- учет квалификации сотрудников, средства и пути ее повышения;

- выявление потенциала служащих;

- обучение, повышение квалификации в организации;

- переподготовка вне организации.

управление персоналом государственных органов представляет собой сложный, постоянно обновляющийся творческий процесс, в котором взаимодействуют многие организационные, социально-психологические, правовые, экономические, нравственные и другие факторы.

 

Вопрос.

норМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации»

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Указ Президента Российской Федерации №110 от 1 февраля 2005 г. "О проведении аттестации государственный гражданских служащих Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации №111 от 1 февраля 2005 г. "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)"

Указ Президента Российской Федерации №112 от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы"

Указ Президента Российской Федерации №763 от 25 июля 2006 г. "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"

Указ Президента Российской Федерации №1131 от 27 сентября 2005 г. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»

Указ Президента Российской Федерации №813 от 18 июля 2005 г.«О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»

Указ Президента Российской Федерации №609 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»

Указ Президента Российской Федерации N 159 от 16 февраля 2005 года «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации № 1532 от 19 ноября 2007 года (в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»

Приказ Ростехнадзора от 1 октября 2009 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»

 

Вопрос.

В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

иерархическое построение организации;

иерархия приказа, построенная на легальной власти;

подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;

специализация и разделение труда по функциям;

четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;

система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;

ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

жесткая ответственность за каждый участок работы:

координация во имя достижения организационных целей;

оптимальное действие безличных правил;

четкая иерархическая зависимость

Вопрос.

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:

§ противоречия, возникающие при реализации функций управления;

§ управление как процесс труда;

§ интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

§ признаки бюрократии:

§ 1) руководство официальными делами осуществляется неизменными методами;

§ 2) решение опирается на комплекс норм и признаков, которые определяют обязанности каждого функционера и его управленческо-исполнительную деятельность;

§ 3) властные функции и ответственность каждого функционера, представляющие часть иерархической властной системы, определяются не его индивидуальными качествами, а занимаемым им местом в этой системе;

§ 4) средства, обеспечивающие властные функции функционера, являются прерогативой властной системы, а не функционера. Последний несет ответственность лишь за использование этих средств при осуществлении порученных ему функций;

§ 5) весь процесс функционирования бюрократической системы (и его подсистем) представляет собой субпроизводство документов, выражающих властную волю вышестоящей властной системы (а в производстве собственных властных документов — в пределах своих функций).

 

 

Вопрос.

Социальная политика — система взаимоотношений основных элементов со­циальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики яв­ляются граждане и социальные группы.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги.

 

Вопрос.

элементов:

а) целевых, функциональных и организационных характеристик органов государственной власти и местного самоуправления, кото­рые определяют их место и правовой статус в иерархии управляю­щей системы субъектов государственного управления;

б) юридически закрепленных и соответственно практически ис­пользуемых форм, методов и процедур управленческой деятельно­сти органов управления и их должностных лиц;

в) реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых фор­мируются социально-психологические механизмы управления.

Свойства стиля государственного управления создаются акцен­том в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из это­го, в научной литературе выделено несколько стилей управления: директивный (административно-директивный, автократический, авторитарный), демократический (коллегиальный, кооператив­ный, корпоративный) и либеральный.

Директивным признается стиль, который отличается чрезмер­ной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением больши­нства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жиз­ни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчи­ненными. Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, создание необходимых для выполнения ра­боты предпосылок и справедливую оценку их усилий, уважитель­ное отношение к людям и заботу об их потребностях. Либеральный стиль отличают рассогласованность деятельности, бесконечные увязывания личностных интересов и амбиций, многоговорение, нежелание принять на себя ответственность за решения и их после­дствия, когда они неблагоприятны.

 

Вопрос.

распределение управленческой деятельности Должно идти на основании управленческих потребностей и интере­сов, объективных закономерностей и организационных форм управ­ляемых объектов. Важным условием правильного распределения управленческой деятельности является ее ориентация на обеспечение реализации компетенции органов государственной власти и местного само­управления. Причем имеется в виду распределение управленче­ской деятельности не только внутри органа, но и вне его, ибо суще­ствует общая заинтересованность в надлежащей реализуемости компетенции всех организационных структур. Распределение управленческой деятельности обусловлено также уровнем и новизной ее научно-технического и информационного обеспечения, наличием и состоянием освоения управленческих технологий. Здесь важно многое: типовые образцы документации; унифицированная система показателей, адекватно характеризую­щих качество и количество соответствующих явлений; создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации.

В связи с правовой регламентацией управленческой деятельно­сти логично возникают весьма практические вопросы: что регла­ментировать, в каком объеме и в какой форме? В ряде научных суждений и практических рекомендаций порой просматривается стремление регламентировать и по содержанию, и по форме бук­вально каждый шаг или каждый час служащего аппарата. В государственных органах часто один работник заменяет другого или выполняет вроде бы не положенную по должности деятель­ность.

 

Вопрос.

Вопрос

52. Общая социальная эффективность государственного управления

Критерии общей социальной эффективности и призваны выводить государственное управление на потребности и проблемы общества и характеризовать управленческий уровень их разрешения. Они логично включают в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления соответствующих продуктов (материальных и духовных), не только экономические явления, но и социальные(в узком смысле слова), духовно-идеологические, психологические, политические, исторические, экологические, демографические явления, короче говоря, весь спектр явлений, отношений и процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что социальный эффект, на который призвано ориентироваться государственное управление, предполагает не только постоянно воспроизводящийся уровень функционирования управляемого явления, процесса, отношения, но и наличие, сохранение в последнем источников и тенденций активного повышения достигнутого уровня, т.е. обеспечение его развития.

К повсеместно применимым критериям общей социальной эффективности управления можно отнести: а) уровень производительности труда,соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; б) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН; в) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; г) упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

 

53. Эффективность организации и функционирования государственного аппарата.

Общая социальная эффективность государственного управления достигается усилиями двух компонентов системы последнего: государства, его органов и служащих, и общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур. Эта эффективность носит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из названных компонентов.

Часто именно поведение и поступки людей, входящих в состав управляемых объектов, их терпеливость, смекалка, работоспособность и многое прочее, обеспечивают успех того или иного дела, но его результаты нередко приписываются исключительно управляющим компонентам (органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам), особенно высокого уровня. Следовательно, необходимы анализ и оценка состояния организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. Если буквально следовать смыслу критериев.специальной социальной эффективности государственного управления, то они раскрывают и характеризуюткачество (уровень) всей совокупности (системы) органов государственной власти и местного самоуправления в единстве их целеполагания, организации и функционирования. Прежде всего, это целеориентированность (иными словами, целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Ко второму критерию специальной социальной эффективности государственного управления относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций. В качестве третьего критерия специальной социальной эффективности государственного управления следует назвать стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. Четвертый критерий специальной социальной эффективности государственного управления отражает сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньевЗначит, взятые во взаимосвязи критерии "цели — время — стиль — сложность —' затраты" и рассмотренные под углом зрения содержания и силы порожденных ими управляющих воздействий способны достаточно емко характеризовать организацию и функционирование государства как субъекта управления общественными процессами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.079 с.)