Тема 5. Квантово-полевая картина мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Квантово-полевая картина мира



Вопросы к теме:

1. Революция в физике на рубеже XIX-XX вв. (Х-лучи, радиоактивность, электрон, кванты, фотон и др.) и кризис классического естествознания.

2. Модели атома Томсона, Резерфорда и Бора.

3. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновая механика Шредингера и матричная механика Гейзенберга. Принципы суперпозиции, неопреде- ленности и дополнительности.

4. Фундаментальные взаимодействии. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы.

 

Список литературы

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. – М., 1989.

Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания / Ф.М. Дягилев. − М., 1998.

Клайн Б. В поисках. Физики и квантовая теория / Б. Клайн. − М., 1971.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания / В.М. Найдыш. – М., 1999.

 

Раздел 4. Биологический уровень организации материи

 

Тема 9. Концепции происхождения и сущности жизни

Вопросы к теме:

1. Представления о происхождении живых существ в истории культуры (философия, наука, религия).

2. Физико-химические основы жизни. Химический состав живых организмов.

3. Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни. Голобиоз и генобиоз.

4. Эволюция жизни и ее влияние на развитие Земли. Геохронологическая шкала.

 

Список литературы

Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский. – М., 1989.

Золотухин И.А. Концепции современного естествознания / И.А. Золотухин. – Пермь, 2005.

Кузнецов, В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – М., 1996.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания / В.М. Найдыш. – М., 1999.

Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие /А.И. Опарин. – М., 1968.

Яблоков А.В. Эволюционное учение /А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – М., 1976.

 

Тема 12. Принципы эволюции живых систем

Вопросы к теме:

1. Зарождение идеи изменчивости видов и первые попытки ее объяснения. Ж.-Б. Ламарк и Ж. Кювье.

2.Эволюционная теория Дарвина, ее принципы.

3. Синтетическая теория эволюции. Факторы эволюции. Виды эволюционных процессов.

 

Список литературы

Дарвинизм: история и современность. – Л., 1988.

Кузнецов В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – М., 1996.

Тимофеев-Ресовский Н.В. Краткий очерк теории эволюции / Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Воронцов, А.В. Яблоков. – М., 1969.

Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма / И.И. Шмальгаузен. – Л., 1969.

Яблоков А.В. Эволюционное учение / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – М., 1976.

 

Тематика рефератов и методические указания

По их выполнению

 

Целью реферата является углубленное овладение отдельными разделами учебного курса на основе самостоятельного изучения студентами научной литературы (статей, монографий, материалов научных конференций). Наряду с подготовкой к семинарским занятиям и промежуточному контролю знаний реферат является формой самостоятельной работы студента в течение учебного семестра.

Требования к реферату

1.По содержанию:

· должен иметь план, раскрывающий содержание темы;

· изложение должно соответствовать плану, быть логически последовательным, аргументированным, стилистически ясным, грамматически правильным;

· содержать элементы самостоятельного анализа, собственных размышлений и выводов автора;

· используемые цитаты, таблицы и пр. должны иметь ссылки на источник. Цитирование имеет несколько целей: точное выражение мыслей автора источника, пояснение собственных идей, демонстрация мнения авторитетного ученого;

· во введении к реферату следует раскрыть актуальность темы, предмет исследования, цель работы;

· завершается работа заключением, в котором подводятся итоги анализа, формулируются выводы и предложения;

· после заключения приводится список использованной литературы в алфавитном порядке с указание места издания, названия издательства и года издания.

2. По оформлению (см. образец оформления ниже):

· объем реферата 20 – 25 стр. рукописного текста или 15 стр. печатного текста;

· для выполнения реферата нужно использовать 2 – 3 монографии, несколько статей из научных журналов и сборников статей, энциклопедии и словари по отраслям знаний;

· начинается реферат титульным листом, затем следует оглавление с постраничным указанием введения, глав, параграфов, заключения;

· реферат выполняется на одной стороне листа стандартного формата; текст печатается через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 либо пишется ясным, разборчивым почерком с использованием шаблона;

· каждый используемый источник должен содержать:

- фамилию, и. о. автора;

- заглавие книги, статьи, источника, место и год издания (например: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.).

Реферат должен быть сдан лаборанту кафедры философии за 15 дней до окончания аудиторных занятий (до даты зачета).

Этапы работы:

· выбор темы (из предложенного списка);

· подбор литературы к теме;

· изучение литературы, сопровождаемое составлением конспекта, куда включается материал, относящийся к теме реферата (основные положения, факты, цитаты, собственные выводы и обобщения);

· составление плана реферата, определяющего логическую последовательность изложения материала;

· написание текста реферата.

 

Темы рефератов

 

1. Естественно-научная и гуманитарная культура.

2. Наука и вненаучные формы знания (обыденное знание, миф, религия, философия, искусство, псевдонауки).

3. Методы и формы научного исследования.

4. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональности науки.

5. Научные революции, их роль в развитии познания.

6. Характеристика основных этапов развития естествознания.

7. Научные программы Античности (Демокрит, Платон, Аристотель).

8. Развитие астрономической картины мира Античности.

9. Астрономическая картина мира Нового времени.

10. Стандартная модель «горячей» Вселенной.

11. Эволюция звезд.

12. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

13. Механическая картина мира и ее влияние на естествознание XVII-XIX вв.

14. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы в истории естествознания.

15. Принципы дальнодействия и близкодействия в физике (механика, оптика, электродинамика, квантовая механика).

16. Формирование электромагнитной картины мира Максвелла и ее влияние на физику XIX в.

17. Квантово-релятивистская картина мира и ее влияние на естествознание XX в.

18. Современная эволюционная картина мира, ее основные принципы и значение для науки.

19. Принцип симметрии и законы сохранения в физике.

20. Динамические и статические законы в физике.

21. Классическая и релятивистская концепции пространства и времени.

22. Характеристика основных физических взаимодействий.

23. Теория химической связи.

24. Развитие химических концепций XVII-XX вв.

25. Строение и функции клетки.

26. Развитие эволюционных идей в биологии.

27. Биосфера Земли и ее эволюция.

28. Современная концепция антропогенеза. Факторы антропогенеза.

29. Глобальный экологический кризис, его индикаторы.

30. Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

31. Концепция биосферы В.И. Вернадского. От биосферы к ноосфере.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Списки литературы

Основной:

1. Золотухин И.А. Концепции современного естествознания: конспект
лекций/ И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учеб. для
студентов вузов. / С.Х. Карпенков. – 6-е изд. – М.: Акад. Проект, 2003.

3. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов/
В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2002.

 

Дополнительный:

4.Вайнберг С.Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение
Вселенной: пер. с англ./ С. Вайнберг. – М.: Энергоиздат, 1981.

5. Вернадский В.И.Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-
пресс, 2004.

6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания / А.А. Горелов. –
М.: Центр, 1997.

7. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания / Ф.М. Дягилев. –
М.: Ин-т междунар. права и экономики им. А.С. Грибоедова,
1998.

8. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: ст. и выступ. / П.Л.
Капица. – М.: Наука, 1987.

9. Кузнецов В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – М.: Агар, 1996.

10.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие /
В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 1999.

11.Опарин А. И.Жизнь, ее природа, происхождение и развитие / А.И.
Опарин. - М.: Наука, 1968.

12.Рузавин Г.И.Методы научного исследования / Г.И. Рузавин. – М.: Мысль,
1974.

13.Сичивица О.М.Методы и формы научного познания / О.М. Сичивица. −
М.: Высшая школа, 1972.

14.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб.
пособие / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Академия, 2002.

15.Шкловский И.С.Вселенная. Жизнь. Разум. / И.С. Шкловский. − 6-е изд.
М.: Наука, 1987.

16.Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. - М.: Изд-во иностр.
лит., 1956.

17.Гайденко П.П.Эволюция понятия науки. Становление и развитие
первыхнаучных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980.

18.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: пер. с нем. / В.
Гейзенберг. – М.: Наука, 1989.

19.Громов С.В.Физика: Школьная энциклопедия / С.В. Громов. – М.: Дрофа,
1999.

20.Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. – М.:
Политиздат, 1990.

21.Захаров И.В. Миссия университетов в европейской культуре / И.В.
Захаров, Е.С. Ляхович. − М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994.

22.Клайн Б. В поисках. Физики и квантовая теория / Б. Клайн. – М.:
Атомиздат, 1971.

23.Мякишев Г.Динамические и статистические закономерности в физике /
Г. Мякишев. – М.: Наука, 1973.

24. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной / И.Д. Новиков. – 3-е изд. – М.:
Наука, 1990.

25.Пригожин И.Порядок из хаоса. Новый диалог человека с
природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986.

26.Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии.
2001. №6.

27.Реймерс Н.Ф.Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.:
Наука, 1990.

28.Реймерс Н.Ф.Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы /
Н.Ф. Реймерс. – М.: Россия молодая, 1994.

29.Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской
империи / И.Д. Рожанский. − М.: Наука, 1988.

30.Рузавин Г.И.Научная теория. Логико-методологический анализ / Г.И.
Рузавин. – М.: Мысль, 1978.

31.Силк Дж. Большой взрыв: Рождение и эволюция Вселенной: пер. с англ. /
Дж. Силк. – М.: Мир, 1982.

32.Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с
1300 по 1900 гг.) / П. Таннери. – М.; Л.: ГТТИ, 1934.

33.Тимофеев-Ресовский Н.В. Краткий очерк теории эволюции / Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Воронцов, А.В. Яблоков. – М.: Наука, 1977.

34. Торчилин В.П. Там, где кончается наука: (О паранауке) / В.П. Торчилин. − М.: Политиздат, 1991.

35.Фолта Я. История естествознания в датах. Хронологический обзор /

Я. Фолта, Л. Новы. − М.: Прогресс, 1987.

36.Хакен Г.Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся
системах и устройствах / Г. Хакен. – М.: Мир, 1985.

37.Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. №2.

38.Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть / И.С.
Шкловский. – 3-е изд. – М.: Наука, 1984.

39.Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. / И.И. Шмальгаузен. − 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Наука, 1969.

40.Эйнштейн А.Эволюция физики / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. −
М.: Наука, 1965.

41.Яблоков А.В. Эволюционное учение: учеб. пособие для студентов университетов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – М.: Высшая школа, 1976.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.041 с.)