Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии проектирования и разработки экспертных систем (ЭС).
Разработка ЭС до сих пор считается искусством. Это связано с тем, что ЭС требуют больших затрат на разработку, и время их разработки – не менее 1 года. При разработке ЭС используются и традиционные подходы к созданию программного обеспечения, но применима схема разработки различных ЭС, включающая следующие этапы: 1 – выбор проблемы; 2 – разработка прототипа ЭС; 3 – доработка коммерческой версии; 4 – оценка ЭС; 5 – стыковка ЭС; 6 – поддержка ЭС. Эти этапы подразумевает привлечение к разработке ЭС специалистов, имеющих опыт программирования традиционных задач (интерфейс пользователя, вычислительные задачи, работа с графикой, обработка документов и построение корпоративных систем). 1. Выбор проблемы. Этот этап включает: 1.1 Определение предметной области и задач, решаемых ЭС. 1.2 Поиск эксперта в данной области и формирование коллектива разработчиков. 1.3 Определение предварительного подхода к решению проблемы. 1.4 Анализ затрат на разработку и прибыли от реализации. 1.5 Подготовка подробного плана разработки. Главной задачей этого этапа являются ответы на вопросы: 1) Можно ли решить поставленную задачу с помощью ЭС, созданной на основе имеющихся средств на разработку. 2) Стоит ли разрабатывать ЭС на основе анализа числовых параметров затрат времени, денег, других ресурсов, потенциальной прибыли и срока окупаемости. Исходя из этого, сегодня разрабатываются только крупные ЭС для крупных заказчиков. Разработка прототипа ЭС. Прототип является упрощенной версией ЭС, спроектированной для проверки правильности кодирования знаний и стратегий вывода. Прототип содержит лишь несколько десятков правил, фактов, семантических структур или фреймов. При создании прототипа процесс разработки включает следующие этапы: 2.1 Идентификация проблемы. 2.2 Получение знаний. 2.3 Структурирование поля знаний. 2.4 Формализация знаний в БЗ. 2.5 Программирование прототипа. 2.6 Тестирование прототипа. Каждый из этапов требует участия в разработке различных специалистов. 2.1 При идентификации проблемы совместно взаимодействуют: ü эксперт: ü аналитик; ü пользователь, - которые уточняют необходимые ресурсы для разработки, источники знаний, имеющиеся аналоги ЭС, цели и решаемые задачи. Это характеризует описание предметной области на концептуальном уровне.
Средняя продолжительность этого этапа составляет 1-2 недели. 2.2 Получение знаний. На этом этапе происходит перенос знаний эксперта к аналитику с использованием различных методов: ü анализ текстов, содержащих знания; ü диалог эксперта и аналитика; ü использование экспертных игр; ü лекции; ü дискуссии; ü наблюдения и др. Средняя продолжительность этого этапа – 1-3 месяца. 2.3 Структурирование поля знаний. Здесь происходит выделение структуры знаний аналитиком, т.е. основные сущности, их атрибуты и связи между ними, терминология предметной области, структуры входных и выходных данных и стратегии принятия решений. В совокупности эти описания формируют поле знаний. Средняя продолжительность этапа – 2-4 недели. 2.4 Формализация знаний в БЗ. Здесь совместно аналитик и программист строят логическую модель представления знаний внутри БЗ ЭС (более подробно этот вопрос рассматривается в теме «Модели представления знаний»). Средняя продолжительность этапа – 1-2 месяца. 2.5 Программирование прототипа. Здесь программист создает рабочую версию прототипа, содержащую минимальную БЗ и все другие элементы ЭС с использованием различных инструментальных средств (см. предыдущую тему). 2.6 Тестирование прототипа. В процессе тестирования весь коллектив разработчиков, включая эксперта, аналитика, программиста и пользователя, оценивает правильность работы созданного прототипа. Критерии оценки: 1) Удобство и адекватность интерфейсов ввода/вывода. 2) Эффективность стратегии управления/стратегии принятия решений. 3) Правильность работы не тестовых примерах. 4) Корректность БЗ, т.е. ее полнота и непротиворечивость. Выявленные ошибки в работе прототипа требуют устранения на этом этапе. Средняя продолжительность этапа – 2-4 недели.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.004 с.) |