Микро- и макроуровни в экономике и экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микро- и макроуровни в экономике и экономической теории.



Микроэкономика изучает отношения, складывающиеся в ре-

альной экономической практике, это наука об использовании огра-

ниченных ресурсов для производства благ, их обмена и распределе-

ния в целях потребления.

Макроэкономика как самостоятельный раздел науки оформля-

ется позднее (30-е гг. ХХ века). Макроэкономика изучает хозяйствен-

ные связи на национальном уровне, исследует методы воздействия на

экономическую деятельность, а главное, определяет экономическую

роль государства, его место и функции в экономическом процессе.

Определяя предмет экономической теории, необходимо оста-

новиться еще на одном аспекте. Экономическая наука содержит два

компонента – позитивный и нормативный. Задачей первого явля-

ются ответы на вопросы «Что происходит?» – анализ экономиче-

ских отношений, «Что, как и с какими последствиями будет проис-

ходить?» в экономике при определенных действиях в конкретных

условиях. Таким образом, позитивный подход связан с изучением

существующих экономических механизмов и служит базой для на-

учного прогнозирования. Второй компонент исследует проблему

«Как должно быть?», насколько справедлива сложившаяся ситуация

или принятые экономические решения. Чисто экономических отве-

тов не существует, они носят рекомендательный характер, скорее

это область «этической экономики». Нормативный подход в боль-

шей степени относится к экономической политике, хотя и экономи-

сты используют его при осуществлении экспертных оценок предла-

гаемых ими теоретических концепций.

«Человек экономический»:

− целерационален – принимает решения, свободен в выборе

целей и средств их достижения;

− утилитарен – его действия подчинены максимальному удов-

летворению потребностей, он соизмеряет затраты и резуль-

таты;

− обладает чувством эмпатии (умением поставить себя на место

другого) и доверием, реализуя собственный интерес, приспо-

сабливается к поведению других, т.е. создает возможности

для выбора других, на основе чего осуществляется общест-

венная координация и сотрудничество.

Человек, экономически действующий, в разных условиях мо-

жет играть различные социальные роли. В зависимости от условий

его экономический интерес как мотив деятельности может быть

разным.

В экономической теории участники экономического процесса

объединяются в понятие «субъект».

Субъект – тот, кто действует, т.е. носитель деятельности и

объект изучения;

– тот, кто выполняет однопорядковую функцию, т.е. отнесение

к тому или иному субъекту зависит от доминирующей функции в

процессе взаимодействия.

Экономическая теория включает в себя два компонента – мик-

ро- и макроанализ. Соответственно выделяют субъектов микро- и

макроуровня.

Реальная экономическая деятельность осуществляется на мик-

роуровне. Функции микросубъектов заключаются в производстве,

распределении, обмене и потреблении экономических благ. Но субъ-

екты микроуровня не однородны. Выделяют двух основных микро-

субъектов – домашние хозяйства и фирмы.

Домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство – экономический субъект, принимающий

решение о потреблении благ для поддержания собственного суще-

ствования. В условиях рыночной экономики оно вступает в отно-

шения обмена, т.е. покупает необходимые блага. В рыночной эко-

номике основным товаром, предлагаемым домашним хозяйством,

является рабочая сила. Заработная плата как доход от продажи

(найма) рабочей силы – один из источников существования домаш-

него хозяйства. Специализация на «производстве людей» привела к

тому, что одной из основных функций домашнего хозяйства являет-

ся производство, реализация и сохранение человеческого ресурса

или человеческого капитала.

Необходимым условием развития рыночных отношений явля-

ются отношения частной собственности. В конечном итоге все ре-

сурсы, помимо человеческого, принадлежат домашним хозяйствам.

Они предлагают эти ресурсы фирмам, получая соответствующие

доходы.

Таким образом, функции домашних хозяйств в рыночной эко-

номике:

− производство носителей потребительной и рабочей силы;

− продажа ресурсов;

− покупка конечных потребительских товаров;

− потребление в целях удовлетворения потребностей.

Фирма (предприятие) – экономический субъект, производящий

блага на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рын-

ке. Фирма как институт моложе домашнего хозяйства. Фирма появи-

лась в результате выделения процесса производства благ из функ-

ционирования домашнего хозяйства.

Существующие теории фирмы можно объединить в три боль-

шие группы:

− классические и неоклассические концепции;

− институциональная теория;

− исследования поведения фирмы на базе теории игр.

По мнению Смита, причина возникновения фирмы связана с

развитием торговли, которая стимулирует разделение труда и рост

производства. Фирма в рыночной экономике выступает как пер-

вичная форма разделения труда и специализации, конкурентная

организация, находящая естественный уровень цены путем нащу-

пывания.

Дж. Хикс, а затем и все представители неоклассического на-

правления используют параллельный метод анализа фирмы как ча-

стный случай оптимизационного поведения индивида. Хикс прово-

дит аналогию между поведением индивида как потребителя и

индивида как представителя фирмы, заменяя функции полезности в

первом случае функциями прибыли во втором.

Согласно институциональной концепции, фирма противопос-

тавляется рынку как внутреннее производство внешнему, рассмат-

ривается как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от

рынка – взаимосвязей, опосредованных относительно краткосроч-

ными контрактами.

Первым исследователем, предложившим новый подход к при-

роде фирмы, считается Р. Коуз. По Коузу, основная причина суще-

ствования фирмы – наличие и величина трансакционных издержек –

издержек осуществления деловых операций. Фирма предназначена

для их минимизации.

В современной экономической теории фирмы наблюдается

тенденция синтеза двух направлений – неоклассического и инсти-

туционального.

Во-первых, в условиях глобализации экономики при анализе

функционирования транснациональных компаний ставится вопрос

об исчезновении фирмы как таковой. Они понимаются как особые

образования глобальной рыночной экономики, находящиеся под

воздействием двух типов ограничений – технологических и инсти-

туциональных.

Во-вторых, синтез двух направлений дает возможность ана-

лиза новых явлений в поведении фирм. Речь идет о таком явле-

нии, как сетевые эффекты. Фирма в традиционном понимании для

увеличения своей эффективности передает практически все свои

права за исключением финансовой самостоятельности новой ор-

ганизации – сети.

Своеобразной альтернативой неоклассическим и институцио-

нальным концепциям фирмы выступила теория игр. Она принимает

наличие фирм как некую данность и исходит из того, что в эпоху

всеобщей зависимости фирмы ведут себя стратегически. Стратеги-

ческое поведение означает, что каждая фирма, принимая решение,

знает, что ее действия могут отразиться на выборе варианта даль-

нейшего поведения конкурента и партнера.

Основные функции фирмы:

− производство благ;

− покупка и потребление ресурсов;

− продажа произведенных благ.

К понятию «фирма» относятся субъекты любой организацион-

но-правовой формы (частные, смешанные, государственные), если

их целью является максимизация прибыли.

На микроуровне функционируют и вступают во взаимоотноше-

ния два субъекта – домашние хозяйства и фирмы. Их экономические

интересы не совпадают. Взаимодействие этих субъектов – поиск

компромисса. Микроэкономический механизм – это система отно-

шений субъектов микроуровня, позволяющая наиболее эффективно

реализовать экономические интересы обеих сторон. Микроэкономи-

ческий механизм описывается понятием рынок.

Рыночная экономика по сути микроэкономическая. Макро-

экономический компонент – привнесенный элемент. По мере раз-

вития рыночных отношений возникла потребность во вмешатель-

стве государства в экономику, изменении его экономических

функций.

Субъектом макроуровня является государство. Отнесение к

макроуровню характеризуется выполнением следующих функций:

− перераспределение создаваемой на микроуровне стоимости

через изъятие ее части;

− воздействие на микросреду и на поведение микросубъектов.

Перераспределение, под которым понимают систему налого-

обложения и прочих обязательных платежей, неновая функция.

Фактически налоги в различных формах всегда являлись основным

экономическим источником функционирования государства. Но че-

рез систему налогообложения можно влиять на принятие решений

микросубъектов как в сторону стимулирования, так и замедления

экономического роста.

Если говорить о взаимодействии трех субъектов – государство –

домашние хозяйства – фирмы, то речь идет о макроэкономическом

механизме.

Макроэкономический механизм понимается как механизм воз-

действия на микросреду и реализации общенациональных интере-

сов и целей. Фактически макромеханизм – это анализ экономиче-

ской роли государства.

Следует обратить внимание на то, что отношения трех субъек-

тов не равноправны. Государство обладает экономической властью,

если понимать под властью возможность влияния на поведение

других. Чтобы влиять, необходимо иметь основу власти. Чтобы об-

ладать властью, надо держать под контролем то, что имеет значение

для субъекта. С этой точки зрения, государство как экономический

институт представляет собой три ветви власти:

− законодательная экономическая власть – формирование

экономической среды, в которой функционируют экономи-

ческие субъекты;− исполнительная экономическая власть – реализация эконо-

мических целей и интересов общества в рамках установлен-

ной законодательной среды;

− судебная экономическая власть – защита экономических

прав субъектов, т.к. государство заинтересовано в нормаль-

ном функционировании всех экономических агентов.

 

Билет №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.032 с.)