Графическое решение задач теории игр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графическое решение задач теории игр.



Пример. Найти решение игры вида (2´n), заданной платежной матрицей:

.

Решение:

.

Игра не имеет седловой точки.

Ниже представлены ожидаемые выигрыши первого игрока, соответствующие чистым стратегиям второго игрока.

Чистые стратегии Ожидаемые выигрыши

второго игрока первого игрока

1

2

3

4

На оси Х1 разместим точки х 1 = 0 и х 1 = 1, через которые проводим перпендикулярные оси Х1 (рис. 12.1). Подставляя х 1 = 0 и х 1 = 1 в выражение – 2 х 1 + 4, находим значения 4 и 2, которые откладываем на соответствующих перпендикулярных прямых. Соединив эти точки, получим прямую – 2 х 1 + 4.

Рисунок 12.1

 

Аналогично строим остальные три прямые. Оптимальная стратегия первого игрока определится как максимальная точка, на нижней огибающей. В рассматриваемом случае это точка пересечения прямых, соответствующих выигрышу первого игрока при использовании вторым игроком третьей и четвертой стратегий, т.е. прямых:

х 1 + 2 = – 7 х 1 + 6, х 1 = ½, х 2 = 1 – х 1 = ½.

Цена игры определяется подстановкой переменной х 1 в уравнение любой из прямых, проходящих через максиминную точку: v = х 1 + 2 = ½ +2 = 2½ или v = – 7 х 1 + 6 = – 7×½ + 6 =2½.

Оптимальная стратегия первого игрока , при этом цена игры v = 2½.

Найдем оптимальную стратегию второго игрока. Из рисунка 13.1 следует, что оптимальная стратегия первого игрока определяется как точка пересечения прямых, соответствующих выигрышу первого игрока при использовании вторым игроком третьей и четвертой стратегий, поэтому у 1 = у 2 = 0, а у 4 = 1 – у 3

Чистые стратегии Ожидаемые проигрыши

первого игрока второго игрока

1

2

Оптимальная стратегия второго игрока определится как точка пересечения прямых: 4 y 3 – 1 = – 4 y 3 + 6, y 3 = 7/8, y 4 = 1 – y 3 = 1 – 7/8 = 1/8 (рис.12.2).

Рисунок 12.2

Цена игры v = 4 y 3 – 1 = 4×7/8 – 1 = 5/2 = 2½ или v = – 4 y 3 + 6 = – 4×7/8 + 6 = 5/2 = 2½.

Оптимальная стратегия второго игрока: при цене игры v = 2½.

 

Рассмотрим решение варианта 0.

Определим нижнюю цену игры – α. Нижняя цена игры α — это максимальный выигрыш, который мы можем гарантировать себе, в игре против разумного противника, если на протяжении всей игры будем использовать одну и только одну стратегию (такая стратегия называется "чистой").

Найдем в каждой строке платежной матрицы минимальный элемент и запишем его в дополнительный столбец

Затем найдем максимальный элемент дополнительного столбца (отмечен звездочкой), это и будет нижняя цена игры.

Стратегии "A" Стратегии "B" Минимумы строк
B1 B2 B3  
A1   -1   -1
A2   -2   -2
A3   -1   -1
А4       1*
         

 

В нашем случае нижняя цена игры равна: α = 1, и для того чтобы гарантировать себе выигрыш не хуже чем 1 мы должны придерживаться стратегии A4

Определим верхнюю цену игры - β

Верхняя цена игры β — это минимальный проигрыш, который может гарантировать себе игрок "В", в игре против разумного противника, если на протяжении всей игры он будет использовать одну и только одну стратегию.

Найдем в каждом столбце платежной матрицы максимальный элемент и запишем его в дополнительную строку снизу

Затем найдем минимальный элемент дополнительной строки (отмечен плюсом), это и будет верхняя цена игры.

Стратегии "A" Стратегии "B" Минимумы строк
B1 B2 B3  
A1   -1   -1
A2   -2   -2
A3   -1   -1
А4       1*
Максимумы столбцов   1*    

 

В нашем случае верхняя цена игры равна: β = 1, и для того чтобы гарантировать себе проигрыш не хуже чем 1 противник (игрок "B") должен придерживаться стратегии B2

Сравним нижнюю и верхнюю цены игры, в данной задаче они совпадают, т.е. α = β = 1. Это значит, что игра имеет решение в так называемых "чистых", минимаксных стратегиях. Это как раз те стратегии для игроков "A" и "B" которые были найдены выше, при поиске нижней и верхней цен игры. То есть, в нашем случае для игрока "A" оптимальной будет стратегия A4, а для игрока "В" - B2. Нетрудно заметить, что элемент платежной матрицы расположенный на пересечении чистых оптимальных стратегий (строка 4, столбец 2) является одновременно минимальным в строке и максимальным в столбце. Такие элементы называются седловыми точками, именно их наличие и определяет существование решения игры в чистых стратегиях, а его значение (в нашем случае 1) совпадает с чистой ценой игры или просто ценой игры - v. Пара оптимальных стратегий, в играх имеющих седловую точку, всегда проходит через последнюю.

Ответ: Нижняя цена игры, верхняя цена игры и чистая цена игры: α = β = v = 1; Пара оптимальных стратегий: A4B2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.006 с.)