Роль и место инструментальных средств в управлении предприятием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место инструментальных средств в управлении предприятием



 

Фредерик У. Тейлор - отец научного менеджмента, полагал, что менеджмент как форма организации управления производством должен быть более результативным и активным в совершенствовании методов работы. В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей.

В системах управления современных предприятий применяются различные методы управления, которые основываются на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием ИСУ. Методы управления в виде стандартов управления реализованы в функциональных подсистемах ИС. К ним относятся такие системы как:

1. планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning – MRP I), предполагает решение комплекса управленческих задач:

· формирование календарного плана-графика снабжения сырьем, материалами и комплектующими,

· управление складским хозяйством,

· учет запасов материалов (оборотных средств).

Система MRP I формирует плановые заказы, рекомендации по устранению проблем с запасами, сводные отчеты для реализации функций контроля и анализа поставок материалов.

Преимущества системы:

· обеспечение ритмичности производства и сбыта готовых изделий,

· оптимизация времени поступления материалов и выпуска продукции,

· снижение запасов на складе,

· более высокая точность информации для производственного учета.

Недостатки системы:

· ограниченный набор факторов, учитываемых при планировании материалов (например, не учитываются реальные производственные мощности, состояние трудовых ресурсов, финансовых (их объемы считаются неограниченными)),

· функции управления реализуются «сверху-вниз» без учета обратной связи

2. планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning - CRP) с целью улучшения использования производственных мощностей.

Результат работы системы – календарный план потребности в производственных мощностях.

Система рассчитывает плановую загрузку с учетом ограничений производственных мощностей, выявляет все расхождения между плановой загрузкой и реально имеющейся мощностью, что позволяет предпринимать действия по выравниванию загрузки.

Преимущества:

· оптимизация загрузки оборудования,

· соответствие производственной программы реальным возможностям.

3. замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CL MPR), основывающийся на налаживании обратных связей, обеспечивающих мониторинга выполнения плана снабжения и производства.

Преимущества:

· более высокий уровень достоверности и точности плановых показателей,

· автоматизация функций управления:

- укрупненное технико-экономическое производственное планирование,

- разработку основного календарного плана производства,

- планирование потребности в производственных ресурсах/мощностях,

· поддержка детального планирования и учета выполнения планов (подробных графиков выпуска готовой продукции, учет входных/выходных материальных потов и т.п.),

· обратная связь, гибкость планирования,

· управление бизнес-процессами, связанных со снабжением, производством.

Недостатки:

· не учитываются бизнес-процессы, связанные со сбытом, финансовым учетом.

4. планирование ресурсов производства (Manufacturing Planning – MRP II), реализует усовершенствованный метод планирования всех видов ресурсов предприятия.

Система поддерживает принятие управленческих решений в следующих функциональных областях:

· бизнес-планирование,

· планирование продаж и операций,

· планирование производства,

· формирование главного календарного плана производства,

· планирование потребности в материалах,

· планирование потребности в мощностях,

· поддержка исполнения планов для производственных мощностей и материалов.

Система обеспечивает:

· калькуляцию себестоимости продукции,

· планирование продаж и производства,

· управление спросом,

· составление плана производства,

· планирование материальных потребностей,

· спецификацию продукции,

· управление складом,

· плановые поставки,

· управление на уровне производственного цеха,

· планирование производственных мощностей,

· материально-техническое снабжение,

· планирование ресурсов распределения,

· планирование и контроль производственных операций,

· управление финансами,

· моделирование,

· оценку результатов деятельности.

Преимущества:

· возможность планирования оптимальных потребностей в материальных ресурсах и производственных мощностях,

· достоверный учет движения материальных ценностей.

5. производство на мировом уровне (World Class Manufacturing – WCM) включает новые инструменты управления: управление потоком операций (Workflow), реинжиниринг бизнес-процессов и др.

6. планирование ресурсов предприятия (MRP II & FRP (Finance Resource Planning), Enterprise Resource Planning – ERP I),

ERP – это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия (рисунок 9), которые необходимы для осуществления закупок, производства, продаж, учета, отгрузки и обработки заказов клиентов в компании, занимающейся производством, распространением или предоставлением сервисных услуг. Концепция ERP включает в себя все функции MRPII; полный набор финансовых функций; предоставление всей необходимой отчетности; автоматизацию продаж; развитые производственные функции; функции управления качеством; функции предоставления сервиса; функции управления персоналом; инженерные функции; функции распространения и логистики. В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Такой подход позволяет не только повысить эффективность производственной деятельности предприятия, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение.

Функции ERP-системы:

· ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;

· формирование планов продаж и производства;

· планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;

· управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;

· планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;

· оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;

· управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации

 

 

 

Рисунок 9 - Структура управления в ERP-системе

 

ERP-системы, предназначены не только для производственных предприятий, они также эффективно позволяют автоматизировать деятельность компаний предоставляющих услуги. Современное предприятие имеет два контура управления: - внутренний (традиционный), управляющий внутренними бизнес-процессами предприятия, и внешний, управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть бэк-офис (back-office)- внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками - фронт-офис (front-office) - внешняя система. Успешно развивающиеся Internet-технологии позволяют предприятиям через информационную сеть обмениваться данными и документами с покупателями и контрагентами. Новые функции работы с Internet, появившиеся в интегрированных СУ, вышли за традиционные рамки ERP, замкнутой внутри производственного цикла предприятия. Сочетание традиционной ERP системы предприятия с Internet-решениями для электронного бизнеса привели к созданию организационной управленческой среды и системы нового качества - ERPII. Концепция систем нового поколения ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing)- управление ресурсами предприятия и его внешними отношениями. Таким образом, ERPII-система - это методологии ERP-системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых Internet-технологиями. ERP-системы являются системами класса бэк-офис и включают в себя системы класса фронт-офиса: СУ взаимодействия с клиентами – CRM - Customer Relationship Management, СУ цепочками поставок - SCM - Supply Chain Management (описание этих систем см. далее по тексту).

Недостатком ERP-систем в современных условиях являются противоречия многих ее концепций с требованиями к управлению динамичных производственных систем.

Концепции MRPII и ERP постоянно эволюционируют и совершенствуются. Наличие мощной инфраструктуры и методологии построения этих систем способствует достижению высокого уровня эффективности от их внедрения на промышленных предприятиях.

Основные отличия ERP-систем от MRPII-систем:

· большие количества типов производств и видов деятельности предприятий и организаций;

· планирование ресурсов по различным направлениям деятельности;

· возможность управления группой автономно работающих предприятий, корпоративными структурами;

· большее внимание подсистемам финансового планирования и управления;

· наличие функций управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета;

· большее внимание созданию информационной инфраструктуры предприятия, гибкости, надежности, совместимости с различными программными платформами;

· интегрируемость с приложениями и другими системами, использующимися предприятием, такими как системы автоматизированного проектирования, автоматизации управления технологическими процессами, электронного документооборота, электронной коммерции;

· наличие в системе или интеграция с имеющимися программными средствами поддержки принятия решений;

· наличие развитых средств настройки и конфигурирования аппаратных и программных средств.

7. оптимизация управления ресурсами (ERP II). Основу системы составляет взаимодействие организации с внешней средой. Основные отличия ERP II от ERP:

· полная автоматизация функций управления в режиме реального времени,

· переход от автоматизации внутренних бизнес-процессов организации к ее свободному взаимодействию со своими контрагентами,

· пользователи ERP II внутренние и внешние компаниивсех секторов и сегментов рынка,

· открытость системы,

· единое информационное пространство,

· высокая надежность;

8. менеджмент как сотрудничество (MВC) для информационной поддержки нового типа организационной структуры управления – сетевых организаций со свободным обменом и децентрализованным принятием решений.

9. инструменты организационного развития и стратегического управления предприятием. ИСУ, обеспечивающие решение комплексных задач организационного развития и стратегического управления предприятием, реализованы в системах BPM (Business Performance Management) – системах управления эффективностью бизнеса, которые позволяют связывать результаты операционной деятельности организации с эффективностью реализации его миссии. BPM-системы поддерживают полный цикл управления предприятием.

Системы BPM соединяют ERP-систему и технологии OLAP, сбалансированных показателей (Balanced Score Card), функционально-стоимостного управления.

OLAP (Online Analytical Processing - онлайновая аналитическая обработка) – анализ развития предприятия по широкому набору показателей (агрегирование показателей)/

Эволюция технологий BPM-систем прошла путь от систем управления оперативными бизнес-процессами до систем стратегического управления бизнесом:

1. ИСУ внутренними процессами (бэк-офисные процессы) – это технологии управления запасами, бухгалтерского учета, производством и др.;

2. ИСУ процессами взаимосвязи с внешней средой (процессы фронт-офиса: поставки, продажи, услуги, маркетинг);

3. технологии управления взаимоотношениями с клиентами (CRM – Customer Relationship Management) и цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management);

4. BPM-системы корпоративного стратегического управления. В этой системе реализованы ИСУ стратегическим планированием развития организации, поддержки тактического и оперативного управления в реальных условиях. BPM-системы объединяют управленческие технологии и известные программные решения.

BPM-системы поддерживают полный цикл управления предприятием:

· разработку стратегии (стратегическое планирование, опирается на систему сбалансированных показателей),

· тактическое планирование,

· мониторинг и контроль исполнения планов,

· анализ и регулирование (корректирование стратегических планов в соответствии с реальной ситуацией).

Источниками данных для BPM-систем являются другие системы организации, в которых реализованы ИСУ персоналом (HRM – Human Resources Management), CRM, SCM и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.032 с.)