Тема 2. «Понятие, источники, система и субъекты международного права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. «Понятие, источники, система и субъекты международного права»



 

2.1. Международное право:

понятие, предмет правового регулирования и методология

 

Международное право, как самостоятельный нормативный комплекс (правовая система) представляет собой совокупность юридических норм, создаваемый совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений в сфере их общих интересов.

При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают, потому что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

При оценке предмета международно-правового регулирования имеют значение той обстоятельства или три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет регулирования:

1) дела (вопросы), которые по своей сути являются международными, межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства (имеются в виду общечеловеческие интересы и ценности, неотделимые от сотрудничества всех государств, нуждающихся в согласованных решениях международного сообщества). К ним относятся международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства, других международный территории и т.д.

2) дела (вопросы), хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые, только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов.

Международное право рассматривается, как бы в двух измерениях и по этому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязи в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешне политических действий государств, как правового комплекса, существующего в международной системе и только в ней. Подобная трактовка международного права превалирует в опубликованных научных трудах и учебниках.

С этим связано то, что можно назвать «встречным движением» в современном праве:

1. международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительные отношения к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства;

2. законы и иные нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил и о приоритетном в коллизионных ситуациях применениях международных правил. Следовательно, одним из существенных условий познания международного права являются изучение в комплексе международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют о комплексном с международно-внутригосударственном предназначении: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, договоры «соглашения» об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области науки и образования, социального обеспечения и т.д. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч..1 ст.17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются (согласно общепризнанным принципам и ношам международного права).

Исторически сложилось разграничение двух категорий международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы рассказываем, как о регуляторе межгосударственных отношений, принято было именовать международным публичным правом, в наше время такое название практически не употребляется, поскольку оно вытеснено термином «международное право». К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера» имея в виду, прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным «международным» элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.

Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив административно-правовую, уголовно-правовую и иные сферы. А с другой стороны, международные договоры стали играть более существенную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения.

Международное право оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. На дипломатию же международное право воздействует как: опосредованно через влияние на внешнюю политику так и не посредственно дипломатия во многом осуществляется по правилам, содержащимся в нормах международного права.

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет те же специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию. Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях.

Для современного международного права характерны ряд особенностей и среди них те, которые утверждают, что:

1. современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строем и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами избавить грядущие поколения от бедствий войны, обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (формулировка Декларации «О принципах международного права касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН»).

2. Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационных характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов" исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

3. Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие воздействия, как преступления против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мира друг с другом, как добрые соседи".

4. Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных. решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствам

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку око включает, как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо прим6еняемые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, Формирующуюся из принятых им локальных норм.

2.2. Источники и система международного права

 

Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе право творчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм. Традиционно сложились и применялись на протяжении веков два источника международного права - международный обычай и международный договор. Их широчайшее распространение в практике международных отношений породило представление о том, что только они являются, и только они способны быть источниками международного права. Между тем дипломатическая практика государств, деятельность международных конференций, функционирование международных межправительственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международный конференций и совещаний и актов международных организаций.

Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т.е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как содержания, так и юридического значения фиксируемых положений именно как правовых норм. Такие акты должны соответствовать признанным условиям действительности:

Во-первых: они не могут противоречить основным принципам международного права;

Во-вторых: они распространяются, как претило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

При рассмотрении вопроса об источниках международного права существенное значение имеет ст.38 Статуса Международного Суда ООН, согласно которой Суд при решении споров «на основании международного права» применяет международные конвенции, т.е. договоры, международные обычаи так называемые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также «судебные решения и доктрины, наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Таким образом, применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатировать существование четырех разновидностей источников международного права: 1. международные договоры; 2. международные обычаи; 3. акты международных конференций; 4. акты международных организаций и международных органов.

Рассмотрим более подробно указанные выше источники.

Международный договор – основной источник международного права. Международный договор определяется Венской конференцией о праве международных договоров как «международное соглашение», заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольким связанный между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (имеется в виду практика использования таких наименований, как договор, конвенция, соглашение, протокол, устав, и т.д. При этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативный актов в договорной форме).

Венская конвенция о праве международных договоров резюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам.

Во-первых, договорная Форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм.

Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международные отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами.

В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.

Обычай. Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст.38 Статута международного Суда ООН: международный обычай доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т.е. устойчивая практика, это традиционное основание признания обычая как источника права и таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств. Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличии от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитический документах государств, в правительственный заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Акты международных конференций. Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая сила которых различна.

1)Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции или иного акта о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. Так, Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле – июне 1945 г. завершилось принятием Устава ООН, здесь же подписано представителями государств, затем ратифицировано и вступило в силу. Третья Конференция ООН по морскому праву (1973-1982 гг.) завершилась 10 декабря 1982 г. принятием Заключительного акта Конференции и принятием Конвенции по морскому праву, сразу же открытой для подписания.

2) Если Конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, то ее задала ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями, формулированием рекомендаций государствам. Например, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия подобные конференции государств-участников проводятся каждые 5 лет.

З) Конференции, посвященные рассмотрению и решению новых проблем, завершаются принятием итогового документа с разно плановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации государствам-участникам, и разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств.

Акты международных организаций. Статус актов международных межправительственных организаций определяется их Уставами, в пределах своей компетентности органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10,11,13, Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена делать рекомендации, а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного «законодателя». Вместе с тем государства-члены организации могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации международные договоры.

Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера. Международное право имеет сложную структуру, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей, как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов - с другой. К первой категории относятся:

а) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включают комплекс норм определенного функционального назначения, - комплекс норм о международной право субъективности, комплекс норм о международном право творчестве, комплекс норм о международном право применении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т.е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном право, так и по признакам, присушим именно международно-правовому регулированию. К общепризнанным можно такие отрасли: право международных договоров, право внешний сношений, дипломатическое и консульское право, право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право (право прав человека), международное морское право и некоторые другие.

Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затрагивая и основания констатирования отраслей, и их конкретные характеристики и например, разные мнения о международном автономном праве, о международном уголовном праве, о международном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина «право вооруженных конфликтов»), и внутреннее построение отдельный отраслей.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты. Так в праве внешних сношений (дипломатическом и консульском праве) сложилось в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в их международном морском праве группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

 

2.3. Понятие и виды субъектов международного права.

 

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют, прежде всего, и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную право субъективность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.

Категория производных (вторичных) субъектов – это преимущественно международные межправительственные организации и государственные образования (особые политико-территориальные единицы с самостоятельным статусом). Специфика их юридической природы выражается в том, что они порождены как субъекты международного права волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительском акте а так же в том, что его содержание и объем их правового статуса определены в учредительском акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации. С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом (Ватикан, Мальтийский орден).

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности, обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности.

Международная правосубъектность, как особое юридическое свойство, – есть качественная мера, характеристики субъекта. Количественная мера – это совокупность прав и обязанностей субъекта. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т.е. взаимодействие с другими субъектами: право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами, обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм.

Ко второй группе применительно к государствам относятся: право участвовать в создании международно-правовых норм, прежде всего путем заключения международный договоров, право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, право быть членом универсальный и региональный международных организаций и иметь при них свои представительства, право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборону.

Основные обязанности государства определяется содержанием основных принципов международного права и включают сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применении и т. д.

Международная правосубъектность государства связана с участием в деятельности международных организаций. Вступление в члены организации предполагает принятие обязательств по ее уставу, признание определенных полномочий организации и ее решений в соответствии с их юридической силой.

Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми его субъектами, имели юридическую обеспеченность. Правосубъектность государства действует независимо от воли других субъектов международного права и сохраняется до тех пор, пока государство существует. Она универсальна, охватывая все компоненты предмета международно-правового регулирования.

Исторически известны несколько способов образования новых государств, как субъектов международного права:

1. смена государств одного исторического типа другим;

2. возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости;

3. территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство, либо с распадом государства на несколько, либо с отделением одного государства от другого. В этих случаях встает вопрос о признании новых государств, как субъектов международного права, и об их правопреемстве. Что касается международных организаций, то они являются субъектами международного права особого рода. Их право субъективность не идентична право субъективности государств, так как не проистекает из суверенитета.

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производные по отношению к государствам.

Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом.

Международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключенных ими международных договоров, положений учредительных актов.

Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории «народ» и «нация» как идентичные понятия. Принцип самоопределения сыграл выдающуюся роль в достижении после второй мировой войны колониальными народами независимости, в создании самостоятельных национальных государств.

Согласно Декларации о представлении независимости колониальным странам и иродам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря. 1860 г., «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Право народов на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на сводный выбор путей развития.

Исторически данная правосубъектность народа («нации») ярко проявилась в период крушения колониализма, когда абсолютное большинство бывших колониальных иродов добились независимости, значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Международная правосубъектность непосредственно связана с понятием признание государства. Исторически сложились 2 теории признания - декларативная и конститутивная. Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует ее и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений. Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения со стороны других государств.

Практика государств выработало различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фонетическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т.е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является явно выраженным, что означает Фиксацию признания и желания установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является не полным, так как возникшие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровней дипломатических отношений.

От юридического, официального признания следует отличать, признание фактическое, не официальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов, как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Признание оформляется актом признающего государства.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве, определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве является международные организации.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой отрасль международного права? Отличается ли это явление от науки международного права?

2. Каким образом соотносятся международное и внутригосударственное право?

3. Какое влияние оказывает международное право на внутреннюю политику государства?

4. Каковы особенности международного права в современный период?

5. В чем выражается эволюция источников международного права?

6. Существует ли отличие между «договором» и «соглашением» как источниками международного права?

7. Чем различаются акты международных конференций?

8. Существует ли различие между актами международных конференций и актами международных организаций?

9. Является ли индивид (апатрид, бипатрид) субъектом международного права?

10. В чем состоит правопреемство государств? Можно ли считать правопреемником СССР любое государство, входившее в ее состав?

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

1. Лаптев, П.А. Международный договор РФ и Конституция РФ: проблема иерархии / П.А. Лаптев // Российская юстиция. – 2009. – №2.

2. Малиновский, О.Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России / О.Н. Малиновский // Философия права. – 2009. – №1.

3. Москалева, М.Н. Имплементация норм международного права как направление антикоррупционной политики // Следователь. Федеральное издание. – 2008. – №1 (117).

4. Никульшина, О.Г. Субъекты международной правовой помощи по гражданским делам / О.Г. Никульшина // Законодательство и экономика. – 2008. – №4.

5. Черниченко, С.В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем / С.В. Черниченко // Правоведение. – 2009. – №1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.081 с.)