Глава 24. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 24. Конституционно-правовые основы местного самоуправления



24.1. Понятие и принципы местного самоуправления

Местное самоуправление составляет одну из основ кон­ституционного строя Российской Федерации, признает­ся, гарантируется и осуществляется па всей территории России.

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечи­вающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, са­мостоятельное и под свою ответственность решение на­селением непосредственно и (или) через органы местно­го самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва, международные договоры РФ, Конституция РФ, фе­деральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов испол­нительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муни­ципальных образований, решения, принятые на местных

24.1. Понятие и принципы местного самоуправления

референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референ­думах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимуществен­но проживающие на территории муниципального образова­ния, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами.

Граждане имеют равные права на осуществление мест­ного самоуправления независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Установленные Конституцией РФ и Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в ка­кой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и без­опасности государства.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают го­сударственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Вопросы местного значения условно можно подразде­лить на семь групп1:

1) муниципальная собственность и местные финансы;

2) муниципальная социально-культурная сфера;

3) жилищно-коммунальное и торговое обслуживание населения;

4) муниципальная техническая инфраструктура: муни­ципальные энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение и кана­лизация; муниципальное дорожное строительство и содер­жание дорог местного значения;

5) природопользование;

1 См.: Колюшин Е. И. Конститут[ионное (Государственное) право Рос­сии. М, 1999. С. 358-359.

Глава 24....основы местного самоуправления

6} территориальное развитие: комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; ре­гулирование планировки и застройки территории;

7) нормотворчество.

По вопросам местного значения населением муници­пальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами мест­ного самоуправления принимаются муниципальные право­вые акты.

Муниципальные правовые акты могут приниматься и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправле­ния федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному испол­нению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граж­дане, руководители организаций, должностные лица орга­нов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъек­тов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что фе­деральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъек­та РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц мест­ного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о таком соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда по данной категории дел принятие муниципальных правовых актов, противо­речащих соответствующим положениям федерального за­кона или иного нормативного правового акта РФ либо за­кона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Принципами местного самоуправления являются: соблю­дение, реализация и зашита прав и свобод человека и граж­данина; самостоятельность решения населением вопросов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)