Предпосылки и направления создания ИС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки и направления создания ИС.



Информационные системы.Основные понятия.

Информационные ресурсы; эффективность использования мировых ресурсов. Под системой понимают любой объект, к-й одновременно рассматривается, и как единое целое, и как объединенная в интересах в достижении поставленных целей, совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются м/у собой, как по составу, так и по главным целям. Система: фирма; компьютер; телекоммуникационная система;ИС. Элементы системы: сотрудники, оборудование, материалы, здания и др; электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.; компы, модемы, кабели, сетевое ПО и др.; компы, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение. Главная цель системы: производство товаров; обработка д-х; передача информации; производство профессиональной информации. В информатике понятие «Система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компа, может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами введения документации и управления расчетами. Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации. Под организацией будем понимать сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. Можно выделить, по крайней мере два свойства, к-е яв-ся общими для всех информационных систем. Во-первых, любая информационная система предназначена, для сбора, хранения и обработки информации, поэтому в основе ИС лежит среда хранения и доступ к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа к информации. Во-вторых, ИС ориентируются на конечного пользователя, который, может быть, очень далек от мира компов, поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легкоосваиваемым интерфейсом, к-й должен предоставить пользователю все необходимые для его работы, функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия. Необходимо понимать разницу между компми и информационными системами. Компы, оснащенные специализированными программными средствами, яв-ся технической базой и инструментом для ИС. ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компами и телекоммуникациями. ИС не может существовать без информации или, другими словами, информационных ресурсов. Информационный ресурс – это отдельные документы и массивы документов в ИС (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах ИС). В нормативно-правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы. Важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и ИС яв-ся, по возможности, наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и в удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов, таким образом, позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, вычислительных) при информационном обеспечении потребителей. Таким образом, информационные ресурсы представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.

Этапы проектирования.

1 этап «разработка и анализ бизнес - модели» определяются основные задачи ИС, проводится декомпозиция задач по модулям и определяются функции с помощью которых решаются эти задачи описание функций производится на языке производственных требований(описание процессов предметной области», функциональных требований (описание форм., обрабатываемых документов) и технических требований аппаратное, программное лингвистическое обеспечение ИС.

Метод решения: функциональное моделирование.

Результат: концептуальная модель ИС, состоящая из описания предметной области, ресурсов и потоков данных, перечень требований и ограничений к реализации ИС, аппаратно-технический состав создаваемой ИС.

2 этап «формализация бизнес - модели.Разработка логической модели бизнес-процесса»

Разработанная концептуальная модель формализуется то есть воплощается в виде логической модели ИС.

Метод решения: разработка диаграмма сущность-связь.

Результат: разработанное информационное обеспечение ИС: схемы и структуры для всех уровней модульности ИС, документация по логической структуре ИС.

3 этап «выбор лингвистического обеспечения, разработка ПО АИС»: выбирается лингвистическое обеспечение, проводится разработка программного и методического обеспечений. Разработанная на втором этапе логическая модель воплощается в реальные объекты: лог. схемы в объекты БД, функциональные схемы в пользовательские формы и приложения. Метод решения: разработка программного кода с использованием внутреннего инструментария.

Результат: работоспособная ИС.

4 этап «тестирование и отладка ИС» осуществляется корректировка информационного, аппаратного, программного обеспечения, разработка методического обеспечения (документация разработчика-пользователя).

Результат: оптимальный состав и эффективное функционирование ИС.

5этап «эксплуатация и контроль версий»

контроль версий – это добавление новых и развитие старых модулей с выводом из эксплуатации устаревших.

Результат: наращиваемость и безизбыточный состав гибкой масштабируемой ИС.

28. Функциональный блок и интерфейсные дуги. Методология IDEF0 является развитием хорошо известного графического языка описания функциональных систем SADT (Structured Analysis and Design Teqnique).

IDEFO как стандарт был разработан в 1981 г. в рамках обширной программы автоматизации промышленных предприятий Integra ted Computer Aided Manufacturing (ICAM) предложенной департаментом военно-воздушных сил США.

Со времени появления стандарт 1DEF0 претерпел несколько незначительных изменений, в основном, ограничивающего характера; последняя его редакция была выпущена в декабре 1993 г. Национальным институтом по стандартам и технологиям США (NIST).

Графический язык IDEF0 прост и гармоничен. В основе методологии лежат четыре основных понятия, первым из которых является понятие функционального блока (Activity Box). Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника (рис. 2.7) и представляет собой некоторую конкре. функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, «производить услуги», а не «производство услуг»).

Каждая из четырех сторон функционального блока имеет свое определенное значение (играет свою роль):

• верхняя сторона имеет значение «Управление» (Control);

• левая сторона имеет значение «Вход» (Input);

• правая сторона имеет значение «Выход» (Output);

• нижняя сторона имеет значение «Механизм» (Mechanism).

Каждый функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер.

Второе основное понятие методологии iDEFO — интерфейсная дуга (Arrow). Интерфейсные дуги также называют потоками или стрелками. Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком.

Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование (Arrow Label). По требованию стандарта, наименование должно быть оборотом существительного.

С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т. д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т. д.).

Интерфейсные дуги бывают «входящими», «исходящими» и «управляющими» в зависимости от стороны блока, к которой они подходят.

«Источником» (началом) и «приемником» (концом) функциональной дуги могут быть только функциональные блоки. При этом «источником» может быть только выходная сторона блока, а «приемником» — любая из трех остальных.

Каждый функциональный блок должен иметь, по крайней мере, одну управляющую интерфейсную дугу (т. е. каждый процесс протекает по каким-то правилам) и одну исходящую (выдача некоторого результата).

При построении диаграмм по стандарту IDEF0 необходимо правильно разделять входящие и управляющие интерфейсные дуги, что не всегда просто.

На рис. 2.8 приведен пример диаграммы, изображающий функциональный блок «Обработать заготовку» [5, 8, II, 13]. Для получения детали рабочему выдают заготовку и технологические указания. Неверно считать, что технологические указания (какой-то документ или документы) и заготовка являются входящими объектами. На самом деле в этом процессе заготовка обрабатывается по правилам, отраженным в технологических указаниях, которые должны изображаться управляющей интерфейсной дугой.

Другой пример [5, 8, 11, 13] приведен на рис. 2.9, где описывается процесс обработки и изменения главным технологом технологических указаний. Здесь технологические указания отображаются входящей интерфейсной дугой, а управляющим объектом являются, например, новые промышленные стандарты, учитывая которые производятся изменения.

Теперь понятно, что входящие и управляющие интерфейсные дуги имеют схожую природу. Тем не менее для систем одного класса всегда есть определенные разграничения. Так, например, в случае рассмотрения предприятий и организаций существуют пять основных видов объектов:

• материальные потоки (детали, товары, сырье и т. д.);

• финансовые потоки (наличные и безналичные, инвестиции и т. д.);

• потоки документов (коммерческие, финансовые и организационные);

• потоки информации (информация, данные о намерениях, устные распоряжения и т. д.);

• ресурсы (сотрудники, станки, машины и т. д.).

При этом в разных случаях входящими и исходящими интерфейсными дугами могут отображаться все виды объектов, управляющими - только относящиеся к потокам документов и информации, а дугами-механизмами — только ресурсы [5, 7, 10, 11, 13].

Одно из главных отличий стандарта 1DEF0 от других методологий классов DFD (Data Flow Diagram) и WFD (Work Flow Diagram) — обязательное наличие управляющих интерфейсных дуг.

СУБД как основа информационных систем. Требования к рабочей среде. Смешанные критерии выбора СУБД. Требования к рабочей среде.

Требования к рабочей среде.

1.Поддерживаемые аппаратные платформы.

2.Минимальные требования к оборудованию.

3.Максимальный размер адресуемой памяти. Поскольку почти все современные системы используют свою файловую систему, немаловажным фактором является то, какой максимальный объем физической памяти они могут использовать.

4.Операционные системы, под управлением которых способна работать СУБД.

Смешанные критерии.

1.Качество и полнота документации. К сожалению, не все системы имеют полную и подробную документацию.

2.Локализованность. Возможность использования национальных языков не во всех системах реализована полностью.

3.Модель формирования стоимости. Как правило, производители СУБД используют определенные модели формирования стоимости. Например, стоимость одного и того же продукта может существенно изменяться в зависимости от того, сколько пользователей будет с ним работать.

4.Стабильность производителя.

5.Распространенность СУБД.

Классификация Case-средств.

До сих пор не существует устойчивой классификации CASE-средств, определены только подходы к классификации в зависимости от различных классификационных признаков. Ориентация на технологические этапы и процессы жизненного цикла АИС:

•средства анализа и проектирования. Используются для создания спецификаций системы и ее проектирования. Они поддерживают широко известные методологии проектирования;

•средства проектирования баз данных. Обеспечивают логическое моделирование данных, генерацию структур БД;

•средства управления требованиями;

•средства управления конфигурацией программного обеспечения. Поддерживают программирование, тестирование, автоматическую генерацию ПО из спецификаций;

•средства документирования;

•средства тестирования;

•средства управления проектом. Поддерживают планирование, контроль, взаимодействие;

•средства реверсного инжиниринга, предназначенные для переноса существующей системы в новую среду.

Поддерживаемые методологии проектирования:

•функционально-ориентированные (структурно-ориентированные);

•объектно-ориентированные;

•комплексно-ориентированные (набор методологий проектирования).

Поддерживаемые графические нотации построения диаграмм:

•с фиксированной нотацией;

•с отдельными нотациями;

•с наиболее распространенными нотациями.

Степень интегрированности:

•вспомогательные программы (Tools), самостоятельно решающие автономную задачу;

•пакеты разработки (Toolkit), представляющие собой совокупность средств, обеспечивающих помощь для одного из классов программных задач;

•наборы интегрированных средств, связанных общей базой проектных данных — репозиторием, автоматизирующие все или часть работ разных этапов создания АИС (Workbench).

Коллективная разработка проекта:

•без поддержки коллективной разработки;

•ориентированные на разработку проекта в режиме реального времени;

•ориентированные на режим объединения подпроектов.

Типы CASE-средств:

•средства анализа (Upper CASE); среди специалистов называются средствами компьютерного планирования. С помощью этих CASE-средств строят модель, отражающую всю существующую специфику. Она направлена на понимание общего и частного механизмов функционирования, имеющихся возможностей, ресурсов, целей проекта в соответствии с назначением фирмы. Эти средства позволяют проводить анализ различных сценариев, накапливая информацию для принятия оптимальных решений;

•средства анализа и проектирования (Middle CASE); считаются средствами поддержки этапов анализа требований и проектирования спецификаций и структуры АИС. Основной результат использования среднего CASE-средства состоит в значительном упрощении проектирования системы, так как проектирование превращается в итеративный процесс работы с требованиями к АИС. Кроме того, средние CASE-средства обеспечивают быстрое документирование требований;

• средства разработки ПО (Lower); поддерживают системы разработки программного обеспечения АИС. Содержат системные словари и графические средства, исключающие необходимость разработки физических спецификаций — имеются системные спецификации, которые непосредственно переводятся в программные коды разрабатываемой системы (при этом автоматически генерируется до 80 % кодов). Главными преимуществами нижних CASE-средств являются значительное уменьшение времени на разработку, облегчение модификаций, поддержка возможностей работы с прототипами. CASE-средства, кроме того, классифицируют по типу и архитектуре вычислительной техники, а также по типу операционной системы [11, 12, 16].

В настоящее время рынок программных продуктов представлен самым разнообразным ПО, в том числе и CASE-средствами практически любого из перечисленных классов.

Информационные системы.Основные понятия.

Информационные ресурсы; эффективность использования мировых ресурсов. Под системой понимают любой объект, к-й одновременно рассматривается, и как единое целое, и как объединенная в интересах в достижении поставленных целей, совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются м/у собой, как по составу, так и по главным целям. Система: фирма; компьютер; телекоммуникационная система;ИС. Элементы системы: сотрудники, оборудование, материалы, здания и др; электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.; компы, модемы, кабели, сетевое ПО и др.; компы, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение. Главная цель системы: производство товаров; обработка д-х; передача информации; производство профессиональной информации. В информатике понятие «Система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компа, может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами введения документации и управления расчетами. Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации. Под организацией будем понимать сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. Можно выделить, по крайней мере два свойства, к-е яв-ся общими для всех информационных систем. Во-первых, любая информационная система предназначена, для сбора, хранения и обработки информации, поэтому в основе ИС лежит среда хранения и доступ к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа к информации. Во-вторых, ИС ориентируются на конечного пользователя, который, может быть, очень далек от мира компов, поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легкоосваиваемым интерфейсом, к-й должен предоставить пользователю все необходимые для его работы, функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия. Необходимо понимать разницу между компми и информационными системами. Компы, оснащенные специализированными программными средствами, яв-ся технической базой и инструментом для ИС. ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компами и телекоммуникациями. ИС не может существовать без информации или, другими словами, информационных ресурсов. Информационный ресурс – это отдельные документы и массивы документов в ИС (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах ИС). В нормативно-правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы. Важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и ИС яв-ся, по возможности, наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и в удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов, таким образом, позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, вычислительных) при информационном обеспечении потребителей. Таким образом, информационные ресурсы представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.

Предпосылки и направления создания ИС.

1.1950 – 1960 гг. Концепция использования информации: бумажный поток расчетных документов. Вид ИС: ИС обработки расчетных документов на электромеханических, бухгалтерских документах. Цель использования: повышение скорости обработки документов; упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты. 2. 1960 – 1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов. Управленческий ИС для производственной информации. Ускорение процесса подготовки отчетности. 3. 1970 – 1980 гг. Управленческий контроль реализации (продаж). Системы поддержки принятия решений и системы для высшего звена управления. Выборка наиболее рационального решения. 4.1980 – по наше время. Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество. Стратегический ИС и автоматизированные офисы. Выживание и процветание фирмы.

Первые ИС появились в 50-х годах 20-го века. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, реализовывались на электромеханических счетных машинах, что приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. 60-ые годы 20-го века знаменуются изменением отношения к ИС, информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности. Начиная с 60-х годов в нашей стране относительно независимо сформировались два направления: 1.Разработка автоматизированных информационных систем (АИС) как первой очереди автоматизированных систем управления (АСУ). 2.Разработка автоматизированных систем научно-технической информации (АСНТИ). Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программных процедур для бухгалтерии, учета материальных ценностей и др.; основные работы проводились в направлении исследования и совершенствования возможностей вычислительной техники, разработки средств, обеспечивающих наиболее рациональную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивания памяти ЭВМ и др. 3.С 70-х – в начале 80-х гг. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. 4. К концу 80-х годов 20-го века концепция использования ИС вновь изменятся, они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукций по низкой цене и многое другое.

3.Классификация ИС по степени автоматизации. По характеру обработки данных ИС по степени автоматизации. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные ИС (АИС) предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций отводится компьютеру. По характеру обработки данных. Информационно-поисковые системы производят ввод систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Примеры: ИС библиотечного обслуживания, резервирование и продажи билетов на транспорте, бронирование мест в гостиницах и др. Информационно-решающие системы осуществляют кроме того операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие систем принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется, в принимаемой человеком решении. Для этих систем свойственны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. Пример: экспертные системы.

4.Классификация ИС по типу хранимых данных. Фактографические ИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторое их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию, отдельно от всех прочих сведений и фактов. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики объектов данной предметной области. Комплектование информационной базы в фактографических ИС включает обязательный процесс структуризации входной информации. Фактографические ИС предполагают удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (данных, фактов, концепций). В документальных ИС единичным элементом информации является неразделенный на более мелкие элементы документ; информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика). В геоинформационных системах (ГИС) данные организованны в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карты). ГИС применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, в которых структура информационных объектов и процессов имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта и коммунальное хозяйство).

5.Классификация ИС по сфере применения. Системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и не промышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и др.). Основными функциями таких систем является: оперативный контроль и регулирования, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжение и другие экономические и организационные задачи. Системы управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления химического состава и др.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов. САПР предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники, сооружений или технологий. Основными функциями таких систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ – от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд подсистем, работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки, соответствующих направлению деятельности.

6.Классификация ИС по способу организации. Функциональные компоненты 1.Системы на основе архитектуры файл-сервер. 2.Системы на основе архитектуры клиент-сервер. 3.Системы на основе многоуровневой архитектуры. 4.Системы на основе интернет/интранет технологий. В любой ИС можно выделить необходимые функциональные компоненты, которые помогают понять ограничения различных архитектур ИС. 1.PS (Presentation – Services (средства представления)) - обслуживает пользовательский ввод и отображает то, что сообщает ему компонент логики представления (PL) с использованием соответствующей программной поддержки. 2. PL (Presentation – Login (логика представления)) - управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ. 3. DL (Data – Logic (логика управления данными)) - операции с базой данных, которые нужно выполнить для реализации прикладной логики (BL). 4. DS (Data – Services (операции с базой данных)) - характеристика СУБД, реализующие логику управления данными, такие как манипулирование данными, определение данных, фиксация или откат транзакций т.д. 5. FS (File – Services (файловые операции)) - дисковые операции чтения и записи данных для СУБД и других компонентов. Обычно являются функциями операционной системы.

7. Архитектура клиент-сервер, файл-сервер. В этой архитектуре сетевое разделение компонентов PS и PL отсутствуют, а компьютер используется для функций отображения, что облегчает построение графического интерфейса. File – Server только извлекает данные из файлов так, что дополнительные пользователи и приложения лишь незначительно увеличивают нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети. Объектами разработки в файл-серверном приложении являются компоненты приложения, определяющие логику представления (PL), а также прикладную логику (BL) и логику управления данными (DL). Разработанное приложение реализуется либо в виде законченного загрузочного модуля, либо в виде специального кода для интерпретации. Однако, такая архитектура имеет существенный недостаток: при выполнении некоторых запросов к базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, загружая сеть и приводя к непредсказуемости времени реакции. Одним из вариантов устранения данного недостатка является удаленное управление файл-серверным приложением в сети. При этом в локальной сети размещается сервер приложений, совмещенной с телекоммуникационным сервером, в среде которого выполняются обычные файл-серверные приложения. Архитектура клиент – сервер. Эта архитектура предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью этой архитектуры является наличие выделенных серверов БД, понимающих запросы на языке SQL и выполняющих поиск и сортировку информации. Отличительная черта серверов БД – наличие справочника данных, в котором записана структура БД, ограничения целостности данных, форматы и серверные процедуры обработки данных по вызову или по событиям в программе. Большинство конфигураций клиент-сервер использует двухуровневую модель, в которой клиент обращается к услугам сервера. Предполагается, что компоненты PS и PL размещаются на клиенте, что позволяет реализовать графический интерфейс. Компоненты управления данными DS и FS размещаются на сервере, а логика BL и DL на клиенте. Приложение работает на клиенте, а СУБД на сервере. Поскольку эта схема предъявляет наименьшие требования к серверу, она обладает наилучшей масштабируемостью. Однако, сложные приложения, активно взаимодействующие с БД, могут жестко загрузить как клиента, так и сеть.

8. Многоуровневая архитектура. Интернет/Интранет-технологи и. Многоуровневая архитектура: Эта архитектура стала развитием архитектуры клиент-сервер и в классической форме состоит из трех уровней: 1.Нижний уровень представляет собой приложения клиентов, выделенные для выполнения функций и логики представлений PS и PL, имеющие программный интерфейс для вызова приложения на среднем уровне; 2. Средний уровень представляет собой сервер приложений, на котором выполняются прикладная логика BL и, с которого логика обработки данных DL, выполняет операции с БД. 3. Верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер БД, выделенный для услуг обработки данных DS и файловых операций FS. Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиент-сервер. Интернет/Интранет-технологии. В развитии этих технологий основной акцент делается на разработке инструментальных программных средств. В то же время наблюдается отсутствие развитых средств разработки приложений, работающих с базами данных. Компромиссным решением для создания удобных и простых в использовании и сопровождении ИС эффективно работающих с базами данных стало объединение интернет/интранет технологий с многоуровневой архитектурой. При этом структура информационного приложения приобретает следующий вид: браузер – сервер приложений – сервер БД – сервер динамических страниц – веб-сервер.

9. Классификация ИС по масштабу. Одиночные ИС реализуются на автономном ПК (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу с одним пользователем или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью настольных (локальных СУБД). Наиболее известные настольные СУБД: MS Access, Paradox, dBase, FoxPro, Clipper. Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (SQL-серверы) для рабочих групп. Существует большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых: MS SQL Server, Oracle, DB2, InterBase, Informix Корпоративные ИС являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально-разнесенные узлы или сети. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых ИС. Наибольшее распространение получили серверы: MS SQL Server, Oracle, DB2 Для групповых и корпоративных ИС существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах БД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.05 с.)