Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитическая традиция в философии XX века.
Аналитическая философия – понятие охватывающая многообразные теории. Философии XX века, сложившаяся в рамках аналитической традиции, утвердилась в Великобритании, США, Канаде, Австралии. Хомский – американский лингвист, философ языка, основоположник лингвистического направления в философии. Неопозитивизм. Неопозитивизм – одно из основных направлений западной философии XX века. Возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философских и методологических проблем выдвинутых в ходе научной революции начала века. Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально научное знание. Постпозитивизм. Постпозитивизм – общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепции, пришедших на смену тем, которые были привержены методологии логического позитивизма. Постпозитивизм не представляет собой особого философского направления, течения или школы, он суть этапа в развитии философии науки. Его наступление было ознаменовано выходом в 1959 году английского варианта основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия», а также в 1963 году книги Куна «Структура научных революций». Характерная черта постпозитивистского этапа – значительное разнообразие методологических концепции и их взаимная критика. Это и фальсификационизм Поппера, и концепция научных революций Куна, и методология научно-исследовательских программ Лакатоса, и концепция неявного знания Полани, концепции Тулмина, Агасси, У.Селларса и многих других. Авторы и защитники этих концепций создают весьма различные образы науки и ее развитие, обсуждают специфические проблемы, встающие в рамках той или иной концепции, предлагают порой противоположные решения методологических проблем. Вместе с тем можно говорить об общих чертах, свойственных постпозитивизма как определенному этапу в эволюции философии науки. 1. Постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Есть в эпоху господства логического позитивизма образцом для методологических построений служили формальнологические конструкции, а основным орудием методологических исследовании был логический анализ языка науки и построение формальных моделей (так наз. «экспликация»), то постпозитивизм заботится не столько о формальной строгости своих построений, сколько соответствии их реальному научному знанию и его истории.
2. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических исследовании: если логический позитививзм основное внимание обращал на анализ структуры научного знания, то постпозитивизм главной проблемой философии науки делает понимание развития научного знания. Это привело к существенному изменению всего круга проблем философии науки. Например, в работах представителей логического позитивизма долго обсуждался вопрос об эмпирическом базисе науки, его языковом выражении, его логической связи с теоретическим уровнем знания; они тщательно разрабатывали гипотетико-дедуктивную модель научной теории, описывали ее элементы, их взаимосвязи; их существенно интересовали вопросы эмпирической редукции теоретических терминов и предложений и т.п. Представители постпозитивизма этими вопросами практически не занимаются. Их интересы концентрируются в основном вокруг других проблем: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий? И т.п. Конечно, попытки ответить на эти вопросы приводят и к формированию определенных представлений о структуре научного знания (структура парадигмы у Куна, научно-исследовательской программы у Лакатоса и т.п.), но эти представления, как правило, носят вторичный характер. 3. Для постпозитивизма характерен отказ от жестких разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял большое внимание. Смягчается известная дихотомия эмпирического – теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. Вместо резкого противопоставления эмпирического знания как надежного, обоснованного, неизменного теоретическому знанию ненадежному, необоснованному, изменчивому постпозитивизму говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о плавном переходе от одного уровня знаний к другому и даже об относительности самой этой дихотомии. Позитивисты резко отделяли факты науки как надежный, устойчивый базис научного познания от теорий, которые могут изменяться и часто служат лишь инструментами для получения новых фактов. Постпозитивизм говорит о «теоретической нагруженности» фактов, он показывает, что для установления фактов всегда требуется определенная теория, поэтому факты в определенной мере зависят от теории или даже детерминируются ею. Факты, устанавливаемые на основе одной теории, могут отличаться от фактов, открытых другой теорией. Поэтому смена теорий часто приводит и к смене фактического базиса науки. Логические позитивисты отделяли процесс появления нового знания от процесса его обоснования. Первый они считали психологическим и оставляли за рамками методологического анализа. Постпозитивизм показал, что открытие нового знания и его обоснование – это единый процесс: возникновение и развитие новой научной теории является в тоже время и ее обоснованием.
4. Постпозитивизм постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим позитивизмом. Представители последнего полагали, что можно и нужно установить четкую демаркационную линию между наукой и ненаукой, в частности философией (метафизикой). Опираясь на верификационную теорию значения, логические позитивисты обосновали тезис о бессмысленности метафизических утверждений и одну из главных своих задач видели в устранении метафизики из науки. Постпозитивист отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания. Парадигма Куна опирается на ряд фундаментальных положений, неопровержимых по определению и, следовательно, носящих метафизический характер. «Жесткое ядро» научно-исследовательской программы Лакатоса также состоит из метафизических утверждений. Более того, такие представители постпозитивизма, как Фейерабенд, вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, мифом и философией. 5. Распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки. Позитивизм не питал интереса к истории, он брал за образец научности теории математической физики и полагал, что все научное знание в конечном итоге должно принести форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий. Если какие-то дисциплины далеки от этого идеала, то это свидетельствует лишь об их незрелости. Представители постпозитивизма главным объектом своего внимания сделали развитие знания, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Правда, следует заметить, что чаще всего материал истории используется в качестве иллюстраций, поскольку в истории можно подобрать иллюстрации для самых разных идей, ценность этих иллюстраций не велика. Однако интерес философии науки постпозитивистского периода к истории стимулировал ее более глубокое изучение и породил моду на так называемые ситуационные исследования («case studies»).
6. Особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания – не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений. Поэтому вряд ли можно говорить о линейном, поступательном развитии науки. Многие представители постпозитивизма предпочитают говорить не о развитии, а об изменении научного знания. И одной из важных проблем постпозитивистской философии науки стал вопрос о том, существует ли в этом изменении какое-либо накопление знания? Для логических позитивистов прогресс науки был чем-то несомненным, новое поколение философов науки подвергло сомнению данный постулат и поставило вопрос о доказательстве прогрессивного развития научного знания. Таковы некоторые общие особенности методологических построений постпозитивизма. Однако сам термин «постпозитивизм» указывает еще на одну черту, объединяющую все концепции рассматриваемого периода: все они в той или иной мере отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решениях методологических проблем от позитивистской методологии и начинают, как правило, с ее критики. Позитивизм слишком долго господствовал в философии науки, и следы этого господства ощущались практически во всех вопросах, относящихся к анализу научного знания. Поэтому практически каждый философ науки должен был так или иначе выразить свое отношение к позитивист кому наследству. Возможно, это позволяет приблизительно обозначить и конец постпозитивизма в философии науки: когда накопилось достаточно нового материала и исследователи стали от критического осмысления и пересмотра результатов Поппера, Куна, Лакатоса и других критиков позитивизма, можно сказать, что уже не только логический позитивизм, но и постпозитивизм ушел в прошлое. По-видимому, это произошло на рубеже 80-х гг. Споры между сторонниками Поппера и Куна зашли в тупик. От многочисленных методологических концепций появившихся после крушения неопозитивизма, осталось множество новых проблем, но очень немного общепризнанных результатов. К середине 70-х годов – в значительной мере благодаря усилиям Фейерабенда – стало выясняться, что создание общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки,- дело безнадежное. Именно осознание этого обстоятельства и можно считать признаком заката постпозитивизма. Логически позитивизм был убежден в том, что философия науки сама является наукой, следовательно, в ней должна существовать общепризнанная методологическая концепция. Постпозитивизм породил множество таких концепций, однако долгое время сохранял позитивистское убеждение в том, что лишь одна из них может быть «правильной», адекватной и т.п., что в философии науки нужно стремиться к научной общезначимости. Однако зашедшие в тупик дискуссии в конце концов показали, что философия науки – далеко не наука, что в ней не может быть общезначимых концепций и решений, что она неизбежно несет на себе отпечаток характерного для философии плюрализма. Так развеялась последняя иллюзия позитивизма, и вместе с тем закончился этап постпозитивизма. Философия науки обратилась к рассмотрению отдельных методологических проблем. Среди важнейших проблем, волновавших сообщество философов науки постпозитивистского периода, можно отметить следующие. Проблема фальсификации. Поппер полагает, что факт, противоречащий научной теории, фальсифицирует ее и вынуждает ученых от нее отказаться. Ученики и критики Поппера в процессе дискуссий выяснили, что процесс фальсификации вовсе не так прост. Проблема правдоподобия научных теорий. Понятие правдоподобия и степеней правдоподобия, выдвинутое Поппером, породило много уточнений споров. Проблема соизмеримости научных теорий. Кун и Фейерабенд выдвинули тезис о соизмеримости конкурирующих научных теорий, то есть об отсутствии общих для них стандартов сравнения. Этот тезис вызвал большую полемику. Проблема рациональности. Узкое понимание рациональности как соответствия логико-методологическим стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более расплывчатым понятиям рациональности, значение которого до сих пор не вполне ясно. Вопрос о возможностях коммуникации между сторонниками альтернативных научных теорий и сближение философии науки с философией герменевтикой привели к постановке важной проблемы понимания. В последнее десятилетие все большее внимание привлекают проблемы социологии знания. Однако обсуждение этих проблем уже выходит за рамки постпозитивизма.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.007 с.) |