Основные идеи философии нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи философии нового времени.



  1. Автономно мыслящий субъект.
  2. Методическое сомнение.
  3. Индуктивно-эмпирический метод.
  4. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
  5. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.

В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, рациональное и т. п.), которые находятся в тесном единстве друг с другом.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции. Как момент чувственно-предметной деятельности созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах – это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.

Содержание мировоззрения человека Нового времени формировалось не под воздействием философии. Наоборот: философия отразила и выразила дух эпохи, высказала его на своем языке и оправдала.

Философы Нового времени объявили протест против «онтологического прельщения», которое, с их точки зрения, «стало одним из источников рабства человека». Сложилось убеждение, что онтология – учение о бытии – порабощает человека, так как поднимает вопрос о детерминации его бытием. Такая детерминация делает человека не свободным. Так, в рамках онтологии все нравственные вопросы можно было ставить и решать только в зависимости от вопроса о бытии, что делало невозможным сведение нравственного начала к субъективному сознанию, как это сделал впоследствии И. Кант. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с миром.

Философия Нового времени утратила прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного и неизменимого гаранта всего происходящего в мире. Человек, его сознание, его жизнь, его потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие. Приведем примеры такого понимания бытия в разных философских учениях.

И. Кант говорит о бытии, зависимом от познания.

Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности ее возрастания.

Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования.

Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.

В Новое время человек приписал деятельностную энергию только самому себе, чем оправдал свое право насильственно открывать тайны природного естества, переделывать природу и преобразовывать мир.

Поэтому в Новое время светская культура осудила практику обращения за помощью к Богу через молитву в начале любого дела и благодарность Его по окончании этого дела.

Отказ в Новое время от идеи бытия сопровождался переоценкой времени: никто уже не думает о вечном. Человек перестает искать вечных смыслов жизни. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» и»сейчас», насладиться всеми земными благами до наступления смерти, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.

И все же философия Нового времени не отказалась от античной традиции поиска опоры для человеческого существования.

Итак, философию Нового времени начала трансформировать античную идею объективного и абсолютного бытия: бытие стало субъективным. В XX веке этот процесс углубился и теперь даже Бог, в интерпретации, например, экзистенциалистов, теряет свою субстанциальность: Он не вне человека, а в нем. Идея Бога имеет корни в экзистенции человека, в его стремлении к чему-то вечному и устойчиво-надежному. Другими словами, Бог, с точки зрения экзистенциализма, существует только благодаря наличию в трансцендентальной структуре «я» стремления к абсолюту.

 

V. Русская философия

 

Русская философия (конец XIX –начало XX вв.) выступила с критикой понимания бытия в западноевропейской философии Нового времени. Рационализация понимания бытия, а также сведение его к формам человеческого познания и существования вызвала резкую критику со стороны русской религиозной философии.. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сменилась «властью призрачных феноменальностей», неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Вера в Абсолют заменяется верой в человека, в его неограниченные возможности окончательного переустройства мира в соответствии с потребностями человеческого рода. Люди впадают в соблазн считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет их в тупик, ибо идея земного рая – это утопия, о чем свидетельствует как Священное Писание, так и учение Отцов Церкви.

XI – XVII вв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь – соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии. Идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва – Третий Рим» и поиска культурной идентичности.

XVIII в. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма. Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души.

XIX в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды; распространяется народническая идеология. Существенный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли.

XX столетие обогатило отечественную философскую традицию творчеством. Наряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм. Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии становления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.

Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров – вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.

Позитивистские и материалистические взгляды философов России XIX в. хотя и представляли собой мировоззренческий антипод религиозно-философской классике, тем не менее, подобно русской метафизике, отражали запросы русской культуры. Интегрируя элементы европейского философского мышления в отечественную традицию, они внесли существенный вклад в становление рационально-теоретического философского мышления в России.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)