Теории циклических колебаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории циклических колебаний.



Теории экономического цикла – это комплекс взглядов, идей, направленных на объяснение периодических колебаний общей экономической активности.

 

Экономические теории циклов

Наименование теории Наиболее видные представители Объяснения причин циклов
  Теория внешних факторов У. Джевонс Возникновение экономических циклов связывается с интенсивностью солнечных пятен
  Теория промышленных циклов К.Маркс, Ф.Энгельс Возникновение кризиса обосновывается противоречиями капитализма; периодичность кризисов – массовым обновлением основного капитала
  Теория перенакопления капитала М.Туган-Барановский, г.Кассель Кризисные явления возникают в результате образования диспропорции в структуре производства
  Кредитно-денежная концепция Р. Хоутри, И. Фишер Кризисы возникают в результате нарушения в области денежного спроса и предложения
  Кейнсинская теория Дж. Кейнс Цикл рассматривается как результат взаимодействия между движением национального дохода, потреблением и накоплением капитала, слабостью рыночного механизма
  Теория нововведений И. Шумпетер Циклический процесс экономического роста обусловлен скачкообразным характером осуществления технических изобретений и нововведений.
  Теория недопотребления Ж. Сисмонди Недостаточность потребления, падение доли заработной платы в национальном доходе
  Монетарная теория М. Фридмен Циклический характер производства объясняется нестабильностью денежного обращения

 

Циклы Кондратьева – продолжительность 40-60 лет. Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых профессий. Н.Кондратьев выделил следующие большие циклы («длинные волны»). Причины экономических циклов. В экономической литературе нет общепризнанной теории экономического цикла, поэтому экономисты различных направлений концентрируют свое внимание на разных причинах экономических циклов.

С.Джевонс, А.Чижевский причину цикла объясняли воздействием на людей пятен на солнце, имеющих десятилетний цикл. В.Парето причину цикла устанавливал в соответствии оптимизма и пессимизма в экономической деятельности людей. М.Туган-Барановский, А.Шпитгоф считали, что причина цикла состоит в превышении производства средств производства над производством предметов потребления. Дж.Кейнс связывал циклы с избытком сбережений и недостатком инвестиций. К.Маркс исходил из того, что главная причина цикла – основное противоречие капитализма, выражающееся в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов производства.

С точки зрения определения факторов экономических циклов выделяются три методологических подхода.

Первый исходит из того, что циклы связаны с внешними (экзогенными) факторами. Второй подход объясняет циклы внутренними (эндогенными) факторами. Третий подход определяет циклы синтезом внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы - это факторы, находящиеся за пределами данной экономической системы. К ним относятся: динамика населения, миграция населения, открытия науки и техники, войны и другие политические события, изменение цен на нефть, открытия месторождений золота, открытие новых земель и природных ресурсов.

Внутренние факторы - факторы, присущие данной экономической системе. К ним относятся потребление, инвестирование, деятельность производства (через фискальную и монетарную политику).

Теория потребительского поведения. (Кардиналистский и ординалистский подход)

Теория потребительского поведения исходит из совокупности гипотез: о свободе выбора и суверенитете потребителя, о рациональности потребителя. Первая из гипотез означает не только наличие права и возможности для потребителя выбирать желаемое благо, но и способности воздействовать на производителя. В соответствии с этой гипотезой не крупные производители (заводы, комбинаты, фабрики) являются главными «действующими лицами» в экономике, а потребители. Производство потребительских товаров и средств производства не может быть самоцелью. Оно имеет смысл лишь при возможности их продажи по рыночной цене, превышающей издержки производства, обеспечивающей получение прибыли. Если же товар не продан – не нашлось покупателя, то его производитель несет убытки, разоряется. Это же означает, что его производитель испортил ресурсы. Таким образом, суверенитет потребителя проявляется в возможности влиять на производителя через выражение своего отношения к товару, его количеству и качеству. В соответствии со второй гипотезой каждый потребитель ведет себя рационально – стремится максимизировать приобретаемую полезность благ при ограниченном доходе.

Полезностью (U) понимают степень удовольствия, удовлетворения, получаемого покупателем от потребляемого блага.

Различают общую полезность (TU) и предельную полезность (MU). Общей или совокупной называют полезность, получаемую от потребления всей массы приобретенного блага. При этом функцию полезности можно выразить формулой:

,

где Q – количество потребляемого блага.

Предельной называют полезность, которую приносит (добавляет) потребление каждой последующей единицы данного блага. Её функцию можно выразить формулой, производной от TU

.

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), Е. Бем-Баверк (1881–1953).

Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (1848–1923) и Дж. Хикса (1904–1989), она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординарный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке. В. Парето и Дж. Хикс допускают определенное ранжирование, построение товара и услуг по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени их важности относительно друг друга. То, что называется полезностью, сегодня отражает только ранжирование предпочтений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.007 с.)