Производственная система: понятие, подсистемы, элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная система: понятие, подсистемы, элементы.



Производственная система - это система организации промышленного производства.

Производство в широком смысле слова - это выпуск товаров, переработка сырья и оказание связанным с этим процессом услуг (последнее иногда называется операциями).

Производство - это любой процесс (процедура) превращения совокупности ресурсов в продукцию определенного качества и состава.

Элементы производственной системы производственный процесс, ресурсы и продукция.

1. Процесс производства (конверсии)- это последовательность действий и операций по преобразованию сырья и материалов в товары и услуги.

В основе совершенствования процесса производства лежит процесс изменения средств производства, который проходит следующие последовательные стадии:

· механизация - частичное использование машин для работы ранее выполняемой людьми;

· более высокая стадия‚- автоматизация; это полная передача механических операций машинам, приводящая к минимальному участию человека в производственном процессе;

· стандартизация - единообразие товаров, деталей и операций по их изготовлению, делающее людей и детали взаимозаменяемыми (массовое производство);

· компьютеризация производственных процессов от стадии разработки до управления производственным процессом; в результате создаются возможности для гибкой переналадки станков для выпуска разнообразной по ассортименту продукции.

2. Ресурсы - материалы, сырье, труд

Материалы и сырье. Современная тенденция: переход от дешевых простых природных ресурсов к синтетическим специализированным ресурсам.

Содержание изменений‚ которым подвергается сырье в результате воздействия:

· целенаправленное изменение физических и химических свойств предметов труда;

· сборка или разъединение деталей или других предметов;

· подготовка предмета к другой технологической операции, транспортировке, контрольной операции или хранению;

· планирование, калькуляция, сообщение или получение информации‚ проектирование.

Современные тенденции: рост значения последних операций.

Труд -это технологическая характеристика труда‚ как элемента производственной операции. То есть речь идет о содержании труда, степени равномерности, ритмичности, роли в выполнении операции (место работника в производстве).

Типы труда (определяются уровнем научно-технического развития производства).

1. Шаблонный труд отличается однообразием выполняемых операций, равномерностью и ритмичностью работы, постоянным местом действия. Он строго подчинен существующим технологическим схемам и принципам деятельности. Оценивается по точности выполнения принятых для данных условий производственных нормативов. Например, рабочий на конвейере, машинистка. Жесткая регламентация деятельности. Жесткое деление труда на труд по организации и исполнительский труд. Ответственность исполнителя за результаты труда ограничена.

2. Полушаблонный труд. Работник выполняет законченный комплекс операций и несет ответственность за функционирование определенного участка производства. В случае необходимости работник полушаблонного труда корректирует процесс труда в соответствие с меняющимися условиями. Например, строители, штукатур-маляр; конторские служащие, лаборанты, статистики. Исполнитель выполняет ряд функций по организации, несет определенную индивидуальную ответственность.

3. Творческий труд основан на критическом осмыслении накопленного практического и теоретического опыта, на поиске новых идей и гипотез, а на их основе - более совершенных технологий, форм организации. Knowledge workers - работающие посредством знаний. Например, секретарь-референт, врач, адвокат, учитель и т.п. В условиях НТП творческий труд выходит за пределы традиционных сфер своего распространения и все более внедряется в производственный процесс: наладчики автоматизированных систем, операторы, конструкторы, дизайнеры и т.п.

Мировые тенденции: занятость творческим трудом в странах ОЭСР за период с 1900 по 1986 г. увеличилась с 20 до 44%. Knowledge workers - 30% по развитым странам, в США - 50%. Занятость шаблонным трудом сократилась с 47 до 13%. Занятость полушаблонным трудом выросла с 33 до 43%.

3. Продукция -это результат деятельности фирмы или производственного подразделения (желаемого состава и вида).

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции производственный процесс может быть сложным и простым. Простой процесс предполагает выпуск одного продукта или услуги; сложный - предполагает использование различных ресурсов и выпуск широкой номенклатуры продукции. Для последнего требуется проектирование процесса "ресурсы - продукция", учитывающего сочетание разных целей.

Единичное (проектное производство) - это производство, ориентированное на выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры конкретного назначения, когда каждая единица продукции уникальна.

Разновидностью единичного производства является осуществление крупных проектов, когда все ресурсы производственной системы в данный период направлены на реализацию одного или нескольких проектов. (Выпуск крупнейших машин, уникальных приборов, мощных гидравлических машин, и генераторов, прокатных станов, атомных реакторов и др.).

Признаки единичного производства:

1. широкая‚ не повторяющаяся номенклатура продукции;

2. децентрализация производственной деятельности по специализированным подразделениям;

3. единичный не повторяющийся характер процесса производства;

4. изготовление продукции по заказу потребителей с учетом их требований;

5. использование в процессе производства высоко квалифицированной рабочей силы, специалистов широкого профиля, с большим объемом ручных работ;

6. длительный производственный цикл с большим объемом незавершенного производства;

7. планирование деятельности фирмы в зависимости от наличия заказов и сроков изготовления продукции;

8. контроль качества на индивидуальной основе по каждому изделию.

Серийное производство. - это производство‚ ориентированное на выпуск конструктивно-одинаковых изделий (станков, моторов) определенными партиями а течении установленного периода.

В зависимости от количества одновременно изготавливаемых изделий, входящих в одну серию различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство.

Признаки серийного производства:

1. изготовление сериями широкой номенклатуры повторяющейся однородной продукции;

2. децентрализация производственной деятельности по производственным подразделениям по технологическому принципу;

3. изготовление продукции по заказам (мелкосерийное и среднесерийное производство) и на неизвестных ранее потребителей (преимущественно крупносерийное производство);

4. периодичность изготовления изделий сериями;

5. использование рабочих средней квалификации, с закреплением за ними нескольких операций при незначительном объеме ручного труда;

6. небольшая длительность производственного процесса;

7. использование специализированного оборудования с закрепленными рабочими местами;

8. разные требования к обработке изделий и разные маршруты прохождения продукции (могут быть не все участки и подразделения);

9. автоматизация контроля качества с применением статистических методов управления качеством продукции.

Массовое производство - производство‚ ориентированное на выпуск ограниченной номенклатуры стандартизированной продукции (изделий) в больших объемах на протяжении относительно длительного периода времени.

Признаки массового производства:

1. непрерывность ограниченной номенклатуры однородной продукции (различия могут быть в модификациях комплектации);

2. использование для изготовления стандартных однотипных узлов, сырья, материалов, поставляемых извне‚ или изготавливаемых на самом предприятии;

3. наличие специализированного, автоматизированного, поточного производства, со специализацией рабочих мест на выполнении конкретных операций (конвейерное производство);

4. использование рабочих невысокой квалификации, выполняющих конкретную закрепленную операцию;

5. небольшая длительность производственного процесса;

6. непрерывная диспетчеризация производства с использованием автоматизированных систем управления предприятием (АСУП);

7. тщательное планирование производства; комплексное использование всех факторов роста производительности;

8. полная автоматизация контроля качества с широким применением статистических методов управления качеством продукции.

Производственная система с непрерывным процессом переработки - это производство‚ ориентированное на выпуск значительных объемов однородной продукции, измеряемой в единицах длины, веса‚ при непрерывном поточном поступлении перерабатываемых ресурсов (производство проката, нефтепродуктов, химической, целлюлозно-бумажной продукции).

 

 

2. Логико-интуитивные методы: общая характеристика.

 

Билет 7

 

1. Функции системы управления.

Прогнозирование и планирование.

Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития

на предстоящий период для конкретной организации.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и

какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

[16]

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее

системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая

активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития

производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и

т.п. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за

ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и

систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю

перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и

принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений,

направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

· Цели и задачи. На современном этапе экономического

развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой –

неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание

лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего

повышения эффективности всего общественного производства.

· Пути и средства. Для достижения поставленных целей

выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.

· Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач.

Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными,

финансовыми и трудовыми ресурсами.

· Пропорции. Поддержание пропорциональности между

отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.

· Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается

связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением

потребностей общества.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не

существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе

планирования, зависит от его положения в иерархии фирмы, т.е. процесс

планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в

долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить,

какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего

будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит

в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной

нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – это определение

промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе

стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при

стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ

планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и

т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на

достижение общих и главных целей организации.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется

генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются

при составлении планов.

1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации,

которые могут иметь значение для развития организации.

2. Точность планирования – использование современных методов и

средств для обеспечения точности прогнозов.

3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть

доступны всем членам организации.

4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый

акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны

соизмеряться с выгодой от планирования.

[17]

Планирование помогает организации лучше управлять в условиях

неопределенности, более эффективно реагировать на изменение внешней среды.

Организация.

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап

менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

· Определение рациональных форм разделения труда;

· Распределение работы среди работников, групп работников и

подразделений;

· Разработки структуры органов управления;

· Регламентация функций, подфункций, работ, операций;

· Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

· Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как

процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования,

упорядочения.

Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители –

независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в

делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и

вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда

принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в

том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего

отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно

взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять

усилия своих сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и

внутреннее ее окружение.[18]

Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности

предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально

способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды

деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые

будут их выполнять.

Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда,

целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и

привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).

Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений

руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть

лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия

должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней

процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности

существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно

руководить один человек.

Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень

централизации (децентрализации) полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне

управления организацией. Децентрализация – передача прав низшим уровням

управления.[19]

Преимущества централизации и децентрализацией приведены в Приложении 3

Мотивация и стимулирование.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для

достижения личностных целей и целей организации.

Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их

структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее

побуждение к действию.

К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.[20]

Теория А. Маслоу:

1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и

защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).

2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.

3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие

прекращается.

Теория МакКлелланда:

1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти,

успеха и принадлежности.

2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку

потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория Герцберга:

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться

неудовлетворению работой.

3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней

Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.

4. Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель

должен сам вникнуть в сущность проблемы.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно

влияют на поведение сотрудника;

во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы

был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко

представлять себе, чего от него ждут.[21]

Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих

стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для

достижения поставленных целей.

Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты,

надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных

(мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и

функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное

признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации,

стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы,

доп. отпуск). [22]

Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия

работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Контроль.

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать»,

«уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от

главного содержания функции контроля.

В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения

(сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

[23]

Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество

формулировок определений функции контроля. Одна из них – контроль – это

процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля

совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать

деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль

позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и

исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем

контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была

наиболее эффективна.[24]

Классификация видов контроль приведена в Приложении 4.

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и

внутренней среды – залог успешного функционирования организации.

[25]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.095 с.)