Понятие и назначение института президента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и назначение института президента



 

В средние века главой государства обычно был монарх. Его ль отвечала самому термину "глава государства". Монарх действительно выступал главным органом власти. Монарх концентрировал и законодательную и исполнительную и судебную власти. С формированием капиталистических отношений, разработкой и рпиняи первых конституционных актов, распространяются идеи о разделении властей, направленные на ограничение власти монарха. Теория разделения властей предполагала существование трех главных государственных органов, которые воплощали бы соответственно законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В то же время принцип разделения властей не исключал монарха из государственного аппарата, не требовал упразднения данного института. Разработчики концепции разделения властей предлагали отвести монарху роль руководителя одной из трех ветвей власти, в частности исполнительной властью.

Основной теоретической проблемой института главы государства как раз таки и выступает его соотношение с принципом разделения властей. Ведь если в условиях разделения властей должны существовать три равных государственных органа, то как обосновать наличие "главы государства", то есть главного органа власти.

Государствовед Мишин сказал, что должность главы государства при разделении властей не имеет смысла.

Чистое воплощение теории разделения властей получила конституция сша, анализ положений которых получила..именно в свете разделения властей с главой государства. Первая статья американской конституции гласит: "все законодательные полномочия вверяются конгрессу(парламенту)".

Согласно второй статье "исполнительная власть принадлежит президенту".

В соответствии с статьей третьей "судебной властью наделяется верховный суд и нижестоящие суды".

Таким образом, в конституции сша нет термина "глава государства". Президент определен в ней лишь в качестве главы исполнительной власти.

Тем не менее, и в период средневековья и в новое время всегда существовали властные функции, которые были связаны с государством в целом. Их нельзя полностью обхватить ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветвями власти. Такие функции можно назвать общегосударственными.

Например возникает вопрос: "орган какой ветви власти будет обращаться от имени всего.., представлять государство на международных договоров, подписывать от имени государства международные договоры. Именно такие функции и возлагаются на главу государства. Упомянутый институт существует практически в любой стране. Есть он и в сша, не смотря на отсутствие термина "глава государства" в их конституции(фактически, главой сша является президент).

Таким образом, сущность главы государства заключается в обладании данным лицом общегосударственными полномочиями. Глава монархического государства обобщенно именуется "монархом", но в конституциях монархических стран этот обобщенный термин не употребляется, всегда вводится то или иной конкретное обозначение монарха(король, император(в Японии), князь(в Монако), герцог(в Люксембурге)).

Монарх - глава государства, который получает свою власть по наследству и осуществляет ее пожизненно.

Главой республики называется президент. Он избирается народом или парламентом на определенный срок. Положение главы государства может существенно отличаться в зависимости от конкретной страны. Важно отметить, что глава государства - это не обязательно самый сильный орган власти в стране. В мире можно выделить несколько моделей конституционно-правового статуса главы государства:

1)глава государства обладает только общегосударственными полномочиями. Данная модель не противоречит принципу разделения властей, поскольку общегосударственные полномочия сами по себе не дают значительных возможностей управлять страной. Основная власть в этой модели принадлежит органам законодательной, исполнительной и судебной властей, как того и требует теория разделения властей. Примеры: королева Великобритании, президент Италии(Наполитана), президент фрг;

2) глава государства имеет общегосударственные полномочия и, кроме того, наделен исполнительной властью. Безусловно, позиции..значительнее чем в предыдущей. Такая модель не входит в противоречие с принципом властей, поскольку статус главы государства здесь в основном охватывается исполнительной властью. В теории же разделения властей такая ветвь власти признается наряду с другими ветвями. Иллюстрацией второй модели выступают президенты сша, Бразилии, других стран.

3)глава государства располагает общегосударственными полномочиями, исполнительными полномочиями а также значительными полномочиями в законодательной и судебной сферах. Здесь, статус главы государства является наиболее сильным. Здесь он действительно является главным государственным органом. Эта модель безусловно противоречит принципу разделения властей, поскольку глава государства концентрирует полномочия нескольких ветвей власти, что недопустимо, исходя из теории разделения властей. Пример: президент Казахстана, президент Беларуси, (в России - ближе ко второй схеме).

Мы видим, что положения главы государства может серьезно различаться в разных странах, но все главы государств едины в одном - они осуществляют общегосударственные полномочия.

Рассмотренные модели позволяют лучше уяснить конституционно-правовой статус президента Беларуси: президент Беларуси - глава государства, корый избирается народом, осуществляет общегосударственные полномочия, исполнительные полномочия, а также некоторые значительные полномочия в законодательной и судебной сферах. Институт президентства введен в Беларуси в 1994 года, с принятием конституции. Именно в соответствии с ней и был учрежден пост президента. Беларусь последней из стран снг ввела эту должность. С 1990 - 1994 годов ведущим органом власти в нашей республике был верховный совет(вс). Должность главы государства вообще отсутствовала. Выборы первого президента были летом 1994 года(после принятия конституции), они приковывали очень большое внимание. Выборы действительно носили подлинно демократический характер: была и конкуренция и свобода слова. Было 6 кандидатов:

1)Вячеслав Францович Кебич(он являлся председателем совета министров был кандидатом номер 1),

2)на втором месте - лукашенко(депутат народного совета, директор(не председатель) совхоза "городки" Шкловского района),

3)Поздняк(руководитель партии БНФ, был депутаатом верховного совета),

4)Шушкевич(председатель верховного совета до 1994-года(на время выборов - депутат верховного совета),

5)Дуко Александр Иосифович(аграрный герой Беларуси, был председателем лучшего колхоза страны "прогресс" гродненской области, и руководитель союза аграрников белаурси.

6)Новиков ВН - председатель комунистической партии белаурси.

В преддверьи выборов был проведен социологический опрос: "за кого будите голосовать?". БГУ объявила результат: лукашенко и кебич на первых местах.

В июне прошел первый тур голосования: лукашенко набрал 40% голосов, а кебич - 12% голосования.

Кебич в своей книге написал: "а не были ли фальсифицированы результаты социологического опроса".

10 июля 1994 года прошел второй тур голосования, в котором участвовал Лукашенко и Кебич. Лукашенко набрал 80% голосов, а кебич - еще меньше чем в первом туре.

В 1989 году они же впервые встретились на выборах в верховный совет ссср. Кебич был заместителем..., а лукашенко - обычный директор совхоза.

20 июля 1994 года Лукашенко принес присягу и вступил в должность президента.

Присяга президента закреплена в 83-ей статье конституции.

Председателем центра изберкома был Абрамович Александр Михайлович. Выступал на белорусском языке.

Действующей конституции имеется отдельная глава отведенная президенту. Действует также закон 1995 года о президенте республики Беларусь. Кроме того, деятельность резидента регулируется десятками других законов.

Место президента в государственном аппарате.

Президент Беларуси занимает центральное место в аппарате власти. В отличие от глав многих других государств, президент Беларуси и юридически и фактически является ведущим государственным органом. Президент не охватывается полностью ни законодательной ни исполнительной ни судебной ветвями власти. В то же время он обладает полномочиями в каждой из этих ветвей. Статус президента Беларуси противоречит принципу разделения властей, поэтому необходимо сделать вывод, что в белорусской конституции имеется несогласованность между статьей шестой "о разделении властей" и разделе 4-ом" закрепляющим статус президента а также других органов. Президент взаимодействует с органами всех ветвей власти:

1)законодательная:

-президент может издать акты, имеющие силу закона(декреты);

-назначает 8 членов верхней палаты парламента(совета республики;

-в праве распустить парламент в случаях, определенных конституцией;

-наделен значительными полномочиями в законодательном процессе(в том числе правом подписывать закон).

Тем не менее парламент не подчинен и не подотчетен президенту, поскольку избирается народом. Правоотношения парламента и президента можно определить к взаимное влияние. Позиции парламента и президента близки в иерархии государственного аппарата(но все таки первенство принадлежит президенту).

2)с исполнительной властью:

-в этой сфере президент располагает максимальными полномочиями. Опять же необходимо указать на противоречивость конституции. С одной стороны в ней сказано, что исполнительную власть осуществляет строительство, а с другой стороны закреплена подотчетность правительства президенту. Исходя из анализа конституционных норм можно сделать вывод, что правительство а не президент является исполнительным органом власти.

3)судебная власть. Полномочия президента в этой сфере менее существенны, однако и здесь он наделен значительными полномочиями:

-президент единолично назначает всех судий, кроме 6 судий конституционного суда, избираемых советом республики. Судий верховного и высших хозяйственных судов президент назначает с согласия совета республики;

-единолично освобождает от должности всех судий. На это полномочие президента стоит обратить большое внимание, поскольку главы других государств обычно не смещают судий;

-президент уполномочен помиловать осужденных. Помилование - это освобождение осужденного(то есть признанного судом виновным в совершении преступления) от наказания или любое улучшение положения осужденных.

В Беларуси был осужден адвокат Зельцын(американский гражданин). Американцы попросили помиловать, он помиловал для того, чтобы нормализовались отношения.

От помилования необходимо отличать амнистию:

-полномочия применять амнистию принадлежит парламенту;

-если помилование всегда применяется в отношении конкретного лица, то амнистия предполагает освобождение от наказания или иное улучшение положения осужденного в отношении той или иной категории лиц.

Амнистия: освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, совершивших неумышленное преступление, если им было назначено не более 2-ух лет лишения свободы.

Любой суд является независимым. Не верховный не вышестоящие суды, ни конституционный суд, ни высший хозяйственный суд и нижестоящие суды не подчинены и не подотчетны президенту. Кроме того, президент не в праве влиять на судебное постановление.

Рассмотренные полномочия президента в отношении каждой из ветвей власти не означает, что другие государственные органы не оказывают обратного воздействия на президента. Больше всего возможностей здесь у парламента:

-Например, он может досрочно освободить президента от должности по состоянию здоровья;

-смещение с должности в связи совершением государственной измены или преступления. Таким образом, в течение несения свое должности он не несет ответственность за свои... Но по окончании срока полномочий, президент как и любой гражданин может быть привлечен к ответственности в том числе и за деяние(не только тяжкие преступления), совершенные в период осуществления президентских полномочий.

Судебные органы:

-могут отменять правовые акты президента: нормативные кты президента могут быть признанными несоответсвующими основному закону конституционным судом; индивидуальные правовые акты президента допускается отменять постановлениями общих и хрязяйчтвеннх судов, если данные акты несоответсвуют законодательству. Тким образом, президент, поскольку не является источником власти, в отличие от народа, не наделен абсолютной..., он обязан соблюдать конституцию, другие нормативные акты, он посуден, но есть и особенности подсудности.

 

Полномочия президента.

 

Ничто в Беларуси не происходит без президента.

Лукашенко.

Президент РБ наделен полномочиями, корые позволяют ему действовать на все сферы жизни общества. Данные полномочия можно раделить на:

I.общегосдуратсвенные полномочия:

1)назначает республиканские референдумы, выборы в палуату представителей, совет респубики и совет депутаатов. В указанных голосования участвует все население страны, пожтому соответсвующие полномочия президента можно считать общегосдуарственными. Президент назначает только республиканские референдумы, но не местные. Что касается выборов, то президент уполномочен назначать очередные выборы, которые проходят в связи с истечением установленного конституцией срока полномочий госдуартсвенных органов, а также внеочередные выборы, которые имеют место при досрочном прекращении полномочий, например, при роспуске палаты парламента или местного Совета депутатов;

2)обращаться с послание к народу. Президент в данном случае выступает от имени всего государства, поэтому названное полномочие мы относим к общегосударственным. Президент здесь обращается к народу как к источнику власти, информируя его о положении дел в государстве, основных направления внутренней и внешней политики государства. Конституция не определяет как часто президент должен обращаться с посланиями к народу, но основной закон предусматривает ежегодное обращение президента с посланиями к парламенту. В результате, на практике президент каждый год обращается с единым посланием к народу и парламенту, выступая на заседании последних.

3)решает вопросы о приеме в гражданство Беларуси, его прекращении и предоставлении убежища в нашей стране. Гражданство представляет собой связь человека не с президентом, не с каким-либо другим государственным органом, а с государством в целом. Решать вопросы гражданства - относятся к числу общегосударственных. Прием в гражданство - это лишь один из способов его приобретения. Большинство индивидов приобретает гражданство, не в результате приема в гражданства, а по рождению.

Что касается прекращения гражданства, то президент также принимает решение не по всем случаям прекращения гражданства, а лишь при ходе лица из гражданства Беларуси. Есть несколько оснований для прекращения гражданства без президента: по смерти человека.

Убежище - разрешение постоянно проживать в Беларуси, которое выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства, преследуемым в своем государстве(государстве своего места жительства) за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. Убежище отнесено белорусской конституцией к основам конституционного строя и отражено в статье 12 первого раздела. Полномочием предоставлять убежище в Беларуси наделен только президент. Один случай: в 1997 году президент своим указом предоставил в Беларуси убежище лицу без гражданства, члену компартии Литвы, проживавшему в Литве.

4)устанавливает государственные праздники и праздничные дни. Государственный праздник - дата, связанная с важнейшим событием в жизни государства. Как правило государственные праздники в той или иной мере связаны с властью, с функционированием государства. В Беларуси 5 государственных праздников:

-День Независимости(День Республики) - отмечается 3 июля, в день освобождения Минска и всей Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. А до этого - 27 июля(день принятия декларации о государственном суверенитете)(был перенесен на референдуме..);

-день конституции - 15 марта;

-день государственного герба и государственного флага - второе воскресенье мая. Потомучто именно во второе воскресенье мая 1995 году состоялся первый в истории белаурси референдум, одним из вопросов которого был изменение государственной символики.

-день единения Беларуси и России. 2-го апреля 199года был заключен догов беларуси и России, ставший первым этапом нашей интеграции. Потом в 1997 году в тот же день закрепили договор о союзе России. На сегодняшний день эти договоры не действительны, поскольку 8 декабря 1999 года подписан договор о создании союзного государства.

-День Победы

Праздничный день - дата, связанная с важным событием в жизни общества или отдельных групп населения. Праздничных дней довольно много. Их можно классифицировать так:

а)общереспубликанские(светские праздники, которые связаны с населением в целом(новый год 1 января, день женщин 8 марта, день защитника отечества и международных сил 23 февраля, день труда 1 мая, день октябрьской революции 7 ноября).

б) религиозные: рождество, пасха;

в) иные: день знаний, день юриста(первое воскресенье декабря), день прав человека(10 декабря, потому что в этот день в 1948 году принята всеобщая декларация прав человека).

Государственные праздники и праздничные дни не следует отождествлять с рабочими днями, лишь некоторые из государственных праздников, праздничных дней является нерабочими.

Полномочия президента установить государственные праздники и праздничные дни имеет..характер. Оно реализовано путем издания указа 1998 года "о государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах республики Беларусь".

5)награждает государственными наградами. Государственной наградой называется высшая ступень поощрения за заслуги перед государством. Государственная награда вручается не от имени президента или какого-либо иного органа власти, а от государства в целом. По данной причине, размариваемое полномочие имеет общегосударственный характер. Полномочия по награждению носит уже не нормативный, а индивидуально-правовой характер, то есть осуществляется президентом в отношении конкретного лица, при этом президент должен..таким нормативным актом, как закон 2004 года о государственных наградах республики Беларусь. Упомянутым законом установлены следующие виды государственных наград:

а)звание герой Беларуси (не республики Беларусь) - главная государственная награда. Всего около 10-ти героев Беларуси, среди них выделяется группа деятелей сельского хозяйства. Дубко Александр иосифович(один из 6-ти кандидатов в первые президенты) - посмертно. Корчвин(председатель агрокомбината "снов" - сегодня на первом месте). Петр Покопович(бывший председатель правления нацбанка, теперь заместитель председателя правительства. Метрополит Минский и слуцкий Филарет(фамилия Вахларет);

б)ордена и медали: орден отечества, медаль за отвагу. В этом году медаль получил наш декан Балашенко - медалью Франциска Скорины за трудовые заслуги.

Президент, издав указ о награждении может передать вручение другому должностному лицу.

в)почетное звание: заслуженный юрист республики Беларусь(мартинович Изабелла Ивановна, барков александр владимирович, головко анатолий александрович), народный артист(ярмоленко), заслуженный мастер спорта, народный поэт беларуси(последний, кто ее получил: в начале 90-х годов получил Рыгор Барадулин).

6)ведет международыне переговоры и подписывает международные договоры. Международные переговоры могут быть стадией заклюения международного договора, а могут и не иметь связи с договором. Подписание президентом международного договора не означает его всутпление в силу, международный договор должен быть ратифицирован парламентом. Надо сказать, что вести международные переговоры и подписыть международные договоры могут и другие должностные лица, уполномоченные президентом(часто это делает премьер-министр, министры, председатели гос комитетов).

7)назначает дипломатических представителей Беларуси и отзывает этих представителей. Основными видами дипломатических представительств являются посольства, во главе с послом и постоянное представительство Беларуси при международных организациях, во главе с постоянными представителями. Соответственно президент уполномочен назначать и отзывать(прекращать полномочия) послов и постоянных представителей. Посольства Беларуси есть в 46 странах. При ООН есть, при ЮНЕСКО, при ОБСЕ.

 

 

Констит

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.034 с.)