Проблема возникновения психики, критерии психического. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возникновения психики, критерии психического.



 

Подходы:

1. Панпсихизм – психикой обладают все (деревья, стул, стол, и т.д.). Не научная теория.

2. Антропопсихизм – только человек обладает психикой.

3. Биопсихизм – психикой обладает вся живая материя.

4. Фитопсихизм – психика есть у растений и всего живого (от растений и выше).

(плотоядные растения, реакция на воздействия)

Наличие движения не является критерием наличия психики. Но именно на этом основан фитопсихизм.

 

5. Нейропсихизм – психика есть у тех, у кого есть НС.

 

Теория не совсем верна, т.к. отражение есть и на более раннем уровне, где нет НС.

 

6. Анималпсихизм – психикой обладают животные и вышестоящие (человек).

 

Развитие психики.

На допсихическом уровне живой организм характеризуется простой раздражимостью.

Раздражимость – это способность избирательно и специфически отвечать на жизненно важные воздействия среды в соответствии с потребностью в обмене веществ (пр: фотосинтез, покраснение кожи от холода, и т.д.).

 

С эволюцией происходило усложнение процесса обмена веществ со средой.

В эволюции усложнение раздражимости привело к развитию чувствительности.

Чувствительность – это способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление.

Ощущение – это процесс непосредственного отражения действительности.

Раздражимость + чувствительность = организм начинает реагировать на биологически не значимые раздражители (пр: паук реагирует на движение паутины, хотя это не связано с обменом веществ).

 

С появлением чувствительности возникает психика, как новая форма активности.

 

Психика непосредственно связана с поведением (с двигательной активностью для установления жизненно важных связей со средой).

 

Психика и поведение неразделимы.

Психика + поведение = психическая деятельность.

 

(человек: психика -> поведение;

Ж.: поведение -> психика -> поведение).

 

Главные отличия психической деятельности человека:

- наличие сознания;

- речь;

- целеполагание (целенаправленная деятельность);

+ человек смотрит с 2-х планов: внешний и внутренний (память и т.п.).

Ж. отражает один план реальности (план сознания отсутствует).

 

Один из критериев наличия психики – эмоции.


Билет 4.

Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики.

 

Представители: Ж., которые стоят на грани между растительным и животным миром.

Простейшие: одно- и многоклеточные. (Инфузории туфельки).

 

Движения простейших.

За счет ресничек и жгутиков + примитивные мышечные волокна (миофибриллы).

Б/я им осуществляют простые и сложные сократительные движения, которые ориентируют их в пространстве.

Все передвижение при помощи сокращения.

Различают только по типу движений/сокращений.

 

(Есть прообразы внутренних органов = органеллы).

 

Типы движений:

1. Локомоторные – движения, которые ориентируют в пространстве.

Эти движения называются – КИНЕЗЫ.

Кинез – элементарное инстинктивное движение.

Выделяют:

- ортокинез – движение, при котором изменяется скорость.

- клинокинез – изменение направления движения (не целеустремленное. Основано на пробах и ошибках).

Скорость и направление зависят от интенсивности действующих раздражителей.

 

2. Таксисы – не пространственные движения; генетически фиксированные механизмы двигательной активности Ж. в благоприятные условия среды.

Различают:

- положительный таксис – «К».

- отрицательный таксис – «ОТ».

 

Разделяют по типам, в зависимости от типа раздражителя:

- фототаксис (на свет) – зависит от уровня развития фоторецепторов, глазков.

- хемотаксис (на химические вещества).

- гальванотаксис (на ток).

 

Пластичность поведения.

Обеспечивается за счет диффузной НС.

Очень небольшая и регулируется генетически/генотипом.

 

Опыты: колбы – сперва двигаются хаотично, затем по периметру (квадрат/треугольник). Пересаживают в круглые – сперва двигаются по квадрату/треугольнику.

 

У простейших есть элементарная форма научения – привыкание.

Ж. привыкает к воздействию отдельных свойств или качеств ОС.

 

Ассоциативное научение – научение, б/я которому образуются связи между биологически значимым и нейтральным раздражителем.

Часть капли нагревают (светлую), на границе с тенью – ток. Инфузории замирают на границе. Происходит выбор между биологически значимым и незначимым.

 

Поведение достаточно разнообразно, но психическая активность примитивна.

 

Есть психическая активность, т.к. способны реагировать на биологически незначимые раздражители, но которые сигнализируют на появление жизненно важных элементов среды.

 

Существует и допсихическая форма отражения – раздражимость.

На допсихические формы отражения указывает:

1. Кёлер. Разрезал «туфельки» на 2 части и смотрел реакцию на температуру. Каждая часть реагировала одинаково.

2. Есть тип питания по типу растения (аутотрофное питание).

 

В целом, психическая активность находится под знаком минус (когда надо убежать от стимула). В основном выполняет сторожевую функцию (т.е. реакция на абиотические факторы).

 

Высшие представители простейших могут проявлять сложные формы поведения, даже сложнее, чем многоклеточные беспозвоночные.


Билет 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.013 с.)