Ода о точках каналов всего тела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ода о точках каналов всего тела



 

«Малое учение медицинского канона»

(Ицзин сяосюэ)

Канал «Сверх инь» на руке начинается на боку большого пальца. Сначала идут точки шао-шан, юй-цзи и тай-юань. Дальше идут цзин-цюй и ле-цюе, кун-цзуй и чи-цзэ. Точка ся-бай находится рядом с точкой тянь-фу, а точка юнь-мэнь смыкается с точкой чжун-фу (слева и справа насчитывается 22 точки).

Светлый ян на руке является каналом толстого кишечника. Циркуляция проходит через точки шан-ян, эр-цзянь и сань-цзянь. Затем проходит через точку хэ-гу и точку ян-си, которые являются точками шу. Проходит через точку пянь-ли и точку вэнь-лю. Приближается к точкам ся-лянь, шан-лянь и сань-ли. Затем путь следует через точки цюй-чи, чжоу-ляо, у-ли. Проходя через нао и юй (имеются в виду точки би-нао и цзянь-юй), поднимается вверх к цзюй-гу, минует точки тянь-дин и фу-ту. Точка хэ-ляо находится на соединении губ, а точка ин-сян около носа (слева и справа насчитывается всего сорок точек).

Желудку из каналов соответствует Светлый ян на ноге. Начинается с точки ли-дуй и движется к точке нэй-тин. Проходит через сянь-гу и чун-ян. Затем наблюдается дух-шэнь точек цзе-си и фэн-лун, затем канал минует точки ся-цзюй-сюй, тяо-коу, шан-цзюй-сюй и сань-ли. Из ду-би ци входит в лян-цю, а ниже инь-ши находится точка фу-ту, от которой канал переходит к би-гуань и ци-чун. Затем идут точки гуй-лай и шуй-дао, да-цзюй и вай-лин. Дальше ци идет в тянь-шу и хуа-жоу-мэнь, и дальше в тай-и и гуань-мэнь. После идут точки лянь-мэнь и чэн-мэнь, затем бу-жун, жу-гэнь, жу-чжун, ин-чуан, у-и, ку-фан, ци-ху, цюэ-пэнь. Ци-шэ, шуй-ту, жэнь-ин, да-ин, ди-цан, цзюй-ляо, сы-бай, чэн-ци. Цзя-чэ, ся-гуань, и наконец, точка тоу-вэй находится на краю лба (всего слева и справа насчитывается 90 точек).

Канал Сверх инь на ноге относится к срединному материку селезенки и начинается с точки инь-бай, расположенной на конце большого пальца ноги. Он направляется в да-ду, а затем ориентируется на тай-бай, проходит гунь-сунь и достигает шан-цю. Проходит сань-инь-цзяо и лоу-гу и доходит до ди-цзи. Делает шаг и доходит до инь-лин-цюань, после чего попадает в сюэ-хай. Оттуда выходит в цзи-мэнь. Входит в чун-мэнь и попадает в фу-шэ, наполненное светом, рассекает фу-цзе (узел желудка) и балансирует на да-хэн (больших весах). Точки фу-ай, ши-доу соединяются с тянь-си и тун-пай. Дальше идут точки сюн-сян и чжоу-жун, которые переходят к да-бао и жу-гоу (всего насчитывается справа и слева 42 точки).

Когда же мы переходим непосредственно к сердцу, тогда имеем дело с каналом Малый инь на руке, который начинается на мизинце руки с точки шао-чун, а прямо из шао-фу (малого дворца) канал выходит в шэнь-мэнь (ворота духа). Затем идут точки инь-си и тун-ли, рядом с которыми расположена точка лин-дао. После идут точки шао-хай (малое море) цин-лин (голубая душа) и цзи-цюань (крайний источник), которые предельно глубоки (всего слева и справа насчитывается 18 точек).

Канал Сверх ян на руке является оплотом тонкого кишечника. Его путь начинается с точки шао-цзэ (небольшое болото) и движется к цянь-гу (передней долине), затем спускается с холма точки хоу-си (передняя долина горного ручья). После его путь следует через вань-гу, доходит до ян-гу и ян-лао. Достигает чжи-чжэн и сяо-хай, после следует точка цзянь-чжэнь. Проходит через точку нао-шу и встречается с точкой тянь-цзун. Затем идут точки бин-фэн и цюй-юань. После встречаются точки цзянь-вай-юй и цзянь-чжун-юй, которые идут к другой паре точек тянь-чуан и тянь-жун. Если не пройти точку цюань-ляо, тогда не попадаешь в точку тин-гун (всего слева и справа насчитывается 38 точек).

Канал Сверх ян на ноге является каналом мочевого пузыря. Он проходит двойной путь на участке спины. Начинается с точки чжи-инь, с которой входит в устье тун-гу (сквозная долина). После идут точки шу-гу и цзинь-гу. Точка шэнь-май предопределяет путь к точке пу-шэнь, а кунь-лунь (название мифической горы, обители небожителей (прим. перев.)) закрывает вход в цзинь-мэнь (золотые ворота), которые ведут в район щиколотки. Потом канал взлетает к фу-ян и посредством воли воспаряет к точке фэй-ян (парящий в вышине), потом идет переход через чэн-шань (взобраться на гору), и после достигается точка чэн-цзинь. Потом идут точки хэ-ян, вэй-чжун и вэй-ян. От точки фу-си канал переходит к точке инь-мэнь, где он делает ответвление, которое ведет к точке чэн-фу. Затем следуют точки чжи-бянь и бао-хуан. Затем канал входит в чжи-ши (комнату воли) после в хуан-мэнь (дверь в диафрагме) и попадает в вэй-цан (хранилище желудка). Открывается и-шэ (обитель смысла) и сотрясается ян-ган (сети субстанции ян). Канал выходит в хунь-мэнь (врата для душ хунь) и проходит через гэ-гуань (застава в диафрагме). Затем идут точки и-си (взывание о жертвоприношении духов) и шэнь-тан (зал духа-шэнь). Точка гао-хуан находится слева и справа от четвертого позвонка. После этого идут точки по-ху (двор душ-по), фу-фэнь и хуэй-ян. После этого идут точки шан-ляо, чжун-ляо, ся-ляо и цы-ляо. Затем бай-хуань, чжун-люй. Затем идут точки шу пан-гуан-шу (мочевого пузыря), сяо-чан-шу (тонкого кишечника), да-чан-шу (толстого кишечника). После идут точки сань-цзяо-шу (трех обогревателей), шэнь-шу (почек), вэй-шу (желудка), пи-шу (селезенки), дань-шу (желчного пузыря), гань-шу (печени), гэ-шу (диафрагмы) и синь-шу (сердца). Точки цзюэ-инь-шу (недостаточный инь), фэй-шу (легких). После идут точки фэн-мэнь и да-чжу. Затем тянь-чжу (небесный столп), шу-чжэнь (нефритовое изголовье), ло-цюэ. Канал проходит через ручей тун-тянь (проходящий по небесам) и встречает чэн-гуан (источник света). От у-чу он опускается вниз к цуань-цзун и доходит до площади цин-мин (слева и справа всего насчитывается 126 точек).

Канал Малый инь на ноге принадлежит почкам. Он вытекает из юн-цюань (бурлящего источника) и попадает в жань-гу (долину согласия). Потом следуют точки тай-си, да-чжун, шуй-цюань, чжао-хай, фу-лю, цзяо-синь. От чжу-бинь канал поднимается к инь-гу и проходит через точки ци-сюэ, сы-мань, чжун-чжу, хуан-шу и шан-цюй. Проходит через ши-гуань и инь-ду. Затем следуют точки тун-гу (сквозная долина) и ю-мэнь (двери во мрак), бу-лан, шэнь-фэнь и лин-сюй. После идут точки шэнь-цан, юй-чжун и юй-фу (всего слева и справа на меридиане насчитывается 54 точки).

Канал Недостаточный инь на руке является каналом-ло перикарда. Начинается с точки чжун-чун, расположенной на среднем пальце руки. От точки лао-гун он движется в направлении точки да-лин, затем следует к нэй-гуань и цзянь-ши, стучится в си-мэнь (узкие двери) вблизи цюй-цзэ (извилистого озерца), пьет из тянь-цюань (небесного источника) около тянь-чи (небесного озера) (всего слева и справа на меридиане насчитывается 19 точек).

Канал Малый ян на руке представляет собой канал трех обогревателей, начинается на конце безымянного пальца с точки гуань-чун, которая открывает е-мэнь (двери влаги), затем следуют точки чжун-чжу, ян-чи, вай-гуань. Между собой сообщаются точки чжи-гоу, сы-ду, хуэй-цзун, сань-ян-ло, тянь-цзин, цин-лэн-юань, сяо-по (сяо-лэ), нао-хуэй, цзянь-ляо. Тянь-ляо находится ниже тянь-ю. Юй-фэн (и-фэн) позволяет точке ци-май находиться впереди. Около уха находятся точки лу-си и цзяо-сунь. Сы-чжу-кун и хэ-ляо свешиваются впереди уха. И наконец точка эр-мэнь (двери ушей), которая дает возможность различать даже писк летней мошки (всего слева и справа на меридиане насчитывается 46 точек).

Канал Малый ян на ноге - это канал желчного пузыря. Он начинается с точки цяо-инь, которая граничит с точками ся-си и ди-у-хуэй. Канал проходит через точки линь-ци и цю-сюй. Затем идут точки сюань-чжун, ян-фу, гуан-мин, вай-цю, ян-цзяо и ян-лин. Канал движется на запад и проходит через точку ян-гуань, доходит до точки чжун-ду и точки фэн-ши. Затем следуют точки хуань-тяо, цзюй-ляо и вэй-дао. После идет точка у-шу, дай-май, затем канал входит в цзин-мэнь (столичные ворота), жи-юэ (солнце и луна). Потом идет точка чжэ-цзинь, после юань-е и цзянь-цзин. Канал приближается к точкам фэн-чи и нао-кун. После идет цяо-инь и вань-гу. Поднимается к фу-бо и тянь-чун. Соединяется с чэн-лин в чжэн-ин. После идут точки му-чуан и лин-ци, ян-бо и бэнь-шэнь. Возвращается в люй-гу и выходит из цюй-бинь. Затем идет точка сюань-ли, а после сюань-лу. Дальше встречаются точки хань-янь и кэ-чжу-жэнь, тин-хуэй и тун-цзы-ляо (всего слева и справа насчитывается 88 точек).

Недостаточный инь на ноге представляет собой канал, который концентрирует силу печени. Он выходит из точки да-дунь и попадает в точку син-цзянь, проходит через тай-чун в чжун-фэн. После идут точки ли-гоу и чжун-ду, си-гуань и цюй-цюань. Потом встречаются точки инь-бао и у-ли, из которой отходит инь-лянь. И наконец идут точки чжан-мэнь и ци-мэнь (всего слева и справа на меридиане насчитывается 28 точек).

Наконец, мы дошли до канала жэнь-май который проходит по брюшной полости и груди и начинается с точек чэн-цзянь и лянь-цюань. Он подглядывает через тянь-ту (дыру в небесах) на сюань-цзи (название звезд ковша Большой медведицы). После идут точки би-гай (хуа-гай) и цзы-гун (фиолетовый дворец). Канал поднимается в юй-тан (яшмовые покои), после чего следует точка тань-чжун. Затем идут точки чжун-тин и цзю-вэй, цзюй-цюэ и шан-вань. Канал проходит точки цзянь-ли и ся-вань. Встречаются точки шуй-фэнь и шэнь-цюэ. Затем идут первозданный хаос инь-цзяо (соединения инь) и ци-хай (моря ци). От ши-мэнь (каменных дверей) путь ведет прямо к гуань-юань, чжун-цзи и цюй-гу, чтобы закончиться в хуэй-инь (всего на меридиане насчитывается 24 точки).

Канал ду-май движется по спине и начинается с соединения точек дуй-дуань и кэнь-цзяо, затем на лице встречаются точки су-ляо и шуй-гоу (или жэнь-чжун) (канал с водой или середина человека), который ведет в шэнь-тин (двор духа-шэнь). После идет точка шан-син. Синь-хуэй (родничок) и цянь-дин (задняя макушка). Величаво возвышается бай-хуэй. Потом идут точки хоу-тин и цян-цзянь, нао-ху и фэн-фу, я-мэнь и да-чжуй, тао-дао и шэнь-чжу. Потом идут точки шэнь-дао и лин-тай. Потом идут точки чжи-инь, цзинь-со и цзи-чжун. Позвоночник соединяется сюань-шу (осью без опоры), на которой висят многочисленные мин-мэнь (двери судеб). Поется песня ян-гуань (застава ян) и танцуется танец яо-шу (точка шу поясницы), а в точке чан-цян (взращивание силы) произносятся пожелания бесконечного долголетия (всего на меридиане насчитывается 27 точек).

 

ОДА ЛЕЧЕНИЯ СТА БОЛЕЗНЕЙ

 

Существуют точки шу для лечения всех болезней, которые неоднократно используются и добросовестно служат. Точка синь-хуэй совместно с точкой юй-чжэнь используется для лечения синдрома ветра в голове (тоу-фэн), посредством воздействия на них золотой иглой.

Укалывание точек сюянь-лу и хань-янь используется для устранения головной боли в одной половине головы (пянь-тоу-тун).

Воздействие между точками цян-цзянь и фэн-лун дает возможность легко справиться с сильной головной болью.

Если заболевание проявляется в виде опухолей на лице и одутловатости, тогда следует положиться на точки шуй-гоу и цянь-дин.

Если в результате закрытия ци у человека наблюдается глухота, тогда следует целиком опираться на точки тин-хуэй и юй-фэн; если на лице видны следы воздействия насекомых, тогда можно использовать точку ин-сян; если шумит в ушах, как-будто поют цикады, чтобы справиться с этим следует использовать точку тин-хуэй.

Если рябит в глазах, следует использовать точки чжи-чжэн и фэй-ян; если желтые глаза, тогда следует использовать точки ян-ган и дань-шу; если задет хрусталик глаза, тогда следует воздействовать на точки шао-цзэ и гань-шу; чтобы исправить положение, а если из глаз текут слезы, тогда нужно прибегнуть к воздействию на точки лин-ци и тоу-вэй. Если глаза становятся безжизненными, тогда необходимо прибегнуть к воздействию на точки цуань-чжу и сань-цзянь; если чувствуется сильное утомление глаз, тогда следует использовать воздействие на точки ян-лао и тянь-чжу. Если ощущается воспаление глаз, когда наблюдаешь за полетом птиц, тогда следует тщательно воздействовать на точки цин-мин и син-цзянь;

Если сильный ранящий холод (шан-хань) возник в области шеи тогда следует искать точки вэнь-лю и ци-мэнь, которые управляют этой болезнью.

Нужно использовать точки лянь-цюань и чжун-тун, если возникла болезненная опухоль под языком.

Для того чтобы избавиться от сворачивания крови в носу, следует воздействовать на точки тянь-фу и хэ-гу.

Точки эр-мэнь и сы-чжу-кун дают возможность очень быстро вылечить зубную боль.

Посредством точек цзя-чэ и ди-цан в течение самого короткого времени излечивается перекашивание рта.

Боль в горле проходит при воздействии на точки е-мэнь и юй-цзи.

Для того чтобы лечить судороги нужно воздействовать на точки цзинь-мэнь и цю-сюй.

Точки ян-гу и ся-си используются для лечения опухолей подбородка и воспаления тройничного нерва.

Точки шао-шан и цюй-цзэ применяются для избавления от жажды, которая является результатом возникновения пустоты в крови.

Точка фу-лю помогает избавиться от сухости языка и сухости во рту.

Если язык такой вялый, что нельзя говорить, тогда следует воздействовать на точки я-мэнь и гуань-чжун, чтобы восстановить его способность говорить.

Воздействие на точки тянь-дин и цзянь-ши поможет избавиться от потери голоса и неразборчивости речи.

Воздействие методом се (опорожнения) на точку тай-чун позволит быстро вылечить перекос губ, а воздействие методом се (опорожнения) на точку чэн-цзян дает возможность в короткое время избавиться от зубной боли.

Если немеет шея и очень боится ветра, тогда следует воздействовать на точку шу-гу совместно с точкой тянь-чжу.

Если при болезни жара не выходит пот, тогда хорошо прибегнуть к воздействию на точку да-ду совместно с точкой цзин-цюй.

Предположим, что руки перестали гнуться и потеряли чувствительность, тогда следует воздействовать на точку сяо-хай и прибегать к воздействию на точку сань-ли.

Половина тела не действует. В этом случае добиться излечения можно, если после воздействия на точку ян-лин перейти к точку цюй-чи.

Использование точек цзянь-ли и нэй-гуань даст возможность избавиться от ощущения горечи и тоски в груди.

Если воздействовать на точки тин-гун и пи-шу, можно избавиться от тоски и страдания, которые находятся под сердцем.

Если в течение долгого времени страдаешь от болей в боку и ребрах, то вернуть здоровье можно посредством воздействия на точки ци-ху и би-гуань.

Если слышны звуки в животе и в кишечнике, то избавиться от этого можно посредством воздействия на точки ся-гуань и сянь-гу.

Если наблюдаются отеки (заполнение) в груди и под мышками, тогда следует тщательно воздействовать на точки чжан-мэнь и бу-жун.

Если болит диафрагма так, что трудно переносить прием пищи и питья, тогда лучше всего колоть точки тань-чжун и цзюй-цюэ.

Если отеки в груди еще усугубляются наличием у больного рака желудка (е-сай, имеет значение: подавиться, поперхнуться (прим. перев.)), тогда следует прибегнуть к воздействию на точки чжун-фу и и-шэ.

Если в груди и диафрагме происходит застой крови, тогда следует воздействовать на точки шэнь-шу и цзюй-ляо.

Если наполнение груди и онемение задней части шеи, следует попробовать воздействовать на точки шэнь-цзан и сюань-цзи.

Если болят спина и поясница, следует воздействовать на точки бай-хуань и вэй-чжун. Если не гнется позвоночник, следует воздействовать на точки шуй-дао и цзинь-со, а если мигают глаза, тогда лучше прибегнуть к воздействию на точки цюань-ляо и да-ин.

При заболевании чжи (???) не выздоровеешь, если не будешь воздействовать на точку лу-си.

При столбняке у новорожденного (дословно: ветер пупка или ци-фэн (прим. перев.)) для пробуждения субстанции ян следует воздействовать на точку жань-гу.

Опухоли под мышкой легко рассасываются, если применить укалывание точек вэй-ян и тянь-чи.

Быстро наступает облегчение при боли в ногах если использовать воздействие иглами на точки хоу-си и хуань-тяо.

Если не прекращаются кошмары во время сна, тогда совместное воздействие на точки ли-дуй и инь-бао поможет вам избавиться от них.

Если человек приходит в состояние бешенства и начинает метаться, тогда следует совместно воздействовать на точки шан-гуань и шэнь-мэнь.

Если больной трепещет от страха и у него наступает нервная депрессия, тогда не будет ошибочным применение точек инь-цзяо и цзе-си.

В случае упадка сил, скорби и слез воздействуй на точки тянь-чун и да-хэн, тогда будешь следовать изначальному семени.

При припадках помешательства (судорог, эпилепсии – прим. ред.) дянь-цзи можно достигнуть улучшения, воздействуя на точки бэнь-шэнь и шэнь-чжу.

Если поднимается жар, тогда прибегают к помощи точек шао-чун и цюй-чи.

Если возникает эпидемия во время жаркого сезона, тогда следует воздействовать на точку тао-дао, чтобы поправиться и на точку фэй-шу, чтобы вернуть здоровое состояние.

Если происходят постоянные эпилептические припадки, тогда воздействие на точку шэнь-дао выведет из припадка, а воздействие на точку синь-шу поможет вылечить болезнь.

Влажный холод и влажная жара излечиваются посредством воздействия на точку ся-ляо, а недостаточный* холод и недостаточная* жара приводятся в нормальное состояние посредством воздействия на точку юн-цюань.

Дрожь от холода и боязнь холода проходят при воздействии на точки эр-цзянь и инь-си.

При сердечной тоске и приступах рвоты положение облегчается при использовании точек ю-мэнь и юй-тан.

Воздействие на точки син-цзянь и юн-цюань управляет истощением почек, в результате которого возникает сахарный диабет.

Использование точек инь-лин и шуй-фэн помогает вылечить водянистую опухоль, которая возникает при заполнении пупка.

Если возникла чахотка в тяжелой форме, тогда нужно направляться по дороге точек по-ху и гао-хуан.

Если проявляется бесовское наваждение (чжун-се: ложное-се в средине (прим. перев.)), в результате чего возникает резкое расстройство (хо-луань: БКРС дает значение «холера» (прим. перев.)), тогда следует прибегнуть к воздействию на точки инь-гу и сань-ли.

Для того чтобы вылечить желтуху, следует воздействовать на точки хоу-си и лао-гун.

Если утомляют речи и хочется спать, тогда помогут точки тун-ли и да-чжун.

Если голос расположен к кашлю, тогда полезно воздействие на точки фэй-шу и тянь-ту.

Если возникают расстройства при мочеиспускании в виде задержек и красных выделений, тогда нужно воздействовать методом се на точки дуй-дуань и тай-ян.

Интенсивное укалывание точки чэн-шань поможет излечить ветер кишечника (чан-фэн), так как произойдет направленный вниз приток свежей крови.

*недостаточный – в оригинал стоит именно иероглиф цзюе-недостаточный, а не сюй-пустой. – прим. ред.

 

 

Укалывание сань-инь и ци-хай предназначено специально, чтобы излечить долгую потерю семени в результате гонореи (в оригинале «бай-чжо» или «белая муть». Значение гонорея дает БКРС (прим. перев.)).

Для того чтобы избавиться от долгого застоя, который возникает в результате пяти видов болезненного мочеиспускания, следует колоть точки хуан-шу и хэн-гу.

Воздействие на точки инь-си и хоу-си излечивает, когда имеются большие выделения ночного пота.

В результате расстройства функции пищеварения происходит опустошение долины селезенки (пи-сюй-гу), в таком случае следует воздействовать на пи-шу и пан-гуан-шу.

Если желудок с трудом переваривает холодную пищу, тогда рекомендуется воздействовать на точки хуань-мэнь и вэй-шу.

Если в носу полипы, тогда бери точку кэнь-цзяо (жэнь-чжун), а если образуются опухоли на шее, тогда следует воздействовать на точку фу-бо.

Если возникают сильные рези в животе, связанные с синдромом холода, тогда для избавления от них нужно воздействовать на точки да-дунь и чжао-хай.

При образовании язв от фурункулов лечить их можно посредством воздействия на точки у-ли и би-нао.

Точки чжи-инь и пин-шу хорошо помогают от болей, которые возникают в связи с чесоткой.

Точки цзянь-су и ян-си помогают устранять жар, который возникает в результате ветра пристрастия (или похотливости) (инь-фэн).

Если говорить о расстройствах менструального цикла у женщин, то исправить положение помогут точки ди-цзи и сюэ-хай.

Если у женщины в результате недостатка ци возникают кровотечения, тогда небесполезно воздействие на точки цзяо-син и хэ-ян.

Для того, чтобы прекратить кровотечения, возникающие у женщины при родах, следует воздействовать на точки чун-мэнь и ци-чун.

Если происходит нарушение сроков месячных, тогда следует тщательно воздействовать на точки тянь-шу и шуй-цюань.

При болях в груди очень эффективным является воздействие на точку цзянь-цзин, а при геморроидальных шишках очень хорошо помогает воздействие на точку шан-цю.

При выпадении прямой кишки следует прибегнуть к точкам бай-хуэй и вэй-суй.

Если нет потомства, то могут помочь точки инь-цзяо и ши-гуань.

Точка чжун-гуань помогает при запорах и поносах, а точка вай-цю годится при расстройствах толстого кишечника.

При холодной лихорадке следует прибегать к воздействию на точку шан-ян и точку тай-си, а при болях в области сердца полезно стимулировать точки чун-мэнь и сюэ-хай.

Искусство медицины заключается в управлении судьбами людей, и если нет правильных волеустремлений, то не следует работать иглами. Таким образом, укалывание имеет глубокий и сокровенный смысл и опирается на доктрину достижения человеком совершенства. Сначала нужно исследовать истоки происхождения заболеваний, затем нужно понять, что представляют из себя точки. Тут же увидишь успехи, и, следовательно, укалывание будет эффективным. Когда знаешь сокровенность сокровенного закона, тогда придешь к достижению изначальной тайны, которая содержится в изначальном. Данная глава не исчерпывает смысла иглоукалывания, а затрагивает вкратце его основы.

 

ОДА ОБЪЯСНЕНИЯ СОКРОВЕННОГО

(Комментарий господина Яна)

 

Законы спасения больных заключаются в сокровенном использовании иглоукалывания. В лечении заболеваний ничто не может сравниться с укалыванием и прижиганием. Поэтому «Су-вэнь» является самой главной книгой из всех медицинских книг, так как в ней содержатся все главы, достаточные для того, чтобы назвать её волшебной медицинской книгой. Одной иглой попадаешь в точку, и болезнь подчиняется мановению руки, таковым является искусство истинного врача. В нынешние времена традиция этих истинных знаний почти прервалась, это вызывает крайнее сожаление. В каноне говорится: Если ограничиваешь себя общением с бесами и духами (дословно гуй и шэнь), разве можно сравнить это с высшим достижением на пути добродетели. Если тебе не нравятся каменные иглы, то разве этого достаточно, чтобы сравниться с истинным медицинским искусством. Именно это и имеется в виду. Кроме того, есть другое высказывание: Сначала идет укалывание, затем идет прижигание, а на третьем месте идет употребление лекарства. Таковым является сокровенное таинственное использование иглотерапии и прижигания, которое можно познать. Разве не требуется срочно объяснить сущность медицины?

Следует наблюдать истинный путь в смене сезонов и циклических знаков. У человека на теле имеется 12 каналов, 360 суставов (сочленений), что соответствует 12 месяцам и 360 дням. Сезоны года следующие: весна теплая, лето жаркое, осень прохладная и зима холодная. Таковым является истинное ци четырех сезонов года. Если же дело обстоит таким образом, что если весне соответствует тепло, а наоборот стоит холод, лету соответствует жара, а наоборот прохладно, осени соответствует прохлада, а наоборот жарко, зиме соответствует холод, а наоборот стоит тепло, тогда зима причиняет вред холодом, а весной будут возникать болезни, связанные с теплом. Если весной основной болезнью является синдром ветра, тогда летом будет возникать се (разбавление, разжижение). Если летом получаешь вред от жары, тогда осенью появится малярия (двухдневная с приступами через день). Если осенью пострадаешь от влаги, тогда вверху возникнет блокирование (ни), и будешь кашлять.

Ци Бо говорит:

- Все методы использования игл основываются на необходимости следовать состоянию ци солнца и луны, звезд и созвездий, четырех сезонов, восьми основных дней года (два солнцестояния, два равноденствия и дни начала четырех сезонов (прим. перев.)). После определения состояния ци можно применять укалывание. Таким образом, небесное тепло называется субстанцией ян, и в крови человека ей соответствует мутная жидкость, а вэй-ци является поверхностным. Поэтому субстанции-ян крови соответствует се (опорожнение), а субстанции ян ци соответствует действие. Небесный холод называется субстанцией инь. Поэтому в крови человека сгущается жидкость, а вэй ци находится в погруженном состоянии. Когда начинает рождаться луна, тогда ци и кровь начинают очищаться, и следовательно начинает действовать вэй-ци. Когда луна становится полной, тогда происходит наполнение крови и ци, плоть и мышцы становятся сильными и крепкими. Когда очертания луны начинают исчезать на ночном небе, тогда ослабевают плоть и мышцы, становятся пустыми каналы цзин и ло, вэй ци уходит из организма, остается только физическое тело. Поэтому в соответствии с небесным временем нужно приводить в гармонию кровь и ци. Когда существует небесный холод, тогда нельзя колоть, а когда существует небесное тепло, тогда нельзя заниматься прижиганием, когда происходит рождение луны, тогда нельзя пользоваться методом се-опорожнения, а когда луна полная, тогда нельзя пользоваться методом бу-восполнения, а когда луны нет на ночном небе в новолуние, тогда вообще нельзя лечить. Такой подход и называется регулированием посредством использования небесного хода времени.

Если используешь метод се-опорожнения, когда происходит рождение луны, тогда опустошаешь органы цзан.

Если используешь метод бу-восполнения, когда луна полная, тогда происходит переполнение океана крови и ци. Когда в каналах ло имеется застойная кровь, то это называется двойным наполнением.

Если лечишь в новолуние, когда на небе нет луны, тогда приводишь в беспорядок систему каналов цзин. Беспорядочно перемешиваются субстанции инь и ян, не отделяются друг от друга истинное и ложное. Все погружается, циркуляция прекращается, образуется застой, вовне пустота, а внутри хаос, и в организме возникает порочное и ложное-се.

Ци Бо так же говорит:

- На небе имеется пять движений, это металл, вода, дерево, огонь и земля. На земле имеется шесть видов ци, это ветер, холод, жара, влага, сухость и горение. Следует установить форму тела и ци в своем сердце.

В каноне говорится: Во всех случаях использования игл, сначала необходимо определить степень полноты и худобы тела больного, чтобы привести в гармонию его ци с пустотой или наполненностью, так как, если имеет место наполненность, тогда следует использовать метод се (опорожнения), а если имеет место пустота, тогда следует использовать метод бу (восполнения). Сначала нужно определить кровеносные сосуды, а потом уже следует приводить их в гармонию. Если формы тела полные, а сосуды тонкие, то в этом случае, если мало ци, недостаточно для дыхания, тогда существует опасность. Если формы тела худые, а сосуды крупные, тогда, если в груди будет много ци, наступит смерть. Если формы тела и ци дополняют друг друга, тогда будет жизнь, а если они не соответствуют друг другу, тогда наступает болезнь. Поэтому если видишь, что цвет и сосуды не следуют друг другу, тогда нельзя использовать иглы. Необходимо обязательно воздержаться от применения игл.

Если весной и летом худой, тогда колоть нужно мелко, а если зимой и осенью толстый, тогда нужно колоть глубоко.

В каноне говорится: Болезни бывают скрытые на глубине и поверхностные, а укалывание иглами бывает мелким и глубоким, и каждый метод следует своему закону. Нельзя нарушать положенных истинных правил, ибо если нарушить эти правила, тогда нанесешь ущерб внутреннему устройству организма. Если при укалывании не достигаешь нужной глубины, тогда возникает завал во внешней системе организма. Если не подобраны соответственно мелкость и глубина укалывания, тогда лечение превращается не в союзника, а наоборот, в предателя. Если повреждаются пять внутренних органов, тогда впоследствии возникает большая болезнь. Поэтому говорится, что весной болезни располагаются в волосах на коже и в мельчайших отверстиях кожи. А летом болезнь располагается в коже. Поэтому весной и летом ци субстанции ян у больного является легким и находится на поверхности, мышцы и плоть являются худыми и тонкими. Кровь и ци не находятся в фазе расцвета, и поэтому колоть нужно мелко. Осенние заболевания располагаются в плоти и сосудах, а зимние болезни находятся в сухожилиях и костях. Если болезнь возникает осенью, то это соответствует сбору урожая и его хранению для ци субстанции ян, а поэтому мышцы и плоть являются жирными и толстыми, кровь и ци являются наполненными и находятся в фазе наивысшего развития, поэтому следует производить глубокое укалывание.

 

Кроме того, в каноне говорится: Весной следует колоть 12 точек колодцев цзин; летом следует колоть 12 точек-жун; в последний месяц лета (соответствует элементу почвы) следует колоть 12 точек-шу, осенью следует колоть 12 точек-цзин, и зимой нужно колоть 12 точек-хэ (согласия)*. Таким образом, происходит их распределение по элементам дерева, огня, почвы, металла и воды. Разумно наблюдать при этом меридиональную циркуляцию в соответствии с циклическими знаками цзы-у.

Неистощимы субстанции инь и ян в каналах цзин и ло, однако имеются многочисленные запреты на укалывание. Имеется двенадцать каналов. Сверх инь на руке соответствует легким, Малый инь на руке соответствует сердцу, Недостаточный инь на руке соответствует перикарду, Сверх ян на руке соответствует малому кишечнику, Малый ян на руке соответствует трем обогревателям и Светлый ян на руке соответствует толстому кишечнику. Сверх инь на ноге соответствует селезенке, Малый инь на ноге соответствует почкам, Недостаточный инь на ноге соответствует печени, Сверх ян на ноге соответствует мочевому пузырю, Малый ян на ноге соответствует желудку. Имеется пятнадцать ло-пунктов: легким соответствует ле-цюэ, сердцу соответствует тун-ли, перикарду соответствует нэй-гуань, тонкому кишечнику соответствует чжи-чжэн, трем обогревателям соответствует вай-гуань, толстому кишечнику соответствует пянь-ли, желудку соответствует фэн-лун, большому ло-пункту селезенки соответствует да-бао, каналу ду-май соответствует точка чан-цян, каналу жэнь-май соответствует точка вэй-шу.

Субстанции инь и ян представляют собой небесное инь и ян (то есть солнце и луну (прим. перев.)). Рано утром в день солнцестояния, в солнце на небе в субстанции ян в средине содержится ян. Когда же солнце подходит к закату, тогда в солнце на небе в субстанции ян в средине содержится субстанция инь. Применительно к ночи можно сказать, что когда ночь доходит до предрассветного часа (дословно до пения петуха (прим. перев.)), луна в небе в своей субстанции инь в средине содержит субстанцию инь. Когда же наступает рассвет после петушиного пения, тогда в луне в небе в субстанции инь содержится субстанция ян. Такому положению соответствует и человек. Что касается человеческого тела, то внешняя его часть соответствует ян, а внутренняя часть соответствует инь. Белые и красные мышцы на руках и ногах делятся тоже подобным образом. Пять органов цзан соответствуют субстанции инь, а шесть органов фу соответствуют субстанции ян. Болезни, которые возникают весной и летом, соответствуют субстанции ян. А болезни, возникающие осенью и зимой, соответствуют субстанции инь. Твердость спины соответствует субстанции ян, а субстанция ян, которая находится в центре субстанции ян, сердцу. Субстанция инь, которая соответствует центру субстанции ян, соответствует легким. Твердость брюшной полости соответствует инь, а субстанция инь, которая находится в середине субстанции инь, соответствует почкам. Субстанция ян, которая находится в средине субстанции инь, соответствует печени. Субстанция инь в своем высшем проявлении, которая находится в средине субстанции инь, соответствует селезенке. Таковыми являются внутренняя и внешняя поверхности субстанции инь и субстанции ян. Внутреннее и внешнее (нэй и вай), которое соответствует мужскому и женскому началу. Они сообщаются между собой в организме, приходя в соответствие с субстанциями инь и ян на небе (то есть солнцем и луной (прим. перев.)). Если ученый, изучающий укалывание, не понимает это различие в законах соответствий цзин и ло, поднятия и опускания субстанций инь и ян, различие между левой и правой сторонами организма, которое по своей сути заключается в том, что если болезнь располагается в светлом ян, тогда наоборот нужно колоть недостаточный инь, а если болезнь располагается в меридиане сверх ян, тогда колоть нужно наоборот сверх инь. Тогда такой ученый не сможет устранить причину заболевания, а наоборот ци полностью придет в замешательство. Труды его не принесут успеха и ему следует воздержаться от применения иглоукалывания.

Теперь будем говорить о пустоте и наполненности органов цзан и органов фу, а так же о том, как следует отыскивать каналы.

 

 

*(согласия)- стоит обратить внимание на тот факт, что отсчет определенного времени года производится по китайскогму традиционному солнечно-лунному календарю – прим. ред.

 

 

Если хочешь знать о состоянии пустоты и наполненности каналов, соответствующих органам цзан и органам фу, следует исследовать состояние расцвета и упадка соответствующих пульсов, то есть узнать о расцвете и упадке сосудов, и, кроме того, следует разобраться с верхним и нижним расположением каналов цзин (цзин-май).

Органы цзан - это сердце, печень, селезенка, легкие и почки. Органы фу - это желчный пузырь, желудок, толстый и тонкий кишечник, три обогревателя и мочевой пузырь. Если сосуд находится в состоянии упадка и ослабления, его ци испытывает сильное опустошение, которому соответствует зуд и онемение. Если сосуд находится в состоянии расцвета, то кровь его является сильно наполненной, и этому соответствуют опухоли и болезненные ощущения. Таким образом, расположению органов цзан и фу соответствует внутреннее, а расположению сосудов цзин и ло соответствует внешнее. Если имеет место пустота, тогда следует применять метод бу по отношению к матери, а если имеет место наполненность, тогда следует применять метод се по отношению к сыну. В случае болезни сердца, при наличии синдрома пустоты, следует применять метод бу по отношению к дереву печени. А если имеет место синдром наполненности, тогда следует применять метода се по отношению к почве селезенки. Что касается самого канала, то в нем тоже имеются взаимоотношения по типу мать - сын. Предположим, что имеет место синдром пустоты сердца. Берем на меридиане сердца точку шао-чун и воздействуем на нее методом бу. Точка шао-чун представляет собой точку колодец-цзин, принадлежащую к элементу дерево. Дерево обладает способностью порождать огонь. При синдроме наполнености берем точку шэнь-мэнь и воздействуем на нее метода се. Точка шэнь-мэнь представляет собой точку шу, которая принадлежит к стихии почвы. Огонь может порождать почву. Если каналы почему-либо не находятся в согласии между собой, в этом случае необходимо не отходить от правила взаимного порождения пяти элементов, и необходимо тщательно обдумывать случаи его использования,

Если воздействие начинается со среднего обогревателя, тогда вода начинает течь вниз. Началом ее движения является канал Сверх инь. Движение заканчивается на меридиане Недостаточный инь. Исходной точкой является юнь-мэнь. В последнюю очередь движение достигает точки ци-мэнь.

Это высказывание относится к каналам ци у человека. Ци проходит по двенадцати меридианам, и делает за это время один цикл. За исключением каналов жэнь-май и ду-май, насчитывается 393 точки. За один день и одну ночь проходит 100 периодов кэ, которые делятся на двенадцать двухчасовых отрезков. За каждый двухчасовой отрезок проходит 8 кэ и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.081 с.)