Институциональные основы европейской подсистемы МО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональные основы европейской подсистемы МО



Они воплощаются в действиях ряда основных организаций: СБСЕ / ОБСЕ, ЕС, Совет Европы, НАТО.

Официальная дата возникновения ОБСЕ (до 1994г. СБСЕ) – 1 августа 1975г., когда был подписан заключительный акт СБСЕ. Однако надо начинать с 1970г., когда начался процесс совещаний с СССР. В рамках совещаний определились 3 корзины:

1. Военная и политическая безопасность: интенсификация процесса ограничений вооружений и нерушимости послевоенных границ.

2. Вопросы экономического сотрудничества.

3. Человеческое измерение: права человека, ориентация СССР на единые европейские правовые нормы.

В рамках СБСЕ все ориентировались на принцип консенсуса. 1 августа 1975г. в Хельсинки страны (35) подписали заключительный акт.

В 90-е была задача трансформировать эти совещания в постоянную организацию по типу ООН. СБСЕ воспринималась как гарантия безопасности Европы. В ноябре 1990г. произошла институционализация новой структуры. Главные органы:

1. Совет министров иностранных дел (не реже 1 раза в год).

2. Комитет старших должностных лиц (подготовка заседаняи 1).

3. Постоянный секретариат в Праге.

4. Центр по предотвращению конфликтов.

5. Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве (бюро по свободным выборам).

6. Парламентская ассамблея.

В начале 90-х годов СБСЕ попыталась стать ключевым элементом ликвидации конфликта в Европе, но уже через несколько месяцев инициативу передали ЕС. Однако было решено преобразовать организацию в постоянно действующий орган. Ещё в 1992г. был выработан принцип “Consensus - 1”. Стал быстро расширяться круг участников (сейчас 56).

С 1992г. СБСЕ начало отправлять миссии в Грузию, БиГ, Эстонию, Косово, СевКав…

Надежды использовать СБСЕ как альтернативу НАТО не оправдались.

 

Внешняя политика Франции

Франция – средоточие многих европейских проблем.

1. Исторические особенности внешней политики и геополитическая позиция.

Традиционная форма Франции – шестиугольник. Население около 60 млн. человек, плотность населения – 180 человек на км2. Среди граждан много марокканцев, алжирцев, итальянцев, португальцев, сейчас добавились выходцы из чёрной Африки, средней Азии. Официальный язык - французский, также широко используется бретонский, баскский (Байона), каталанский, фламандский, немецкий (Эльзас и Лотарингия), язык «ок». До 90% граждан – католики, что сомнительно. Мусульман не более 5%, что ещё более сомнительно.

Несколько больших рек дали жизнь государству: Сена (иль де Франс), Гаронна (юг), Рона. Франция выходит на обширные морские просторы. Средиземное море, давшее первоначальную культуру: Марсель (3 город Франции по величине), Тулон. Бискайский залив: Гавр, Брест. Ла-Манш: Дюнкерк, Кале. Пролив Па де Кале: Дувр.

Горы: Французские Альпы, горный массив Юра, Пиренеи. Сочетание долин с горной местностью – черта Франции.

Климат считается умеренным, а в регионе средиземноморского побережья – субтропический. Часты мистрали – ветра со снегом. Поэтому доля Франции в с/х Европы велика.

Франция на СВ граничит с Бельгией, Люкс и Германией; на В с Монако, Италией и Швецарией; на Юге с Испанией и Андоррой.

Имеются заморские департаменты: Французская Гвиана, Мартиника и Гваделупа в Вест-Индии, остров Ревиньон в Индийском океане, несколько архипелагов в Тихом океане.

С полезными ископаемыми не повезло. Газа и нефти мало, есть каменный уголь и железные руды.

2. Особенности внешней политики.

Точка отсчёта – катастрофа 1940г. Отсюда:

· Поиск восстановления гордости

· Дружба с Германией, растворение своего и немецкого суверенитета в общей Европе.

Не было правительства в изгнании. Роль на себя взял Де Голль. Удалось войти в Ялтинскую систему и стать членом Совбеза. Понимание необходимости дружбы с Германией появилось не сразу. Период 2 ½ 1940-х – период метаний. Пытались расколоть германию, но при этом были те, кто понимал, что на Британию надеяться больше нельзя, и надо наладить дружественные отношения с Германией. Это дало начало идеям. Воплотившимся в ЕС, который базируется на франко-германском сближении. Также, в течение долгого времени внешняя политика определялась США. В 1950г. Париж предлагает план Плевена, согласно которому создаётся не только экономическое взаимодействие между странами ЕУС, но и военная надстройка. Национальное собрание заблокировало это решение.

Главный вопрос – вопрос колоний. Не удалось реализовать план по подобию английского.

4 республика отличалась нестабильностью. Многое зависело от соотношения партий.

В 1954г. французы ушли из Индокитая. Ещё раньше французы ушли из Сирии и Ливана. Параллельно развивались партизанские движения в Тунисе и Марокко, которым в 1956г. правительство ди Молле (?) предоставило независимость.

В Алжире проживало до миллиона европейцев. Президент Египта заявил о национализации Суэцкого канала. Началась война фр/анг/изр. Это было на руку партизанам в Алжире. Пришедший к власти в 1958г. президент Де Голль предоставил независимость Алжиру, европейцы были вынуждены вернуться во Францию.

Де Голль сделал акцент на приоритете национальных интересов: независимость, влияние, сила. Высказался против «2 миров», предложил стать осью запада и востока. В 1968г. Франция вышла из военной организации НАТО. Этому предшествовал шантаж: де Голль требовал поделиться ядерным оружием. Первый взрыв своего ЯО в 1963г., первые МБР, АПЛ, бомбёр Мираж м4, авианосец. В марте 1966г. НАТОвцев выкинули с территории Франции. Де Голль предлагает военную доктрину «Оборона по всем азимутам».

При де Голле определилась и европейская политика (Европа отечеств). Долго блокировали Англию от вхождения, сближаясь с Германией. В 1958г. колониальное сообщество был преобразован в сообщество с правом выхода. Началось освобождение стран Чёрной Африки (основная масса в 1960г). В 1962г. предоставили независимость Алжиру.

В 1969г. преемником де Голля стал Жорж Помпиду. Франция сняла возражение по поводу вступления Британии в ЕЭС, признала ведущую роль США, сконцентрировалась на странах 3 мира, приняла новую доктрину (3 круга обороны и политики: метрополия, ЗЕ, Средиземное море).

С приходом де Эстена усилилась ориентация на ЗЕ интеграцию, усиление использования потенциала для экономического развития, смягчилась внешняя политика, был введён экю. Но Франция сохранила автономность своих ВС. При Эстене произошла встреча в Рамбуйе с целью поиска общей стратегии. Позднее присоединился СССР, Япония, Канада. Активизировалась политика франкофонии, тьермондизм.

В 1981г. президентом стал социалист Миттеран. Однако, не смотря на социалистичность, произошло сближение с США. Отношения с СССР ухудшились. Вместе с этим французы начали терять свободу манёвра. Начались неудачи: Чад, ЦАР, порча отношений с арабскими режимами из-за поддержки Израиля.

В середине 80-х Франция поддержала перестройку. Расширились франко-германские контакты.

В начале 90-х появились новые проблемы:

· Распад СССР: не стремились поддерживать новую Россию.

· Югославия: Миттеран поддержал сербов.

В ½ 90-х пришлось менять внешнюю политику:

· Снижение влияния ЯО

· Увеличение влияния США

Однако:

· Торговые войны с США

· Самостоятельная политика в Карибах

· Против расширения НАТО

· Сохраняет автономность ЯО

· Вместе с Германией инициировали создание ЕС, евро, поддерживают сохранение еврозоны

В 1995г. президентом стал Ширак. Внешнеполитический курс невнятен:

· Сближение с НАТО

· Но при этом выступали за самостоятельность ЗЕС

· Были против вмешательства НАТО в БиГ и Косово

Друг Борис, друг Гельмут, друг Жак целовались-обнимались. В другом Владимиром не прокатывало.

Французы сохраняли самостоятельность мышления: критика чеченских войн, нашей обороны.

Приход Саркози знаменовал разрыв с традициями Галлизма. МИД стал Кушнер. Общего языка они не нашли. Ориентир Саркози – США. Однако, был посредником России во время 080808.

Нынешний кабинет при Олланде: МИД стал Лоран Фабиус, имеет опыт работы в правительстве, остальные дилетанты.

Механизмы формирования внешней политики Франции

Система была заложена при Наполеоне. МИД на набережной Эрсэ (кэдэрсэ).

· Президент: внешняя политика касется всех и решения должны приниматься наверху. декрет 14 от 1961г об исключительном праве использовать ЯО

o Может лично оценивать внешнеполитическую ситуацию и участвовать во внешнеполитических мероприятиях (5 ст)

o Главнокомандующий (15 ст)

o Участвует в процессах заключения междунар договоров и ратификации (ст 52)

· Парламент: нац собрание. Роль второстепенна. Косвенное влияние

o Социально-экономические внутриполитические вопросы

o Через него проходят одобрения международные соглашения, но большая чать по декрету президента

o Бюджет

o Нет разграничения объявления войны (парламент) и ведение военных действий (президент)

· Премьер-министр: разногласия с президентом, если от разных партий

· МИД: штат невелик, от 9 до 10.000 человек. Преемственная структура. Президент предпочитает выбирать лично близкого человека.

· Различные министерства и ведомства. Бюро госсекретаря по вопросам обороны.

· Политические партии. Политический консенсус.

Формирование не очень чувствительно к давлению извне.

3. Франция и Россия

В конце 20-начале 21 века существовал спор о характере наших отношений:

· Французы говорили о том, что Россия перестала находиться в центре французских проблем. Она слаба и опираться на неё неразумно. Главная задача – обеспечить минимальную стабильность России, проводить отношения в рамках общеевропейского подхода. основание – минимальный оборот.

· Наши считали, что в основе наших взаимоотношений – цивилизационно-культурная общность. Спад из-за нестабильности в России. Много точек соприкосновения: ПРО, ООН, ЯО, Северная Африка, космос, энергоносители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.02 с.)