Программа по сравнительной психологии Герберта Спенсера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа по сравнительной психологии Герберта Спенсера



 

Сравнительная психология может быть разделена на три отдела, расположенных по порядку их специализации.

Отдел 1-й. Степень умственного развития различных человеческих типов, принимая в соображение сумму умственных манифестаций и их комплекс.

Отдел 2-й. Отличия в умственной сфере по полам, в различных расах; взаимные отношения полов между собою и разнообразные чувства обоих полов к детям.

Отдел 3-й. Куда должны быть причислены все более специальные умственные черты, служащие отличием различных типов рода человеческого. Некоторые из этих черт зависят от пропорционального развития умственных способностей в массе, другие же происходят от


присутствия у некоторых рас таких способностей, которых вовсе или почти нет у других рас.

 

Отдел I

 

1. Умственный объем (вольюм)

a) Какое существует отношение между умственным и телесным объемом?

b) Какое существует соотношение между умственным объемом и объемом мозга?

c) Какое существует отношение между умственным объемом и обилием хорошей крови и силой ее обращения, обусловленных образом жиз- ни и питанием?

d) Каковы отношения этого характера к социальному положению? В известном обществе царствует ли грабеж или промышленность, кочевая жизнь или хлебопашество?

2. Умственный комплекс. В основание можно принять различие между умственными способностями ребенка и взрослого (развитого) человека, так верно изображающее разность между дикими и цивилизованными народами.

Отсутствие обобщения. Здесь можно постановить некоторые подразделения:

a) Какое существует отношение между умственным комплексом и умственным объемом? И тот и другой не подвержены ли одинаковым изменениям?

b) Какое его отношение с социальным бытом, рассматриваемым со стороны большого или меньшего комплекса, т. е. умственный и социальный комплексы действуют ли взаимно друг на друга?

3. Степень умственного развития. На основании биологического закона, по которому тем организм совершеннее, чем он медленнее разви- вается, можно предположить, что умственное развитие народов низшей расы совершается быстрее, чем народов высшей, при чем замечается внезапная остановка их умственного развития, что и подтверждается многими наблюдениями путешественников. Контраст этот существует ли в оди- наковой пропорции у всех рас, от низшей до высшей; на столько ли, например, австралиец отличается от индуса, на сколько индус отличается в этом отношении от европейца?

Отсюда вытекают следующие второстепенные вопросы:

a) Раннее развитие и внезапно ранняя остановка ого происходят ли всегда неодинаково у обоих полов?

b) Часто ли замечается, что иногда бывает несомненно, связь между остановкою умственного развития и началом половой зрелости?

c) Умственное ослабление появляется ли тем раньше, чем быстрее шло умственное развитие?


d) Стараться заметить: происходит ли весь цикл умственных изменений от рождения до смерти (т. е. умственное возрастание, стационарный период и его ослабление) в низших расах скорее, чем в высших?

4. Умственная пластичность, или способность воспринимать новые впечатления, пользоваться npиобретенной опытностью; способность, которая возрастает пропорционально умственному развитию расы.

а) Существует ли какое-нибудь отношение между умственной пластичностью и характером умственного развития, согласно его объему, комплексу и быстроте?

б) Стараться заметить отношение пластичности к тому общественному строю, который она стремится создать (социальные законы) и который, в свою очередь, обратно действует на нее.

5. Изменяемость. В основу следует принять подвижность умственных манифестаций у ребенка, переход ого от одного предмета к другому, от одного чувства к противоположному и проч.

Насколько справедливы наблюдения некоторых путешественников, что дикие народы не могут удержать внимание на каком бы то ни было предмет дольше нескольких минут, хотя бы для этого нужно было только самое простейшее умственное усилие?

Но тут должны быть сделаны некоторые ограничения. Так, у диких народов и у других, стоящих на низкой степени развития, очень много упор- ства в деяниях, вызванных простейшими умственными способностями (каковы: приготовление домашней утвари, орудий охоты, преследования нужных для поддержания жизни животных и проч.), равно как и при удовлетворении своих страстей, особенно мщения. Поэтому при изучении степени изменяемости у различных рас следует всегда ставить вопрос: до какой степени изменяемость эта обнимает все умственные способности или только часть их?

6. Импульс. Свойство, весьма близкое к вышеописанному, которое однако следует изучать отдельно, потому что в нем есть нечто другое, чем простой недостаток упорства, устойчивости. Тут мы видим быстрое, внезапное пpeвpaщeниe каждого отдельного стимула в движение, при чем нет умственного контроля. Внезапные вспышки людей низших рас тем сильнее, чем короче. Есть, стало быть, что-то общее в обоих свойствах: наибольшая энергия производит быстрейшее истощение. Сила импульса уменьшается по мере процесса умственного развития. Примеры: детские страсти и ничем неудержимые страсти дикарей.

Рассматривая факты с этой точки зрения можно поставить несколько весьма интересных вопросов относительно человеческих рас:

a) С какими еще другими свойствами, кроме степени умственного развития, находится в связи импульс?

b) Можно ли указать на соотношения (при всех других условиях) между физической живостью и умственным импульсом?


c) Какое отношение между этим свойством и социальным положением? (Принимается, что социальная связь, какая бы она ни была, действует на импульс как узда).

d) Какую относительную роль на задержку импульсов играют чувства, порожденные особым специальным положением, каковы напр. боязнь соседей, инстинкт общительности, желание приобрести богатство, чувства симпатии, чувство правосудия. Отсюда вытекают сами собой следующие вопросы: в каком порядке, в какой степени и в каких отношениях действуют эти чувства на импульс?

с) Сюда можно включить изъяснения особого порядка:

a) Какое влияние имеет смешение рас на умственную сторону? Есть повод думать, что во всем животном царстве сочетание двух слишком отдаленных друг от друга видов имеет печальные физические последствия, тогда как сочетание видов близких представляет блестящее физические результаты.

Такое ли же влияние подобный сочетания имеют и на умственную сторону метисов. Примеры Смайльса о гугенотах, де Кандоля об ученых, Гальтона о деятелях в Англии говорят в пользу этой теории.

b) Как кореллярий таких наблюдений, психология имеет право поставить следующий вопрос:

в какой степени завоевание одной расы другою способствовало успехам цивилизации смешением их между собою или другими какими способами?

 

Отдел II

Различие в умственных силах по полам в каждой расе

 

1) Степень разности по полам. Доказана вполне разность в физическом развитии полов во всех расах. Следовательно является 1-й вопрос:

a) разнится ли умственная сила по полам всегда в одинаковой степени или в различных степенях?

b) как велика эта разность и при каких условиях она происходит?

2) Различие в вольюме и комплексе.

a) Заметить относительную умственную массу.

b) Относительный умственный комплекс.

c) Насколько у обоих полов способы питания количество физического труда имеют влияние на умственное развитие?

d) Могут ли эти же причины произвести одновременно и остановку умственного развития у женщины?

e) Если допустить, что великое неравенство в труде воспроизведения вида есть причина неравенства физического и умственного развития женского пола, то различие это может быть изучаемо со стороны неравенства пролифической силы разных рас.


3) Изменяемость различий. В основу полагается закон ограничения наследственности в одном поле, который может быть применен к строению мозга, как и к строению всякого другого органа. Отсюда и вытекает вопрос:

нет ли отличий в умственной природе каждого пола разных человеческих рас в различных отношениях и в разной степени?

4) Причины различий.

a) Нет ли какого-либо соотношения между изменчивыми различиями и теми разнообразными ролями, которые полы играют в жизни народов (гинекрапя)?

b) До какой степени различия эти бывают извращены в тех случаях, где мы видим извращение в общественных и домашних отношениях между полами (полиандрия)?

5) Расположение к умственным изменениям у обоих полов.

a) Всегда ли верно, как оно кажется, что женщины менее расположены изменяться (более консервативны), чем мужчины?

6) Половое чувство. Можно ожидать весьма важных результатов от сравнения рас по отношению к сумме и характеру тех возвышенных чувств, которые проявляются при половых сношениях. Можно принять за общее правило, что чувства эти увеличиваются по мере совершенствования цивилизации? По этому предмету можно поставить несколько вопросов:

a) В какой степени развитие полового чувства зависит от общего умственного развития или от развития только одного воображения?

b) В каких отношениях находим мы чувства эти к процессам душевных потрясений (эмоций), особенно тех, которые порождаются симпатией?

c) Какие отношения существуют между полигамией и полиандрией?

d) Чувство это не влечет ли к моногамии, или наоборот, само оно не развивается ли?

e) Какое отношение между этим чувством и сохранением семейной связи и, следовательно, наилучшим воспитанием детей?

 

Отдел III.

Более специальные умственные черты различных человеческих рас

 

1 Подражание. При этом должно быть отмечено несколько характеристических черт:

a) Существует ли свойственное почти всем низшим расам неудержимое стремление подражать всякому видимому ими движению и повторять всякий слышимый ими звук?

b) Существует ли упорное сохранение старинных обычаев без всякого старания со стороны новых поколений выяснить себе разумную причину этих обычаев?

2) Отсутствие любопытства. Полное отсутствие сколько-нибудь разумного любопытства к непонятным для них новостям замечено было у всех совершенно диких народов. Черту эту следует изучить во всех ее


отношениях к умственной и эмотивной сторонам человека и его социальному положению.

3) Качество мысли. Под эту несколько неопределенную рубрику можно подвести много обширных и важных исследований:

a) степень общности идей;

b) степень абстрактности идей;

c) степень определенности идей;

d) степень связности идей;

e) до какой степени развиты в изучаемой расе некоторые понятия, каковы напр. класс, причина, однообразие, право, правда?

Сравнения рас должны бы были производиться именно так, чтобы можно было выяснить себе, каким образом рождаются такие понятия; стало быть, нужно в каждом случае наблюдать это развитие:

1) отдельно во всех ого последовательных степенях;

2) в связи с другими умственными кооперирующими концептами и

3) в связи с успехами языка, искусств и социального устройства.

Лингвистические данные уже послужили для подобных изысканий, но из них нужно сделать еще более систематическое применение. За дока- зательство нужно принимать не только число слов общих и число слов абстрактных, но также и степень общности или абстрактности этих слов. Если б нам удалось классифицировать общности и абстракты по их ширине и степеням, то мы получили бы такой критерий, который, будучи приложен к словарю диких народов, позволил бы нам судить о том, до какой степени дошло их умственное развитее.

4. Особые способности. Сюда должны быть причислены те роды и степени разных способностей, которые родились и приладились вследствие ежедневных привычек, каковы например:

a) Особая манера владеть оружием.

b) Уменье выследить животное.

c) Способность быстро узнавать раз виденные предметы.

d) Уменье понимать показываемые рисунки.

e) Особые музыкальные способности иди полное их отсутствие.

5. Особенность душевных настроений. Предмет этот заслуживает самого внимательного изучения по своим тесным отношениям к социальным явлениям, к возможности социального прогресса и к роду самого социального строя. Из особенностей, которые более всего нужно изучить, можно указать на следующие:

a) Общежительность.

b) Ненависть ко всякого рода стеснениям.

c) Любовь похвал.

d) Наклонность к приобретению.

6. Альтруистические чувства. Чувства эти являются последними, потому что они самые возвышенные. Общежительность благоприятствует развитию симпатии, развитие симпатии порождает более тесную


общежительность и более надежный и стойкий общественный быт; умножение одной делает возможным умножение другой.

Можно принять три главных класса для сравнительного изучения альтруистических чувств, порождаемых симпатией у различных рас и при различных общественных состояниях.

a) Жалостливость к детям, больным, старикам и пр.

b) Великодушие, выражающееся или в виде даров, при чем ого не следует смешивать с тщеславием, или в вид лишения себя некоторых благ для другого, или в виде усиленного труда на пользу ближнего. При этом следует обращать внимание на широту этого чувства и ого обдуманность.

c) Правосудие самое высокое и самое абстрактное чувство.

 

 

Заключение

 

Я старался установить, сколько можно было короче, без ущерба однако ясности, все деления и подразделения сравнительной психологии человека. В этом 6нглом очерке такого обширного предмета я мог, конечно, кое-что пропустить. Многие только указанные мною предметы будут разработаны со временем гораздо подробные. Но и в этом виде программа наша довольно обширна и дает довольно много дела многим исследователям.

Антропологи, сверх изучения формы произведений и искусств первобытного человека (доисторическая антропология и археология) обратили все свое внимание на физические черты и отличие человеческих рас, а мы полагаем, что изучение психических черт и отличий соберет такие результаты, выводы из которых дадут нам возможность взглянуть на дело с высшей точки.

Для человечества весьма существенно важно иметь истинную теорию человеческого разума, а систематическое сравнение разума людей разных рас и разной цивилизации всего лучше и скорее поможет нам сделать такую теорию. Знание взаимных отношений между людьми различных характеров, и между состоящими из этих людей различными обществами, должно иметь глубокое влияние на наши идеи о политической организации. Понимая правильно ту взаимную зависимость, которая существует между натурой человека и тем социальным строем, в котором он живет, мы можем с большею точностью объяснить себе и те перемены в жизни народов, которые совершаются в настоящее время и произойдут в близком будущем. Когда мы будем в силах правильно понимать ход умственного развития в связи с социальным строем, который постоянно изменяет его и взаимно изменяется им, нам будет дано счастье предвидеть самые отдаленные последствия наших учреждений на характер человека и избегать много важных неудобств, порождаемых иногда невежественным законодательством.

Наконец истинная и хорошая теория умственного развития, основанная на изучении всего человечества, давая нам возможность понимать развитие


каждого индивидуального разума, поможет нам изменить наши жалкие системы воспитания, следовательно, поможет прогрессу и умственных сил и нравственной стороны человека.

 

 

Примечание Общества любителей естествознания:

Пользуясь оговоркой самого знаменитого психолога, чтобы позволить себе заметить, что действительно, при составлении этой, во всех отношениях замечательной программы, он мог кое-что забыть, упустить из виду. Так, допуская различия в развитии и состоянии умственных способностей по расам и в различных расах по полам, можно бы, кажется, допустить такое же сравнительное изучение их и по возрастам в различных расах, а особенно в племенах одной и той же расы, стоящих на различных ступенях социального развития. Не говоря уже об отличии психических актов и движений в раннем детском возрасте, мы полагаем, что 7 летний ребенок или 15-летний юноша реагируют совершенно иначе на все моральные впечатления, чем взрослый человек или старик преклонных лет. Мы уже имели случай указать в переведенной нами статье «Об усвоении речи детьми» (Revue philosophique

p. Ribot. № 1, 1876 и наш перевод ее в № 21 Московск. Медицинск. газеты за 1876 год), на те выводы, которые можно получать от лингвистических наблюдений; дальнейшее применение тех же лингвистических приемов в следующих возрастах, в некоторых болезненных состояниях (афазия) и в глубокой старости (старческая потеря памяти, как явление не состоящее в связи собственно с так называемой афазией), могут дать нам драгоценные указания развитие общности и абстрактности идей и на многие другие стороны развития умственных способностей в каждом отдельном индивидууме. Мы потому особенно указываем на этот пропуск, что выполнение ого значительно расширяет предложенную программу и дает возможность производить психологические наблюдения в среде народов, достигших самой высокой степени цивилизации, следовательно, и людям живущим в больших городах и столицах. Сверх того, при этом могут быть проверены и те факты, которые указываюсь, что у детей высших культурных народов развитие умственных способностей является ранее, совершается легче и ранее достигает известной пластичности и стойкости.

Сверх того нельзя не заметить, что в программе Герберта Спенсера совершенно опущен весь патологический отдел психологии, куда принадлежит известная нервная впечатлительность, нервозность характера, доведенная до болезненных проявлений в виде истерики, хореи, эпилепсии и всех видов и всех степеней умопомешательства, равно и различных степеней недоразвития умственных способностей, кретинизма, идиотизма и полной деменции и aмeнции.

Знакомя наших сочленов с опытом сравнительной психологии человека в сжатом очерке, изложенном знаменитым Гербертом Спенсером в речи, произнесенной им в годичном заседании Лондонского Антропологического


Общества, мы думаем оказать большую услугу тем из наших товарищей медиков, которые, помимо своих специальных занятий, конечно весьма почтенных, требующих много времени и труда и несомненно полезных, любят в свободное от занятий время, взглянуть на человека с антропологиче- ской точки зрения. Хотя антропология не вошла еще в состав предметов, обязательных для oбpaзoвaния врача, но знакомство с нею настолько уже распространено между ними, что нам нет надобности указывать здесь, что предмет ее есть человек как вид, изучаемый по методу естественноисторическому с двух сторон - физической и психологической. Если для первой сделано уже почти все, и давно по поручению Парижского Антропологического Общества составлена схема для его изучения физической стороны знаменитым его Секретарем П.Бока, то для второй стороны, психической, сделано еще весьма немного.

Слово «психология» не должно уже никого пугать в настоящее время. Давно уже вырвавшись из тесных пеленок метафизики, психология почти с начала настоящего века неустанно стремится стать на почву наук опытных. Так еще Герберт, глубокий германский мыслитель и психолог, несколько заслоненный такими блестящими светилами, как Шеллинг и Гегель, в 20-х еще годах говорил: «Предмет психологии есть внутреннее познавание сношения с людьми (реrceptio) всех степеней культуры, наблюдения во- спитателей и государственных мужей, рассказы путешественников, историков, поэтов и моралистов». Далее он говорит, что человек психологов есть человек общежительный и воспитанный (gebildete), представитель всей истории своего вида, достигшего ныне высокой степени культуры, но изучая его теперь, мы не можем уже понять его первобытного состояния, для этого нужно обратиться к изучению дикаря и ребенка. Отсюда началось и пошло то направление, которое с одной стороны выразилось такими быстрыми и бле- стящими успехами науки доисторического человека, а с другой вызвало в недавнем прошедшем труды Фехнера, Вайца и в последнее время Гельмгольца, Дюбуа-Реймона, Марса, Бакста, Экснера и в особенности Герберта Спенсера, Вундта и Дельбѐфа, которые поставили психологию в среду наук чисто опытных.

Предлагаемый опыт тем именно сподручен для наблюдателей живущих в необъятной России, что он дает возможность делать наблюдения над различными человеческими расами (а у нас живет их не одна), над людьми одной расы, но стоящими на различных степенях культуры (нет надобности указывать какое у нас существует еще множество этих степеней) и, наконец, наблюдения эти могут быть делаемы по полам и возрастам. Ряд таких наблюдений, сделанных в разных углах России, доставит неоценимый материал для будущих наших психологов и антропологов.


А. Ф. Лазурский

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

 

 

Часть 1-я (pуководство)

 

I. Внимание. Привлекаемость внимания. Сосредоточенность (resp. отвлекаемость) внимания. Преобладание пассивного или активного внимания. Его устойчивость или неустойчивость. Объем внимания.

II. Ощущения восприятия. Острота восприятия. Обилие и богатство восприятий. Их точность.

III. Память. Запоминание. Способность узнавания. Сохранение в памяти, воспроизведение. Точность воспроизведения. Виды памяти.

IV. Воображение. Богатство воображения, яркость, отчетливость воспроизведенных образов. Типы умcтвeнныx образов. Степень развития творческого (комбинирующего) воображения. Виды творческого воображения.

V. Мышление. Способность к отвлечению Широта или узость понятий. Субъективность или объективность суждений. Способность логически рассуждать. Склонность к синтезу. Склонность к анализу.

VI. Речь. Обилие словесных образов. Преобладающий тип их. Легкость сочетания словесных образов.

VII. Общие особенности умственной сферы. Преобладание сознательных или бессознательных процессов. Преобладание внутренних восприятий над внешними и обратно. Преобладание ассоциации и апперцепции. Обилие или бедность запаса представлений. Наличность или отсутствие направляющих идей в умственной сфере. Быстрота или медленность умственных процессов. Умственная работоспособность. Умственная упражняемость.

VIII. Настроение и аффекты. Преобладающее настроение. Постоянство или изменчивость настроения. Способность испытывать радость или горе. Наклонность к гневу. Наклонность к cтpaxу или ее отсутствие. Наклонность к испугу.

IX. Чувства, относящиеся к собственной личности. Низшие органические чувства. Забота о благосостоянии своей личности (эгоизм). Забота о своем превосходстве над другими (самолюбие). Чувства, связанные с оценкой собственной личности.

Х. Чувства по отношению к другим людям. Родственные привязанности. Чувства симпатии. Общественные чувства.

XI. Высшие идейные чувства. Интеллектуальное чувство. Эстетическое чувство. Нравственное чувство. Религиозное чувство.


XII. Общие особенности эмоциональной сферы. Возбудимость чувствований. Сила интенсивность чувствований. Продолжительность, устойчивость чувствований. Обилие или бедность внешних проявлений чувства. Влияние чувств на умственные и волевые процессы.

XIII. Движение. Обилие или бедность движений. Быстрота или медленность движений. Координация сложных движений, двигательная упражняемость. Сила (геsр. слабость) движений, мускульная работоспособность.

XIV. Психическая активность. Волевое усилие Сила или слабость желаний и влечений. Общее развитие психической активности. Способность к сосредоточению волевого усилия. Большая или меньшая продолжительность волевого усилия. Способность задержки. Сопротивляемость внешним влияниям.

XV. Принятие решений. Процесс выбора. Преобладающие мотивы деятельности. Наклонность к борьбе мотивов. Быстрота принятия решений. Устойчивость или не устойчивость принятых решений. Наличность руководящих идей и стремлений. Систематичность сложных действий.

 

 

Часть 2-я (объяснительная)

 

I. Внимание

1. Привлекaемость внимания. Всякая перемена в окружающей обстановкe, все необычное, выдающееся, а также все, что сколько-нибудь затрагивает его чувства и интересы, тотчас же привлекает его внимание. Или же, наоборот, ко всему относится одинаково рассеянно и невнимательно, не способен остановиться подольше на чем бы то ни было.

2. Сила с о средоточения внимания: отвлекаемость внимания. Сосредоточившись на каких-нибудь внешних впечатлениях (читая, слушая, рассматривая что-нибудь, работая) или углубившись в свои собственные мысли, совершенно не замечает окружающего; чтобы отвлечь его, нужно несколько раз назвать но имени, тронуть за плечо и проч. Или, наоборот: ничтожное неудобство, помеха, громкий разговор тотчас же развлекает.

3. Преобладание пассивного или активного внимания. Внимание обычно сосредоточивается на тех впечатлениях, которые в данный момент представляются наиболее яркими и интенсивными, почему-либо поражают его, вызывают в нем то или иное чувство. Или же, наоборот, поставивши себе целью проследить, какой-нибудь объект или явление, продолжает внимательно наблюдать его, несмотря на появление других раздражителей, более интенсивных и привлекательных; в случае надобности, может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете.

4. Устойчивость или неустойчивость внимания. Долгое время может заниматься одним и тем же предметом, поддерживать разговор на одну и ту же тему. Или, наоборот, беспрестанно меняет тему разговора, спросивши


что-нибудь, не дослушивает объяснение и задает уже новый, посторонний вопрос.

5. Объем внимания (широта или узость его). Может ли заниматься несколькими делами одновременно, напр., выполнять сложную ручную работу, писать, рисовать и в то же время слушать чтение, участвовать в интересном разговоре или заниматься подробностями дела и одновременно не упускать из вида общего плана его.

 

II. Ощущения, восприятия

6. Острота восприятий. Способность улавливать самые тонкие и мало- заметные разницы между отдельными ощущениями.

Количественная сторона. В сумерках и темной ночью хорошо видит, распознает самые мелкие звезды на небе, свободно разбирает мелкую печать. Улавливает самый незначительный шорох, чрезвычайно слабые и отдаленные звуки. Ясно и отчетливо различает самые слабые прикосновения, запахи и т. д.

Качественная сторона. Хорошо подбирает цвета, различая тончайшие их оттенки. Обладает музыкальным слухом - способностью улавливать разницу между самыми близкими тонами. Тонко распознает различные запахи (напр., разные духи).

Не замечается ли преобладания одного какого-нибудь рода ощущений над всеми остальными?

7. Обилие и богатство восприятий. Наблюдателен по отношению ко всему, что возле него происходит; попавши в новую обстановку, быстро подмечает и может передать значительное количество деталей. Другой тип: при обычных условиях мало замечает окружающее, так как не обращает на него внимания; когда же начинает рассматривать что-нибудь, то ни одна мелочь не ускользнет от его внимания; чрезвычайно подробно изучает все, за что ни возьмется. При передаче воспринятого сосредоточивается, главным образом, на перечислении подробностей, или же объединяет отдельные впечатления в одну общую картину, или же, наконец, останавливается преимущественно на том, что возбуждает у него те или иные эмоции (типы восприятия).

8. Точность восприятий. Все его наблюдения описания и рассказы о только что виденном или слышанном вполне соответствуют действительности, как отдельные подробности событий, так и их взаимные отношения переданы совершенно точно. Или же все его описания, даже при внимательном отношении к предмету, полны ошибок, неточностей и пробелов.

 

III. Память

9. 3апоминание. Хорошо запоминает предметы, лица, события, разговоры, хотя бы только один раз виденные и слышанные. Легко и быстро заучивает самые длинные стихотворения и прозаические отрывки. В


короткое время может усвоить во всех подробностях рисунок или описание сложного прибора, здания, местности.

10. Способность узнавания. Легко узнает все то, что когда-нибудь видел, слышал или читал (лица, предметы, местности, музыкальные произведения, стихотворные отрывки и т.д.)

Точно и правильно различает старое, знакомое от нового, незнакомого. Всякий раз может точно определить, когда и при каких обстоятельствах видел данный предмет или данного человека (локализация в прошлом). Или же не узнает даже тех людей, с которыми несколько раз встретился и разговаривал, плохо ориентируется в местности, в которой уже несколько раз побывал раньше.

11. Сохранение в памяти: воспроизведение. То что раз видел или усвоил, сохраняется в памяти очень долго; по прошествии многих дней, месяцев, даже лет помнит все подробности событий почти так же хорошо, как помнил их на другой день: в случае надобности или когда сам этого захочет, тотчас же припоминает все, что нужно. Или же все впечатления быстро изглаживаются из памяти, воспоминания очень бедны, отрывочны и неполны; воспроизведение совершается с большим трудом, приходится справляться с записной книжкой, спрашивать окружающих и т.п.; только в том случае может припомнить все подробности какого-нибудь (не особенно важного происшествия), когда окружающая обстановка, разговоры и его собственное настроение напоминают ему о случившемся.

12 Точнoсть воспроизведения. При чтении наизусть стихотворений, при пересказе прочтенного делает очень много ошибок. Припоминая какое- нибудь событие, описывает совершенно правильно все те (хотя бы и очень немногие) подробности, которые сохранились в его воспоминании. Или же число ошибок очень велико, виденные ранее события передает (даже при самом добросовестном отношении к делу) очень неточно, часто перепутывает подробности, перемешивает лица, делает собственные вставки и т. д.

13 Виды памяти. Насколько развиты различные виды памяти: память на числа, имена, отдельные отрывочные фразы, мелодии; память на стихотворные и прозаические отрывки, память на лица, картины, пейзажи; память на чертежи, схемы, планы местности, хронологические последовательности событий; память на отвлеченные понятия, мысли, рассуждения и т. д. Не преобладает ли одним из этих видов памяти над другими. Что запоминается лучше: содержание воспринимаемых впечатлений или их соотношение (память материальная или фopмaльнaя)?

 

IV. Воображение.

14 Богатство воображения, яркость, отчетливость воспроизведенны х образов. Всe создания его воображения (мечты, сновидения, классные сочинения, рассказы) изобилуют богатством подробностей, образов, сравнений и т. п., или же, наоборот, они отличаются крайней несложностью,


бедностью и примитивностью. Образы фантазии до того ярки и отчетливы, что может рассказать или срисовать их со всеми деталями, иногда они доходят до такой живости и определенности, что в своих воспоминаниях или рассуждениях смешивают их с действительностью (одна из частых причин лжи у детей), или же они бледны, неясны и неопределенны, с трудом поддаются описанию и передаче.

15. Типы умственных образов (зрительный, слуховой, моторный и смешанные). Во всех его воспоминаниях, мечтах и сновидениях преобладают зрительные образы, очень подробно и точно может описать их цвет, форму и положение. Обладает способностью к живописи. Или же преобладают слуховые образы (способность к музыке) и воспоминания о движениях.

16. Степень развития творческого (комбинирующего) воображения. В своих суждениях и поступках не ограничивается подражанием другим, а всегда вносит нечто свое, позаимствованное. Высказываемые мысли часто бывают новы, оригинальны, непохожи на все прежние. Изобретателен, находчив.

Из всякого трудного положения способен найти выход. По нескольким данным намекам или образам легко создает стройную гипотезу, удачный проект, полную и яркую картину какой-нибудь местности, происшествия и т. д. Или же, наоборот, его мысли и суждения шаблонны, являются повторением общеизвестных истин, его поступки подражательны, неоригинальны, не способен ни к одному из видов творчества (см. следующее).

17. Виды творческого воображения. Преобладание способности к одному какому-нибудь роду творчества: художественные дарования — в области литературы, музыки, живописи, скульптуры и т. д., способность к научному (абстрактному) творчеству, т.е., к изобретению новых методов и построению гипотез, творчество в области социальной жизни, хозяйственной и технической промышленной деятельности (способность к организации новых предприятий, к различным хозяйственным улучшениям, техническим изобретениям и усовершенствованиям).

 

V. Мышление.

18. Способность к отвлечению (абстрактность мышления, образование общих мышлений и понятий) Всегда занят какими-нибудь общими вопросами. Каждое отдельное явление природы или факт общественной жизни умеет обобщить, отыскавши в нем черты, общие для целого класса явлений. Может дать более или менее точное определение различным отвлеченным понятиям (напр., наука, справедливость, равновесие). Наклонность к занятию отвлеченными науками: математикой, философией. Противоположные качества (конкретность, образность мышления): каждое явление интересует его само по себе, без всякого отношения ко всему остальному. Каждый отдельный факт всегда представляет себе образно,


конкретно, со всеми подробностями. Отвлеченные мысли и рассуждения старается для ясности иллюстрировать примерами, схемами и рисунками.

19. Широта или узость понятий. Все его наблюдения и взгляды отли- чаются значительной узостью и односторонностью. Педант и формалист, из- за частностей не видит главного, из-за средств забывает о цели. Наклонность к мелочной специализации. Или же обладает широким кругозором, способностью понимать и оценивать самые разнообразные и противоположные явления.

20 Субъективность или объективность суждений. В своих суждениях о предметах, людях и событиях передает, главным образом, то впечатление, которое они на него произвели (преобладание эмоциональных суждений). Оценивает их значение всегда с точки зрения своих собственных взглядов, не будучи способен встать на чужую точку зрения. Или же рассматривать их вполне объективно (пример: противоположность между xyдoжecтвенным и научным отношением к объекту). В спорах и разговорах старается только высказать и развить собственные мысли; или же, наоборот, внимательно следить за чужими возражениями, стараясь в них разобраться.

21. Способность логически рассуждать (построение цепи суждений и умозаключений). По поводу сколько-нибудь значительного факта начинает рассуждать, сопоставляет его с другими и делает выводы (не смешивать с резонерством, когда человек просто любит повторять чужие, заимствованные мысли и суждения). В области, ему хорошо знакомой, очень дальновиден, задолго вперед может рассчитать все возможные комбинации и предсказать вероятные последствия данного поступка; на его суждения можно положиться, так как они всегда достаточно обоснованы. В своих рассуждениях очень отчетлив, последователен и систематичен. Обладает способностями к формальной логике, математике и т. п. Или же, наоборот, его мысли и суждения смутны, неясны и разбросаны, совершенно не способен рассуждать, не в состоянии понять самой простой мысли, не замечает вопиющих противоречий в своих суждениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.101 с.)