Урок № 22 Образ человека в скульптуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок № 22 Образ человека в скульптуре.



Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Вид занятий: изображениев объеме сказочных героев (лепка).

Цели и задачи: знакомство со скульптурой, с работой скульптора (работа в пластилине, глине > гипсовая модель > работа в материале: камень, металл, цемент и т. п.); формирование умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме, найти координационные точки (опорные, ключевые) фигуры; усвоение примерного соотношения масс частей тела; развитие образного видения, умения смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали; воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства; развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.

УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Оборудование урока: для учащихся – стеки, пластилин, дощечки-подставки для фигуры, клеенка, газеты, тряпки, проволока для каркаса, сувениры; для учителя – то же.

Зрительный ряд: готовые работы детей; сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной (работы древнегреческих скульпторов); слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Мастер Изображения работает не только на плоскости. Художественное изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.

Расспросив детей об известных им скульптурных изображениях, надо рассказать о памятниках, воспевающих такие качества человека, как мужество, мудрость, любовь к людям.

Справка. Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина и пластилин.

Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать». Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф – изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф – изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, монументальный, историко-революционный, анималистический, мелкая пластика.

По назначению бывает:

монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр – мемориальная скульптура (надгробия и пр.);

декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);

станковая скульптура (скульптура малых форм – один из ее видов).

С помощью плакатов и набросков на классной доске учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное соотношение ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать репродукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека, Жилинский и другие).

Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов,
вид спереди, А – экстерьер, Б – скелет:

1 – скуловая дуга, 2 – сосцевидный отросток, 3 – угол нижней челюсти, 4 – шейные позвонки, 5 – яремная впадина, 6 – ключица, 7 – акромнов, 8 – головка плеча, 9 – лопатка, 10 – плечевая кость, 11 – наружный надмыщелок плеча, 12 – внутренний надмыщелок плеча, 13 – тело лучевой кости, 14 – локтевая кость, 15 – нижний конец лучевой кости, 16 – головка локтевой кости, 17 – запястье, 18 – пястные кости, 19 – головка пястных костей, 20 – фаланги пальцев, 21 – подвздошный гребень, 22 – передняя верхняя подвздошная ость, 23 – передняя нижняя подвздошная ость, 24 – большой вертел, 25 – бедренная кость, 26 – надколенник, 27 – наружный мыщелок бедра, 28 – щель коленного сустава, 29 – наружный мыщелок большеберцовой кости, 30 – головка малоберцовой кости, 31 – малоберцовая кость, 32 – большеберцовая кость, 33 – наружная лодыжка, 34 – фаланги пальцев, 35 – головки плюсневых костей, 36 – плюсневые кости, 37 – пяточный бугор, 38 – таранная кость, 39 – внутренняя лодыжка, 40 – внутренний мыщелок большеберцовой кости, 41 – внутренний мыщелок бедра, 42 – седалищный бугор, 43 – лонное сращение, 44 – крестец, 45 – надчревный угол, 46 – ребра, 47 – мечевидный отросток грудины, 48 – угол лопатки, 49 – тело грудины, 50 – рукоятка грудины, 51 – локтевой отросток кости, 52 – подбородочное возвышение.

 

Пропорции фигуры человека – по методической таблице.

Рассказ.

О работе скульптора, технологии его работы над скульптурой (замысел > этюд в пластилине, глине > гипсовая модель > работа в материале: камень, металл, цемент, дерево). Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

– Какие скульптурные памятники вы знаете? Где они установлены? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.

Предложим детям изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы – выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба-Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д. На дополнительном уроке дети лепят контрастные образы тем, что лепили на прошлом уроке.

Работа выполняется индивидуально.

Можно выполнить работу с использованием заготовки фигуры, которую учитель и ученики выполняют последовательно вместе.

Стадии лепки:

1) На дощечке-подставке сделать невысокий плинт (подставочку под будущую фигуру).

2) Взять несколько кусочков пластилина (лучше не жирного, который держит форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до однородного серого.

3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это голова. Вылепить ее яйцеобразную форму.

4) Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соединить с головой (снизу).

5) Остаток пластилина разделить на две части: туловище и конечности. Туловище слегка примять в талии, обработать места соединения водой, соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах – мужчины, поэтому придаем фигуре силуэт согласно замыслу. Сгладить плечевой пояс.

6) Остаток разделить на две части (одна побольше): меньшая часть – руки, большая – ноги.

7) Больший кусок снова разделить на две части, вытянуть две ноги, помня о соотношениях тела человека, сформировать колени, скруглить ступни (согнув их вперед), прикрепив к туловищу (снизу, а не сбоку).

8) Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформировать руки, прикрепить к туловищу (сбоку), сделать ладони, сплющив пластилин, стекой отделить большой палец, скруглить ладони, прикрепить.

9) Дополнить образ необходимыми деталями одежды, внешности.

10) Установить с помощью палочек, спичек, другого каркаса на плинт. Общая высота модели 10–12 см.

11) Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть вперед ее руки, чуть изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую выдвинуть вперед; соответственно движению рук расставить ноги и наклонить туловище вперед, стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой.

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр. Анализ общих ошибок. Показ удачных работ.

Оценки выставить сразу, так как работы, уносимые детьми домой, могут повредиться. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание.

Урок 23
О чем говорят украшения украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Вид занятия: рисование природы по памяти.

Цели и задачи: изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы; формирование чувства неразрывной связи человека с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности.

Оборудование урока: для обучающихся – альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с водой, кисти, тряпка, большие листы бумаги (А3).

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща» Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: сочинения П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года»

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Все, что делают Мастера Изображения, Украшения и Постройки (братья художники), – все обращено к душе человека, все говорит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере цветовых решений при изображении моря (сравним репродукции).

Стихотворение:

Рисунок Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову. Направо дождь, налево сад, В саду пятнадцать точек, Как будто яблоки висят, И дождик их не мочит. Я сделал розовым быка, Оранжевой – дорогу, Потом над ними облака Подрисовал немного. И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо, Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом. Я чёрным точки зачеркнул, И означало это, Как будто ветер вдруг подул – И яблок больше нету. Ещё я дождик удлинил – Он сразу в сад ворвался, Но не хватило мне чернил, А карандаш сломался… С. Михалков  

– Ребята, давайте вспомним времена года и состояние природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции картин в книгах или выставленных в классе.

– Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?

– А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?

– Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?

– А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?

– Какое время года тебе ближе и почему?

Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин… (Учитель, показывая репродукцию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает о творчестве художника, о картине.)

Настроение природы в картине и свое настроение можно передать по-разному, например, с помощью цвета.

– Вы помните, как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? В этом помогают белая, черная и серая краски.

Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки, волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).

Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с любовью и мастерством передают русские пейзажисты XIX–ХХ вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте полотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находился рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение человека к природе. Русские художники XIX–XX вв. славились своей реалистической школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и ливнем, во время дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы переданы в следующих картинах художников (показ имеющихся репродукций).

– Какие цвета преобладают в пейзажах художников?

– Объясните, почему в картинах разное время суток так различается по цветовому решению? Что изменяет цвет всего, что окружает нас в природе? (Освещение.)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.

Е. Н. Волков. Пейзаж с чайками

Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган», «Морозный вечер».

Прочти композиционные схемы пейзажей

Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения – смотрим в окно на деревья. Поможет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим количеством воды. А черная – для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и напряженности.

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия примерно так:

1) Делим горизонтально расположенный лист линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой – изображать холмы.

Экспериментируй с акварельными красками и цветными карандашами. Подбери цветовую гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изменении цвета по мере приближения к горизонту.

2) Рисуем слева, в середине, справа по 1–2 дерева, справа в небе – солнце, слева – тучу.

3) Сначала выполняются в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) – деревья. Живопись выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слева вниз или справа вверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздушность.

4) Так как слева мы нарисовали тучку, то в цвет деревьев, земли, неба левой части рисунка вводим «холодные» цвета. Середина – без изменений.

Упражнение.

– Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные цвета используйте, рисуя свой зимний пейзаж.

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр выполненных работ.

Требования к работам:

– компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;

– колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;

– проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;

– наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом).

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе.

 

 

Урок 25
О чем говорят украшения

Вид занятия: декоративное конструирование.

Цели и задачи: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения, двух сторонах – практической и художественной – в украшении бытовых вещей; знакомство с прикладными видами художественного творчества, декоративно-прикладным искусством; изучение связи формы и узора; цвета и узора; знакомство с назначением вещи; овладение умением работать с чертежными инструментами, трафаретом; развитие эстетического отношения к действительности, художественного вкуса; патриотическое воспитание, воспитание бережного отношения к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры; закрепление графических умений и навыков.

Оборудование урока: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги, линейка, циркуль, трафареты.

Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.

УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Музыкальный ряд: народные песни.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

У детей должно сформироваться представление о прочной связи характера украшения с его назначением. Примеры можно брать из природы: ночная бабочка окрашена так, что ее не видно на коре дерева, а дневная бабочка окрашена так, чтобы ее приняли за цветок, – им обоим нужно быть незаметными, маскироваться. Цветок же окрашен ярко, чтобы пчелы заметили его.

– А как использовал украшения человек?

С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер, свой образ.

Богатырь не мог украсить себя тоненькой цепочкой бус или кокошником, а девице они шли, подчеркивая ее нежность, изящество. Например, кокошники, которые вы видите на фотографиях (показать), расшиты драгоценными нитками, речным жемчугом. Украшения могут быть простые, скромные или торжественные.

Украшали шлем воину совсем не так, как царевне – кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчеркивают их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчеркивал наиболее ценные или желательные свои качества. Его щит мог быть устрашающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца (это щит защитника). В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений.

Форма щитов для сражений и для народов могла быть одинаковой. Но украшены щиты были по-разному. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина.

На уроке полезно привести примеры самых различных украшений с характеристикой владельца: женские и мужские украшения, детские и взрослые, украшения бедных и богатых и т. п.

III. Работа над заданием.

1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.

2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и – воину, который угрожает.

Можно использовать технику аппликации противоположных по образу украшений. Учитель может попробовать вариант, где учащиеся на одном уроке украшают только мужские доспехи, на другом – женские одежды или, наоборот, на одном – только доспехи, украшения злых персонажей, на другом – добрых. Или: мальчики – доспехи, девочки – женские украшения.

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Анализ выполненных работ.

Домашнее задание: обратить внимание и рассказать, как украшают себя люди в праздник и в будни, в дни веселья и в дни грусти (траура).

 

Урок 22
«Морозные узоры».
украшение и РЕАЛЬНОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.081 с.)