Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для выявления состояния знаний и навыков в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель предлагает детям задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом (огурец зеленый, помидор красный и др.), в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, над, под, около и т. д.). Во время экскурсии, прогулки, как правило, собирается природный материал (листья, шишки, желуди и др.), который потом используется как счетный на уроках математики, поделочный — на уроках ручного труда. На занятиях в добукварный период он служит для обучения первоклассников умению различать предметы по форме, цвету, размеру, объему и т. д. Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Цель этих занятий — подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности. Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке.
1. Различение наиболее распространенных цветов: черный, коричневый, красный, желтый синий, зеленый, белый. Обычно для первых упражнений берутся одновременно две-три полоски. Детям могут быть предложены такие задания: · назвать все цвета; назвать цвета в той последовательности, в какой их дал учитель; · распределить полоски так, как на доске; · запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить; · выполнить упражнение по словесной инструкции учителя.
2. Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н, ш, т и др. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого они цвета, размера, как расположены.
3. Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний: a) различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру; b) различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру, например:
4. Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов — стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигурка, из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбирается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.
Далее учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками. Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей. В качестве предметов можно рекомендовать следующие: Из усвоенных геометрических фигур получаются разнообразные аппликации:
Эта работа с успехом может быть продолжена на воспитательских часах.
Подготовка учащихся к обучению письму. Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина, В. Цвынтарный. В это же время первоклассники приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.
Виды упражнений: 1) обводка по шаблону или трафарет:
2) обводка по контуру:
3) соединения по точкам:
4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:
Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма. Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности. 1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий: 2. Вычерчивание кривых линий: 3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и. 4. Рисование знакомых предметов: 5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий: 6.Рисование узоров из геометрических фигур: 7. Рисование бордюров из волнистых линий: Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др. Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде. 1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой. 2. Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем. 3. Письмо элемента учащимися в воздухе. 4. Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно. 5. Рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях. 6. Письмо элемента в тетради по контуру. 7. Самостоятельное письмо. В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки. В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке. Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки. Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.
Выводы: Изучив и проанализировав теоретические, методические, и психологические подходы к решению проблемы подготовки детей с нарушениями интеллекта к обучению грамоте, можно сделать следующие выводы: Необходимость проведения занятий, подготавливающих детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению грамоте обуславливается нарушениями их познавательной деятельности: процессов памяти, мышления, речи; недоразвитием целенаправленной деятельности; нарушением фонематического слуха, произношение; недостатками зрительных и пространственных восприятий и представлений; нарушением мелкой моторики рук.
В течение пропедевтического периода работа учителя строится в нескольких направлениях: - изучение детей; - развитие интереса к обучению; - воспитание навыков речевого общения; - развитие фонематического слуха; - отработка произносительной стороны речи; - формирование зрительного и пространственного восприятия и представления; - коррекция моторики рук.
Литература: 11. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000. 12. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991. 13. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995. 14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994. 15. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1983, т.5. 16. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965. 17. Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993. 18. Книга для учителя вспомогательной школы./ Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1959. 19. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Шиф Ж.И. – М., 1965. 20. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.02 с.) |