Структура и целостность социологического познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и целостность социологического познания



Социологическое познание включает в себя чувственные и рациональ­ные формы изучения социальной действительности, в нем сочетается ис­торический и логический анализ социальных явлений. В нем использу­ются качественные и количественные методы. Социальная действительность в социологическом познании отражается на двух уров­нях: эмпирическом и теоретическом.

Социологическое познание должно стремиться к тому, чтобы обеспе­чить целостное отражение изучаемых явлений. Само социологическое познание должно стремиться к целостности. Онтологическим основани­ем целостности социологического познания является целостность и един­ство социальных систем и общества, несводимость свойств отдельных частей общества к свойствам общества как целого.

\ Целостность социологического познания обеспечивается единством ' идейно-теоретических представлений об обществе и различных соци­альных явлениях, единством организации самого социологического по­знания и сочетанием в ходе его реализации рациональных и чувственных

форм познания, исторического и логического анализа социального явле­ния, эмпирических и теоретических уровней познания, а также сочетани­ем количественных и качественных методов.

Целостность социологического познания достигается в результате ис­пользования на основе принципа дополнительности различных способов понимания и объяснения социальной действительности, а также при усло­вии, что процесс накопления и развития социологических знаний отвечает требованию кумулятивное™, если само социологическое познание сочета­ет принцип универсализма и партикуляризма социологических теорий. Целостность социологического познания — это прежде всего методоло­гический идеал. В действительности на каждом этапе социологического познания складывается особая реальная структура социального знания.

Реально существующая структура социологического знания является основой движения социологического познания к его методологическому идеалу и к идеальной структуре социологического знания. Социологи­ческое познание реализуется в конкретных формах социологических исследований. Сами социологические исследования делятся на теоре­тические и эмпирические, фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования — это изучение действительности с целью открытия основных закономерностей, которым она подчиня­ется, а также с целью создания системы социологических понятий, со­циологических теорий, которые адекватно отражают социальное явле­ние. Фундаментальные исследования делятся на два типа:

1) мстодолого-мстодическис исследования, где предметом является не объективный социальный мир, а способ его изучения; Т

2) объектные социологические исследования, где предметом выступа­ют отдельные социальные явления или социальная действительность, взя­тая в целом.

Прикладные исследования связаны с применением результатов фун­даментальных исследований, положений социологических теорий, ус­тановленных эмпирических закономерностей. Целью прикладных иссле­дований является определение состояния дел в конкретной сфере общественных отношений и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы социальных отношений. В прикладных ис­следованиях решаются не только научные задачи, и даже не столько они, сколько актуальные проблемы общественной практики. Разновидностью прикладных исследований выступают оценочные исследования, которые прежде всего связаны с выявлением эффективности тех или иных соци­альных вмешательств, тех или иных социальных программ, т. е. таких программ, которые нацелены на решение социальных проблем.

Выделяются три типа оценочных исследований.

1. Изучение конкретного результата реализации конкретного меропри­ятия, вмешательства, социальной программы. При этом сопоставляются

свойства, существовавшие у того или иного объекта до реализации вме­шательств, со свойствами, которые появляются после реализации вмеша­тельств, и делаются выводы об успешности и неуспешности осуществ­ленных вмешательств.

2. Мониторинг социальных программ. В ходе мониторинга изучают­ся факторы, которые способствуют или препятствуют реализации про­граммы и делаются выводы относительно мероприятий, которые необ­ходимо осуществить, чтобы повысить эффективность программных мероприятий.

3. Формирующие оценочные исследования. В ходе этих исследований выявляются факторы, которые можно дополнительно включить в програм­му с тем, чтобы обеспечить достижение программой своих целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.)