Особенности рынка системы здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рынка системы здравоохранения



Рынок здравоохранения обладает рядом специфических черт, которые отличают его от других товарных рынков и эту специфику необходимо учитывать при выходе и работе на рынке. К таким особенностям относятся [4, 6, 7]:

1. Часть медицинских услуг является так называемыми «общественными благами», то есть они могут быть объектом коллективного потребления, на них не распространяется принцип исключения отдельных лиц из процесса потребления (например, санитарно-гигиенические мероприятия), они способны распространять потребляющий эффект на лиц, которые не принимают участия в рыночном договоре/соглашении (например, вакцинация, когда полезный эффект ощущают не только лица, которые вакцинированы, но и другие люди через ограничение распространения инфекционного заболевания).

2. Особенная роль принципа равенства в получении медицинской помощи. Во всем мире объем потребления медицинской помощи не определяется исключительно платежеспособностью пациента, а в ряде случаев зависит от срочности оказания медицинской помощи. Даже в условиях частной системы здравоохранения экстренная медицинская помощь может оказываться бесплатно.

3. Число поставщиков ограничено в связи с существованием ряда специфических условий вхождения на медицинский рынок (в частности наличие специального образования). Исходя из медико-технологических и медико-организационных позиций, здравоохранение достаточно консервативно и не может мгновенно перестроиться в соответствии со сложившейся рыночной или нерыночной потребностью населения в медицинской помощи(изменения уровня и характера патологии населения). Сфера врачевания отторгает вероятность появления неограниченного количества поставщиков медицинских услуг в соответствии с потребностями рынка. Не всякий из товаропроизводителей, получив сигнал о благоприятной коньюктуре, сложившейся на рынке, может заняться врачеванием. Выйти из сферы медицинской деятельности, покинуть медицину может всякий, но войти может далеко не каждый желающий.

4. «Асимметричность» информации на рынке медицинских услуг, которая обусловлена недостатком медицинских знаний у потребителя и делает пациента уязвимым по отношению к врачу, когда врач может диктовать условия экономических взаимоотношений. Это деформирует взаимодействие спроса и предложения: объем необходимых услуг определяет не потребитель (пациент), который не имеет достаточных знаний, чтобы оценить его, а производитель этих услуг – врач (посредник). Следовательно, возникают неравные конкурентные условия, и нарушается действие механизма рынка..

5. Влияние врача на спрос и на предложение. То, что врач одновременно выступает и со стороны спроса, и со стороны предложения медицинских услуг (ставит диагноз, а следовательно определяет спрос пациента на конкретную услугу, и сам же готов удовлетворить этот спрос), оказывает значительное влияние на конъюнктуру рынка услуг в здравоохранении.

6. Сложная структура спроса на услуги здравоохранения, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации, и нерациональное потребительское поведение - пациент стремится получить максимальный объем услуг (настоять на дополнительных и на самом деле ненужных услугах, получении дорогостоящего лекарства и т.п.). Данный фактор увеличивает спрос на медицинские услуги.

7. Особенности спроса на медицинские услуги. Спрос на медицинские услуги колеблется в динамике (например, ослабевает в летний период, и увеличивается – в осенне-зимний), различается по территории(зависит от структуры заболеваемости населения данного района).

8. Потребности в медицинском обслуживании и спрос не обязательно совпадают. Потребность в медицинской помощи возникает тогда, когда у человека имеются симптомы заболевания или функциональных нарушений. При этом выделяют так называемые а) нормативные потребности, которые являются стандартной потребностью в специфических медицинских мероприятиях для данной группы населения (они определяются специалистами, например, протокол лечения больных сахарным диабетом, раком молочной железы и т.д.); б) ощущаемые потребности являются субъективным восприятием пациента (причем не обязательно основанного на действитель-

ной физиологической потребности), и тем не менее определяет обратится пациент за медицинской помощью или нет; в ) выраженные потребности- это ощущаемая необходимость, приведшая к определенным действиям ( например, посещению поликлиники или диагностического центра), хотя для получения медицинской помощи могут существовать определенные препятствия: например, материальные, географическая удаленность, религиозные и социальные нормы и т.д).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.026 с.)