Глава 1 Теоретические основы развития сенсорной сферы у детей с онр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Теоретические основы развития сенсорной сферы у детей с онр



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы развития сенсорной сферы у детей с ОНР. 6

1.1 Понятие и характеристика сенсорных процессов. 6

1.2 Общее недоразвитие речи. Характеристика уровней речевого развития 9

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР младшего школьного возраста. Особенности восприятия детей с ОНР младшего школьного возраста………………………………………………………….13

Глава 2 Методические рекомендации по использованию полисенсорного метода в обучении звуковому анализу детей с ОНР III уровня.. 19

Заключение. 22

Список использованных источников.. 24

ПриложениЯ.. 26

 


 

Введение

 

 

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многочисленных форм и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Исследованиям в области сенсорного воспитания уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон воспитания. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в советской психологии (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.).

Школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается значительное своеобразие высших психических функций, в частности, восприятия.

ОНР проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе, звукового анализа.

Недостаточное развитие сенсорной сферы приводит к нарушению фонематического восприятия и формирования фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа и синтеза. Данная особенность развития восприятия детей с ОНР приводит к тому, что у младших школьников страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом.

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ОНР, относится формирование навыков звуко -буквенного анализа. Эти навыки являются основополагающими в процессе обучения детей чтению и письму, поэтому формирование звуко - буквенного анализа у младших школьников является неотъемлемой частью их обучения в школе.

Проблемой обучения детей звуковому анализу занимались такие педагоги, как Д.Б Эльконин, обучения детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня – Г.А Каше, М.М Кольцова. В работах данных авторов также подчеркивается важное значение индивидуального подхода в обучении. Можно сказать, что проблема обучения детей с ОНР III уровня звуковому анализу является междисциплинарной и решается на основе психолингвистического подхода.

Но учитывая то, что у детей с ОНР процессы овладения звуковым анализом формируются не окончательно к моменту поступления ребенка в школу из детского сада, а в процессе всего времени обучения его в начальной школе, можно предположить, что дети при обучении звуко - буквенному анализу в школе испытывают некоторые трудности. Эти трудности могут быть связаны с педагогическим подходом к обучению детей – например: дети не понимают учителя во время объяснения им новых сведений о букве или звуке вследствие неверного сенсорного подхода. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, у других усвоение знаний лучше происходит с помощью наглядности, представленной учителем на занятии (таблицы, схемы), третьим надо почувствовать тактильно различие звуков (звонкий - «горлышко гудит», глухой звук – «не гудит»). При обучении детей важную роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому формирование навыков звуко-буквенного анализа должно проводиться с учетом того, с помощью каких анализаторов ребенок лучше воспринимает информацию: тактильно, на слух или визуально. Особенно это важно в обучении детей с дефектами речи, например, детей с ОНР III уровня.

Нами была сформулирована тема работы: «Развитие сенсорной сферы младших школьников с ОНР»

Объект исследования: сенсорная сфера младших школьников с ОНР.

Предмет исследования: особенности обучения звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что целью нашего исследования является: изучить особенности обучения звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода.

Для достижения нашей цели мы должны выполнить ряд задач:

1. Выявить особенности развития сенсорной сферы младших школьников с ОНР.

2. Провести анализ теоретической и методической литературы в аспекте изучения полисенсорной методики обучения детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня звуко-буквенному анализу и обозначить круг насущных проблем.

3. Раскрыть специфику нарушений механизмов звуко-буквенного анализа у детей с ОНР III уровня.

4. Разработать методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня навыкам звуко-буквенного анализа на основе полисенсорного подхода.

Гипотеза: особенности развития сенсорной сферы младших школьников с ОНР оказывают влияние на формирование навыков звуко – буквенного анализа, что приводит к трудностям в овладении чтением и письмом.

Методологическая основа исследования: учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре, теория Р.Е Левиной об ОНР; положения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомского о психофизиологической комплексности познавательного процесса, основанного на полисенсорности восприятия и интегративной целостности функциональных систем; научно-методические основы обучения и развития познавательных способностей детей при ведущей роли деятельности Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина; положения Г.А.Каше о системе работы по обучению грамоте детей с недостатками речи.

Метод исследования:

-теоретический (анализ методической, психолого-педагогической литературы).

 

 


Глава 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЛИСЕНСОРНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

 

 

Важнейшим разделом в обучении детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня является обучение звуковому анализу и синтезу. От того, каким образом будет усваиваться учащимися звуковой анализ, зависит образование в дальнейшем устойчивых представлений слого- орфографической структуры слов, а также анализ их лексико-морфологического состава.

Одним из традиционных, и в то же время при правильном его применении инновационном является полисенсорный подход, в обучении младших школьников с ОНР.

Использование полисенсорной основы в обучении звуковому анализу детей позволяет реализовать компенсаторный подход к обучению, а также усиливает коррекционное воздействие на развитие устной речи детей. По данным Ванюхиной Г.А, среди детей младшего школьного возраста с ОНР больше всего визуалистов (30%), кинетиков (17%), и аудиалистов (10%). Остальная часть детей – осязатели и эмотивисты.

От того, какой канал у ребёнка ведущий, зависит усвоение многих важных навыков, например, чтения или письма. В обучении можно представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Следует помнить о том, что, несмотря на доминирование одного канала восприятия информации, остальные можно и нужно развивать с помощью своевременно разработанных профилактических мероприятий. Это позволит разгрузить ведущий канал, что приведёт к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребёнка.

Полисенсорный подход условно можно рассматривать как развитие различных анализаторов – кинестетического, зрительного, слухового в процессе обучения детей. Данный метод учит воспринимать информацию с помощью всех типов анализаторов, и, таким образом, информация усваивается гораздо лучше, чем при опоре на один вид сенсорного восприятия. С помощью данного метода можно научить детей младшего школьного возраста навыкам звукового анализа, а также прочнее закрепить полученные знания и развить систему анализаторов [27, с. 215].

Рассмотрим альтернативнаую методику звуко-буквенного анализа с использованием полисенсорного подхода, предложенную Оксимец. О. А.

Данная методика позволяет развивать навыки звуко-буквенного анализа более эффективно, так как дети, которые не могут освоить традиционный аналитико-синтетический метод, смогут освоить синтетико-аналитический метод, т.е. буквенно-звуковой анализ с использованием полисенсорного подхода. Ведущим отличием данной методики от традиционной является то, что учитель излагает материал в трех модальностях, чтобы научить детей транслировать кинестетическую память в аудиальную и визуальную.

Сначала ученик, сосредоточиваясь на своих ощущениях, вербализует их, затем на чувственном познании речевых звуков учится рассуждать и делать выводы. При фонемном анализе каждый звук можно не только услышать, но и ощутить при помощи мышц – артикуляторов, какой звук произносится: гласный или согласный; звонкий или глухой; мягкий или твердый. Это дает дополнительные компенсаторные возможности для детей, имеющих нарушения речи.

Для работы предлагается набор из картона – 10 цветных фишек (5 – квадратной формы, 5 – круглой формы), белые фишки (квадратные и круглые) и 2 половинчатые фишки (полукруг и треугольник). Цветовое обозначение гласных: а-я – красного цвета; о-ё – желтого цвета; у-ю – зеленого цвета; э-е – фиолетового цвета; ы-и – синего цвета (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, схема № 1).

Основные положения методики:

· Звук – мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем.

· Мы меняем кодировку, вместо букв вводим фишки, поэтому можно сказать: “Звук – мы слышим и произносим, фишку видим и ставим”.

· Для чего мы поменяли кодировку? Чтобы была видна зависимость между артикуляцией звука и буквой (фишка – своеобразный посредник).

· Цветные фишки – это просто гласные буквы, имеющие свои качественные характеристики (цвет и форму): цвет определяется артикуляцией, форма определяется назначением гласной – показывать твердость или мягкость предшествующей согласной.

· Вводятся белые фишки – согласные.

Перед квадратной цветной фишкой (или изолированно) белая фишка имеет квадратную форму – согласная твердая (наглядно видна зависимость согласной от гласной), перед круглой цветной фишкой белая фишка имеет круглую форму (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, схема № 2).

· Есть согласные Ж-Ш-Ц – всегда твердые, их заменяем только квадратной белой фишкой, есть согласные всегда мягкие Ч-Щ-Й – их заменяем только круглой фишкой.

· В русском языке есть Ь и Ъ знаки, для их обозначения используются половинчатые фишки (для Ь – полукруглая, для Ъ – треугольная).

Есть возможность провести дифференциацию по звонкости-глухости – белая фишка – это глухая согласная, белая фишка с черной точкой (как кнопка дверного звонка) – звонкая согласная (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, схема № 3).

· Все это позволяет применить предлагаемую систему фишек в двух вариантах: орфографическом и фонетическом.

· Если нам нужна орфография, мы применяем правила правописания и ставим фишки, заменяя ими буквы.

· Если нам нужна фонетика, мы применяем правила транскрипции и ставим фишки, заменяя ими звуки.

· Ни одна другая система символов не дает нам таких широких возможностей, поэтому ее можно применять на разных этапах обучения, как мощное профилактическое средство нарушений письма и чтения.

· “Путь к чтению лежит через письмо”, – сказал Н.А.Зайцев – создатель методики обучения чтению с помощью кубиков. “Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всеми понято. Письмо почему-то многими преподавателями понимается как прописывание букв, да еще непременно ручкой, и непременно в тетради. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда – превращение знаков в звуки”.

· Известный американский методист Майер пишет: «Ребёнок любит, ребёнку нравится невидимое в видимое превращать». То есть детям больше нравится письмо (в нашем случае фишками), чем чтение.

Психологическая основа методики:

1. Контрастность по цвету и по форме – дети раньше начинают замечать различие, чем сходство.

2. Четкая классификация – еще Пиаже установил, что дети от 4 до 6 лет проходят фазу развития, для которой характерны три основные операции:

o мыслить, используя логические категории (если – то);

o классифицировать сначала по цвету, затем по форме, а потом по двум категориям вместе;

o распознавать связи и оперировать числовыми понятиями.

3. Применение “обходного пути” (по Выготскому), когда воздействуют на доминантную модальность, тем самым, активизируя и развивая пассивные модальности, формируя новые межанализаторные связи.

4. Активная деятельность каждого ученика. «Научные понятия не усваиваются, не заучиваются ребенком, не "схватываются" памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

5. Возможность проведения мониторинга развития и сравнения ребенка с самим собой.

6. Соответствие методики условиям, закономерностям и механизмам развития (или недоразвития) ребенка. «Обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесполезно, как и тому, что он уже способен делать сам» [28, с. 184].

Различия между традиционной и альтернативной методикой

звукобуквенного анализа представлены в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4, таблица № 1)


Заключение

По результатам нашей работы можно сделать вывод, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Поэтому сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности, в том числе и учебной.

ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетика, фонематика, лексика и грамматика). Выделяют четыре уровня ОНР, в зависимости от степени выраженности дефекта.

Для детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня характерным является недифференцированное произнесение звуков, их замена или отсутствие сложных звуков в речи. Это отражается на качестве овладения навыками чтения и письма в школе. Дети не могут дифференцировать фонемы по звучанию, наблюдаются пропуски, замены букв при чтении и письме. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Таким образом, дети не могут полноценно усвоить систему звукового анализа, и это негативно отражается на качестве их обучения в школе

Описанные пробелы в развитии фонетики у детей с ОНР проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Доказано, что языковые способности человека находятся во взаимосвязи с сенсорно-перцептивной системой. Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процесса получения-переработки-передачи информации.

Недостаточное развитие сенсорной сферы у младших школьников с ОНР приводит к значительным отклонениям от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа, что в свою очередь обусловливает трудности в овладении чтением и письмом.

Звуко-буквенный анализ осуществляется на основе сенсомоторного механизма акустического восприятия речевых звуков. Правильное восприятие звука возможно лишь при полноценной сформированности у детей фонематического слуха. Так же для обучения детей звуко-буквенному анализу большое значение придается не только слуховому, но и, в особенности в младшем школьном возрасте, зрительному, а также кинестетическому анализаторам. По результатам нашей работы можно сделать вывод, что развитие каналов восприятия младших школьников с ОНР находится на низком уровне, что позволяет говорить о необходимости развития всех каналов восприятия.

Качество усвоения навыков звуко-буквенного анализа, как и качество усвоения всей речи, зависит от функционального здоровья целостного сенсорно-перцептивного комплекса. При этом важно соблюдать последовательность этапов восприятия-переработки информации, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, исходя из того, что для каждого из детей существует ведущий сенсорный анализатор для усвоения информации.

Предложенная методика позволяет развивать навыки звуко-буквенного анализа более эффективно за счет того, что дети, которые не могут освоить традиционный аналитико-синтетический метод, смогут освоить синтетико-аналитический метод, т.е. буквенно-звуковой анализ с использованием полисенсорного подхода. Ведущим отличием данной методики от традиционной является то, что учитель излагает материал в трех модальностях, чтобы научить детей транслировать кинестетическую память в аудиальную и визуальную.

Восприятие новых знаний происходит с помощью сенсорных анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического. В связи с этим мы считаем целесообразным использование данной методики для обучения детей звуко-буквенному анализу, так как при использовании данного метода в работе с с младшими школьниками с ОНР будет наблюдаться повышение эффективности усвоения и закрепления навыков звуко-буквенного анализа. Данная методика учит воспринимать информацию с помощью всех типов анализаторов, и, таким образом, информация усваивается гораздо лучше, чем при опоре на один вид сенсорного восприятия. В ходе применении методики оказывается коррекционное воздействие на сенсорную сферу младших школьников с ОНР.

Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза подтвердилась.

 


ПриложениЯ

Приложение 1

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И


Приложение 2

 
   

ЛА- ЛЯ -

   
 
   
ЛО - ЛЁ -

ЛУ- ЛЮ-

ЛЭ- ЛЕ -

ЛЫ- ЛИ -

Приложение 3

 

Машина -

                   
         
 


Дверь -

                   
     
 
 
         
 


Вьюга -

                       
   
           
 


Подъём -


Традиционная методика Новая методика
1. Все гласные обозначаются одинаково – красным цветом. 2. Твердость и мягкость согласных обозначаются синим и зеленым цветом. 3. Возможна только позиционная последовательность гласных фишек. 4. При определении твердости и мягкости согласного идет опора только на фонематическую дифференциацию звука. 5. Нет фишек – символов Ь и Ъ знаков. 6. Нет возможности составить позиционную орфографическую схему слов, в которых есть Ь и Ъ. Эти недостатки ограничивают применение методики только букварным периодом с применением элементарных слов. 1. Пары гласных, сходных по артикуляции, обозначаются разными цветами. 2. Твердость и мягкость обозначаются формой: квадрат и круг. 3. Возможна и позиционная и качественная (артикуляторно-звуковая) характеристика гласных фишек. 4. Твердость или мягкость согласного можно определить по форме следующей за ним гласной фишки (идет опора на зрительный анализатор и логическое мышление). 5. Есть специальные половинчатые фишки для обозначения Ь и Ъ знаков. 6. Есть возможность составить позиционную орфографическую схему всех слов.  

Приложение 4

Таблица 1

Звукобуквенного анализа

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы развития сенсорной сферы у детей с ОНР. 6

1.1 Понятие и характеристика сенсорных процессов. 6

1.2 Общее недоразвитие речи. Характеристика уровней речевого развития 9

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР младшего школьного возраста. Особенности восприятия детей с ОНР младшего школьного возраста………………………………………………………….13

Глава 2 Методические рекомендации по использованию полисенсорного метода в обучении звуковому анализу детей с ОНР III уровня.. 19

Заключение. 22

Список использованных источников.. 24

ПриложениЯ.. 26

 


 

Введение

 

 

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многочисленных форм и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Исследованиям в области сенсорного воспитания уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон воспитания. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в советской психологии (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.).

Школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается значительное своеобразие высших психических функций, в частности, восприятия.

ОНР проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе, звукового анализа.

Недостаточное развитие сенсорной сферы приводит к нарушению фонематического восприятия и формирования фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа и синтеза. Данная особенность развития восприятия детей с ОНР приводит к тому, что у младших школьников страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом.

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ОНР, относится формирование навыков звуко -буквенного анализа. Эти навыки являются основополагающими в процессе обучения детей чтению и письму, поэтому формирование звуко - буквенного анализа у младших школьников является неотъемлемой частью их обучения в школе.

Проблемой обучения детей звуковому анализу занимались такие педагоги, как Д.Б Эльконин, обучения детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня – Г.А Каше, М.М Кольцова. В работах данных авторов также подчеркивается важное значение индивидуального подхода в обучении. Можно сказать, что проблема обучения детей с ОНР III уровня звуковому анализу является междисциплинарной и решается на основе психолингвистического подхода.

Но учитывая то, что у детей с ОНР процессы овладения звуковым анализом формируются не окончательно к моменту поступления ребенка в школу из детского сада, а в процессе всего времени обучения его в начальной школе, можно предположить, что дети при обучении звуко - буквенному анализу в школе испытывают некоторые трудности. Эти трудности могут быть связаны с педагогическим подходом к обучению детей – например: дети не понимают учителя во время объяснения им новых сведений о букве или звуке вследствие неверного сенсорного подхода. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, у других усвоение знаний лучше происходит с помощью наглядности, представленной учителем на занятии (таблицы, схемы), третьим надо почувствовать тактильно различие звуков (звонкий - «горлышко гудит», глухой звук – «не гудит»). При обучении детей важную роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому формирование навыков звуко-буквенного анализа должно проводиться с учетом того, с помощью каких анализаторов ребенок лучше воспринимает информацию: тактильно, на слух или визуально. Особенно это важно в обучении детей с дефектами речи, например, детей с ОНР III уровня.

Нами была сформулирована тема работы: «Развитие сенсорной сферы младших школьников с ОНР»

Объект исследования: сенсорная сфера младших школьников с ОНР.

Предмет исследования: особенности обучения звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что целью нашего исследования является: изучить особенности обучения звуковому анализу детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе полисенсорного подхода.

Для достижения нашей цели мы должны выполнить ряд задач:

1. Выявить особенности развития сенсорной сферы младших школьников с ОНР.

2. Провести анализ теоретической и методической литературы в аспекте изучения полисенсорной методики обучения детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня звуко-буквенному анализу и обозначить круг насущных проблем.

3. Раскрыть специфику нарушений механизмов звуко-буквенного анализа у детей с ОНР III уровня.

4. Разработать методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня навыкам звуко-буквенного анализа на основе полисенсорного подхода.

Гипотеза: особенности развития сенсорной сферы младших школьников с ОНР оказывают влияние на формирование навыков звуко – буквенного анализа, что приводит к трудностям в овладении чтением и письмом.

Методологическая основа исследования: учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре, теория Р.Е Левиной об ОНР; положения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомского о психофизиологической комплексности познавательного процесса, основанного на полисенсорности восприятия и интегративной целостности функциональных систем; научно-методические основы обучения и развития познавательных способностей детей при ведущей роли деятельности Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина; положения Г.А.Каше о системе работы по обучению грамоте детей с недостатками речи.

Метод исследования:

-теоретический (анализ методической, психолого-педагогической литературы).

 

 


Глава 1 Теоретические основы развития сенсорной сферы у детей с ОНР

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.102 с.)