Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изобразительная деятельность в учебно-воспитательном процессе специальной (вспомогательной) школы.
Начало обучения рисованию во вспомогательной школе существенно отличается от соответствующего периода в массовой своей пропедевтической направленностью. Коррекционный характер пропедевтики обусловлен тем, что многие умственно отсталые дети (особенно те, кто не посещал специальных дошкольных учреждений или массовой школы) к моменту поступления в школу еще не владеют элементарными графическими навыками. Их нормальные сверстники в это время уже имеют определенный изобразительный опыт, так как много рисуют в дошкольный период. В школе они, по существу, продолжают развивать свои изобразительные умения в новой обстановке и в соответствии со школьной программой.По действующему в настоящее время учебному плану рисование во вспомогательной школе преподается с I по VI класс включительно (в VII классе его сменяет элементарное черчение).Умственно отсталые дети, как правило, до школы элементарным рисованием не овладевают из-за общего недоразвития познавательной деятельности, моторики (особенно тонких движений кистей и пальцев рук) и недостаточности взаимодействия анализаторов. Поэтому особое внимание направлено на формирование специальных двигательных навыков, развитие зрительно-двигательной координации, анализа формы и цвета окружающих предметов, их словесного обозначения. Происходит развитие работоспособности, целенаправленности графических действий, внимания, наблюдательности. На протяжении обучения во вспомогательной школе умственно отсталые школьники осваивают много практических умений, необходимых для отражения в рисунке окружающих предметов. Совершенствуются глазомерные навыки, зрительно-двигательная координации, целенаправленный анализ и др.К моменту окончания школы интеллектуально неполноценные учащиеся в большинстве своем умеют пользоваться простейшими чертежами, в том числе выкройками (что очень важно для подготовки к труду на производстве).В процессе хорошо организованного обучения изобразительной деятельности умственно отсталые дети развиваются во многих отношениях. В связи с этим возникает необходимость изучения ее влияния на формирование познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения), качеств и умений, необходимых в труде (целенаправленности деятельности, самоконтроля, планирования).
Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. (Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики детей, средство их изучения и обучения). Умственно отсталых ребенок из различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) свой выбор останавливает чаще всего на изобразительной деятельности. В коррекционной работе с такими детьми изобразительная деятельность наиболее эффективное средство педагогической помощи, поскольку рисование включает в себя многие психические процессы. Рисование всегда рассматривалось многими исследователями как средство диагностического исследования, ибо рисунок – это «отпечаток» проявлений и развития детской психики Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ошибок в диагностике остается одной из самых кардинальных про- блем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обосно ванных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную деятельность, в частности рисование. Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии. Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообраз ным использовать в диагностических целях В связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями, техника изображения очень примитивна. Перед учителем изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе стоит задача не столько научить ребенка рисовать, сколько в процессе занятий изобразительным творчеством сгладить недостатки развития, которые присущи умственно отсталым учащимся.
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы любят рисовать, особенно учащиеся младших классов. Эта заинтересованность присуща не только урокам изобразительного искусства, но и внеклассной работе, когда дети рисуют самостоятельно. Во внеклассной деятельности учащиеся рисуют, как правило, то чему научил их учитель во время уроков изобразительной деятельности, потому что для умственно отсталых детей обучение рисованию более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено наличием меньших возможностей самостоятельного понимания, осмысления и сохранения полученной информации из окружающего мира Изобразительная деятельность предполагает сложный комплекс познавательных процессов, интеллектуальных операций, специальных умений и навыков. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальной коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков. Из-за особенностей восприятия и специфики интеллектуальной деятельности умственно отсталые дети допускают в рисунках разнообразные ошибки. Наиболее распространенной ошибкой является смешение светлых и темных тонов. Умственно отсталые дети крайне не критичны в оценке собственных рисунков и рисунков других детей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.) |