Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 8. Фантастические животные



Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро.

Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Урок, связанный с изображением сказочных и фантастических героев, можно начать с восприятия иллюстраций на 72-73 страницах учебника. Активизировать внимание детей на проблеме занятия поможет диалог учителя и учеников. Ответы второклассников на следующие вопросы могут стать основой разговора о фантастических животных в изобразительном искусстве.

- Прочитайте названия произведений на 72-73 странице учебника и подумайте: В каком произведении фантастический змей изображён не страшным? А в каком – страшным? Почему вы так решили?

Змей Горыныч – одноглавый или многоглавый большой дракон – главный герой многих русских народных сказок. В них он предстает как олицетворение зла и борется с Богатырём – положительным добрым героем, защитником. На иконе «Георгий Победоносец» дракон изображен не страшным, покладистым и маленьким. Ведь Георгий поразил его своим добрым, но справедливым и острым, как копье, словом и змей перестал быть страшным и коварным.

На странице 74 учебника можно увидеть как ученики, используя только ахроматические цвета (белый, черный, серый), изобразили образы разных змеев: злого и поверженного.

На странице 75 учебника изображён фантастический змей, который является героем китайских сказок. Змей-дракон там является символом добра и счастья. В китайских народных сказках он борется с плохими злыми сущностями и людьми. Голова дракона-змея изображается с большим количеством зубов, это для того, чтобы змей казался страшным и его боялись силы зла. А вот по характеру он справедлив и добр.

Учитель предлагает сравнить образы разных драконов на станицах 72-75 учебника и ответить на вопрос:

- Каким образом цвет дракона может передать его характер и намерения?

Творческое задание состоит в том, чтобы придумать и изобразить образ своего дракона. Фантастическое животное может быть разным: добрым и злым, его голова может напоминать голову крокодила или безобидной собачки, туловище может быть черного цвета или жёлтого, в горошек или в крапинку, покрытое чешуёй или перьями, он может быть с крыльями и без них, одноглавым или многоглавым или другим.

Ученикам предлагается нарисовать образ фантастического животного – дракона-змея, используя любые цветные материалы: фломастеры, гуашь, восковые мелки или цветную бумагу в технике аппликации или смешанную технику восковая пастель+акварель (см. задание № 33 Творческой папки) или вылепить из цветного пластилина. Каждая техника по-своему выразительна. Если у учителя есть возможности, то образ дракона можно создать с детьми из проволоки. Технология его изготовления помещена на 76 странице учебника.

При организации образовательного процесса педагог должен помнить о том, чтобы от урока к уроку менялись виды и способы выполнения творческих заданий: изобразительные, декоративные, конструктивные. Использование проволоки позволит второклассникам проявить свои конструктивные навыки. Это задание особенно нравится мальчикам.

Иногда, выполняя практическую работу, дети кооперируются и создают одно задание вдвоем. Такую групповую деятельность нужно всячески поощрять, но стремиться к тому, чтобы по большей части в течение года каждый ученик проявлялся в индивидуальном творчестве.

Во внеурочной деятельности, дома ребята могут продолжить свою деятельность по созданию драконов из разных подсобных материалов: коробок, фольги, флаконов или пластиковых бутылок или др. Особенно, если Новый год будет проходить под знаком этого фантастического животного (2012 год, 2224 год и т.д.).

Урок проходит в преддверии нового года, поэтому домашнее задание может быть нацелено на создание новогодней игрушки, открытки или подарка. Созданные во внеурочное время поделки, учитель просит учеников принести на следующее занятие.

 

Урок 9 Новогодний подарок

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн).

Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги.

Выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Это последний перед каникулами урок уходящего года. На него можно принести веточки елки или сосны, и нацелить детей на Новогодний лад, на необходимость создания своими руками подарка.

Проблема занятия может возникнуть из анализа информации учебника, помещенной на 77 и 78 странице. Второклассникам будет интересно узнать о том, что в некоторых районах (округах, областях, губерниях)_Древней Руси существовала традиция каждому Новому году присваивать символ – оберег.

Сравнивая эти сведения с восточным календарём (77 страница), второклассники сделают выводы и смогут ответить на вопросы:

- Почему в разных календарях разные животные олицетворяют тот или иной год? (в разных странах, в разных климатических условиях обитают разные животные).

- Что такое оберег? (охранник, защитник).

- Почему охранником Нового года людьми было выбрано сильное животное: медведь, орел, рысь и др.? Почему – быстрое: лошадь, заяц? И т.п. (символом года было выбрано сильное животное, чтобы оно смогло справиться с невзгодами, быстрое – чтобы убежать от невзгод или др.).

- Почему символом (защитником) одного Нового года было выбрано фантастическое, не существующее животное – дракон? (дракон сочетает в себе признаки разных животных: птицы (крылья), крокодила (зубы), змеи (тело) и т.п. В совокупности, они дают образу дракона универсальные способности).

Урок можно организовать по-разному. Ученики могут создать новогоднюю открытку, на которой будет изображено то или иное животное – символ Нового года (см. задание № 34 Творческой папки), или выполнить рисунок на новогоднюю тематику. Могут смастерить сумочку для новогоднего подарка: открытки или др. Этапы изготовления сумочки показаны на 79-83 странице учебника.

Выполнение сумочки потребует определенного времени (не менее 20 мин.). Украсить сумочку можно по-разному. Предложите ребятам нарисовать рисунок на новогоднюю тематику (1/2 альбомного листа), который затем можно приклеить на сумочку. На сумочку можно приклеить любой другой рисунок, выполненный учеником в этом году на уроке или во внеурочное время.

Дома, во время каникул, ученикам предлагается сыграть с родственниками или с друзьями в художественное лото: «Шедевры Государственной Третьяковской галереи» (см. Творческую папку, 1 класс) или «Шедевры Государственного Эрмитажа» (см. творческую папку, 2 класс), а также рисовать рисунки на свободную тему, или вылепить поделки, или что-нибудь сконструировать и, по возможности, принести их на первое занятие после каникул.

Учитель просит второклассников нарисовать новые медали и украсить их, если все 12 медалей, которые есть в Творческой папке, уже учеником получены в качестве приза за хорошую работу в первом полугодии (см. задание №1 Творческой папки, 2 класс), и принести их на первое после каникул занятие.

 

 

Тематический модуль

ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА

Урок 1 Ты - художник

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учитьобсуждать содержание и выразительность афиши или пригласительного билета.

Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка.

Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе.

Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета.

Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Первый урок из этого тематического блока можно начать с игры в художественное лото: «Шедевры Государственного Эрмитажа» (см. творческую папку, 2 класс). Игра не должна длиться долго 10-15 мин. Например, до первого выигрыша. Учитель не забывает награждать медалями тех учеников, которые выиграли: раньше других закрыли карточку художественного лото.

Поскольку игра в лото рассчитана на развитие познавательного интереса учеников, то педагог может спросить ребят о тех произведениях изобразительного искусства, которые они запомнили. В специальной тетради или в Творческой папке ученики записывают фамилии художников и название их произведений (см. задание № 35 Творческой папки). Второклассники, которые запомнили, назвали и записали наибольшее количество произведений и их авторов, награждаются медалями.

Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть содержание своих Творческих папок. За полгода в них собралось около пятнадцати рисунков, а с учётом домашних работ и более.

Каждый юный художник может подготовить свою персональную выставку, экспозицию которой можно разместить в классе или дома.

Любая выставка детского рисунка, да и профессионального художника, имеет название (см. Приложение этого пособия). Рассмотрите с детьми рисунки на 87 странице учебника и афиши выставок детского изобразительного творчества на 86 странице. Спросите их:

- В каких выставках принимали участие эти рисунки?

- Глядя на рисунки, хранящиеся в Творческой папке, отберите 4-6 выразительных работ (это те работы, которые более всего нравятся ребёнку) и подумайте: Как можно назвать вашу персональную выставку, в экспозицию которой войдут отобранные рисунки? (В мире животных. Природа родного края. День-ночь. Мир сказки. Путешествие к динозаврам или др. По мере того как дети называют названия своих персональных выставок, учитель на доске печатными буквами пишет эти названия).

Творческое задание этого урока связано с изготовлением пригласительного билета на персональную выставку (см. задание 36 Творческой папки). Пригласительный билет не должен быть большого размера (альбомный лист или пол альбомного листа нужно согнуть пополам или иначе, например, треугольником, или одна сторона может быть больше другой, или в виде гармошки, или по-другому).

Если урочного времени осталось не много, то пригласительный билет может состоять только из шрифтовой композиции. В этом случае учитель просит учеников рассмотреть 140-141 страницы учебника и написать на пригласительном билете только название выставки. Или наоборот, выполнить только миниатюрный рисунок цветными фломастерами, а текст написать от руки. Название же выставки ученики могут написать дома на компьютере.

Во внеурочное время ученики на компьютере или от руки печатными буквами оформляют этикетки к каждому своему отобранному рисунку. Этикетка должна содержать следующую информацию: фамилия, имя, возраст или класс, название рисунка.

В классной комнате, в которой проводятся уроки изобразительного искусства, важно выделить стенд или специальную доску (желательно магнитную), на которой каждую неделю ученики могли бы оформлять свои персональные выставки, состоящие из 4-6 рисунков. На стенде или доске можно поместить, выполненную на компьютере или от руки надпись «Персональная выставка» и поместить фотографию ученика – автора Персональной выставки.

За Персональную выставку, которую полностью готовит и оформляет сам ученик, учитель вручает поощрительную медаль, а также грамоту или диплом.

Педагог должен создать благоприятные условия и возможности для проявления творческой активности своих учеников, решивших организовать и провести свою Персональную выставку. Во внеурочное время провести её презентацию: дети могут прочитать стихи, спеть песни, сыграть на музыкальных инструментах, поставить спектакль, пригласить на него родителей. Персональная выставка должна быть в центре внимания недели. Детские рисунки можно использовать в качестве зрительного ряда на других уроках, например, на природоведении, или на чтении ил др.

К следующему занятию попросите учеников рассмотреть домашние фотографии семейных праздников: дней рождений, Рождества, Пасхи или др. и, по возможности, принести их на следующий урок.

 

Урок 2 Семейный праздник

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Различать основные виды изобразительного искусства:

живопись, графика, скульптура.

 

Этот урок проходит интересно, когда основывается на рассматривании семейных фотографий, которые приносят дети. Если в школе есть традиция каждый месяц чествовать учеников, которые родились в этот месяц, то можно воспользоваться видео архивами и показать ученикам фрагменты презентаций, посвященных дню рождения.

Если же такой возможности нет, то рассматривание детских рисунков на 90-91 страницах учебника, вызовет в детях желание рассказать о своём дне рождения, праздничных застольях и подарках, которые им подарили в этот день.

Эти позитивные эмоции детей помогут учителю организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства, которые отражают идею государственного праздника – Рождество.

Восприятие иконографических образов Богородицы на 92 странице учебника под звуки музыки (Аве Мария (Мария, радуйся), музыка Каччини Джулио Каччини) усилит эмоциональность детских переживаний. Судьба младенца Христа и переживание за судьбу сына матерью трогают детские души. Глядя на репродукции на страницах 93-94 учебника, второклассники высказывают свои суждения, отвечая на вопрос:

- Почему мамины глаза печальны?

Семейный праздник – это важное для семьи событие. Новый год – один из самых любимых детских торжеств, связанный с украшением ёлки и получением новогодних подарков. Рождество Христово некоторые ученики воспринимают как семейный праздник, потому что вся семья ходит в храм. Сейчас всё чаще ученики вспоминают праздник Пасхи, называя его семейным, поскольку в семьях дети принимают участие в раскрашивании пасхальных яиц. Однако по-прежнему самым запоминающимся событием у многих второклассников является их день рождения. Этот день является важным для всех членов семьи и желанным для ребёнка праздником, сопряженным с дарением долгожданных подарков.

Практическую самостоятельную работу лучше провести графическими материалам, так как прорисовка деталей (см. 95 страницу учебника) очень важна для ребёнка. Необычность и некоторую «фантастичность» работе придаст тёмный лист бумаги (чёрный, темно-коричневый, темно-синий, темно-красный), ведь рисунок на нем, выполненный гелевой ручкой с белым, серым или золотым стержнем (а лучше всеми сразу), будет выглядеть очень выразительно и как-то таинственно. Глядя на рисунок семилетней Ани Ашмаренковой на 95 странице учебника (он воспроизведен в натуральную величину), второклассники с интересом осваивают выразительные возможности этой техники (см. задание № 37 Творческой папки). Светлый рисунок на тёмном фоне повышает интерес к изобразительной деятельности даже у тех детей, которые не демонстрируют особую тягу к рисованию. Этот пример лишний раз подтверждает утверждение о том, что качественный художественный материал стимулирует детскую изобразительную активность.

Рисунки восьмилетних близнецов, воспроизведенные на 95 странице учебника (Ганжа Иван и Данила), свидетельствуют о том, что каждому ребёнку свойственно своё композиционное мышление, своё авторское видение одного и того же события. Глядя на рисунки, мы видим, что интерьер комнаты, в которой стояла ёлка, юные художники - близнецы изображают по-разному.

Если этот урок проходит в канун 23 февраля, то тему «Семейный праздник» можно рассмотреть как «День рождения папы (дедушки) – главы семейства» или «Подарок для папы (дедушки, брата и т.п.) к 23 февраля – Дню защитника Отечества» и нацелить деятельность детей на изображение папы или дедушки.

Если во время практической работы, дети затрудняются с изображением человека и задают учителю вопросы: Как нарисовать фигуру человека? Как нарисовать лицо? Как нарисовать ноги и т.п.? То педагог должен графически ответить на все детские «как?».

Основная масса детей справляется с этим заданием без затруднений. Второклассники с удовольствием, посмотрев детские рисунки на 95 странице учебника, начинают рисовать себя. Но некоторые ученики могут иметь затруднения, в связи с отставанием общего и художественного развития. Для этих детей учитель мелом на доске показывает приёмы работы, изображая фигуру человека «методом от одежды». Сначала нарисуйте голову, шею, а затем рубашку, которая словно развевается на ветру (без углов, плавной линией), потом – брюки (их можно нарисовать статично или изобразить сначала прямо стоящие ноги, стереть изображение, затем – идущие, согнутые в коленях, завершить рисунок изображением ботинок и «ладоней-перчаток».

На детские вопросы, связанные с изображением лица: Как изобразить глаза? Как нарисовать нос? и т.п.), учитель отвечает графически или просит учеников самостоятельно внимательно рассмотреть детские рисунки на 90, 91, 95 страницах и произведения взрослых художников на 92-94 страницах учебника. Обычно этого бывает достаточно, чтобы дети начали свой рисунок.

Замечено, что личностно значимые для ребенка темы осваиваются детьми быстрее, а полученный в результате этого опыта навык закрепляется и становится стойким. Однако, если всё же учитель получит в качестве результата схематичное изображение человека («палка, палка, огуречик …») – не беда. Значит, у ребенка еще не сформировались психолого-физиологические предпосылки и графические умения для изображения человека пластически. Учителю нужно быть терпеливым, взять этого ребёнка на контроль, и всякий раз, при изображении человека, показывать на листе бумаги лично для него этапы рисования человека «методом от одежды».

В процессе выполнения практической работы педагог показывает классу наиболее удачные начинания. Выявляет типичные ошибки и, по возможности, помогает ученикам их устранить.

За 10 минут до конца урока начинается оценивание результатов работы. Поскольку ученики ещё не завершат рисунок, то оценивается этап работы. Простановку оценок в журнал можно начинать то с начала списка, то – с конца, то – с середины.

Дома и во внеурочное время второклассникам предлагается рассмотреть себя в зеркало и попробовать нарисовать свой автопортрет и, по возможности, принести рисунок на следующее занятие.

 

Урок 3 Портрет

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче, подруга с попугайчиком на плече и др.).

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.): точка, линия, штрих, пятно для передачи замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Принесенные учениками автопортреты, могут стать основой диалога на занятии по теме «Портрет». Для создания эмоциональной атмосферы занятия учитель может принести на урок одно, а лучше, два зеркала (одно прямоугольное, а другое – овальное). Желательно, чтобы размеры зеркал были не менее детского рисунка формата А4.

Игровая ситуация «Посмотри на себя в зеркало и нарисуй свой портрет мелом на доске» не оставит детей равнодушными. Однако перед этой игрой желательно рассмотреть репродукции, помещенные на 96-97 страницах учебника. Обратите внимание юных рисовальщиков на то, как художники изобразили глаза, нос, рот, волосы портретируемых. Здесь станет также уместны игровые ситуации: «Посмотри, как глаза (волосы, нос, шею и т.п.) нарисовал С.Боттичелли на картине «Рождение Венеры» и нарисуй их на доске», «Посмотри, как художник нарисовал нос у пожилого римлянина на фаюмском портрете и попытайся воспроизвести его на доске» и т.п.

Поскольку изображение портрета требует выполнения определенных этапов, то их показ на доске будет вполне уместным. Сначала учитель рисует овал, затем – приблизительно по середине овала – глаза, потом нос, рот, брови и уши. Прическу же можно не рисовать, ученики обычно самостоятельно справляются с их графическим изображением.

Перед практической работой учитель обращает внимание второклассников на детские рисунки, помещенные на странице 98 учебника, замечая, что в небольшое зеркало человек не может увидеть всю свою фигуру, поэтому желательно изобразить человека по пояс. А вот руки, как динамичный и важный элемент портрета, могут войти в рисунок полностью или частично. На доске нужно показать возможные варианты расположения рук или внимательно рассмотреть «Автопортрет с женой» художника А.Матвеева на с. 99 учебника.

В практической части урока дети рисуют портрет любимого человека – мамы (см. задание 39 Творческой папки).

Самостоятельную работу ученикам предлагается выполнить графическими материалами, например, маркером на цветном фоне листа или цветными фломастерами (см. задание № 38 Творческой папки) или пастелью (см. 39 задание Творческой папки). Каркас рисунка при этом выполняется коричневым или чёрным цветом с последующим расцвечиванием рисунка в тёплой или холодной гамме цветов (если времени на практическую часть остается не так много, как запланировал педагог, то нужно ограничится лишь бесцветным графическим рисунком).

По ходу практической части урока педагог поощряет удачные начинания. По окончании работы за 7-10 минут до конца урока можно организовать выставку, состоящую из 1-3 работ тех учеников, которые раньше других справились с заданием. Не зависимо от того, как ученики справились с работой, оценка за это задания должна быть позитивной. В журнал выставляются только отличные отметки. После этого урока у ребят должна сформироваться установка на то, что «изображение портрета дело не такое уж трудное, если постараться».

Во внеурочное время детям предлагается выполнить задания 40 Творческой папки и нарисовать портрет папы, рассмотреть домашние фотоальбомы, в которых хранятся свадебные фотографии родителей, братьев или сестер и т.п. и, по возможности, принести их на следующее занятие.

Урок 4 Парный портрет

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла: Серебряный юбилей, Счастливые молодожёны, Весёлые жених и невеста, Золотой юбилей или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Урок проходит в канун 8 марта – Международного женского дня. Поэтому рассматривание свадебных фотографий родителей можно организовать под девизом «Мама – невеста, как царевна, прекрасна».

Детям этого возраста свойственно идеализировать образ мамы. Мама для детей – самый добрый, любящий их, красивый на свете человек. Усилить эти чувства поможет восприятие свадебных фотографий, которые принесут дети, рассматривание картин художников и детских рисунков на 99-101 страницах учебника, а также принесенных домашних рисунков: портрет мамы, портрет папы (см. задания 38-40 Творческой папки).

Второклассники обычно с интересом рассматривают картины художников и детские рисунки. Их впечатляют изобразительные образы невесты и жениха, они с готовностью обсуждают это важное для семьи событие. Бывает так, что дети воспитываются в неполных семьях: родители по каким-то причинам разводятся. Бывают случаи, когда папа выполняет роль «воскресного родителя», бывают и другие ситуации. Зная это, учитель с особым вниманием должен относиться к ученикам из неполных семей, особенно к тем у кого нет мамы. Замечено, что часто дети из неполных семей рисуют папу с мамой вместе, хотя папа в семье не живет. Таким образом, они как бы реставрируют утрату, выражают свое желание видеть семью целиком. Бывают, конечно, случаи, когда дети рисуют портрет только одной мамы-невесты. Иногда, вместе с мамой-невестой изображают себя (разновременное совмещение). При этом можно услышать такое суждение мальчиков: «Когда я вырасту, я женюсь на маме».

Учитель с пониманием относится к разным детским замыслам. Но при обсуждении темы «Парный портрет», он, все же, обращает внимание учеников на гармонию семьи, состоящей из мамы и папы. Таким образом, ненавязчиво, педагог формирует в сознании ребёнка установку на то, что когда он вырастет, то у него будет полная семья.

Выполнение задания 42 Творческой папки «Тёплый и холодный колорит» и задание 43 «Сюжетная картина» эффективны тогда, когда практическая часть будет выполняться цветными художественными материалами.

Во время практической работы на тему «Парный портрет» (см. задание 44 Творческой папки), учитель отмечает наиболее выразительные композиции. Осуществляет индивидуальный контроль за деятельностью детей, отстающих в общем и художественном развитии, показывает им приёмы изображения на отдельном листе бумаги.

В журнал за рисунок выставляется только отличная отметка (если у ученика по каким-то причинам рисунок не получился, отрицательную оценку ставить не нужно). По итогам этого и предыдущих уроков учитель может организовать выставку «Семья в детском рисунке» и организовать её или в классе или в рекреации школы, или в специальных, отведенных для выставки местах.

К следующему уроку учитель просит ребят, по возможности, принести фотографии своих бабушек или дедушек, прабабушек или прадедушек. Дома поинтересоваться у родителей их судьбой и профессией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.226 (0.013 с.)