Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация и отличие РДА от сходных состояний
Данная классификация предложена О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг (1997г.). Основным критерием деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой – тип самого аутизма. Дети I-ой группы с аутической отрешенностью от окружающего характеризуется наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями тонуса и произвольной деятельности. Дети II-ой группы с аутическим отвержением окружающего характеризуется определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных двигательных, речевых, сенсорных и других стереотипий. Дети III-ей группыс аутическим замещением окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего – страхом. Дети IV-ой группы характеризуется повышенной ранимостью окружающим миром, менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией аффективной и сенсорной сфер. Деление РДА на вышеописанные варианты имеет также большое значение для медикаментозной и психолого-педагогической коррекции. Отличие РДА от сходных состояний. 1. Почти у каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту: он, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью. Однако подобные подозрения быстро рассеиваются, поскольку родители знают, что отсутствие реакции на социальные стимулы часто сочетается у ребенка со «сверхочарованностью» определенными звуковыми и зрительными впечатлениями, вызванными, например, восприятием шуршания, музыки, света лампы, теней, узора обоев на стене. Их особое значение для ребенка не оставляет у близких сомнений, что он может видеть и слышать. Тем не менее, имеет место аномальность реакции на сенсорные раздражители. Аномальность в данном случае — это не просто отсутствие реакции, а ее необычность: сенсорная ранимость и игнорирование стимула, парадоксальность ответа или «сверхочарованность» отдельными впечатлениями. 2. Часто возникает необходимость отграничить детский аутизм и умственную отсталость. По крайней мере, две трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании оцениваются как умственно отсталые (а половина из этих двух третей — как глубоко умственно отсталые). Необходимо понимать, что нарушение интеллектуального развития при детском аутизме имеет качественную специфику: при количественно равном коэффициенте умственного развития ребенок с аутизмом по сравнению с ребенком-олигофреном может проявлять большую сообразительность в отдельных областях и значительно худшую адаптацию к жизни в целом.
3.В некоторых случаях необходимо отличать речевые трудности при детском аутизме отдругих нарушений речевого развития. Часто первые тревоги возникают у родителей аутичных детей именно в связи с необычностью их речи. Странная интонация, штампы, перестановка местоимений, эхолалии — все это проявляется так ярко, что проблем дифференциации с другими речевыми расстройствами, как правило, не возникает. Однако в некоторых, а именно самых тяжелых и самых легких, случаях детского аутизма трудности все же возможны. В самом тяжелом случае — случае мутичного (не пользующегося речью и не реагирующего на речь других) ребенка может встать вопрос о моторной и сенсорной алалии (отсутствии речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия — невозможность говорить, сенсорная — непонимание речи). Мутичный ребенок отличается от страдающего моторной алалией тем, что иногда может непроизвольно произносить не только слова, но даже сложные фразы. Труднее решить вопрос о сенсорной алалии. Глубоко аутичный ребенок не сосредотачивается на обращенной к нему речи, она не является инструментом организации его поведения. Понимает ли он то, что ему говорят, сказать трудно. Опыт показывает, что даже если он и пытается сосредоточиться на инструкции, то не удерживает ее в сознании целиком. В этом он сходен с ребенком, испытывающим трудности в понимании речи. С другой стороны, аутичный ребенок может иногда адекватно воспринимать и учитывать в поведении относительно сложную информацию, полученную из речевого сообщения, обращенного к другому человеку. Самым же главным идентифицирующим признаком является характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации: в отличие от ребенка с чисто речевыми трудностями,он не пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами.
4. Важноразграничивать детский аутизм и шизофрению. С их смешением связано множество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний в семьях аутичных детей. Западными специалистами связь детского аутизма и шизофрении полностью отрицается. Известно, что шизофрения является наследственным заболеванием. Проведенные исследования показали, что среди родственников аутичных детей нет накопления случаев заболевания шизофренией. В России же до недавнего времени между детским аутизмом и детской шизофренией в большинстве случаев просто ставился знак равенства, что тоже подтверждалось многочисленными клиническими исследованиями. Это противоречие объясняется различием в понимании шизофрении в разных клинических школах. Большинство западных школ определяет ее как болезненный процесс, сопровождающийся острыми психическими расстройствами. Господствовавшие до недавнего времени российские психиатрические школы относили к шизофрении и вялотекущие болезненные процессы, нарушающие психическое развитие ребенка. При первом понимании связь с аутизмом действительно не прослеживается, при втором — детский аутизм и шизофрения могут пересекаться. 5. Необходимо различать синдром детского аутизма и нарушения общения, обусловленные особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Такие нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте ребенок лишен возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком, т. е. в случаях так называемого детского госпитализма. У детей, воспитывающихся в домах ребенка. нехватка эмоциональных контактов с людьми, недостаток впечатлений часто вызывают серьезную задержку психического развития У них возможно развитие особой стереотипной активности, призванной компенсировать недостаток контактов с миром. Однако стереотипные действия не носят при госпитализме такого изощренного характера, как при детском аутизме. Ребенок с госпитализмом, попав в нормальные условия, может компенсироваться, по сравнению с аутичным, гораздо быстрее, поскольку у него отсутствуют внутренние препятствия для эмоционального развития. Другой причиной психогенного нарушения общения может быть отрицательный невротический опыт ребенка: перенесенная травма, несостоятельность во взаимодействии с другим человеком. Нарушение общения здесь избирательно и касается отдельных, тяжелых для ребенка ситуаций. Если невротический опыт повлек за собой избирательный мутизм, проявляющийся лишь в особых обстоятельствах, то в игровой ситуации контакт с близкими и с детьми сохраняется.у ребенка с нарушениями психогенного характера. В случае детского аутизма возможность коммуникации нарушена в целом, причем наиболее трудна для таких детей организация именно необязательных игровых контактов со сверстниками.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие критерии лежат в основе классификации О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг? 2. Какие группы детей с РДА выделяются? 3. От каких сходных состояний следует отличать РДА? Обоснуйте эти отличия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.011 с.) |