Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и становление политических и правовых идей в средневековой Руси.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Лекция 6-7 Тема. Формирование и развитие русской политико-правовой мысли XI – XVII вв.
1) Политико-правовые идеи Древней Руси. · Общая характеристика политико-правовой мысли Древнерусского государства. Первый русский политический трактат митрополита Илариона "Слово о законе и благодати". Соотношение Закона и Благодати (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности. · "Моление Даниила Заточника". Образ великого князя, его права и обязанности. Сила и Гроза в княжеской власти.
2) Политико-правовые учения России в XV-перв. полов.XVIIвв. · Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). · Политическая концепция Филофея «Москва - Третий Рим». · Политико-правовые идеи воззрения Федора Карпова. · Политические и правовые взгляды Зиновья Отенского. · Политическая программа И.С. Пересветова. · Политические взгляды Ивана Грозного. · Политические воззрения А.М. Курбского. · Политические учения Ивана Тимофеева.
Главная задача гос-ва – помощь церкви в преследовании ее врагов – еретиков.
Учение Иосифа было значительным явлением в политич. мысли России XV-XVIвв. Он первым в истории русской полит. мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушением предъявляемых к ней требований.
Лекция 8 Лекция 6-7 Тема. Формирование и развитие русской политико-правовой мысли XI – XVII вв.
1) Политико-правовые идеи Древней Руси. · Общая характеристика политико-правовой мысли Древнерусского государства. Первый русский политический трактат митрополита Илариона "Слово о законе и благодати". Соотношение Закона и Благодати (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности. · "Моление Даниила Заточника". Образ великого князя, его права и обязанности. Сила и Гроза в княжеской власти.
2) Политико-правовые учения России в XV-перв. полов.XVIIвв. · Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). · Политическая концепция Филофея «Москва - Третий Рим». · Политико-правовые идеи воззрения Федора Карпова. · Политические и правовые взгляды Зиновья Отенского.
· Политическая программа И.С. Пересветова. · Политические взгляды Ивана Грозного. · Политические воззрения А.М. Курбского. · Политические учения Ивана Тимофеева.
Возникновение и становление политических и правовых идей в средневековой Руси. Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства, составление первого правового сборника (Русская правда), установление сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, образование русского централизованного государства, абсолютизм – все это способствовало развитию политико-правового мышления.
До 15в. политико-правовая мысль находит отражение в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, «поучениях» князей.
С именем Великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054гг.), проводившего ряд серьезных мероприятий по укреплению суверенитета Русского государства, связана первая запись древнерусского права (Русская правда). Понятие «правда» обозначало волю верховной власти, право «карать и миловать», высшую справедливость (под законом понимается реализация божественной воли). Ярослав ввел церковный Устав, который наряду с византийскими каноническими положениями содержал отечественные нормы. Он собрал вокруг себя переводчиков и писателей, которые знакомили русских людей с текстами Аристотеля, Платона, Демокрита и др. древнегреческих мыслителей.
Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан киевским митрополитом Иларионом (середина XI в.), первого киевского митрополита русского происхождения, избрание которого поддержал Ярослав Мудрый в целях утверждения суверенитета государства, освобождения от опеки Византии в церковных делах. Вместе с Ярославом Мудрым участвовал в составлении Русской правды и церковного устава, определявшего политическое и правовое положение церкви.
«Слово о законе и благодати» состоит из 3-х частей:
1 часть – дает религиозно-правовую концепцию мира, определяет понятие «закон» как внешнее предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, а «истину» - как выражение высокого нравственного состояния человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительный и определяющий характер которого очевиден.
Закон определяет внешние проступки людей до того момента, пока люди не постигли истины. Закон – слуга истины – достигнутой благодати (Закон – свет луны, а истина – луч солнца). Закон не делает людей свободными, ибо рабское исполнение внешних проявлений не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Однако закон и истина не противопоставляются друг другу, - истина воспринимается человечеством благодаря закону. 2 часть – посвящена Русскому государству, сущностью которого провозглашается божественная воля. Глава государства – князь – является «наместником» небесного государства и занимает престол по наследству. Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основана на законе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.006 с.) |