Экономических, политических и научных проблем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономических, политических и научных проблем.



Интервью – протокол имеет целью получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики. Интервьюер задает вопросы, не переспрашивая и не уточняя, не высказывая собственного мнения.

Цель интервью предопределяет коммуникативную ситуацию в студии, непосредственно влияет на вербальное и невербальное поведение коммуникантов. «Содержательное поле» интервью, набор языковых средств, используемых интервьюером и интервьюируемым, композиционно-структурная организация беседы варьируется в зависимости от типа интервью.

Научные разработки многих российских лингвистов, учебники по тележурналистике содержат подробные описания разных типов интервью, их целей и задач [Голанова,1993; Свищев, 1998; Заигрина, 1998; Багиров, 1987; Кузнецов, 1980].

По мнению Голановой Е.И., рациональной классификацией можно считать деление всех типов интервью на две категории: интервью проблемные и интервью – портреты.

Определенный интерес представляет градация интервью по степени их официальности. Самым рутинным, не предполагающим отклонений от нормы, является интервью – протокол. Наименее предсказуемым по характеру вопросов и ответов является ток-шоу, что объясняется большим количеством участников программ подобного типа. Степень официальности интервью является модификатором вербальных и невербальных параметров коммуникации в ходе интервью. «От степени официальности зависит … степень контроля за речью…соблюдение норм этики и литературности» (Девкин, 1981, С.160).

Количество участников, дизайн студии, стиль общения, количество и качество этикетных речевых форм, эмоциональная окраска, мимика, жест, все поведение собеседников ведут к успеху или, наоборот, быстрому исчезновению программы с телеэкрана.

Популярность интервью–программ во многом зависит от индивидуальных способностей участников передачи, от творческой манеры, «почерка» интервьюера. Быстрота реакции, умение ориентироваться в любых обстоятельствах, тактично выходить из любого затруднительного положения – неотъемлемые качества тележурналиста. Так, популярность передач Сергея Доренко основана на сенсационности информации и умении журналиста убеждать собеседника и телезрителя; «Русский век» Андрея Караулова отличает психологическая и языковая раскрепощенность, создание своего рода «конфликтных ситуаций», разрешение которых делает «портреты» интервьюируемых яркими, разносторонними. Вопросы в интервью Евгения Киселева характеризуются традиционностью, естественностью, очень подробны. Журналист настойчив в получении ответа на поставленный вопрос. Интервью Светланы Сорокиной в цикле программ «Герой дня» можно считать образцом журналистской этики (корректность, доброжелательность, соучастие).

Личные характеристики и качества коммуникантов являются основой для дифференциации интервью по статусно - ролевому положению журналиста и гостя студии, степени социально-психологической близости между участниками общения. Психолингвисты выделяют два типа межличностных взаимоотношений участников коммуникации в условиях публичного диалога: доминация и равенство.

Для большинства интервью, звучащих с российского телеэкрана, нормой является коммуникативная ситуация «равенства» партнеров (и с социальной, и с языковой точки зрения). Коммуникативная ситуация доминирования встречается на российском экране гораздо реже (некоторые политические и протокольные интервью).

Несмотря на индивидуальный стиль и характер ведения передач отдельными журналистами, существуют общие закономерности, лежащие в основе любого интервью. Это - структурно–композиционная организация: вступление, основная часть, заключение, тематическое развертывание (монотематическое, политематическое интервью), целевая направленность интервью, вербальные и невербальные составляющие взаимодействия коммуникантов, соблюдение этикетных норм общения, соблюдение языковых норм, динамика эмоциональности диалога, темп речи, объем интервью, типы используемых речевых актов.

Интервью, будучи одним из самых ярких образцов «публичного общения», оказывает «нормирующее и популяризирующее влияние в области языка и коммуникации в целом» (Свищев, 1998, С.5). В связи с этим следует отметить двоякую направленность информации, представленной в интервью – функционирование в межличностной коммуникации и адресованность информации зрителям.

Несомненный интерес для психологов, социологов, психо- и социолингвистов, этнопсихолингвистов представляет подробный глубокий анализ и сравнение учебников для теле- и радиожурналистов разных социумов, пособий по общению с целью выявления и сопоставления основ теории и практики профессии, влияние которой на сознание, мышление и поведение нации переоценить невозможно.

Изучение реального поведения тележурналистов в эфире, например, в коммуникативной среде интервью, и степени соответствия позиции журналиста, его социальной и профессиональной роли теоретическим нормам этикета, исследование степени реализации прагматических установок журналиста телевидения - важный этап в изучении национального характера, специфики мировосприятия, системы ценностей, коммуникативного поведения различных этногрупп.

Российские учебники по тележурналистике содержат классификации интервью, описание целей проведения различных типов интервью, рекомендации по выбору темы, указания на способы ее решения, советы по выбору собеседника, установлению с ним контактов, некоторые замечания по ведению передачи (строго придерживаться обусловленного хронометража, тщательно продумывать и отбирать лексику для вопросов и реплик, правильно ставить вопрос, сохранять единство стиля речи). Подчеркивается зависимость успеха интервью от эрудиции интервьюера, достаточного знания предмета беседы, быстроты реакции, от умения сопоставлять аргументы и делать выводы, от владения устной речью и искусством диалога. По утверждению М. Зарвы, первоосновой интервью является слово. Следовательно, существует необходимость досконального знания говорящим современных литературных норм, владение техникой речи.

В настоящее время существует значительное количество российских теоретических трудов и практических пособий по обучению культуре и технике речи. Существует целый ряд переведенных изданий, посвященных осмыслению данной сферы деятельности. Большое количество теоретических концепций и практических рекомендаций по данной теме содержится в книгах зарубежных авторов, не переведенных на русский язык. Определенный интерес представляют учебные пособия, предназначенные для обучения тележурналистов «секретам мастерства» ведения телепередач в различных жанрах (Возможно, российских аналогов данным разработкам американских и английских специалистов в области телекоммуникации пока что нет.

По определению Никки Стэнтона в книге “Communication” интервью - это «любой планируемый и контролируемый разговор между двумя (или более) людьми, который ведется с определенной целью (с позиций хотя бы одного из участников) и во время которого оба говорят или слушают по очереди. Наличие цели, планирования и контролируемого взаимодействия в проведении интервью отличает его от повседневного общения». (Stanton Nicki, 1990)

Цели интервью могут быть различными, но все интервью так или иначе связаны с получением информации, передачей информации, уточнением информации – другими словами, обменом информацией.

По типу информации интервью подразделяются на:

· Сообщение описания (свидетельство очевидца);

· Сообщение фактических знаний (объяснение, интервью с экспертом, специалистом);

· Сообщение «поведения» – интервью определяет прошлое, настоящее и будущее поведение интервьюируемого;

· Сообщение позиции и мнения (интервью – оценка, интервью – мнение);

· Сообщение ощущений \ чувств (эмоционального и физического состояния интервьюируемого);

· Сообщение системы взглядов и ценностей (интервью – портрет);

Некоторые из этих типов сообщений, в частности, последние три связаны скорее с субъективными, нежели объективными, биографическими данными. Интервью сохраняет свое значение как средство получения информации, несмотря на затраты времени и денег, несмотря на критику его надежности, так как является единственным средством получения определенного субъективного типа информации и в связи с тем, что значительная часть этой информации передается невербально.

Для сопоставительного анализа в данном исследовании отбирались тексты, принадлежащие различным типам устной речи. Эти типы выделяются на основании комбинации различных значений главных параметров: (а) официальность / неофициальность ситуации, в которой реализуется данный тип речи; (б) тип материала (информационный / личностный), (в) тип интервью (интервью-мнение, интервью – объяснение, интервью - портрет).

В качестве объектов анализа выделены следующие типы устной речи:

· литературная устная речь, реализующаяся в ситуации официального общения (деловое интервью, политическое интервью);

· разговорная речь, реализующаяся в ситуации неофициального общения (творческое интервью).

Телевизионная речь давно привлекает к себе внимание исследователей, но до недавнего времени это были работы почти исключительно в области журналистской практической стилистики. Комплексный коммуникативный анализ интервью как речевого жанра только начинается. В настоящее время появился ряд работ по исследованию современной телевизионной речи с точки зрения взаимодействия устной/письменной, спонтанной/ неспонтанной речи (О.А.Лаптева, 2000), с точки зрения теории речевых жанров (М.И.Шостак, 1998), а также с точки зрения структуры публичного диалога (Е.И.Голанова, 1996). Интервью как один из ведущих жанров публичного диалога анализировалось со стороны его структурно-композиционных параметров, наиболее распространенных типов и разновидностей этого жанра. Что касается лингвостилистических особенностей текста современного публичного диалога, то они рассматривались до сих пор преимущественно в нормативном аспекте. В прагматическом же аспекте публичный диалог еще не был освещен (Ухова, 2002, С.5).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.122 (0.013 с.)