Товароведение и экспертиза товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товароведение и экспертиза товаров



СОДЕРЖАНИЕ, ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНАМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ

1. Товароведение как научная дисциплина

Предмет, цели и задачи товароведения. Объект товароведения. Жизненный цикл продукции. Общая и специальная часть товароведения. Основные вопросы, изучаемые товароведением. Методы товароведения. Задачи товароведения. Понятие товара. Классификация продукции по сфере реализации, по сфере изготовления, по степени переработки. Нормативно-правовая база товароведения. История развития товароведения.

Классификация товаров

Цели, задачи и значение классификации. Общие правила и методы классификации. Иерархический и фасетный метод классификации. Развитие единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Системы классификации и кодирования товаров. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. Общероссийский классификатор продукции. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Штриховое кодирование

Эволюция штрихового кодирования. Штриховые коды EAN-8, EAN-13, ITF-14. Структура кода. Штриховое кодирование на единичной и групповой упаковке. Технология использования штрихового кодирования. Радиочастотная идентификация.

Ассортимент товаров

Виды ассортимента. Характеристики товарного ассортимента. Формирование и управление ассортиментом. Свойства и показатели ассортимента: ширина, глубина, новизна, устойчивость, рациональность.

Качество товаров

Понятие качества товаров. Факторы, обеспечивающие качество на различных стадиях жизненного цикла продукции. Классификация свойств товаров. Химические свойства. Физические свойства: внешние параметры, теплофизические, оптические, акустические, электрические свойства. Физико-химические свойства. Биологические свойства. Номенклатура потребительских свойств. Функциональные свойства. Свойства надежности. Эргономические, эстетические свойства. Свойства безопасности. Экологические свойства. Понятие и методы оценки качества продукции. Методы определения значений показателей качества продукции: объективные, эвристические методы. Виды контроля качества. Сплошной и выборочный контроль. Приемочный контроль по качественному и альтернативному признаку. Одно-, двух- и многоступенчатый контроль качества. Градация товаров по качеству. Виды дефектов. Действия с несоответствующей продукцией.

Информационное обеспечение товара.

Роль информации о товаре. Виды товарной информации. Общие требования к информации о товарах. Маркировка товаров: транспортная, эксплуатационная, экологическая и т.д. Виды торговой маркировки: этикета, кольеретка, бирка, вкладыш, контрольная лента, клеймо, штамп.

Экспертиза товаров

Понятие, цели и задачи экспертизы товаров. Идентификация и фальсификация товаров. Виды и методы экспертизы. Организация и порядок проведения экспертизы. Классификация выводов экспертов. Требования к выводам экспертизы. Процедура проведения экспертизы технического уровня качества товаров. Порядок и последовательность проведения экспертизы качества товара и количества товарных мест и/или товара. Экспертиза контрактов (договоров) в части требований к качеству и процедурам его подтверждения. Экспертиза качества образцов товара перед заключением контракта и/или перед поставкой. Предотгрузочная инспекция отправляемой партии товаров по количеству и качеству. Приемочная экспертиза полученной партии товаров по количеству и качеству, а так же по состоянию упаковки и маркировки.

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Товар как объект коммерческой деятельности. Жизненный цикл товара.

2. Ассортимент товаров. Его роль на рынке. Виды ассортимента. Свойства и показатели ассортимента. Формирование и управление ассортиментом товаров.

3. Классификация и кодирование товаров. Методы классификации товаров.

4. Статистический приемочный контроль товаров по альтернативному признаку. Одноступенчатые и двухступенчатые планы контроля.

5. Качество продукции: факторы, оказывающие влияние, номенклатура показателей.

6. Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Основные положения.

7. Оценка технического уровня и качества продукции. Виды контроля качества продукции.

8. Штриховое кодирование товаров. Технология использования штрих-кода в коммерческой деятельности.

9. Экспертиза товаров: задачи, методы и порядок проведения.

10. Виды экспертизы.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров./под ред. И.Ш. Дзахмишева. – М.Дашкова и К., 2009. – 360 с.

2. Пучкова Ю.С. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Формы и методы активного обучения. – М.: Дашков и К, 2008. – 192 с.

3. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н./Д: Феникс, 2007. – 480 с.

4. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. / Под ред. Шевченко В.В. и др. – М.:Инфра-М.,2009. – 752 с.

5. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация. / Под ред. В.Я.Горфинкель – М.: Юнити-Дана, 2008. – 239 с.

Дополнительная литература

1. Жиряева Е. В. Товароведение. – СПб.; Питер, 2002. – 416 с.

2. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: Высш. образование, 2007. – 210 с.

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ Дана, 2007. – 671 с.

4. Маренков Н.Л., Мельников В.П., Смоленцев В.П. Схиртладзе А.Г. Управление обеспечением качества и конкурентоспособностью продукции. Сер. «Высшее образование», М.: Нац. ин-т бизнеса. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004, – 512 с.

5. Теплов В. И., Сероштан М. В., Боряев В.Е., Панасенко В. А. Коммерческое товароведение: учеб. М.: Изд. дом «Дашков и К», 2006.– 620 с.

6. Чечеткина Н.М., Путилина Т.И., Горбунова В.В. Товарная экспертиза. Сер. «Учеб. и учеб. пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 512 с.

7. Яблонский О. П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 448 с.

 

БИРЖЕВОЕ ДЕЛО

Биржевой товар

Понятие биржевого товара. Требования, предъявляемые к биржевому товару. Классы биржевых товаров. Характерные черты вещественного биржевого товара. Группы вещественных биржевых товаров. Требования к качеству и количеству вещественного биржевого товара. Источники информации о качестве биржевого товара. Ценные бумаги – биржевой товар. Классы ценных бумаг. Валюта как биржевой товар. Понятие валюты и валютного курса.

Организация биржевого торга

Основные разделы биржевых правил. Участники биржевых торгов. Процедура допуска биржевого товара к торгам. Листинг ценных бумаг. Договор на оказание брокерских услуг. Гарантии клиента на исполнение обязательств. Торговые поручения и их виды. Основные требования к биржевому операционному залу. Механизм ведения биржевого торга.

Биржевые сделки

Понятие и основные признаки биржевых сделок. Виды биржевых сделок. Сделки с реальным товаром. Сделки с реальным товаром с немедленной поставкой (физические сделки). Сделки на реальный товар с поставкой в определенный срок в будущем (форвардные сделки). Фьючерсные сделки. История и причины возникновения фьючерсной торговли. Отличительные особенности фьючерсных сделок. Основные характеристики фьючерсного контракта. Способы ликвидации фьючерсных контрактов. Опционные сделки. Виды опционов. Действия сторон при заключении опционной сделки. Способы прекращения обязательств по опционным сделкам. Комбинации опционов. Расчеты по биржевым сделкам. Виды банковских и кредитных средств платежа. Клиринговый механизм гарантирования обязательств сторон.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Отличительные черты биржевой торговли и современные тенденции ее развития.

2. Биржа как организатор торговли: функции и виды бирж.

3. Биржевые товары: отличительные черты, виды и требования к качеству. Процедура допуска биржевого товара к торгам.

4. Организация биржи и ее управление: членство на бирже, органы управления биржей. Биржевое посредничество.

5. Организация биржевого торга. Механизм ведения биржевого торга.

6. Понятие и виды биржевых сделок, их характеристика.

7. Фьючерсные сделки: отличительные особенности и порядок заключения.

8. Опционные сделки. Комбинации опционов.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Биржевое дело: Учебник / под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 303 с.

2. Дегтярева В.А. Биржевое дело. – М.: Магистр, 2009. – 623 с.

3. Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевое дело. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.

Дополнительная литература

1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Инфра-М, 2002. – 270 с.

2. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. – М., 2009. – 418 с.

3. Галанов В.А. Ценные бумаги. – М.: Инфра-М, 2008. – 288 с.

4. Закарян И. Особенности национальных спекуляций или как играть на российских биржах. – М.: Омега-Л, 2007. – 352 с.

5. Резго Г.Я., Храмцова Е.Р. Современные технологии биржевого рынка (хеджирование и спекуляция на биржевом рынке). – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 187 с.

6. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: Юнити, 2003. – 501 с.

7. Салин В.Н., Добашина И.В. Биржевая статистика: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

8. Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА

Логистика закупок

Сущность и задачи логистики закупок. Преимущества закупки. Принципы взаимоотношений с поставщиками. Организация материально-технического снабжения предприятий с участием посредников. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов. Определение метода закупок. Оптимизация размеров поставляемых партий. Документальное оформление заказа. Закупки и организация собственного производства. Получение и кодирование поставляемой продукции.

Управление запасами

Категория товарно-материальных запасов. Виды запасов. Классификация запасов по месту нахождения, по исполняемой функции, по времени. Технологические и переходные запасы. Запасы объемом в одну партию товара. Единица учета запасов. Правило Парето.

Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Система с фиксированным интервалом между заказами. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Система управления запасами «Минимум- максимум».

Учет сбоев поставки и потребления продукции. Методика проектирования логистической системы управления запасами.

Основы стандартизации

Общие сведения о стандартизации. Основные понятия, термины и определения. Принципы и методы стандартизационной деятельности. Порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов и других нормативных документов. Единая система классифицирования и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. Государственная система стандартизации РФ. Международная и межгосударственная деятельность по стандартизации.

Основы метрологии

Метрология, ее задачи и роль в народном хозяйстве. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Основные метрологические понятия, термины и определения. Единицы физических величин и их системы.

Международная система единиц физических величин. Виды и методы измерения физических величин. Средства измерений, их метрологические характеристики. Погрешности измерения. Точность результата измерения. Обработка результатов измерений.

Государственная система обеспечения единства измерений и метрологическая служба РФ.

Основы сертификации

Основные цели и принципы сертификации. Определения. Правовая основа сертификации в РФ и за рубежом. Российская система сертификации ГОСТ Р.

Схемы сертификации, используемые третьей стороной. Правила проведения работ в области сертификации. Системы сертификации однородной продукции. Система сертификации пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья. Система сертификации непродовольственных товаров.

Ответственность за нарушения правил обязательной сертификации. Контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации. Сертификация импортных товаров. Сертификация за рубежом.

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Экономические проблемы качества и пути их решения методами стандартизации, метрологии и сертификации.

2. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: основные положения и область применения.

3. Категории и виды стандартов.

4. Виды классификаторов.

5. Структура, область применения и основные положения закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

6. Характеристика государственного метрологического надзора.

7. Обязательная и добровольная сертификация.

8. Порядок проведения сертификации продукции в РФ.

9. Сертификация услуг.

10. Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации.

11. Юридическая ответственность за правонарушения в области стандартизации и сертификации.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Басаков М. И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации (на основе Федерального закона «О техническом регулировании»). Конспект лекций / М.И. Басаков. 2-е изд., испр. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192 с.

2. Герасимова Е. Б., Герасимов Б. И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 224 с. – (Профессиональное образование).

3. Метрология. Стандартизация. Сертификация. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии, направлениям экономики и управления / [А.В.Архипов и др.]; под ред. В.М. Мишина – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 495 с.

4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 711 с.

5. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / И.М. Лифиц. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: – Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009. – 315 с.

6. Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для вузов / Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И. Лактионов. – М.: Высш. шк., 2006. – 800 с.

7. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.

Дополнительная литература

1. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. – М.: Издательство «Ось – 89», 2000. – 224 с. (Библиотека предпринимателя).

2. Закон РФ от 26.06. 2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

3. Закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». – «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (Ч.1), ст. 5140

4. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26). – Издательство стандартов, 2000. –12с.

5. Правила ПР 50.1.003 – 94. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за соблюдением за сертифицированной продукцией (работами, услугами). – Издательство стандартов,1994. – 8с.

6. Правила ПР 50.2.003 – 94. Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. – Экономика и жизнь, №1, 1995.

7. Правила ПР 50.2.004. Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при расфасовке и продаже. – Экономика и жизнь, №1, 1995.

8. Р 50.3.001 –99. Оплата работ по сертификации продукции и услуг. – Издательство стандартов, 1999. – 10с.

 

МАРКЕТИНГ

Маркетинговый анализ рынка

Характеристика основных элементов маркетинговой среды на макро- и микроуровне. Изучение потенциальных контрагентов, фирм, объединений и организаций, включая некоммерческие и государственные, которые могут стать покупателями или поставщиками интересующих предприятие товаров (услуг, работ). Изучение конкурентов, действующих на целевых рынках, их товаропроводящей и сервисной сети. Оценка и учет сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов (SWOT – анализ).

Значение сегментации и основные способы сегментации. Сегментация потребителей и выбор целевого рынка. Основы рыночного позиционирования.

Маркетинговые исследования

Маркетинговая информация: понятие, назначение, свойства. Источники информации для целей маркетинга. Первичная и вторичная информация. Система маркетинговой информации предприятия: понятие, состав, назначение, принципы организации и функционирования.

Методы сбора первичной маркетинговой информации. Опрос: определение, сущность, назначение, преимущества и недостатки. Виды опроса, их сравнительные преимущества и недостатки. Порядок и правила разработки и оформления анкеты. Виды вопросов и их назначение. Правила формулирования вопросов и вариантов ответов. Наблюдение: определение, сущность, преимущества и недостатки. Классификации наблюдения по критериям: структурированность, степень открытости, способ проведения. Виды эксперимента: лабораторный и полевой. Формы пробного маркетинга. Проблемы использования пробного маркетинга. Правила его подготовки и стадии проведения.

Общая процедура проведения маркетингового исследования. Зависимость процесса (алгоритма) от вида и целей исследования. Понятие выборочной совокупности. Преимущества выборочных исследований. Основные проблемы выборки. Определение объема выборки.

Маркетинг в отраслях

Международный маркетинг. Стратегии выхода на зарубежный рынок. Стратегии производства товара и его продвижения на зарубежный рынок.

Маркетинг в сфере услуг. Понятие услуг, их отличие от товара. Классификация услуг. Комплекс маркетинга услуг. Сервисное обслуживание потребителей.

Интернет-маркетинг. Цикл развития Интернет-пользователя. Сайт как основной маркетинговый инструмент Интернет. Комплекс Интернет-маркетинга. Сегментация пользователей Интернет. Мотивация присутствия в Интернет. Коммерческие серверы Интернет.

Маркетинг территорий. Сущность и разновидности территориального маркетинга. Стратегии маркетинга территорий. Маркетинг страны. Маркетинг региона, маркетинг города.

Маркетинг и общество. Критика маркетинга со стороны общества. Действия общественных движений по регулированию маркетинга. Меры регулирования маркетинга. Моральные принципы маркетинга. Маркетинг организаций. Маркетинг отдельных лиц. Общественный маркетинг.

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Сущность маркетинговой деятельности. Особенности маркетинга на различных типах рынков.

2. Анализ маркетинговой среды.

3. Сегментация рынка, выбор признаков сегментации, оценка ее эффективности.

4. Технология маркетингового исследования.

5. Емкость рынка: понятие и методы оценки.

6. Сущность товарной политики. Жизненный цикл товара, услуги: характеристика основных этапов и задачи маркетинга.

7. Торговая марка и брэнд. Порядок регистрации и защита товарного знака в РФ.

8. Конкурентоспособность и подходы к ее определению.

9. Ценовая политика: содержание и основные задачи. Методы ценообразования. Ценовое стимулирование продаж.

10. Сущность сбытовой политики. Управление каналами распределения и сбыта.

11. Маркетинговые коммуникации, их назначение и виды.

12. Реклама: виды, способы распространения. Законодательное регулирование рекламы.

13. Стимулирование сбыта: виды мероприятий и порядок разработки стимулирующих программ.

14. Конкуренция: понятие и виды. Разработка стратегии конкурентной борьбы.

15. Особенности маркетинга услуг.

16. Интернет-маркетинг: сегментация пользователей Интернет, сайт как основной маркетинговый инструмент.

17. Маркетинг и общество: критика маркетинга со стороны общества, моральные принципы маркетинга.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Азарян Е.М. Международный маркетинг. – М.: Студцентр, 2003. – 202с.

2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. – М.: Кнорус, 2008. – 672 с.

3. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учеб. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб:Питер, 2008. – 736 с.

4. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 787 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 896 с.

6. Крылова Г.Д., М.И.Соколова Маркетинг. Теория и практика. – М.: ЮНИТИ, 2004 – 655с.

7. Маслова Т.Д. Маркетинг: Учеб. / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук; Л. Н. Ковалик. – 3-е изд.,перераб. и доп., Рек.УМО. – СПб: Питер, 2008. – 384 с.

8. Моисеева Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304с.

9. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 560 с.

Дополнительная литература:

1. Гражданский Кодекс РФ, гл.76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания.

2. Федеральный Закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 22.02.2006 г.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208с.

4. Багиев Г.Л. Международный маркетинг. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.

5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 320 с.

6. Божук С.Г., Л.Н.Ковалик Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 304 с.

7. Веснин В.Р. Стратегическое управление. – М.: Проспект, 2009. – 256 с.

8. Дей Д. Стратегический маркетинг. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

9. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Ерёмин. – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.

10. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. – М.: Филинъ, 1997 – 296 с.

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Основы управления качеством

Основополагающие категории и понятия по управлению качеством. Значение системного подхода в управлении качеством. Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством. Современные тенденции и направления развития управления качеством.

Общие методологические положения управления качеством. Общесистемные принципы управления качеством. Условия, влияющие на эффективность управления качеством. Основные компоненты механизма современного управления качеством. Стратегии управления качеством и политика в области качества. Целевые программы в механизме управления качеством.

Сущность и характеристика экономических, административных и социально-психологических методов управления качеством. Особенности их использования в современных условиях.

РЕКЛАМА И КОММУНИКАЦИИ

Классификация рекламы

Признаки классификации рекламы: сконцентрированность на отдельном сегменте, размер территории, способ, характер воздействия, использование творчески инструментов и т.д. Коммерческая реклама: фирменная, корпоративная, кооперированная. Некоммерческая реклама: социальная, политическая, личности территории.

Основные признаки классификации рекламных средств. Реклама в прессе. Печатная реклама. Аудиовизуальная реклама. Теле- и радиореклама. Рекламные сувениры. Реклама в Интернет. Особенности различных рекламных средств, их достоинства и недостатки.

Железнодорожный транспорт

Состав МТБ железнодорожного транспорта. Характеристика основного состава МТБ железнодорожного транспорта (вагоны, грузовые станции и др.). Основная транспортная документация (накладная, дорожная ведомость, квитанция о приеме груза, корешок дорожной ведомости).Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт

Классификация автомобильного транспорта. Классификация грузовых автомобильных перевозок. Состав МТБ автомобильного транспорта. Основная транспортная документация (договор перевозки груза, договор об организации перевозок, договор транспортной экспедиции, товарно-транспортная накладная, путевой лист, отгрузочная спецификация).Преимущества и недостатки автомобильного транспорта.

Морской транспорт

Морской транспорт, его особенности. Классификация морского транспорта. Основные функции морского транспорта. Состав МТБ морского транспорта. Характеристика отдельных элементов МТБ транспорта. Формы организации морского судоходства. Преимущества и недостатки морского транспорта.

Внутренний водный транспорт

Состав МТБ внутреннего водного транспорта. Характеристика отдельных элементов МТБ внутреннего водного транспорта. Речные пути, каналы, порты. Формы речного судоходства.Преимущества и недостатки внутреннего водного транспорта, его особенности. Основные цели, задачи и принципы развития внутреннего водного транспорта.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт, его особенности. Состав МТБ воздушного транспорта. Характеристика отдельных элементов МТБ воздушного транспорта. Преимущества и недостатки воздушного транспорта. Основы организации перевозок пассажиров, грузов, почты и багажа автокомпаниями России. Характеристика грузов, перевозимых воздушным транспортом.

Трубопроводный транспорт

Магистральный трубопроводный транспорт. Состав МТБ транспорта. Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта. Номенклатура грузов, транспортируемых этим видом транспорта.

Маршрутизация перевозок

Понятие маршрутизации перевозок. Задачи маршрутизации перевозок. Классификация маршрутов. Факторы, влияющие на маршрутизацию перевозок.

Понятие интермодальной и мультимодальной перевозки. Основные признаки интермодальной и мультимодальной перевозки. Основные положения интермодальной перевозки.

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ ПРОДАЖ

Подготовка к продаже

Организационно-техническая и информационная подготовка к продаже. Поиск новых клиентов. «Холодные звонки» (телемаркетинг) – технология продаж по телефону. Типология клиентов. Планирование работы с разными типами клиентов, расстановка приоритетов.

Выявление потребностей

Принципы и приемы выявления интересов и мотивов. Типы вопросов. Закрытые вопросы, как инструмент подтверждения потребностей. СПИН-продажи. Техники активного слушания.

Техника «свойство-выгода». Ключевые способы перевода свойств в выгоды. Структура эффективной презентации.

Алгоритм работы с негативными реакциями. Виды негативных реакций. Общий алгоритм обработки возражения. Способы обработки возражений.

Завершение продажи

Алгоритм завершения продажи. Методы стимулирования покупателя к совершению покупки (методы завершения продажи). Работа с приемом «мне нужно подумать».

Управление продажами

Типы структур отделов продаж, построение эффективного отдела продаж. Постпродажное обслуживание и сопровождение клиента. Постановка целей по принципу SMART.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Понятие активной продажи. Цели активных продаж.

2. Факторы, влияющие на эффективность продаж. Этапы продаж.

3. Типология продаж (агрессивная, пассивная, дружеская, эффективная).

4. Информационная подготовка к продаже. Холодные звонки (телемаркетинг) – технология продаж по телефону.

5. Методы привлечения внимания и создания первоначального интереса.

6. Приемы установления контакта. Суть принципа взаимности.

7. Понятие СПИН-продаж. Техника СПИН.

8. Правила активного слушания.

9. Техника перевода свойств в выгоды. Ключевые способы перевода свойств в выгоды.

10. Структура эффективной презентации.

11. Общий алгоритм обработки возражения. Способы обработки возражений.

12. Алгоритм завершения продажи. Методы стимулирования покупателя к совершению покупки (методы завершения продажи).

13. Понятие мерчендайзинга. Правила эффективного мерчендайзинга

14. Виды постпродажного обслуживания и сопровождения клиентов.

15. Постановка целей по принципу SMART.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аткинсон Д. Все о продажах/ Д. Аткинсон. – М.:Фаир-Пресс, 2003. – 272 с.

2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – Спб.: Речь, 2003. – 174 с.

3. Вертоградов В. Управление продажами/ В.Вертоградов. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 128 с.

4. Иванова С. В. Продажи на 100%:Эффективные техники продвижения товаров и услуг.-М.:, 2008. – 274 с.

5. Котлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.

6. Ланкастер Д. Продажа и управление сбытом/ пер. с англ. – Минск: Амалфея, 1999. – 384 с.

7. Фокс Дж.Д. Как стать «волшебником продаж»: Правила привлечения и удержания клиентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 170 с.

8. Хисрик Р. Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. – М.: Филинъ, 1996. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Правила торговли. Защита прав потребителя. Защита прав продавца. /И.Д. Еналеева, О.С. Кулакова, М.И. Петров и др. – Справочное пособие. Комментарии. – М.: Март, 2005. – 448 с.

2. Шнаппауф Р.А. Практика продаж. Справочное пособие. – Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1998. – 352 с.

3. Закон РФ «О защите прав потребителей».

 

Определение товарного рынка

Понятие товарного рынка. Классификация товарных рынков. Основные участники товародвижения на товарных рынках. Параметры товарного рынка: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей, географические границы рынка. Барьеры входа на товарный рынок: определение, нестратегические и стратегические барьеры.

Анализ товарного рынка

Подходы к изучению рынков. Понятие и основные показатели конъюнктуры товарного рынка. Исследование предложения: определение объема и структуры предложения, производственный и сырьевой потенциал. Исследование спроса: определение текущего рыночного спроса, расчет емкости рынка. Анализ сбалансированности рынка: понятие, методы анализа сбалансированности рынка. Оценка степени дефицитности рынка. Оценка конкуренции на товарном рынке.

Способы размещения заказа

Способы размещения заказа. Границы использования способов размещения заказов по начальной цене контракта.

Особенности торговых процедур. Требования к участникам размещения заказа: обязательные, возможные, дополнительные. Условия допуска к участию в торгах.

Размещение заказа путем проведения конкурсов. Открытый и закрытый конкурс. Временные параметры процесса конкурной закупки. Алгоритм проведения открытого конкурса Подготовка извещения о проведении открытого конкурса. Порядок подачи и содержание заявки на участие в конкурсе Порядок проведения процедур вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок.

Размещение заказа путем проведения аукциона. Открытый и закрытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме. Временные параметры процесса закупки путем проведения аукциона. Алгоритм проведения открытого аукциона.

Порядок заключения контракта по результатам торгов. Особые случаи заключения контракта.

Особенности проведения запроса котировок. Алгоритм осуществления размещения заказов способом запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок, подачи, рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Случаи и порядок размещения заказа у единственного поставщика. Порядок согласования закупки у единственного источника, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен.

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

1. Электронная коммерция: основные понятия и категории

Краткий исторический очерк. Определение «электронной коммерции» различных авторов. Принципы функционирования Интернет-экономики. Принципы построения систем электронной коммерции.

Интернет-магазин

Интернет-магазин как основной инструмент электронной коммерции. Основные составляющие компоненты инфраструктуры электронного магазина. Поэтапная разработка Интернет-магазина.

Платежные системы

Понятие, классификация платежных систем. Создание электронного кошелька web-money и Яндекс-деньги, возможности их пополнения, основные особенности функционирования.

Электронное правительство

Определение и понятие электронного правительства. Основные этапы формирования электронного правительства в России. Трудности перевода в электронный вид услуг на муниципальном уровне. Универсальная социальная карта. Электронно-цифровая подпись.

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Понятие электронной коммерции и ее основные сегменты.

2. Интернет-магазин как основа интернет-торговли.

3. Платежная система: понятие и классификация.

4. Электронное правительство: понятие, основные этапы создания.

 

Рекомендуемая литература

1. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. – М.: Кнорус, 2009.

2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право. – М.: Юрайт, 2010. – 749 с.

3. Кобелев О.А. Электронная коммерция. – М.: Дашков и К, 2008. – 684 с.

4. Коммерческое право / М.М. Рассалов и др. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 503 с.

5. Минько Э.В.Основы коммерции. – М.: Юнити-Дана, 2007.

6. Нельзина О.Г. Информационные системы для электронной коммерции. – Ростов н/Д., Феникс, 2008. – 271 с.

7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность/ Ф.Г.Панкратов. Учеб.изд. 6-е, перераб. и доп. – М: Дашков и К, 2010. – 500 с.

8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра-М, 2009. – 248 с.

9. Сибирская Е.В. Электронная коммерция.- М.: Форум, 2008. – 288 с.

10. Юрасов А.Ф. Основы электронной коммерции. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008. – 480 с.

 

 


ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

для студентов специальности

080301 «Коммерция (торговое дело)»

 

 

ИД № 06318 от 26.11.01

Подписано в печать ________________. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная

Печать трафаретная. Усл. печ. л. ______. Уч.-изд. л. ______. Тираж _____экз. Заказ ___

 

 

Издательство Байкальского государственного университета экономики и права.

664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.

Типография Читинского института БГУЭП.

672000, Чита, ул. Анохина, 56.

СОДЕРЖАНИЕ, ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНАМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ

1. Товароведение как научная дисциплина

Предмет, цели и задачи товароведения. Объект товароведения. Жизненный цикл продукции. Общая и специальная часть товароведения. Основные вопросы, изучаемые товароведением. Методы товароведения. Задачи товароведения. Понятие товара. Классификация продукции по сфере реализации, по сфере изготовления, по степени переработки. Нормативно-правовая база товароведения. История развития товароведения.

Классификация товаров

Цели, задачи и значение классификации. Общие правила и методы класс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.225 с.)