Информационная система для небольшой страховой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная система для небольшой страховой



Компании

 

В страховом бизнесе, как и в любой другой области экономики, идет беспрерывный поиск эффективных технологий и методов повышения рентабельности. Современное рыночное общество невозможно себе представить без страхования как особого вида экономических отношений. Существует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования. В странах, которые являются мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), страхование есть одной из наиболее стабильных и динамических областей народного хозяйства.

Развитие страховой деятельности на Украине сопровождается рядом проблем. Одной из наиболее важных проблем страхования есть медленная (в сравнении с банковской деятельностью) автоматизация страхования. Эта проблема наиболее остро проявляется в получении оперативной информации относительно заключенных договоров страхования, что, в свою очередь, не разрешает в полной мере реагировать на внешние воздействия и эффективно принимать управленческие решения. Особенно это касается небольших страховых компаний, которые мало известны на страховом рынке.

На данное время наиболее популярными являются разные решения, разработанные на основе современных информационных технологий. Для страховых компаний рынок современных ІТ-технологий предлагает разные по аппаратному составу и программному обеспечению – от отдельных систем, наборов приложений и модулей к универсальным системам, которые обеспечивают довольно полную автоматизацию всех производственных, технологических и вспомогательных процессов.

Так, модульная информационная система ІNSTRAS-4 предназначена для комплексной автоматизации учета в страховых и перестраховочных компаниях. Основное назначение ІNSTRAS-4 – повышение конкурентоспособности страховой компании за счет важного улучшения управляемости. Замыкает все данные и все бизнес-процессы в страховой компании в единое информационное пространство, согласовывая и оптимизируя их. Обеспечивает комплексную автоматизацию всех ключевых отделов и служб страховой (перестраховочной) компании. Представляет собой могущественный инструмент преобразований и совершенствования работы компании, создания и вывода на рынок новых страховых продуктов. Разрешает организовать бесперебойный обмен информацией с филиалами, агентствами и точками продаж. Включает интерфейс к наиболее популярным на украинском рынке программам бухгалтерского учета. Допускает минимальные расходы на приобретение, внедрение, поддержку, сопровождение и развитие.

Для использования в страховом маркетинге предлагается еще целый ряд программных продуктов. Например, Marketіng Expert и БЕСТ Маркетинг – для стратегического планирования, Касатка и Маркетинг Микс – для стратегического и оперативного планирования. Программа Marketіng Analytіc предназначена для анализа, прогноза, планирования и содержит в себе элементы CRM. Программа Sales Expert обеспечивает управление прямыми продажами. Специализированные программные продукты, предназначенные для решения задач планирования, имеют и другие встроенные маркетинговые инструменты, используемые для SWОТ-анализа и ряда других маркетинговых операций в процессе обработки данных. В той или иной мере вышеперечисленные программные продукты можно применять с целью прогнозирования и разработки сценариев развития событий в интересах решения маркетинговых задач страховой компании.

Рынок ІТ-технологий предлагает и другие информационные решение. Например, система Contact Manager является универсальным средством администрирования рабочего времени и управления системой сбыта. Она позволяет эффективно контролировать деловую активность сотрудников системы продаж на всех уровнях руководства, отслеживать историю контактов специалистов агентской сети – от первого телефонного звонка к заключению договора. Contact Manager интегрирован с системой операционного учета договоров. Возможна интеграция с технологиями саll-центра, бизнес-планирования и отчетности.

Новая версия информационной системы UNІCUS EASY ОСАГО v. 1.6. представляет собой автоматизированное рабочее место (АРМ) работника страховой компании и позволяет выполнять следующие операции: полнофункциональную продажу полисов ОСАГО; урегулирование убытков; учет бланков строгой отчетности; экспорт данных в формате XML во внешние информационные базы.

Система ІCІ (Іnsurance Company Іnformatіon System), которая выпускается фирмой T-systems, адаптируется к разнообразнейшим бизнесам-моделям и может рассматриваться как промежуточный вариант между индивидуальным и стандартным программным обеспечениями. В этой системе комплексной автоматизации, разработанной специально для страховых компаний, есть такие современные функции, как CRM, управление документооборотом, ведение статистики и другие. Эта система легко интегрируется с уже имеющимися в страховой компании бэк-офисными решениями. Программа Connect Іnsurance, разработанная австрийской компанией, работает по принципу “tіme to market” (процесс от возникновения идеи о новом страховом продукте до его выхода на рынок) и модернизации системы продаж страховой компании без внесения изменений в существующую ІT архитектуру.

Но надо помнить, что интегрированные информационные системы типа Іnsurance Company используются, в основном, большими страховыми компаниями, так как имеют высокую рыночную стоимость и потому недоступны для мелких страховых компаний. Для автоматизации своей деятельности мелкие страховые компании используют или системы собственных разработок, или недорогие системы, которые предлагают ограниченный набор возможностей.

Мы предлагаем информационную систему, рассчитанную на большой круг пользователей, т.е. для тех офисных рабочих, работа которых непосредственно связана с базой данной информационной системы. Проектируемая система не исключает использования ее любыми небольшими страховыми компаниями, предполагает полную автоматизацию деятельности страховой компании и поддерживает полный цикл процесса обработки информации по всем видам страхования.

Разработка информационной системы традиционно проводится в три этапа: объектно-ориентированный анализ предметной области; концептуальное, логическое и физическое моделирование информационной системы; программная реализация разработанной модели.

Первый этап включает анализ действий, осуществляемых в процессе страхования, выделение активных и пассивных классов (объектов). Актером (активным объектом) в нашем случае будет оператор введения данных (в первом приближении), а пассивными объектами – данные по заключенным договорам страхования.

На втором этапе создается информационная модель проектируемой системы, для чего используется унифицированный язык моделирования UML.

Проектирование начинается с формулирования требований к разрабатываемой системе, определения функций, которые она должна реализовывать, и задач, которые она должна решать. На основе этих данных формируется диаграмма вариантов использования (рис.125). В нашем случае диаграмма вариантов использования («прецедентов») основывается на требованиях, функциях, задачах страховой компании, которые должна выполнять разрабатываемая система. Согласно диаграмме, прецедент «Работа с данными» является основой для прецедентов: получение данных; введение данных; модификация данных; просмотр данных; контроль правильности введенных данных.

Прецедент «Обработка данных» является основой для прецедентов: просмотр данных; сверка данных; формирование отчета; выдача исходной информации.

Прецедент «Работа с исходной информацией» является основой для таких прецедентов: просмотр данных; обработка исходной информации; формирование отчетов.

Дальше строится структурная схема системы в виде диаграммы классов. Диаграммы классов представляют собой отправную точку процесса разработки. Диаграммы классов помогают при анализе предметной области. Они позволяют аналитику общаться с клиентом в его терминологии и стимулируют процесс выявления важных деталей в проблеме, которую нужно решить.

 

Рисунок 125 – Диаграмма вариантов использования

 

Анализ предметной области процесса функционирования небольшой страховой компании изображен на рис. 126.

Клиент-страхователь обращается в страховую компанию к клиенту-агенту с целью заключить договор страхования. Согласовываются условия страхования, подписывается договор страхования.

Рисунок 126 - Диаграмма ассоциаций классов

 

Клиент-агент передает записанные исходные данные клиента-страхователя (страховой полис) клиенту-оператору ввода, который, в свою очередь, обрабатывает эти данные и заносит в ПК (сохранение в базу). Также клиенту-оператору ввода поступают бухгалтерские данные от клиента-бухгалтера. После того, как все данные обработаны и сохранены в базе, клиент-оператор ввода формирует исходную информацию (в виде отчета определенной формы) и передает клиенту-бухгалтеру для сверки. В свою очередь, клиент-бухгалтер после просмотра и обработки полученной информации также формирует исходную информацию (в виде отчета определенной формы). Сформированные и обработанные данные, как клиентом-оператором ввода, так и клиентом-бухгалтером передаются клиенту-группе конечных пользователей. Вербальное описание процесса работы страховой компании с клиентами разрешает выделить следующие классы: клиент-страхователь, клиент-агент, клиент-оператор ввода, клиент-бухгалтер, клиент-группа конечных пользователей, входящие данные, исходящие данные. На рис. 127 представлена детализация классов.

 

Рисунок 127 – Диаграмма детализации классов

 

Диаграмма последовательностей показывает измерение времени по взаимодействию объектов (рис. 128). В нашем случае фигурка представляет страхователя (исполнителя), который инициирует последовательность, хотя, в принципе, эта фигурка не является частью диаграммы последовательностей. Объект «Оператор ввода» получает сообщение от агента, после чего происходит обработка полученных данных. В процессе работы объект «Оператор ввода» получает асинхронное сообщение от объекта «Бухгалтер» (т.е. объект «Бухгалтер» не ожидает ответа от объекта «Оператор ввода»). После обработки данных объект «Оператор ввода» передает данные объекту «Бухгалтер» в виде синхронного сообщения, т.е. ожидает ответ от объекта «Бухгалтер», а именно идет уточнение со стороны объекта «Бухгалтер» в виде условия: обработанные данные верны или обработанные данные неверны. В случае данные неверны - идет доработка, а в случае данные верны - происходит отправление сообщения конечному пользователю, т.е. группе конечных пользователей.

 

 

Рисунок 128 – Диаграмма последовательности

 

Диаграмма кооперации, так же, как и диаграмма последовательностей, отражает взаимодействие объектов. Но расхождение этих двух диаграмм заключается в том, что диаграмма последовательностей упорядочена в соответствии со временем, а диаграмма кооперации – в соответствии с пространственным расположением объектов, т.е. ориентирована на состояние и общую организацию взаимодействующих объектов.

На рис. 129 показана диаграмма кооперации работы страховой компании. Диаграмма описывает последовательность информации, которая поступает объекту в виде сообщения. В нашем случае некоторые сообщения являются дочерними относительно других. Они представлены с использованием десятичной точки для обозначения уровня вложенности. Так, объект «Оператор ввода» может передать обработанные данные объекту «Бухгалтер» только после того, как получит бухгалтерские данные от этого же объекта. Так как без бухгалтерских данных невозможно сформировать конечные данные. В свою очередь, конечные данные объект «Группа конечных пользователей» от объекта «Оператор ввода» получает только после передачи исходящих данных от объекта «Бухгалтер».

 

Рисунок 129 – Диаграмма кооперации

 

Диаграмма состояний отображает, как объекты изменяют свое состояние в ответ на события, которые происходят. При включении компьютера происходит загрузка. Поэтому включение компьютера является переключающим событием, которое приводит к переходу интерфейса в состояние инициализация, а загрузка – действие, которое происходит во время перехода. Результатом выполнения действий в состоянии инициализации есть изготовление переключающего события, которое вызывает переход в состояние роботы. При щелчке по кнопке завершения работы осуществляется переход в состояние завершения работы, и в конечном итоге компьютер выключается. Состояние регистрации нового страхового полиса в базе является подчиненным. Система находится в состоянии «Ожидание ввода данных», пока оператор ввода не введет соответствующее условие. Дальше активизируются состояния «Обработка данных» и «Сохранение данных». Итоговое состояние – «Визуализация результатов».

Диаграмма деятельности реально описывает все, что происходит во время операции или в процессе. В нашем случае диаграмма видов деятельности разбивается на «плавательные дорожки» – параллельные сегменты, которые отвечают ролям (рис. 130).

 

Рисунок 130 – Диаграмма деятельности

 

На диаграмме компонентов в нашем случае для работы с данными необходим компонент «Таблица», а для представления данных таблицы – интерфейс «Работа с данными». В свою очередь, работа с данными может содержать просмотр данных, регистрацию новых данных, редактирование данных, формирование отчета по заданному условию. Выделим следующие интерфейсы: «Просмотр», «Редактирование», «Выбор», «Автоматический подбор» и «Отчет» (рис. 131).

Система была реализована в среде программирования Borland Delphi и внедрена в отделении страховой компании [22-25]. Проведенный расчет экономической эффективности показал, что срок окупаемости системы составит 0,15 года.

 


Рисунок 131 – Диаграмма компонентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.03 с.)