Технология управления торговым предприятием. Информационное обеспечение процессов управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология управления торговым предприятием. Информационное обеспечение процессов управления.



Процесс управления представляет собой ход реализации управ­ляющей системой функций управления. В отличие от структуры, характеризующей статику управления, процесс управления харак­теризует ее динамику. Организацией процесса управления опре­деляется порядок взаимодействия между управляющими и управ­ляемыми звеньями системы.

Управленческие работы представляют собой процедуры, со­ставляющие процесс управления. Они складываются из отдельных операций, выполняемых в определенной последовательности уча­стниками процесса управления. Состав управленческих работ, необходимых для реализации тех или иных функций управления, и порядок их выполнения определяют технологию управления. Таким образом, технология управления — это система информаци­онных, логических, вычислительных, организационных операций, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями.

Цикл процесса управления состоит из отдельных этапов:

1. Информационный этап - поиск, сбор, передача, обработ­ка, хранение информации. Осуществляется специалистами и тех­ническими исполнителями.

2. Принятие решения - выявление, формулировка, обоснова­ние проблемы, подготовка решения по организационным, эконо­мическим, технологическим и другим проблемам. Осуществляется руководителями и специалистами.

3. Организационный – подбор и расстановка кадров, инструк­таж, доведение задания до исполнителя, планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, контроль испол­нения. Осуществляется руководителями и специалистами.

Все перечисленные этапы присутствуют на любом уровне уп­равления. Основным этапом является принятие решения, так как именно он определяет качество управления.

Ключевую роль в управлении играет управленческое решение. Под управленческим решением понимают, с одной стороны, про­цесс нахождения связи между существующим и желательным со­стояниями системы, с другой стороны - само желательное состо­яние системы или искомым результат действий. Таким образом, управленческое решение это фиксированный управленческий акт, план действия.

Принятие решений - основная, важнейшая часть деятельнос­ти руководителя. Для принятия решения необходимо наличие цели, альтерна­тивных линий поведения, ограничивающих факторов.

Управленческие решения классифицируют:

По природе и специфике способов воздействия на объект уп­равления: политические; экономические; технические (конструкторские, технологические).

По масштабам действий: общие, направленные на деятельность предприятия в целом; частные, направленные на реализацию отдельных функций,
устранение отдельных недостатков.

По времени наступления последствий (периодам действия): стратегические - решения относительно набора действий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь сво­их целей посредством адаптации к изменениям внешней среды; перспективные, направленные на принятие и реализацию перспективных планов; текущие, развивающие и уточняющие перспективные реше­ния; принимаются в рамках подсистемы предприятия или товар­ной группы; оперативные, принимаются на нижнем уровне управления в процессе реализации остальных решений.

По частоте принятия решения: разовые; циклические; постоянные (процессные).

По направлению воздействия: на внешнюю среду (взаимодействие с поставщиками, конку­рентами, банком, государственными органами и т.д.); на внутреннюю систему.

По уровню принятия решения: на уровне руководителя пред­приятия, на уровне руководителя подразделения.

В зависимости от причины, вызвавшей необходимость приня­тия решения: организационные - предписанные должностными инструк­циями; диспозиционные (инициативные) - порожденные сложив­шейся ситуацией.

По степени структурированности: запрограммированные (типовые); запрограммированные (оригинальные).

По результатам: целевые, позволяющие достичь самостоятельных целей; стабилизационные, обеспечивающие нахождение параметров
объекта управления в определенных пределах.

По эффективности: оптимальные, позволяющие решить проблему наилучшим образом в соответствии с принятым критерием; рациональные, позволяющие решить проблему; неэффективные, не позволяющие решить проблему.

По степени риска: с допустимым риском; с критическим риском; с катастрофическим риском.

По возможности внесения изменений в процессе реализации: гибкие, алгоритм реализации которых предусматривает раз­личные действия в зависимости от возникающих условий: жесткие, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях.

Возможны и другие подходы к классификации решений, что обусловлено многообразием как самих решений, так и существен­ных для каждого отдельного случая факторов. Однако уже приве­денная классификация показывает, насколько сложным объектом разработки является управленческое решение.

К управленческим решениям предъявляется ряд требований. Решение должно:

1. Быть реальным. Под реальностью решения понимают: соответствие решения поставленным целям; наличие возможности его реализации; качественную и количественную определенность решения. Это означает, что результат выполнения решения должен харак­теризоваться качественными и (или) количественными изменени­ями.

2. Содержать механизм реализации, т.е. решение должно вклю­чать разделы, охватывающие организацию, стимулирование вы­полнения решения и контроль при его реализации.

3. Быть устойчивым к возможным ошибкам в определении исход­ных данных.

4. Быть научно обоснованным, т.е. вырабатываться с учетом со­временных достижений науки и техники, закономерностей и тен­денций развития экономических процессов, с учетом прошлого опыта решения аналогичных задач.

5. Быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые по­мешают выполнению решения в результате порождаемых ими конфликтов.

6. Быть гибким, т.е. допускать возможность изменения алгорит­ма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, а также содержать описание состояния объекта управле­ния или внешней среды, при которых выполнение решения дол­жно быть приостановлено и начата разработка нового решения.

Качество решения зависит: от компетентности лица или органа, принимающих решение. Если для решения проблемы привлекаются специалисты, то име­ет место так называемая заимствованная компетентность; качества исходной информации (достоверность, полнота, за­щищенность от помех и ошибок, форма представления); оптимального или рационального характера принятия реше­ния; своевременности; соответствия принимаемых решений действующему на пред­приятии механизму управления; квалификации кадров, осуществляющих выполнение реше­ния; конкретности содержания; определенности формы (точность, лаконичность формулиро­вок).

Условиями принятия решения являются:

1. Право принятия решения (им обладают линейные руково­дители).

2. Полномочия (границы, в пределах которых тот или иной руководитель может принимать решения). Разделение и передача права принятия решения носит название делегирование полномочий.

4. Ответственность за выполнение решения. За выполнение ре­шения отвечает тот, кто уполномочен и обязан принимать реше­ния. За решения коллегиальных органов отвечает их руководитель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.005 с.)