Культурное строительство в Казахстане (1920 – 1945 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное строительство в Казахстане (1920 – 1945 гг.)



В начале XX века народное образование Казахстана было тесно связано с обществен­но-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, приня­тый царским правительством в 1906 году, положил начало откры­тию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время пре­пятствия для деятельности вероисповедальных учебных заведений. В первую очередь они распространялись на мусульманские школы.

В конце XIX - начале XX вв. в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Сторонниками «но­вого метода» были джадиды - члены культурно-реформаторского про­светительского и общественно-политического движения мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии. Джадидизм - общественное дви­жение, выступавшее за реформу образования, которое перестало со­ответствовать новому времени и ущемляло права среднеазиатских народов в общественной жизни. Сторонники «нового метода» (джади­ды) предлагали реформировать мусульманские школы и широко вне­дрять не только светские дисциплины, такие как история, естество­знание, русский язык и т.д., но и новую методику обучения. Продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. Так, по сравнению с 1897 годом их число к 1911 году удвоилось.

Одним из заметных достижений советского режима с 1918 года стало развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918 году были приняты «Декларация о единой трудовой школе», «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образова­тельной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отме­на всех видов наказаний, школьное самоуправление.

В начале XX века высшее образование из числа казахов имели свыше 100 человек, немалое число имели среднетехническое или профессио­нальное образование. В 1930-е годы в вузах и техникумах различных регионов СССР обучалось около 20 тыс. казахстанцев.

В усло­виях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации не­грамотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвида­ции безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, шко­лы- коммуны, школы-интернаты, рабфаки. Так, к кон­цу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - около 10%.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920- 1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого насе­ления. В 1921 году правительством Казахстана была образована Цен­тральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Сов­нарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казах­ской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодич­ную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931г. – и в районах с кочевым населением.

В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное об­разование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее обра­зование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, од­нако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.

В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а сре­ди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926- 1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет воз­росла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.

Активными участниками преодоления неграмотности среди взрос­лого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. на­чался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало око­ло 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пя­тилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы.

Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы вой­ны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек.

К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности явилось одним из достижений советского периода.

Большое внимание уделя­лось подготовке кадров, особенно педагогов. Для подготовки учите­лей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием го­товились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В годы Со­ветской власти в Казахстане начала развиваться система высших учеб­ных заведений. Начали открываться первые казахстанские вузы: 1928 год - Казахский государственный педагогический институт, которо­му в 1935 году было присвоено имя Абая (ныне Алматинский нацио­нальный педагогический университет); 1929 год - Алма-Атинский зоо­ветеринарный институт; 1930 год - Казахский сельскохозяйственный институт; 1931 год - Алма-Атинский медицинский институт; 1934 год - Казахский государственный университет имени С.М. Кирова (ныне Казахский национальный университет имени аль-Фараби - КазНУ), Горно-металлургический институт. Открываются педагоги­ческие и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актю­бинске, Петропавловске, Шымкенте и Кустанае. В 1930-е годы начина- етразвиватьсясистемазсючногообучения. В1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.

В 1943 году был открыт педагогический ин­ститут иностранных языков, в 1943 году - Шымкентский технологи­ческий институт строительных материалов, в 1944 году - консерва­тория и Женский педагогический институт в Алма-Ате. Научно-пе­дагогические кадры этих вузов комплектовались как за счет эвакуи­рованных, так и репрессированных ученых и педагогов. Одним из куль­турно-экономических центров Советского Союза в годы Великой Отечественной войны стала Алма-Ата. Здесь было размещено 15 вузов и техникумов, свыше 20 научно-исследовательских институтов. К 20 вузам довоенного времени добавились 4 новых, а число обучающихся в них увеличилось с 10,4 до 15 тысяч человек.

Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В вузах рес­публики вели педагогическую работу и научные исследования ты­сячи посланцев центральных вузов и научных учреждений. Среди них были такие видные ученые, как Б. Домбровский, Н.П. Орлов, М.П. Иванов, И.С. Бахал, К.П. Персидский и другие. Большой вклад в становление и развитие высшей школы республики внесли С.Д. Асфендияров, Т. Жургенев, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, М. Ауэзов, К. Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.

По данным переписи 1939 г., в Казахстане насчитывалось около 430 тыс. работников умственного труда, из них 27 454 с высшим об­разованием.

Началась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 году выходят первые учебники - «Есеп туралы», «Оку туралы» и «Tin туралы». К написанию новых учебных пособий были при­влечены А. Букейханов, А. Ермеков, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, Е. Омаров и другие известные представители национальной интелли­генции. Так, к 1928 году для казахских школ было издано более 30 наименований учебников.

В ускорении процесса культурного строительства важную роль сыграла национальная интеллигенция. Она принимала активное уча­стие в создании учебников и учебных пособий на родном языке. Авто­рами учебников были представители казахской интеллигенции - А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем перво­го школьного учебника алгебры на казахском языке был Каныш Сатпаев, географии-Алихан Букейханов, учебника по истории Казах­стана - профессор Санжар Асфендияров.

В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казах­ского языка арабскую графику. Усовершенствованный арабский шрифт позволял казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, однако это считалось политически вредным. В 1929 году был принят указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую, что нанесло тяжелый удар по си­стеме образования. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-ка­захски на основе арабской графики, пришлось вновь «стать» не­грамотными и осваивать новый алфавит. В 1940 г. казахская пись­менность была переведена с латиницы на кириллицу. Одновремен­но с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать народ от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

В годы Граж­данской войны и в послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, в 1919 году - историко-статистический отдел при шта­бе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. А чуть позже появилась и археологическая секция. В1920 году было основано Общество изуче­ния Казахского края и появились первые научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тыныш- паева, М. Дулатова, В.В. Бартольда, В. Радлова.

В 1920-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения - Химико-биологическая лаборатория, Крае­вая станция защиты растений, Санитарно-бактериологический инсти­тут, Институт удобрений и агропочвоведения. В 1932 году была обра­зована Казахстанская база Академии наук СССР, преобразованная в 1938 году в Казахский филиал Академии наук, при котором откры­вались научно-исследовательские институты (НИИ) различного про­филя. Всего в 1932 году в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций. Так, если в 1920-х годах в республике работали ученые-академики из цен­тральных регионов, то в 1930- х годах ученое звание профессора полу­чил выдающийся казахский историк С. Асфендияров.

В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие на­учные силы страны. В Боровом вели научные исследования акаде­мики В.М. Алексеев, А.Н. Бах, Л.C. Берг, С.Н. Бернштейн, В.И. Вер­надский, Н.Ф. Гамалея, Л.И. Мандельштам и др. В Алма-Ате раз­местилось свыше 20 научно-исследовательских институтов - ин­ститут философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР.

В Казахском филиале АН СССР были организованы астроно­мическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии и др. В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук, и в мае 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук КазССР. Ее первым президентом стал выдающийся ученый Каныш Имантаевич Сатпаев. Почетными членами Академии были избра­ны И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых-казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук. Осо­бое место в науке Казахстана занимает К. Сатпаев. За многолетний труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» в 1942 г. К. Сатпаев был удостоен Государственной премии СССР, ему была присуждена ученая степень доктора геолого-ми­нералогических наук, он был избран членом-корреспондентом Ака­демии наук СССР, отмечен орденами Ленина и Отечественной вой­ны II степени.

В 1920-1950-е годы, несмотря на непрекращающиеся репрессии, продол­жают развиваться и традиционные, драматические жанры. До се­редины 1920-х годов в Казахстане существовали лишь любитель­ские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института на­родного образования. На базе последнего в январе 1926 года в Кзыл- Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К. Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

В 1930-е годы в республике появляется ряд новых театров. В 1937 году в Кзыл- Орде был открыт Корейский музыкально-драмати­ческий театр, в 1944 году в Алма-Ате - Театр для детей и юноше­ства (ТЮЗ). В 1937 году Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получил звания народных и заслуженных ар­тистов республики. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Кожамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.

Рождение национальной школы обычно знаменуется появле­нием незаурядного таланта. В этот период творил замечательный казахский художник Абылхан Кастеев - первый профессиональный художник Казахстана, лауреат Государственной премии Респуб­лики Казахстан им. Ш. Уалиханова, народный художник Казах­стана. С его именем связано становление и развитие казахского изобразительного искусства, самобытного пути изобразительной школы Казахстана. Его творчество начинается в конце 1920-х го­дов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию «Старый и новый быт». В предвоенный период получили известность казахские худож­ники А. Исмаилов, X. и К. Ходжиковы, Б. Сарсенбаев, У. Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в раз­витие национального изобразительного искусства.

Огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли работники культуры Казах­стана. В годы войны господствующей темой в литературе были патриотизм и защита Отечества. Огромную популярность приоб­рели стихотворения Жамбыла Жабаева («Ленинградцы, дети мои!»), А. Тажибаева, «Ленинград» Ж. Шашкина, К. Аманжолова («Ле­генда о смерти поэта»), А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях: А. Жумагалиев, Б. Булкышев, В. Чугунов впоследствии пали смертью храбрых. С первых дней войны около 90 поэтов и писателей ушли на фронт. Личным примером боевой отваги, а когда нужно, страстным писа­тельским словом вдохновляли они на бой с врагом своих товари­щей-солдат, увлекали их на героические подвиги. Среди них были Д. Снегин, Д. Абилев, Ж. Саин, М. Абдуллин, К. Абдыкадыров.

Боевой задор, творческое дерзание внесла в литературу талант­ливая молодежь, выросшая в битвах Отечественной войны: Д. Молдагалиев, А. Нурпеисов, С. Мауленов, Б. Момышулы. Делу укреп­ления морально-политического единства советского народа отда­вали свой талант ведущие мастера казахской художественной про­зы: Г. Мусрепов («Солдат из Казахстана»), Г. Мустафин («Шиганак»), С. Муканов («Школа жизни»), М. Ауэзов («Абай»), А. Аби­шев («Молодое поколение»). А. Толстой в Казахстане работал над трилогией «Иван Грозный». В Казахстане создавали агитплакат «Окна ТАСС», в котором активное участие принимали С.Я. Мар­шак, С.В. Михалков.

На фронт отправлялись бригады мастеров искусств Казахста­на. 11 таких бригад побывали на фронтах и дали там 870 концер­тов. Свыше 15 тысяч концертов было дано ими в госпиталях, на призывных пунктах, в воинских частях, на пограничных заставах. А всего концертными организациями было дано 36,5 тыс. концер­тов, на которых побывали более 9 миллионов зрителей. В Алма- Ате силами Центральной объединенной киностудии страны созда­вались фильмы «Два бойца», «Фронт», «Она защищает Родину», «Жди меня» и другие шедевры кино, оказавшие большое влияние на граж­данское становление и воспитание патриотизма миллионов людей и вселявшие в них веру в победу.

Крупные сдвиги произошли и в музыкальной культуре казах­ского народа. Композиторы Казахстана создали свыше 300 музы­кальных произведений - опер, симфоний, военных, патриотических песен. В годы войны продолжало развиваться оперное искусство. В 1942 году была поставлена опера Е. Брусиловского «Гвардия, алга!», в 1944 - опера А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай». В послевоенные годы появляются оперы Е. Брусиловского и М. Тулебаева «Аман­гельды», А. Жубанова и Л. Хамиди «Тулеген Тохтаров», М. Туле­баева «Биржан и Сара». В 1949 году ее автору и исполнителям главных партий были присуждены Государственные премии СССР.

В 1940 году появляется первый казахский балет «Коктем». В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступали артисты ведущих театров. В июне 1942 года в Алма-Ате состоялся казахстанский дебют Галины Ула­новой.

В послевоенные годы раз­вивается и письменная литература, признанными мастерами ко­торой становятся Д. Абилев, А. Сарсенбаев, М. Ауэзов, Г. Мусрепов, И. Шухов, С. Муканов, Д. Снегин, С. Шарипов, А. Абишев, Г. Мустафин, С. Мауленов. Несмотря на увеличение жанрового раз­нообразия, выбор тем был крайне ограничен. Обескровленная реп­рессиями 1920-1930-х годов, литература стала воспевать только прелести социалистического строя, новую жизнь народа, дружбу народов, новые общественные отношения. Вся сфера культуры, науки и творчества находилась под неусыпным контролем партий­ных органов.

В послевоенное время началось усиление идеологического конт­роля за творчеством литераторов. Тем не менее, конец 1940-начало 1950-х годов стали временем расцвета казахстанской советской литературы. В 1947 году появляется второй том романа «Абай» М. Ауэзова, в 1948 году - роман «Сырдарья» С. Муканова, «Мил­лионер» Г. Мустафина, в 1949 году - роман «Солдат из Казахста­на» Г. Мусрепова. Роман «Абай» М. Ауэзова в 1949 году был удо­стоен Государственной премии СССР и принес автору мировую сла­ву. В начале 1950-х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы «Караганда» Г. Мустафина, «Пробужденный край» Г. Мусрепова, произведения А. Тажибаева, Т. Жарокова и многих других.

Казахское киноискусство возник­ло в довоенное время. В 1938 году в Казахстане открылась первая студия художественных фильмов. В конце 1938 года была органи­зована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая ка­захская звуковая документальная лента «Джамбул-ата», в том же году на «Ленфильме» был снят и первый игровой фильм казахстан­ских кинематографистов - «Амангельды». В годы войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Ле­нинграда, Киева, Харькова и других городов. В ноябре 1941 г. на базе эвакуированных Московской ордена Ле­нина киностудии «Мосфильм», Ленинградской ордена Ленина кино­студии «Ленфильм» и Алма-Атинской киностудии была организова­на Центральная объединенная киностудия художественных филь­мов (ЦОКС). Национальные кадры готовил Всесоюзный Государственный ин­ститут кинематографии, работавший тогда в Алма-Ате. Передо­выми мастерами советского казахского искусства были Шакен Айманов, Серке Кожамкулов, Калибек Куанышпаев, Елубай Умурзаков. Они заинтересовали Эйзенштейна как необыкновенно яр­кие дарования. Вместе с мастерами центральных киностудий с уча­стием М. Ауэзова, Г. Мусрепова, А. Тажибаева сняты ленты «8-я гвардейская», «Песни Абая», «Сын бойца», «Казахский киноконцерт - фронту», «Тебе, фронт», «Небесный тихоход», «Два бойца», «Илья Муромец» и др. Главной темой художественных картин была герои­ческая борьба советского народа против фашизма.

В 1945 году появилась первая самостоятельная работа Алма- Атинской студии - фильм «Песни Абая». В столице Казахстана в те годы жили и работали автор «Приключений Буратино» А.Н. Тол­стой, Самуил Маршак, писатели Михаил Зощенко и Константин Паустовский, автор «Дяди Степы» и отец известного современного ки­норежиссера Никиты Михалкова поэт Сергей Михалков, знаменитый режиссер С.М. Эйзенштейн, популярнейшие актеры Николай Черка­сов, Михаил Жаров, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.023 с.)