Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное строительство в Казахстане (1920 – 1945 гг.) ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В начале XX века народное образование Казахстана было тесно связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время препятствия для деятельности вероисповедальных учебных заведений. В первую очередь они распространялись на мусульманские школы. В конце XIX - начале XX вв. в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Сторонниками «нового метода» были джадиды - члены культурно-реформаторского просветительского и общественно-политического движения мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии. Джадидизм - общественное движение, выступавшее за реформу образования, которое перестало соответствовать новому времени и ущемляло права среднеазиатских народов в общественной жизни. Сторонники «нового метода» (джадиды) предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, такие как история, естествознание, русский язык и т.д., но и новую методику обучения. Продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. Так, по сравнению с 1897 годом их число к 1911 году удвоилось. Одним из заметных достижений советского режима с 1918 года стало развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918 году были приняты «Декларация о единой трудовой школе», «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказаний, школьное самоуправление. В начале XX века высшее образование из числа казахов имели свыше 100 человек, немалое число имели среднетехническое или профессиональное образование. В 1930-е годы в вузах и техникумах различных регионов СССР обучалось около 20 тыс. казахстанцев. В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы- коммуны, школы-интернаты, рабфаки. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - около 10%.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920- 1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Совнарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодичную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931г. – и в районах с кочевым населением. В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах. В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926- 1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.
Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. начался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности явилось одним из достижений советского периода. Большое внимание уделялось подготовке кадров, особенно педагогов. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. Начали открываться первые казахстанские вузы: 1928 год - Казахский государственный педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая (ныне Алматинский национальный педагогический университет); 1929 год - Алма-Атинский зооветеринарный институт; 1930 год - Казахский сельскохозяйственный институт; 1931 год - Алма-Атинский медицинский институт; 1934 год - Казахский государственный университет имени С.М. Кирова (ныне Казахский национальный университет имени аль-Фараби - КазНУ), Горно-металлургический институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Шымкенте и Кустанае. В 1930-е годы начина- етразвиватьсясистемазсючногообучения. В1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура. В 1943 году был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 году - Шымкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 году - консерватория и Женский педагогический институт в Алма-Ате. Научно-педагогические кадры этих вузов комплектовались как за счет эвакуированных, так и репрессированных ученых и педагогов. Одним из культурно-экономических центров Советского Союза в годы Великой Отечественной войны стала Алма-Ата. Здесь было размещено 15 вузов и техникумов, свыше 20 научно-исследовательских институтов. К 20 вузам довоенного времени добавились 4 новых, а число обучающихся в них увеличилось с 10,4 до 15 тысяч человек. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В вузах республики вели педагогическую работу и научные исследования тысячи посланцев центральных вузов и научных учреждений. Среди них были такие видные ученые, как Б. Домбровский, Н.П. Орлов, М.П. Иванов, И.С. Бахал, К.П. Персидский и другие. Большой вклад в становление и развитие высшей школы республики внесли С.Д. Асфендияров, Т. Жургенев, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, М. Ауэзов, К. Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.
По данным переписи 1939 г., в Казахстане насчитывалось около 430 тыс. работников умственного труда, из них 27 454 с высшим образованием. Началась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 году выходят первые учебники - «Есеп туралы», «Оку туралы» и «Tin туралы». К написанию новых учебных пособий были привлечены А. Букейханов, А. Ермеков, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, Е. Омаров и другие известные представители национальной интеллигенции. Так, к 1928 году для казахских школ было издано более 30 наименований учебников. В ускорении процесса культурного строительства важную роль сыграла национальная интеллигенция. Она принимала активное участие в создании учебников и учебных пособий на родном языке. Авторами учебников были представители казахской интеллигенции - А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был Каныш Сатпаев, географии-Алихан Букейханов, учебника по истории Казахстана - профессор Санжар Асфендияров. В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казахского языка арабскую графику. Усовершенствованный арабский шрифт позволял казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, однако это считалось политически вредным. В 1929 году был принят указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую, что нанесло тяжелый удар по системе образования. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь «стать» неграмотными и осваивать новый алфавит. В 1940 г. казахская письменность была переведена с латиницы на кириллицу. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать народ от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. В годы Гражданской войны и в послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, в 1919 году - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. А чуть позже появилась и археологическая секция. В1920 году было основано Общество изучения Казахского края и появились первые научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тыныш- паева, М. Дулатова, В.В. Бартольда, В. Радлова.
В 1920-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения - Химико-биологическая лаборатория, Краевая станция защиты растений, Санитарно-бактериологический институт, Институт удобрений и агропочвоведения. В 1932 году была образована Казахстанская база Академии наук СССР, преобразованная в 1938 году в Казахский филиал Академии наук, при котором открывались научно-исследовательские институты (НИИ) различного профиля. Всего в 1932 году в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций. Так, если в 1920-х годах в республике работали ученые-академики из центральных регионов, то в 1930- х годах ученое звание профессора получил выдающийся казахский историк С. Асфендияров. В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследования академики В.М. Алексеев, А.Н. Бах, Л.C. Берг, С.Н. Бернштейн, В.И. Вернадский, Н.Ф. Гамалея, Л.И. Мандельштам и др. В Алма-Ате разместилось свыше 20 научно-исследовательских институтов - институт философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР. В Казахском филиале АН СССР были организованы астрономическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии и др. В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук, и в мае 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук КазССР. Ее первым президентом стал выдающийся ученый Каныш Имантаевич Сатпаев. Почетными членами Академии были избраны И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых-казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук. Особое место в науке Казахстана занимает К. Сатпаев. За многолетний труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» в 1942 г. К. Сатпаев был удостоен Государственной премии СССР, ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук, он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, отмечен орденами Ленина и Отечественной войны II степени. В 1920-1950-е годы, несмотря на непрекращающиеся репрессии, продолжают развиваться и традиционные, драматические жанры. До середины 1920-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 года в Кзыл- Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К. Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.
В 1930-е годы в республике появляется ряд новых театров. В 1937 году в Кзыл- Орде был открыт Корейский музыкально-драматический театр, в 1944 году в Алма-Ате - Театр для детей и юношества (ТЮЗ). В 1937 году Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получил звания народных и заслуженных артистов республики. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Кожамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие. Рождение национальной школы обычно знаменуется появлением незаурядного таланта. В этот период творил замечательный казахский художник Абылхан Кастеев - первый профессиональный художник Казахстана, лауреат Государственной премии Республики Казахстан им. Ш. Уалиханова, народный художник Казахстана. С его именем связано становление и развитие казахского изобразительного искусства, самобытного пути изобразительной школы Казахстана. Его творчество начинается в конце 1920-х годов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию «Старый и новый быт». В предвоенный период получили известность казахские художники А. Исмаилов, X. и К. Ходжиковы, Б. Сарсенбаев, У. Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в развитие национального изобразительного искусства. Огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли работники культуры Казахстана. В годы войны господствующей темой в литературе были патриотизм и защита Отечества. Огромную популярность приобрели стихотворения Жамбыла Жабаева («Ленинградцы, дети мои!»), А. Тажибаева, «Ленинград» Ж. Шашкина, К. Аманжолова («Легенда о смерти поэта»), А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях: А. Жумагалиев, Б. Булкышев, В. Чугунов впоследствии пали смертью храбрых. С первых дней войны около 90 поэтов и писателей ушли на фронт. Личным примером боевой отваги, а когда нужно, страстным писательским словом вдохновляли они на бой с врагом своих товарищей-солдат, увлекали их на героические подвиги. Среди них были Д. Снегин, Д. Абилев, Ж. Саин, М. Абдуллин, К. Абдыкадыров. Боевой задор, творческое дерзание внесла в литературу талантливая молодежь, выросшая в битвах Отечественной войны: Д. Молдагалиев, А. Нурпеисов, С. Мауленов, Б. Момышулы. Делу укрепления морально-политического единства советского народа отдавали свой талант ведущие мастера казахской художественной прозы: Г. Мусрепов («Солдат из Казахстана»), Г. Мустафин («Шиганак»), С. Муканов («Школа жизни»), М. Ауэзов («Абай»), А. Абишев («Молодое поколение»). А. Толстой в Казахстане работал над трилогией «Иван Грозный». В Казахстане создавали агитплакат «Окна ТАСС», в котором активное участие принимали С.Я. Маршак, С.В. Михалков. На фронт отправлялись бригады мастеров искусств Казахстана. 11 таких бригад побывали на фронтах и дали там 870 концертов. Свыше 15 тысяч концертов было дано ими в госпиталях, на призывных пунктах, в воинских частях, на пограничных заставах. А всего концертными организациями было дано 36,5 тыс. концертов, на которых побывали более 9 миллионов зрителей. В Алма- Ате силами Центральной объединенной киностудии страны создавались фильмы «Два бойца», «Фронт», «Она защищает Родину», «Жди меня» и другие шедевры кино, оказавшие большое влияние на гражданское становление и воспитание патриотизма миллионов людей и вселявшие в них веру в победу. Крупные сдвиги произошли и в музыкальной культуре казахского народа. Композиторы Казахстана создали свыше 300 музыкальных произведений - опер, симфоний, военных, патриотических песен. В годы войны продолжало развиваться оперное искусство. В 1942 году была поставлена опера Е. Брусиловского «Гвардия, алга!», в 1944 - опера А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай». В послевоенные годы появляются оперы Е. Брусиловского и М. Тулебаева «Амангельды», А. Жубанова и Л. Хамиди «Тулеген Тохтаров», М. Тулебаева «Биржан и Сара». В 1949 году ее автору и исполнителям главных партий были присуждены Государственные премии СССР. В 1940 году появляется первый казахский балет «Коктем». В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступали артисты ведущих театров. В июне 1942 года в Алма-Ате состоялся казахстанский дебют Галины Улановой. В послевоенные годы развивается и письменная литература, признанными мастерами которой становятся Д. Абилев, А. Сарсенбаев, М. Ауэзов, Г. Мусрепов, И. Шухов, С. Муканов, Д. Снегин, С. Шарипов, А. Абишев, Г. Мустафин, С. Мауленов. Несмотря на увеличение жанрового разнообразия, выбор тем был крайне ограничен. Обескровленная репрессиями 1920-1930-х годов, литература стала воспевать только прелести социалистического строя, новую жизнь народа, дружбу народов, новые общественные отношения. Вся сфера культуры, науки и творчества находилась под неусыпным контролем партийных органов. В послевоенное время началось усиление идеологического контроля за творчеством литераторов. Тем не менее, конец 1940-начало 1950-х годов стали временем расцвета казахстанской советской литературы. В 1947 году появляется второй том романа «Абай» М. Ауэзова, в 1948 году - роман «Сырдарья» С. Муканова, «Миллионер» Г. Мустафина, в 1949 году - роман «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова. Роман «Абай» М. Ауэзова в 1949 году был удостоен Государственной премии СССР и принес автору мировую славу. В начале 1950-х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы «Караганда» Г. Мустафина, «Пробужденный край» Г. Мусрепова, произведения А. Тажибаева, Т. Жарокова и многих других. Казахское киноискусство возникло в довоенное время. В 1938 году в Казахстане открылась первая студия художественных фильмов. В конце 1938 года была организована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая казахская звуковая документальная лента «Джамбул-ата», в том же году на «Ленфильме» был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов - «Амангельды». В годы войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. В ноябре 1941 г. на базе эвакуированных Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм», Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС). Национальные кадры готовил Всесоюзный Государственный институт кинематографии, работавший тогда в Алма-Ате. Передовыми мастерами советского казахского искусства были Шакен Айманов, Серке Кожамкулов, Калибек Куанышпаев, Елубай Умурзаков. Они заинтересовали Эйзенштейна как необыкновенно яркие дарования. Вместе с мастерами центральных киностудий с участием М. Ауэзова, Г. Мусрепова, А. Тажибаева сняты ленты «8-я гвардейская», «Песни Абая», «Сын бойца», «Казахский киноконцерт - фронту», «Тебе, фронт», «Небесный тихоход», «Два бойца», «Илья Муромец» и др. Главной темой художественных картин была героическая борьба советского народа против фашизма. В 1945 году появилась первая самостоятельная работа Алма- Атинской студии - фильм «Песни Абая». В столице Казахстана в те годы жили и работали автор «Приключений Буратино» А.Н. Толстой, Самуил Маршак, писатели Михаил Зощенко и Константин Паустовский, автор «Дяди Степы» и отец известного современного кинорежиссера Никиты Михалкова поэт Сергей Михалков, знаменитый режиссер С.М. Эйзенштейн, популярнейшие актеры Николай Черкасов, Михаил Жаров, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.023 с.) |