Тема 15. Культура эпохи Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Культура эпохи Просвещения



Осмысление достижений XVII века. Изменение культурной парадигмы: “взгляд в себя" и примат разума. Просвещение как социокультурный феномен эпохи. Критика феодального общества, авторитет знания и воспитания. Основные идеи просветителей: материализм, исторический оптимизм, понимание человека как "tabula rasa", возможность различных взглядов на философию, эстетику, этику, искусство и т. д. Парадокс времени: разум - чувственность, вера - "атеизм", профессионализм - дилетантство, "плюрализм" взглядов - тоталитарность и др. Вольтер, Д.Дидро и Ж.-Ж.Руссо как гуманистические контрасты эпохи. Образ человека в творчестве Вольтера и идеал "естественного человека" Ж.-Ж.Руссо. Идеал просвещенного монарха Д.Дидро. Внутренний мир личности (разум, чувства и воля) Культ автономного человека и проблема индивидуализма. Культура и цивилизация: в трудах просветителей.

Культ знания в "Энциклопедии" Д.Дидро и Ж.Л.д'Аламбера. Салоны как особый культурный феномен. Масонство как игра и мифотворчество. Рождение рынка искусств и Искусство рококо. Основные жанры: пастораль, "галантные празднества", костюмированный портрет. Возникновение безордерной архитектуры. Смена модуса жилища (городской дом, особняк, "отель"). А.Ватто и его мир поэтической мечты. Нереальность и условность в творчестве Ф.Буше и Ж.Фрагонара.

Идеалы Просвещения в работах Ж.Б. Шардена и У.Хогарта. Нравственная дидактика в работах Ж.Б.Греза. Жанр философско-просветительского романа. Развитие просветительских идеалов в творчестве Д.Дидро и Д.Свифта. Театр как центр просвещения (Вольтер, Д.Дидро, Бомарше, Ф.Шиллер, И.Гете, Г.Э.Лессинг).

Эпоха Великой Французской революции. Лозунг революции "Свобода. Равенство. Братство" Негативное отношение к церкви и сакрализация понятия "гражданин". Террор (отмирание суда, падение ценности жизни и др.) и рождение тоталитаризма. Бинарность французской культуры. Социальные идеи просветителей как причина начала и конца Великой Французской революции. Незавершенность социального эксперимента.

Литература: 1, 2, 3, 5, 8, 14, 20, 28, 32, 37, 40.

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки

Идеи просвещения являлись ведущими в этот период европейской культуры.

1. Назовите основные идеи Просвещения.

2. К каким социальным слоям обращены были основные идеи? (Кого необходимо было просвещать?)

Французская революция была важнейшей социокультурной доминантой эпохи. Проблемы свободы и нормативности, знаний и веры, Бога и человека, веротерпимости, правителя и подданного, становятся самыми значимыми и обсуждаемыми в этот период

3. Как повлияли основные революционные идеи на формирование нового идеала человека?

4. Назовите самых ярких представителей французского Просвещения

А) Руссо
Б) Вольтер
Г) Людовик
Д) Дидро

В работах Ж..-Ж.. Руссо преобладает негативное отношение к культуре.

5. Объясните почему Руссо считал культуру злом?

6. В данную эпоху продолжает развиваться классицизм, а барокко перерастает в рококо.

7. Как Вы считаете, рококо это позднее барокко или особый стиль? В чем проявляются его особенности?

8. Как, по вашему мнению, проявлялся назидательный, воспитательный характер живописи ХУШ века?

9. Самым популярным видом искусства в ХУП и ХУШ века был театр. Почему?

10. В это время в Европе существовали театральные школы?

Основные термины, понятия и имена


Искусствоведение

Комедия дель арте

Полифония

Просвещение

Рококо

Романтизм

Сентиментализм

Симфония

Салон


Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Д.Локк, Ш.Монтескье, П.Гольбах, И.Кант, Д.Дефо, Д.Свифт, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Й.Гадн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ж.А.Ватто, Ф. Буше, Ж.А.Фрагонар, Ж.Б.Шарден, Г.А.Лессинг, И.В.Гете, Ф.Шиллер, К.Гоцци, К.Гальдони.

Тема16. Культура XIX века

Стабилизация буржуазного общества. Завершение колониального раздела мира. Старт научно-технического прогресса. Формирование цивилизации техногенного типа. Старый и Новый Свет: активизация взаимодействия. Начало формирование "массовой культуры”. Элитарная культура.

Роль всемирных выставок в диалоге культур. Научное мышление- основа образования, понимания человека и общества. Ценности человеческой жизни. Освобождение науки от моральных ограничений и расширение картины мира, классификация, систематизация и дифференциация научного знания (естественные и гуманитарные науки). Представление об абсолютной познаваемости мира и ощущение его бесконечности.

Многообразие философских течений: романтизм (Йенский кружок), позитивизм (И.Тэн, О.Конт), марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс), интуитивизм (А.Бергсон), "философия жизни" (А.Шопергауэр, Ф.Ницше), фрейдизм (З.Фрейд). Неоднозначность оценок.

Искусство: неоклассицизм (Энгр), романтизм (Э.Делакруа, Т.Жерико, Фридрих), реализм (Г.Курбе О.Домье, Ж.Ф.Милле), импрессионизм (Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар и др.), постимпрессионизм (П.Гоген, В.Ван Гог, П.Сезанн), модерн. Разнообразие и взаимодействие стилей. Идейно-художественная борьба. Ведущая роль литературы в художественной культуре. Рождение фотографии и кинематографа. Художественное своеобразие стран Западной Европы (Испания, Англия, Франция, Германия). Разрушение классических канонов и начало распада системы общеевропейских художественных стилей. Исчерпанность реалистического видения мира. Рождение субъективной художественной реальности.

Первая мировая война как следствие нарастания кризисных явлений в экономике, политике, культуре.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 14, 28, 30, 32, 37, 82, 83, 88.

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки

Девятнадцатый век характеризуется многообразием событий, открытий, философских течений и художественных стилей. Социальные революции стали определяющим фактором культурной ситуации Х1Х века. Они сформировали новые формы государственного управления.

1. Какие новые государственные структуры появились в европейских странах?

Не менее значимы в это время промышленные революции.

2. В чем смысл понятий «революция», и «промышленная революция»? Почему они стали возможны?

3. Промышленные преобразования основаны на научных открытиях. Какие фундаментальные открытия были сделаны в Х1Х веке?

4. Из всех философских течений наиболее значительное влияние на социокультурные изменения оказали:

А) позитивизм

Б) марксизм

В) интуитивизм

Г) фрейдизм

5. В Х1Х веке произошло разделение естественнонаучного и гуманитарного знаний. Почему?

6. Какие новые стили в искусстве появляются в Х1Х веке?

7. Какие стили были продолжением прошлых художественных тенденций, а какие новые стили отрицали прежние правила и каноны?

8. Развитие науки и техники породили новые виды искусства. Какие?

В Х1Х веке возникает фотография, которая в настоящее время стала массовым и повседневным явлением. Фотография - предмет быта или художественной культуры?

9. Каковы были основные идеи проведения Всемирных выставок?

10. В Х1Х веке культурологи заговорили о кризисе культуре. Почему?

11. В чем он проявляется?

 

Основные термины, понятия и имена


Ампир

Декадентство

Импрессионизм

Интуитивизм

Марксизм

Модерн

Натурализм

Постимпрессионизм

Реализм

Романтизм

Символизм

Фрейдизм

Эклектик


Г.Гегель, И. Кант, О.Конт, К.Маркс, Ф.Ницще, З.Фрейд, Ч. Дарвин, Э. Гофман, Г.Гейне, Д.Байрон, В.Гюго, Ж..Санд, О.Бальзак, П.Мериме, Г.Флобер, Г.Мопасан, В.Скотт, Ч.Диккенс, Б.Шоу, Д.Голсуорси, Э.Золя, Ф.Гойя, Ж..Л.Давид, Ж.О.Энгр, Э.Делакруа, Т. Жерико, О. Домье, Э. Мане, К.Моне, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, В.Ван Гог, Р.Вагнер, Ф.Лист, Ф.Шопен, Д.Верди.

 

Тема 17. Культура XX века

Первая мировая война - исторический рубеж культуры XX века. Кризисность и катастрофичность культуры ХХ века. Тоталитаризм как социокультурный феномен ХХ века: становление, развитие, преодоление. Взаимодействие культуры, политики и экономики. Интеграционные тенденции при сохранении национально-культурной самобытности.

Переосмысление культурной парадигмы. Сущность науки в ХХ веке. Универсальность научного знания. Парадоксы взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания: от размежевания к единству. Наука и этика. Проблема ответственности ученого. Возникновение новых способов передачи информации в культуре: аудио-, видео-, электронные носители. "Свертывание" книжной культуры.

Глобальные проблемы современности и перспективы развития культуры и цивилизации. "Римский клуб". Футурология. Превращение биосферы земли в антропосферу. Необходимость нового образа жизни. Становление планетарного мышления и планетарной этики. Проблемы выживания. Пацифистские и экологические движения.

Изменение картины мира и его философское осмысление. Многообразие философских течений: плюсы и минусы. Экзистенциализм и начало осмысления дегуманизации культуры. (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс и др.). Философия как "не-наука”. Религиозный ренессанс конца ХХ века. Церковь как активная социальная сила. Современное сектантство. Экуменизм.

Искусство. Отказ от классического наследия. Развитие от авангарда к постмодернизму. ХХ век и культура примитива. Поиски первосмыслов в искусстве: рациональное и подсознательное, “новая вещность" и трансцендентальность. "Новая реальность”. Постмодернизм - форма существования современной культуры. Основные черты постмодернизма: «радикальная множественность», диалогичность, интеллектуальная игра, мозаичность, форма, ирония, поиски новизны. Перспективы развития. Культура на пороге XXI века.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 14, 36, 37, 41, 42, 50, 51, 60, 67, 84, 85, 91, 96.

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки

Двадцатый век был веком двух мировых войн, революций, национальных движений и это не могло не отразиться на культуре эпохи.

1. В чем это проявилось?

2. Тоталитаризм стал проблемой ХХ века. Где и как он проявлялся?

3. Глобальные проблемы современного мира. Что они в себя включают?

4. Каковы нравственные проблемы современной науки?

5. Искусство ХХ века называют модернизм. Модерн и модернизм – это одно и то же?

6. Какие направления в модернизме Вам известны?

7. Абстракционизм – это:

А) Отсутствие композиции

Б) выражение чувств художника

В) беспредметное искусство

Постмодернизм называют формой современного искусства.

8. Что его характеризует?

9. Когда и в связи с чем, впервые был введен в оборот термин «контркультура»

А) в Х1Х веке с появлением стиля модерн

Б) в первой половине ХХ века с появлением кино

В) во второй половине ХХ века с появлением хиппи

10.Научно-техническое развитие привело к созданию компьютера. Он повышает культуру личности или делает человека более примитивным?

11. Сейчас молодые люди меньше читают, чем предшествующие поколения. Свертывание книжной культуры закономерный процесс?

 

Основные термины, понятия и имена


Абстракционизм

Андеграунд

Кич

Кубизм

Массовая культура

Плюрализм

Постмодернизм

Экзистенциализм

Элитарная культура


 

Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, Э.Фромм, К.Г.Юнг, О.Шпенглер, А. Эйнштейн, С.Дали, П.Пикассо, В.Кандинский.

 

РАЗДЕЛ 7.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.026 с.)