Основные мнемонические процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мнемонические процессы



Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание составляют единую мнемоническую систему и не могут быть разделены.

Далее предлагается краткая характеристика основных мнемотехнических процессов.

1. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Если человек не знаком с буквами, естественно, он не сможет прочесть не только текст, но и отдельные слова и слоги.

Подобно этому невозможно запомнить доподлинно параграф источника, если нет навыка запоминания компонентов информации, которые входят в состав текста (имен и фамилий, географических названий, числовой информации и т.д.). Вышеперечисленные точные сведения не активизируют в коре головного мозга абсолютно никаких образов. Это подтверждается очень просто.

Многие считают, что нереально предельно точно запомнить определенную информацию, и глубоко ошибаются. Потому что всю точную информацию из учебного материала можно запомнить очень легко. Просто есть определенное условие – нужно не просто знать, как запоминать, но иметь хорошо развитые навыки запоминания. Знать и уметь – понятия абсолютно разные.

...

Если взять любой школьный учебник и устроить опрос учеников, то итог будет следующий: большой объем учебной информации не только не помнится, но при том еще и не узнается.

Под мнемотехническим понимают такой процесс запоминания, при котором непосредственно запоминание происходит с однократного восприятия в размере нескольких сотен единиц информации.

Мнемотехники навык запоминания характеризуют следующим образом:

1) необходимо присутствие в памяти образных кодов, которые помогут запомнить материал быстро и без проблем;

2) нужно уметь быстро кодировать информацию, которую необходимо запомнить, в образы и ассоциации;

3) должна быть хорошо развита способность быстро соединять образы;

4) нужно уметь удерживать в памяти соединенные образные коды хотя бы в течение 1 ч;

5) необходимо высокоустойчивое внимание, которое позволит осуществлять процессы запоминания и припоминания с большим эффектом на длительное время и без усталости;

6) для того чтобы зафиксировать в памяти большие объемы запомненной информации, необходимо постоянное мысленное повторение;

7) в памяти должны присутствовать опорные образы, которые помогут запомнить информацию в определенной последовательности.

Кодирование считают самым длительным по времени этапом запоминания. Скорость кодирования зависит от того, насколько сложны запоминаемые сведения.

На данный момент известны четыре этапа процесса запоминания:

1) для запоминания информацию необходимо преобразовать в зрительные представления приемами кодирования;

2) зрительные образы рекомендуется соединить в ассоциацию;

3) теперь нужно запомнить последовательность предложенных ассоциаций;

4) с помощью многократного мысленного повторения следует закрепить в памяти данные ассоциации.

Основными характеристиками процесса запоминания являются:

1) скорость запоминания – среднее время, которое ушло на запоминание единицы информации;

2) скорость припоминания – скорость воспроизведения определенной единицы информации, причем воспроизведение идет быстрее, чем запоминание;

3) качество запоминания – здесь учитывается количество правильных ответов, представленных после запоминания;

4) объем запоминания – объем информации, запомненный за один раз;

5) надежность запоминания – количество правильных ответов, которое будет получено спустя некоторый промежуток времени после процесса запоминания.

Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется 2 подхода: запоминание с 1-го раза и накопленное запоминание.

По длительности запоминание может быть кратковременное, оперативное и длительное.

По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить, которое происходит по определенным правилам.

Правило осмысления. Запоминаемое прочно и легко сохраняется в памяти, если человек хорошо осмысливает то, что нужно запомнить. Многие плохо запоминают прочитанное, потому что не хотят думать сами.

Правило интереса. С легкостью и без специальных усилий запомнится то, что интересно. Об этом позаботится произвольное запоминание.

Правило предыдущих знаний. Чем больше знаний по какому-либо вопросу, тем проще запоминается новое. В процессе работы формируются связи между накопленными знаниями и новыми – происходит запоминание. Абсолютно новый материал в тягость мозгу. Изучение нового лишь тогда доставляет удовольствие и дает хорошие результаты, когда есть возможность сравнить его со старым.

Правило готовности к запоминанию. Из текста вы получите ту информацию, на какую настроитесь. То же можно сказать и о времени, которое идет на запоминание.

Правило ассоциаций. Мозг человека – это механизм, который работает на уровне подсознания. Ассоциации увеличивают шансы на воспроизведение.

Выделяют несколько видов ассоциаций.

Ассоциации по сходству приходят на помощь при запоминании предметов на основе их сходства по какому-либо признаку. Примером тому может служить форма поверхности Италии на карте. Она ассоциируется с формой сапога. Напротив, форма поверхности Австралии никаких ассоциаций не вызывает.

Ассоциации по контрасту показывают противоположное в сущности предметов и явлений. Можно запомнить название моста «Красный» только потому, что он совсем другого цвета.

Ассоциации по смежности показывают отношения предметов и явлений во времени и пространстве. В большой комнате мысленно расставляются предметы и запоминается их расположение. Эта обстановка может вызвать определенные воспоминания. Вместо комнаты можно использовать территорию дачного участка, двор.

Ассоциации по казуальности служат для сравнения фактов между собой при помощи вопросов: почему так бывает, где так может быть, откуда знаем, что это так?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.007 с.)