Коррекционный курс русского языка: Рабочая тетрадь. – СПб., 2011. – 40 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционный курс русского языка: Рабочая тетрадь. – СПб., 2011. – 40 с.



Уша Т.Ю.

Коррекционный курс русского языка: Рабочая тетрадь. – СПб., 2011. – 40 с.

Рабочая тетрадь предназначена для аудиторной (под руководством преподавателя и самостоятельной) и домашней работы. Содержит задания и упражнения к разделам русского языка, традиционно сложным для лиц с родным нерусским языком. Для каждого раздела предусмотрено вступительное тестирование. Справочный теоретический материал предлагается в виде таблиц с комментариями.

Адресовано, в первую очередь, слушателям курсов русского языка, организованных на базе Информационно-методического центра Адмиралтейского района Санкт-Петербурга для родителей нерусскоязычных школьников. Также может быть использовано для курсового коррекционного обучения русскому языку как неродному взрослых инофонов.

 

© Т.Ю.Уша, 2011

Адмиралтейский ИМЦ

Санкт-Петербурга, 2011.

 

 

Оглавление

Русский алфавит ………………………………………………………………………4

Графика …………………………………………………………………………………6

Тестирование……………………………………………………………………………6

Коррекционные упражнения…………………………………………………………..7

Фонетика ………………………………………………………………………………11

Тестирование……………………………………………………………………………11

Коррекционные упражнения…………………………………………………………..11

Грамматика ……………………………………………………………………………14

Тестирование……………………………………………………………………………14

Теоретический материал с комментариями и заданиями……………………………17

Местоимение ………………………………………………………………………….17

1.Род и число личных местоимений…………………………………………………..17

2.Склонение личных местоимений……………………………………………………18

3.Притяжательные местоимения……………………………………………………….19

Имя существительное …………………………………………………………………20

1.Род ……………………………………………………………………………………..20

2.Число ………………………………………………………………………………….. 21

3.Одушевлённость и неодушевлённость ………………………………………………22

4.Склонение …………………..…………………………………………………………24

Контрольные задания по теме «Существительное»…………………………………..30

Имя прилагательное ……………………………………………………………………33

1.Род и число …………………………………………………………………………….33

2.Склонение ………………….…………………………………………………………..33

Глагол ……………………………………………………………………………………..35

1. Спряжение ……….…………………………………………………………………..35

2. Вид ……….……………………………………………………………………………35

3. Однонаправленные и разнонаправленные глаголы ………………………………..36

 

 

Русский алфавит

Печатные буквы Письменные буквы Название Произношение
А а А а а [a]
Б б Б б бэ [б]
В в В в вэ [в]
Г г Г г гэ [г]
Д д Д д дэ [д]
Е е Е е е [jэ]
Ё ё Ё ё ё [jо]
Ж ж Ж ж жэ [ж]
З з З з зэ [з]
И и И и и [и]
Й й Й й и краткое [j]
К к К к ка [к]
Л л Л л эль [л]
М м М м эм [м]
Н н Н н эн [н]
О о О о о [о]
П п П п пэ [п]
Р р Р р эр [р]
С с С с эс [с]
Т т Т т тэ [т]
У у У у у [у]
Ф ф Ф ф эф [ф]
Х х Х х ха [х]
Ц ц Ц ц цэ [ц]
Ч ч Ч ч чэ [ч]
Ш ш Ш ш ша [ш]
Щ щ Щ щ ща [щ]
Ъ ъ твёрдый знак  
Ы ы ы ы [ы]
Ь ь мягкий знак  
Э э Э э э [э]
Ю ю Ю ю ю [jу]
Я я Я я я [jа]

Задание. Напишите слова в алфавитном порядке.

Город, фонарь, Таджикистан, ёж, мама, чай, папа, яблоко, обед, звонок, Узбекистан, этаж, завтра, шум, лестница, юг, бабушка, дочь, ислам, сын, щи, Азербайджан, хлеб, вечер, ель, кот, ночь, работа, цена, жизнь.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Графика

ТЕСТИРОВАНИЕ

Задание. Напишите текст.

 

Мы живём в Санкт-Петербурге. Так назвал город царь Пётр Первый. Это официальное название города. Но у него есть и другие – Питер, Северная Венеция, город рек и каналов, город белых ночей, музей под открытым небом, культурная столица России.

У Петербурга есть свои символы: во-первых, это золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства; затем, ангел на соборе Петропавловской крепости; наконец, символом города стали «руки» разведённых мостов в период белых ночей.

В Петербурге живут люди почти ста пятидесяти разных национальностей. Жители Петербурга заслуженно гордятся своим городом: его архитектурой, музеями, героической историей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Различение печатных и рукописных букв. Напишите буквы.

А а   А а  
Б б   Б б  
В в   В в  
Г г   Г г  
Д д   Д д  
Е е   Е е  
Ё ё   Ё ё  
Ж ж   Ж ж  
З з   З з  
И и   И и  
Й й   Й й  
К к   К к  
Л л   Л л  
М м   М м  
Н н   Н н  
О о   О о  
П п   П п  
Р р   Р р  
С с   С с  
Т т   Т т  
У у   У у  
Ф ф   Ф ф  
Х х   Х х  
Ц ц   Ц ц  
Ч ч   Ч ч  
Ш ш   Ш ш  
Щ щ   Щ щ  
ъ   ъ  
ы   ы  
ь   ь  
Э э   Э э  
Ю ю   Ю ю  
Я я   Я я  

 

Упражнение 2. Различение прописных и строчных букв. Напишите буквы.

А а __________________________________

Б б __________________________________

В в __________________________________

Г г __________________________________

Д д __________________________________

Е е __________________________________

Ё ё __________________________________

Ж ж _________________________________

З з __________________________________

И и __________________________________

К к __________________________________

Л л __________________________________

М м _________________________________

Н н __________________________________

О о __________________________________

П п _________________________________

Р р __________________________________

С с __________________________________

Т т _________________________________

У у __________________________________

Ф ф __________________________________

Х х _________________________________

Ц ц _________________________________

Ч ч __________________________________

Ш ш _________________________________

Щ щ _________________________________

Э э __________________________________

Ю ю _________________________________

Я я __________________________________

Упражнение 3. Расположение элементов буквы на строке, выше и ниже строки. Напишите буквы.

 

б ____________________________________

в ____________________________________

д ____________________________________

з ____________________________________

р ____________________________________

у ____________________________________

ф ____________________________________

ц

щ

Упражнение 4. Соединение букв в слове. Напишите слова.

бабушка ______________________________

вечер _________________________________

город ________________________________

жена ________________________________

здоровье _______________________________

зима _________________________________

магазин ______________________________

рядом ________________________________

рыба _________________________________

спасибо _______________________________

учитель _______________________________

этот ________________________________

февраль _______________________________

цена _________________________________

халат _______________________________

Фонетика

ТЕСТИРОВАНИЕ

Задание.

1. Прочитайт текст «про себя».

2. Расставьте ударения.

3. Прочитайте текст «вслух».

Мы живём в Санкт-Петербурге. Так назвал город царь Пётр Первый. Это официальное название города. Но у него есть и другие – Питер, Северная Венеция, город рек и каналов, город белых ночей, музей под открытым небом, культурная столица России.

У Петербурга есть свои символы: во-первых, это золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства; затем, ангел на соборе Петропавловской крепости; наконец, символом города стали «руки» разведённых мостов в период белых ночей.

В Петербурге живут люди почти ста пятидесяти разных национальностей. Жители Петербурга заслуженно гордятся своим городом: его архитектурой, музеями, героической историей.

 

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. «О».

Буква «О» обозначает два звука: под ударением «О» читаем как «О»; без ударения читаем как «А».

Дόм – домá, гόрод – городá, пόезд – поездá.

Потолόк, окнό, столόвая, больница, молодόй, головá, водá, опять, очки, молокό, мнόго, сторонá, гόлос, хόлод, яблоко, колéно, проспéкт.

 

Упражнение 2. «Я»

Буква «Я» обозначает два звука: J+A. В разных местах слόва эти два звука читаем по-разному.

 

1. Под ударением:

– в начале слова – JA: яблоко, ягоды, яркий, Яков.

– в середине слова после Ь или Ъ – JA: обезьяна, кальян.

– в середине слова после гласных – JA: Саяны.

– в середине слова после согласных – A: десятый, рядом, ряженка; согласный звук перед А читается мягко; J не читается!

 

2. Без ударения:

– в начале слова – JИ: янвáрь, Япόния, язык, яйцό, бáба Ягá, яичница.

– в середине слова после Ь или Ъ – JИ: объявлéние, объяснéние.

– в середине слова после гласных – И: заявлéние, мáятник.

– в середине слова после согласных – И: шерстяной, без пяти минут, мяукать; согласный звук перед И читается мягко; J не читается!

 

Упражнение 3. «Е»

Буква «Е» обозначает два звука: J+Э. В разных местах слόва эти два звука читаем по-разному.

 

1. Под ударением:

– в начале слова – JЭ: éль, éздить, éвро.

– в середине слова после Ь или Ъ – JЭ: пьéса, объéкт, подъéзд.

– в середине слова после гласных – JЭ: поéдем.

– в середине слова после согласных – Э: сéмя, лéто, нéбо; согласный звук перед Э читается мягко; J не читается!

2. Без ударения:

– в начале слова – JИ: единица, Египет, едá, еврéй, европéец, ерундá.

– в середине слова после Ь или Ъ – JИ: объективный.

– в середине слова после гласных – И:моегό, твоегό.

– в середине слова после согласных – И: певица, сестрá; согласный звук перед И читается мягко; J не читается!

Упражнение 4. «Ю»

Буква «Ю» обозначает два звука: J+У. В разных местах слόва эти два звука читаем по-разному.

1. Под ударением:

– в начале слова – JУ: южный, юбка, юмор, Юлия.

– в середине слова после Ь или Ъ – JУ: пьют, льют, бьют.

– в середине слова после гласных – JУ: баюкать, уютный.

– в середине слова после согласных – У: клюква, брюква, плюшка, кастрюля, блюдо, вестибюль; согласный звук перед У читается мягко; J не читается!

 

2. Без ударения:

– в начале слова – JУ: юбилéй, ювелир, южáнин, Юпитер.

– в середине слова после Ь или Ъ – JУ: выпью, выбью.

– в середине слова после гласных – JУ: кáюсь

– в середине слова после согласных – У: пюрé, кюрé; согласный звук перед У читается мягко; J не читается!

Упражнение 5. «Ё»

Буква «Ё» всегда стоит под ударением, поэтому в слове знак ударения над ней не ставят.

Буква «Ё» обозначает два звука: J+О. В разных местах слόва эти два звука читаем по-разному:

– в начале слова – JО: ёлка, ёжик.

– в середине слова после Ь или Ъ – JО: льёт, пьёт, бьёт.

– в середине слова после гласных – JО: маёвка, заём.

– в середине слова после согласных – О: лёд, мёд, вёдра, пёстрый, вёсны, лёгкий, живём, Пётр, разведённый; согласный звук перед Ё читается мягко; J не читается!

Грамматика

ТЕСТИРОВАНИЕ

Выберите правильный вариант:

 

ЧАСТЬ I

1. В школу пришел новый … учитель математики. А. младший Б. молодой В. маленький

2. Мой друг неплохо знает русский язык и хорошо говорит…. А. по-английски Б. английским языком В. английский язык

3. В нашей группе … приезжие из Азербайджана, Узбекистана, Киргизии. А. учат Б. изучают В. занимаются

4. Вы живёте ….? А. сюда Б. туда В. здесь

5. Мне трудно … это стихотворение. А. выучить Б. научить В. учиться

6. Она … помочь мне перевести текст. А. знает Б. может В. умеет

7. Путешественники … разные истории о своей жизни. А. рассказывают Б. говорят В. разговаривают

8. Учитель …, что завтра будет диктант. А. сказал Б. разговаривал

9. Самые высокие оценки … наша отличница. А. получила Б. отправила В. приготовила

10. В конце урока ученики должны … тетради учителю. А. получить Б. взять В. сдать

11. Скажите, пожалуйста, где мы можем …. А. приглашать Б. встретиться В. пригласить

12. Учащиеся нашей школы … на концерте в детском доме. А. поступали Б. выступали В. наступали

13. Я хочу научиться … на лыжах. А. кататься Б. отдыхать В. садиться

14. Родители … мне работать в школе. А. попросили Б. позвонили В. посоветовали

15. Я … у подруги, где можно снять квартиру А. попросила Б. спросила В. просила

16. Я уже два года не … спортом. А. занимаюсь Б. изучаю В. играю

17. Мы не можем вспомнить, где …этого человека. А. смотрели Б. видели

18. Они весь вечер … футбол по телевизору. А. смотрели Б. видели

19. Первоклассники внимательно … на доску и слушали учителя. А. смотрели Б. видели

20. Мы не … друг друга уже целую неделю. А. смотрели Б. видели

ЧАСТЬ II

21.Все мои родственники любят …. А. спорт Б. спорта В. спортом Г. о спорте

22. Старший брат с детства занимается…. А. спорт Б. спорта В. спортом Г. о спорте

23. В киоске я купил журнал …. А. спорт Б. спорта В. спортом Г. о спорте

24. Зимой мы хотим побывать …. А. Москва Б. из Москвы В. Москвы Г. в Москве

25. Я весь вечер ждал звонка …. А. Москва Б. из Москвы В. Москвы Г. в Москве

26. На уроке мы читали текст об истории …. А. Москва Б. из Москвы В. Москвы Г. в Москве

27. На нашей улице строят …. А. новый магазин Б. в новый магазин В. в новом магазине Г. из нового магазина

28. … на углу продают фрукты. А. новый магазин Б. в новый магазин В. в новом магазине Г. из нового магазина

29. Отец принес большой торт …. А. новый магазин Б. в новый магазин В. в новом магазине Г. из нового магазина

30. Каждый день в школе мы встречаем …. А. наш учитель Б. нашего учителя В. нашему учителю Г. с нашим учителем

31. … помогает нам решить все проблемы. А. наш учитель Б. нашего учителя В. нашему учителю Г. с нашим учителем

32. Иногда я разговариваю по телефону …. А. наш учитель Б. нашего учителя В. нашему учителю Г. с нашим учителем

33. Я не знаю, как зовут …. А. эта девочка Б. этой девочки В. эту девочку Г. у этой девочки

34. … не учится в нашем классе. А. эта девочка Б. этой девочки В. эту девочку Г. у этой девочки

35. Скажи мне, пожалуйста, адрес …. А. эта девочка Б. этой девочки В. эту девочку Г. у этой девочки

36.Готовить домашние задания мне всегда помогает …. А. эта девочка Б. этой девочки В. эту девочку Г. у этой девочки

37. Я подарю … фотоаппарат. А. старший брат Б. у старшего брата В. старшего брата Г. старшему брату

38. Я часто вспоминаю …. А. старший брат Б. у старшего брата В. старшего брата Г. старшему брату

39.Вчера я ходил …. А. зубного врача Б. с зубным врачом В. к зубному врачу Г. у зубного врача

40. Тебе надо поговорить … А. зубного врача Б. с зубным врачом В. к зубному врачу Г. у зубного врача

41. … не было в кабинете. А. зубного врача Б. с зубным врачом В. к зубному врачу Г. у зубного врача

42. В прошлом году я жил …. А. Казахстан Б. из Казахстана

ЧАСТЬ III

69. Многие школьники хотят … в университете. А. будут учиться Б. учится В. учиться

70. Я начну … русский язык в следующем году. А. буду изучать Б. изучать В. изучу

71. Сестра попросила меня … посуду после обеда. А. буду мыть Б. вымою В. вымыть

72. Отец всегда учил меня … только правду. А. говорить Б. сказать

73. На уроке надо … только по-русски. А. говорить Б. сказать

74. Надо обязательно … об этом маме. А. говорить Б. сказать

75. Сестра любит … с подругами по телефону. А. говорить Б. сказать

76. Я всегда плохо … даты. А. запоминаю Б. запомню

77. Я никак не …, как его зовут. А. запоминаю Б. запомню

78. Я надолго … нашу встречу. А. запоминаю Б. запомню

79. Я не буду записывать твой адрес: я и так его …. А. запоминаю Б. запомню

80. Я долго думал и, наконец, … задачу. А. решал Б. решил

81. Он всегда сам … свои проблемы. А. решал Б. решил

82. Этим летом я … отдохнуть на море. А. решал Б. решил

83. Вчера он весь день …, куда пойти в воскресенье. А. решал Б. решил

84. Я жду Вас уже час. Вы … со мной или нет? А. идёте Б. ходите

85. Вы с ним сегодня … в парк? А. идёте Б. ходите

86.Сколько раз в месяц вы … в театр? А. идёте Б. ходите

87. Куда вы сегодня … после уроков? А. идёте Б. ходите

88. Мы … в аэропорт на такси. А. ехали Б. ходили

89. Когда мы … в центр города, мы встретились с нашими соседями. А. ехали Б. ходили

90. Друзья весь день … по магазинам и покупали сувениры. А. ехали Б. ходили

91.Вчера мы … к врачу. А. ехали Б. ходили

92. В прошлом году мы … в Эрмитаж. А. ехали Б. ходили

93. Дома мы часто … в гости. А. ехали Б. ходили

94. В октябре они … в Москву за визой. А. поедут Б. будут ездить

95. Сегодня после обеда Таня и Игорь … покупать билеты в цирк. А. поедут Б. будут ездить

96. –Алло, можно Аслана? –Нет, он … на работу. А. ехал Б. поехал В. приехал Г. доехал

97. Извини, я опоздал. Ты давно …? А. ехала Б. поехала В. приехала Г. доехала

98. Сегодня директора не будет: он …в банк. А. шёл Б. вошёл В. пошёл

99. –Ты его видишь? –Нет, он, наверное, уже … в магазин А. шёл Б. вошёл В. пошёл

ЧАСТЬ IV.

100.Я не купил этот телефон, … он очень дорогой А. потому что Б. поэтому

101. Я приехал в Россию, … хочу найти здесь работу. А. потому что Б. поэтому

102. Он пошел в аптеку, … у него болит голова. А. потому что Б. поэтому

103. На улице дождь, … мы взяли зонтики. А. потому что Б. поэтому

104. Родители хотят, … я хорошо учился. А. что Б. чтобы

105. Я не понимаю, … они говорят. А. что Б. чтобы

106. Я хочу спросить, … мы будем делать завтра. А. что Б. чтобы

107. Друзья сказали мне, … я посмотрел этот фильм. А. что Б. чтобы

108. … вы хорошо знаете на этой фотогра фии? А. кому Б. кого В. о ком Г. у кого

109. Расскажи мне, пожалуйста, … этот фильм? А. в чём Б. с чем В. из чего Г. о чём

110. … Саша возвращается домой? А. куда Б. где В. у кого Г. когда

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ С КОММЕНТАРИЯМИ И ЗАДАНИЯМИ

МЕСТОИМЕНИЕ

Текст «Как здороваются»

(на основе книги В.И.Жельвиса «Эти странные русские»)

 

Русские «тыкают» очень многим: это родители, близкие родственники, хорошие друзья (а иногда и враги – чтобы показать, насколько их презирают). Если русские начинают оживленную дискуссию с «вы», а затем, в какой-то момент, меняют его на «ты», это означает резкий разрыв дипломатических отношений.

Ваши родители – это всегда «ты»: зачем быть слишком вежливым с людьми, с которыми вам приходится жить в любом случае? С другой стороны, когда влюбленные отбрасывают вежливое «вы» и переходят на «ты», это означает, что в их жизни произошли определенные интимные перемены.

Обращения вроде «сэр» или «мадам» в России отсутствуют, что причиняет русским массу неудобств. До переворота 1917 года нормальная форма обращения была «сударь» и «сударыня». Слова эти звучали очень «по-буржуазному» и были отвергнуты большевиками, которые предложили «гражданин» или «товарищ». К сожалению, «гражданин» постепенно стало связываться с милицией или судом. «Товарищ» – слово из словаря Коммунистической партии, и после падения коммунистического режима те, кто был против прежнего строя, не желали больше это слово использовать. «Сударь» звучит ужасно старомодно, отчего ситуация до сих пор остается неразрешимой.

Если вы знаете фамилию человека, вы всегда можете обратиться к нему «господин Иванов» или «госпожа Иванова», но это очень официальное обращение. Отчаявшись найти что-либо подходящее, русские используют простые «Мужчина!» и «Женщина!», однако многие отвергают такие обращения, находя их грубыми. Поэтому русские используют «Извините, пожалуйста!», то есть никак не называют собеседника, а просто привлекают к себе внимание.

С древних времен к людям старшего возраста русские уважительно обращаются с помощью наименований степеней родства: «Бабушка!», «Дяденька!», а старшие к младшим – ласковыми «Сынок!» и «Дочка!»

Притяжательные местоимения.

 

ПАДЕЖ   Я ТЫ ОН ОНА ОНО МЫ ВЫ ОНИ
Именительный   мой моя моё мои твой твоя твоё твои его её его наш наша наше наши ваш ваша ваше ваши их
Родительный   моего моей моего моих   его её его нашего нашу нашего наших   их
Дательный   моему моей моему моим   его её его нашему нашей нашему нашим   их
Винительный   моего мою моего моих   его её его нашего нашу нашего наших   их
Творительный   моим моей моим моими   его её его нашим нашей нашим нашими   их
Предложный   о моём о моей о моём о моих   о его о её о его о нашем о нашей о нашем о наших   об их

Задание 1. Заполните таблицудля ТЫ и ВЫ

Задание 2. Составьте и запишите диалог.

Пример: Это ваша книга? Нет, это не моя книга. Это книга нашего учителя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Род

Мужской род Женский род Средний род
стол_ сосед_ дом_ врач_ кошкаА сестрА   окнО  
музеЙ семьЯ морЕ
словарЬ учителЬ тетрадЬ    
Проверяйте слова с -Ь по словарю! Если слово оканчивается на -ТЬ, то это может быть 1) существительное (кроваТЬ – женского рода, пуТЬ – мужского рода) 2) глагол в неопределённой форме (писаТЬ, читаТЬ)  

 

 

Исключение из правил: Мужской род
папа, дедушка, дядя, Миша, Коля (и другие мужские имена)

 

 

Задания.

  1. Прочитайте текст. Выпишите существительные из текста в таблицу, распределяя их по родам.

«Здоровый аппетит»

(на основе книги В.И.Жельвиса «Эти странные русские»)

 

Русский человек любит, чтобы еды было много. Русские любят поесть, и слово «диета» для большинства из них мало что значит. Если вас пригласит на чашку чая англичанин, вам подадут чашку очень хорошего чая; возможно, вы получите еще и маленькое печенье. Если же вас пригласит на чашку чая русский, то лучше вам перед визитом ничего не есть. По прибытии вашему взгляду предстанет стол, прогнувшийся под тяжестью разных блюд.

Ничего не может быть ужаснее для русского хозяина, чем увидеть, что гости съели все, что было им предложено. Гораздо лучше, если половина останется на столе, потому что это ясно указывает, что больше гость уже съесть не смог. Разумеется, это также означает, что хозяину теперь придется целую неделю питаться остатками пира, но это будет единственным недостатком данного мероприятия, во всех остальных отношениях удавшегося.

Национальное русское блюдо – каша, густое кушанье из какой-либо крупы, очень вкусное и питательное. Первое место принадлежит гречневой каше, особенно вкусной с молоком. Все молочные продукты (молоко, кефир, ряженка, сливки, йогурт, простокваша, сливочное масло) тоже популярны, особенно сметана. Любят русские также картошку, макароны, сосиски, пельмени.

Вряд ли есть хоть одно блюдо, которое русские едят без толстого куска хлеба – если на столе нет хлеба, русскому будет казаться, что он не наестся досыта.

Мужской род Женский род Средний род
       
  1. Прочитайте существительные, которые обозначают название профессий и должностей:

кассир, бухгалтер, продавец, директор, лаборант, артист, начальник, певец, генерал, художник, офицер, композитор, солдат, режиссёр, моряк, повар, врач, доктор, инженер, лётчик, шофёр, секретарь, кондуктор, официант, портной, парикмахер, штукатур, маляр, токарь, слесарь, техник.

 

Все эти слова мужского рода. Именно так написана профессия или должность в документах у работающей женщины. А как эти должности женщин называют неофициально, в разговоре? Напишите слова, которые Вы знаете:

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Число

Мужской род Женский род Средний род
Единственное число   Множественное число Единственное число   Множественное число Единственное число   Множественное число
стол_ сосéд_ дом_ врач_ столЫ сосéдИ домА врачИ кóшкаА сестрА   кóшкИ сёстрЫ окнÓ   óкнА  
музéЙ музéИ семьЯ сéмьИ мóрЕ морЯ
словáрЬ учителЬ словарИ учителЯ тетрáдЬ   тетрáдИ    

 

Очки, часы, деньги, брюки, колготки – только множественное число

 

Исключение из правил в образовании множественного числа:


гóрод – городá

сын – сыновья

дом – домá

брáт – брáтья

нóмер – номерá

друг – друзья

глаз – глазá

стул – стулья

учитель – учителя

дéрево – дерéвья

муж – мужья

нéбо – небесá

мáть – мáтери

дóчь – дóчери


 

Задание. Образуйте формы множественного числа от существительных

 

гóсть дéнь календáрь дождь огóнь путь рубль секретáрь чай   нóчь плóщадь болéзнь двéрь кровáть мысль цéль часть вéщь   пóле здáние училище  

 

Задание 1.

Прочитайте текст Задайте вопросы КТО ЭТО? или ЧТО ЭТО? ко всем существительным в тексте.

«В тесноте»

(на основе книги В.И.Жельвиса «Эти странные русские»)

 

Центральные части старинных русских городов обычно представляют собой радостное зрелище: смешение эпох и стилей. Туристы и фотографы обожают эти виды, но горожане, живущие в старых полуразрушенных домах, а также те, кто отвечает за их сохранность, их ненавидят. Каждый старый дом, который наконец-то рушится из-за многих лет небрежения, вызывает большой шум со стороны любителей архитектурного наследия и вздох облегчения со стороны ответственных чиновников.

 

Совсем по-другому выглядят новые районы русских городов. Большинство русских живет в огромных многоэтажках. Дома, построенные после Второй мировой войны, выглядят как гигантские кости домино, расположенные вертикально или горизонтально. У большинства квартир есть балкон, часто остекленный владельцем в соответствии с собственным вкусом и представлениями о прекрасном. Из таких домов выстроены целые города, мрачные и однообразные, хотя с точки зрения современных удобств они свою роль выполняют.

Другое дело, что люди набиты в эти здания, как сельди в бочку: если в коридоре встречаются двое, один из них должен отступить назад. Туалеты столь узки, что человек с лишним весом получает еще одно основание подумать, не перейти ли ему на диету. Чуланы редки, и для многих семей покупка стиральной машины представляет двойную проблему: где взять денег и куда эту машину поставить

Иногда в одной квартире живут несколько семей, совместно пользующихся ванной, туалетом и кухней. Два жильца в трехкомнатной квартире – неслыханная роскошь. Не имеет смысла спрашивать русского, сколько в его квартире спален, потому что у него нет ни одной. Каждая комната служит нескольким целям, поэтому вместо кроватей чаще спят на раскладных диванах, которые легко преобразовать в то, что вам в данный момент необходимо.

Впрочем, благодаря общинному чувству, русские в этой ситуации страдают меньше, чем иностранец мог бы представить. Одна из самых популярных русских пословиц гласит: «В тесноте, да не в обиде».

Кухни – крошечные. В иных домах они так малы, что кухонный стол и холодильник почти не оставляют места для хозяйки. И, тем не менее, вся семья как-то умудряется обедать на кухне. Особенно популярны были кухни в советские времена, когда интеллигенты устраивали на них дискуссии, порой длящиеся далеко за полночь.

Задание 2.

Запишите в таблицу слова: дерево, цветок, человек, памятник, собака, очередь, кукла, корова, рыба (в море), рыба (в супе), птица, курица (жареная), курица (живая), венок, букет, пень, туз, пешка, валет.

 

КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?  
Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это Это  

Склонение

Именительный падеж

ВОПРОС МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД
  Ед. число     Мн. число   Ед. число     Мн. число   Ед. число     Мн. число  
КТО? ЧТО?   стол_ сосед_ дом_ врач_ столЫ соседИ домА врачИ кошкаА сестрА   кошкИ сёстрЫ окнО   окнА  
музеЙ музеИ семьЯ семьИ морЕ морЯ
словарЬ учителЬ     словарИ учителЯ тетрадЬ   тетрадИ    
1) Это…              
2) У меня есть…            

 

 

Задания.

  1. Прочитайте текст. Найдите существительные и запишите их в таблицу, распределяя по родам и числам. Проверяйте род слова с -Ь по словарю!

 

Родительный падеж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.232 с.)