Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская демократическая культура и великий ученый казахского народа шокан уалиханов
П.П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914) совершил путешествия на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию, подготовил географическую серию «Россия. Полное географическое описание». Два тома этой серии - «Киргизский край» и «Туркестанский край» – о природе, занятиях населения Казахстана. Выдающийся востоковед академик В.В. Радлов изучал язык, обычаи, обряды, историю и фольклор, хозяйство. Он опубликовал серию текстов «Образцы народной литературы тюркских племен». В.В.Вельяминов-Зернов в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» написал историю Казахского ханства в ХV -XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII века. А.И.Добросмыслов исследовал историю казахско-русских отношений в XVIII в. в труде «Тургайская область. Исторический очерк». Труды Н.Н.Аристова: «Заметки об этническом составе тюркских племен», «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и каракиргизов». Материалы по обычному праву казахов опубликовали Добросмыслов, Гродеков, политический ссыльный Маковецкий. В книге Красовского«Область сибирских киргизов» уделено внимание вопросам происхождения казахского народа. Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, отбывал в 1847-1857 годах ссылку на казахской земле. Его рисунки «Казахская семья», «Казах на лошади», «Байгуши» отображают быт казахов. В стихотворении «Мои думы» поэт сравнивает жизнь казаха и украинца. Отделы востоковедения Казанского и Петербургского университетов изучали Среднюю Азию и Казахстан. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделения Русского географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, созданные во второй половине XIX века, собрали обширный материал по статистике, истории, этнографии, материальной культуре казахского края. В середине XIX века творил выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шоканом ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Kyшмypyнe, а затем в ауле его предков - Сырымбете. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым. Неоднократно в ауле Шокана были академик Шренк, декабристы Семенов, Штейнгель, Басаргин, студенты Казанского университета Сотников, Костылецкий, Сейфуллин.
С 1847 по 1853 год Шокан обучался в Сибирском кадетском корпусеОмска. Большое влияние на него оказали преподаватели Костылецкий и Лободовский. В 1853 году Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Принял участие в 1855 году в поездке генерала Гасфорта по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществил съемку бассейна Иссык-Куля, написал «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с Семеновым-Тян-Шанским. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей. Шокан записал большой отрывок огромного кыргызского эпического цикла «Манас». В 1858-1859 годах Шокан совершил знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» был высоко оценен в научном мире. В 1859-1861 годы в Петербурге Шокан Уалиханов работает в военно-политических и научных учреждениях. Шокан поддерживал связи с востоковедами Григорьевым, Васильевым, Вельяминовым-Зерновым. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. В 1865 году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи. Работы Шокана: «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевьях казахов». Народное образование и литература Созданный в 1868 году Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, организованный в 1878 году, распространяли науку и знание, основы грамотности. В исследовании Казахстана, публикации трудов влиятельным было Русское географическое общество, его Туркестанский и Западносибирский отделы, Семипалатинский подотдел внесли большой вклад в организацию научных экспедиций, освоение природных богатств.
Абай участвовал в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Наибольшую известность приобрела открытая в 1883 году в Семипалатинскеобщественнаябиблиотека. Бесплатные библиотеки открылись в Тургае и Оренбурге. Необходимость в подготовке переводчиков, служащих требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте Казалинска, привлекали на учебу казахскую молодежь. Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств. А для открытия при мечетях мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих станицах и русских деревнях. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ибрая Алтынсарина инспектором школ Тургайской области. Открытые в 1872 году в Омске и в 1879 году в Ташкенте учительские институты относились к средним учебным заведениям. В Казахстане не было ни одного специального технического учебного заведения. Правительство препятствовало получению образования в мектебах и медресе, не желая распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» оренбургского губернатора Крыжановского (1867 год) явились проявлением административного давления по ограничению исламских школ. 26 марта 1870 г. преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. В медресе - высших исламских учебных заведениях - изучались следующие предметы: фараиз - закон о наследовании и разделе имущества; усул-фиких - исследование мусульманских законов; хикмет - энциклопедия исторических, философских и ecтecтвeнных наук; наху - грамматика арабского языка, акаид - догматика, монтик - логика, арифметика, русский язык. Ыбырай Алтынсары-улы (1841-1889) выдающийся просветитель общественный деятель, педагог-новатор. С 1844 года, после смерти отца, воспитывался у дедаБалгожи. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. Алтынсары-улы работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 году Ыбырай назначается учителем школы в Оренбургском укреплении под Торгаем. Реформы 1867-1868 гг. Алтынсары-улы встречает положительно. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма. Главным делом всей жизни Ыбырая была его просветительская деятельность. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения проходили отбор у губернатора, что ограничивало его просветительскую работу. Он завещал принадлежащие ему землисельскохозяйственнойшколеТоргая. Алтынсары-улы - основоположник женского образования в крае, в городе Ыргыз (Иргиз) открыта школа-интернат для казахских девочек. Основанная в Троицке, переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведением. Недовольство чиновников вызвал выбор им учителей для преподавания в аульных и волостных школах.
Для русско-казахских школ написал два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку». «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению привычной для населения арабской графики. Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к знаниям. В рассказе «Кыпшак Сейткул» поддержал идею развития земледелия в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» («В чем богатство?») выражал свою мечту о светлом будущем казахского народа. Абай Кунанбай-улы (1845-1904) - великий поэт, основоположник казахской классической письменной литера туры, мыслитель и композитор. Настоящее имя Ибрагим. Родился в 1845 году в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай - правитель рода Тобыкты. Мать Улжан ласково называла его Абай. Начальное образование Абай получил в ауле у муллы. Отец отдал Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, одновременно Абай посещает русскую школу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забрал Абая, не дав ему закончить образование. Абай отходит от управления, считая родовые распри напрасной тратой сил, и не оправдывает надежд отца. На формировании его демократического мировоззрения повлияли политические ссыльные Михаэлис, Леонтьев, Гросс, Долгополов. Абай призывал изучать русский язык и культуру. Абай почитал Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. Написал песни на переведенные отрывки из «Евгения Онегина». Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Памятник художественно-философской прозы Абая - «Гаклия».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.009 с.) |