Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат.



Ак Орда-первое государство на этнической территории Казахстана

Государство Ак Орда существовало на территории ВосточногоиДешт-и-Кыпчака в XIII-начXVвв.(на территории улуса Орда Еджена).Ставка Орды в середине XIIIв была на Иртыше,в районе озера Алаколь.В XVв власть правителей из рода Орда Еджена распространилась практически на всю территорию современного Казахстана.Политический центр Ак Орды переместился на юг Казахстана и столицей ее стал город Сыгнак.С конца XIVв земли Ак Орды назывались также Узбекским Улусом. Ее населяли тюркоязычные племена:кыпчаки,найманы,уйсуны,аргыны,карлуки,кереиты,канглы,коныраты,мангыты и др.Во главе государства стоял хан из рода Орда Еджена.Первым ханом стал Сасы-Бука.Хану подчинялись удельные владетели из Джучидов и крупной кочевой знати.Окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIVвЗначительно укрепилась Ак Ордапри хане Урусе(60-70гг XIVв)На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак Орды от агрессии Тимура.Ак Орда делилась на две части:западную — Северное Причерноморье, Крым, Подонье, ставшую владением Куремсы, Ногая, и восточную — Поволжье, Северный Кавказ, ставшую владением Батыя, Берке и других Джучидов. Улусы Батыя и Берке были в правление Берке объединены в единый улус. В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических собственников и пастбищных угодий, формально считавшихся в общинном владении.

Декабрьские события 1986 г.

Трудящиеся Каз-на, как и все советские люди, восприняли перестройку как жизненно необходимую меру обновления общества, решения социальных проблем, а казахи – путь к достижению самостоятельной жизни, возрождению национальной государственности в условиях подлинной свободы. Эта мечта вскоре была развеяна: 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял организационный вопрос - пвыборы первого секретаря ЦК КПК. В течении 18 минут вопрос был решен. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д.Кунаева, был единогласно избран Г.Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. О таком решении КПСС не было известно ни партийной организации, ни тем более народу К-на. Об этом предварительно не обговорили даже с членами Бюро ЦК Компартии К-на, это было полное пренебрежение к местным кадрам и их мнению. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала "за" и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.Претензии были одни-почему первым секретарем избрали человека,не знавшего ни народ,ни его обычаи,традиции.Молодежь не выступала противтого,чтобы к руководству пришел чел нерусской национальности,важным являлось то,чтобы он был казахстанский.Демонстрация была мирной, не содержала призывов к свержению гос строя.Молодые люди не нарушали законов,требовали лишь разъяснений по поводу решения съезда и выражали свое несогласие с ним.Ко второму дню, когда число демонстрантов достигло нескольких тысяч,было решено провести операцию «Метель-86».Люди в шинелях,используя саперные лопатки,бронетранспортеры разгоняли толпу,вызвав при этом много жертв.В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением "казахского национализма.» В1989 году, Верховный Совет Казахстана единогласно осудил постановление ЦК КПСС. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и др. городах.Неоспорим тот факт, что у людей, особенно молодёжи тогда не было политического опыта, не хватало культуры, чтобы облечь свои требования в чёткую форму; не существовало наконец, механизмов демократического волеизъявления трудящихся. Молодёжь выступила против дискриминации казахского народа. После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям.В уголовном порядке было осуждено 99 человек. Кайрат Рыскулбеков был приговорен к расстрелу,погиб при таинственных обстоятельствах в Семипалат тюрьме.Только в столице 264 чел были исключены из вузов,758-из комсомола и 52-из партии.Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек.Своих постов лишились 12 ректоров вузов. События декабря 1986 г. тем не менее показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире - вещи весьма хрупкие и поэтому требуют бережного отношения. Три декабрьских дня 1986 года, по словам первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, положили начало обретению Казахстаном независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме

Тюркский Каганат

В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Распад Каганата. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат. Государственное устройство. Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Экономика и хозяйство. Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

История Тюргешского каганата (VIII)(704 – 756 гг.).

После распада Западного Тюркского каганата в 704 году в Семиречье к власти пришли тюргеши, предводителем которых был Уч - Элик – каган. Он основал Тюргешский каганат (704 – 756 гг). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. В начале VIII века каган Уч – Элик делит всю территорию каганата на 20 областей (тутук). В каждой области насчитывалось до 7 тысяч хозяйств. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами за свою независимость. Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Ещё в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII - начале VIII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды город Кунгит, ставкой большой орды Суяб.После смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского государства, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях.В 748 г. вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб.В 751 году у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайское нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. По данным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускались в городе Тараз. Согдийцы - древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В. основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.

Острый дефицит воды

Мировые водные ресурсы также находятся под большим давлением.

За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду.

Вода – крайне ограниченный ресурс и борьба за обладание источниками уже становится важнейшим фактором геополитики, являясь одной из причин напряженности и конфликтов на планете.

Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность.

Есть и геополитический аспект этой проблемы. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек. При всей сложности данного вопроса мы не должны допускать его политизации.

Улусы найманов и кереитов.

Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина “найман” раскрывается с позиции монгольского языка и означает “восемь”, по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен “секиз-огузов” исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере — меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.

Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль 'о наличии генетической связи между кереитами и канглы.

Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.

В 1209 г. каракитаи в неблагоприятное для них время начали войну с хорезмшахом Мухаммедом. Государство каракитаев оказалось в исключительно трудном положении. В 1210 г. хорезмшах Мухаммед в союзе с самаркандским ханом Усманом напал на каракитайское войско около Таласа. Предводитель каракитаев Таянку был взят в плен и каракитайские войска вынуждены были отступить.

В 1211 г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили гурхана и лишили его власти. Через два года последний гурхан Чжилугу скончался. Государство каракитаев перестало существовать. Менее чем вековое существование государства каракитаев не повлияло сколько-нибудь заметно на экономику, общественную жизнь и культуру края.

Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат.

АБЫЛАЙ ХАН, АБИЛМАНСУР (1711-1781) - государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир хана в пятом поколении. Настоящее имя - Абилмансур. Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда. Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абильмамбетом (потомком Есим хана и Жангир хана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич «Абылай» он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абилмансур был избран великим ханом. Но хотя Абильмамбет собственноручно передал ханство в руки Абылая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар жырау: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда. Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон». В сражениях 1730-1740 против джунгар Абылай обрел славу батыра. В 1738-1741 годы казахские войска под руководством Абылая нанесли сокрушительные удары джунгарским захватчикам. Абылай был взят в плен джунгарами. В исторических документах говорится, что Толе би и Абулхаир хан направили в Оренбургскую администрацию просьбу помочь освободить Абылая. Это произошло 5 сентября 1743 года. В августе 1740 года вместе с ханом Среднего жуза Абильмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства. Вместе с тем он не прерывал отношений с Цинской империей, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства. Все свои силы Абылай отдавал восстановлению независимости страны. В 1752 году руководимое им войско (примерно 15-20 тыс. человек), отбило нападение ойратов. В декабре 1753 года, успешно сражаясь с джунгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков. В 1756 году под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном сражении потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу. В 1771 году в тяжелых боях с калмыками на побережье реки Мойынты Абылай одержал еще одну победу. Последние 15 лет жизни Абылай вел постоянную борьбу против среднеазиатских ханств. В 1765-1767 годы война Абылая с правителем Коканда Ерденбеком увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Шымкент и обязательством Ташкента платить ему дань. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. В 1771 году по желанию главных султанов, старшин и самого Абильпеиза, влиятельные представители всех трех жузов провозгласили ханом Абылая. Несмотря на то, что Абылая официально признали ханом всего казахского народа, китайский император, Джунгарское ханство, страны Средней Азии и российская императрица Екатерина II, боясь возросшего авторитета Абылая, считались с ним только как с ханом Среднего жуза. Абылай вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского государства, находящегося между империями - Россией и Китаем. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил кюи «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық» и др. Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи. В памяти казахского народа Абылай сохранился как выдающийся государственный деятель, храбрый полководец и дальновидный политик. Образ Абылая нашел отражение в кюях жырау Бухара, Умбетея, Шади торе Жангирулы, в поэмах Копбая Жанатайулы, Мажита Айтбаева, в произведениях И.Есенберлина, А.Кекилбаева, К.Жумадилова и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.014 с.)