Специальность 030501. 65 - юриспруденция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030501. 65 - юриспруденция



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОСТОВСКИЙ (Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030501.65 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

ИСТОРИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2012
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОСТОВСКИЙ (Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

 

ИСТОРИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Автор-составитель:

 

Цечоев В.К., профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России, доктор юридических наук, профессор.

Рецензенты:

 

Егоров А.А., профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России, доктор исторических наук, доцент;

Дулимов Е.И., президент Донского юридического института, доктор юридических наук, профессор.

 

Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Материалы содержат рабочую программу, включающую целевую установку, требования к уровню усвоения дисциплины, формы контроля, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Программа рассчитана на студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по основным и сокращенным основным образовательным программам.

 

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России.

 

 

© РЮИ РПА Минюста России, 2012

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

Целевая установка

Изучение курса истории политических и правовых учений в РЮИ Российской правовой академии МЮ РФ имеет цель:

- во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими, юридическими науками и научными дисциплинами всемерно развивать интерес студентов к овладению теорией современного обществознания, формировать у них подлинное научное мировоззрение, воспитывать в духе стремления к самосовершенствованию, формирования высокого правосознания, правовой культуры, высокой гражданской позиции, любви к Отечеству, гордости за его героическое прошлое, уважение к достижениям мировой и отечественной культуры;

- сформировать у студентов научное представление о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права;

- ознакомить студентов с основными достижениями мировой и отечественной политико-правовой мысли, идеями, взглядами и теориями ее выдающихся

представителей;

- вооружить студентов необходимыми теоретическими знаниями становления и развития политико-правовой идеологии, оценки теорий и учений на различных этапах всемирной истории политической и правовой мысли;

- научить студентов логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

История политических и правовых учений является одним из важнейших элементов всей системы знаний юриста-профессионала и играет заметную роль в качестве одного из необходимых условий развития современного государственно-правового знания.

Методика ее преподавания не имеет каких-либо методических особенностей, принципиально отличающих ее от преподавания других правовых дисциплин.Она преподается студентам всех форм обучения, как не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, так и получающим второе высшее образование. Поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь одним студентам учиться в новых для них условиях, другим – углубить имеющиеся знания, полученные на предшествующих этапах образования в области гуманитарных и социальных наук, и сформировать необходимую базу знаний в области истории политических и правовых знаний.

Формы учебного процесса по дисциплине «История политических и правовых учений» достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.

Основными видами аудиторной работы студента являются лекции и семинарские занятия.

Перед проведениемлекций преподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательность и темпы его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.

В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), подвести итоги обсуждения намеченных вопросов, сообщить тему следующего занятия и дать рекомендации по его подготовке.

Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ход семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости следует помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению отдельных проблем истории политических и правовых учений.

Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике.

Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.

При изложении материала дисциплины «История политических и правовых учений» преподаватель должен обратить внимание:

- на полноту и доходчивость изложения дисциплины;

- на необходимость наиболее подробного раскрытия основных политико-правовых доктрин;

- на доведение до сведения студентов и слушателей не только материалов, изложенных в учебной литературе, но и новейших научно-теоретических разработок и публикаций по данной проблеме, т.е. на своевременную актуализацию учебного материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Одной из важнейших дисциплин в системе юридического образования является история политических и правовых учений. Она рассматривает закономерности развития политико-правовой идеологии на конкретном историческом материале, знакомит студентов с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых лет. Изучение этих теорий, их связи с современными проблемами права и государства очень важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, так же, как для философов, например, большое значение имеет изучение истории философии, а для искусствоведов – истории эстетики. Опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние не только на современные политические и правовые воззрения, но и на практику наших дней. Изучать современность и предсказывать будущее возможно только, зная все то, что накопила мировая политико-правовая мысль. Поэтому нельзя не согласиться с В. С. Нерсесянцем, назвавшем эту дисциплину «методологической лабораторией политической теории».

Задачей данного учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студентов-юристов, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. К тому же, ряд современных политико-правовых проблем неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства, сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, политики и морали, реформы и революции. Знание различных вариантов решений этих проблем является необходимой составляющей современного политического и правового сознания.

Предлагаемые методические рекомендации по истории политических и правовых учений подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. По окончании курса студенты сдают экзамен. Работа на семинарских занятиях предполагает знание первоисточников, поэтому в пособии содержатся вопросы для их самостоятельного осмысления и понимания. Задачи и упражнения помогут провести сравнительный анализ политических и правовых доктрин прошлого. Для более углубленного изучения научной дисциплины предлагается тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях. Пособие содержит так же список тем рефератов и примерный перечень вопросов к экзамену.

 

Планы семинарских занятий

Время – 2 часа

1. Политическая идеология в Древней Индии. Брахманизм. Политические идеи буддизма. Индуизм.

2. Политические идеи в Древнем Китае. Конфуцианство. Политические и правовые идеи Мо-цзы. Идеология раннего даосизма.

3. Политические и правовые учения в Древней Греции. Политические и правовые взгляды софистов. Учение Платона о государстве и идеальном политическом строе. Диалоги Платона «Государство» и «Законы». Неоплатонизм. Политические и правовые учения Аристотеля. Определение государства. Учение Аристотеля о справедливости, праве, законах. Полибий о классификации форм государства.

4. Основные направления политической мысли в Древнем Риме. Цицерон, римские юристы.

5. Политические идеи раннего христианства. Августин Аврелий (Блаженный), его произведение «О граде Божьем».

Литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

2. Артхашастра или наука о политике. М.,1993.

3. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М.,1984.

4. Конфуций. Суждения и беседы (любое издание)

5. Платон. Государство. Политик. Законы. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч.1 и ч.2. М., 1971-72.

6. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 1999.

7. Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.

8. История политических и правовых учений. /Под ред. В.И. Власова. Ростов н /Д, 2003.

Время - 2 часа

1. Общая характеристика политической и правовой идеологии позднего средневековья. Становление политического мировоззрения.

2. Учение Н. Макиавелли о государстве и праве. Макиавеллизм. Учение Ж. Бодена о суверенитете.

3. Политико–правовые взгляды Т. Мора в книге «Утопия» и Т. Кампанеллы в «Городе солнца».

4. Политические и правовые идеи Реформации. Воззрения Мартина Лютера. Политическая программа Томаса Мюнцера. Кальвинизм.

5. Возникновение теории естественного права. Г. Гроций о праве и государстве. Труды Т. Гоббса о праве. Б. Спиноза, его вклад в теорию естественного права. Учение Д. Локка о происхождении и задачах государства. Теория разделения властей.

Литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

2. Гроций Г.О праве войны и мира. М.,2003.

3. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х томах. М., 1991.

4. Локк Дж. Два трактата о правлении. Т.3. М.,1998.

5. Макиавелли Н. Государь. (любое издание)

6. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Минск. 1998.

7. История политических и правовых учений. /Под ред. В.И. Власова. Ростов н /Д, 2003.

8. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время от Макиавелли до Канта. Курс лекций.-СПб.,2001.

Время - 1 час

1. Общая характеристика политической и правовой мысли просветительства. Вольтер, Дидро и др.

2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве. Особенности учения о разделении властей.

3. Политико-правовые учения Ж.-Ж. Руссо о причинах общественного неравенства, о происхождении и сущности государства.

4. Правовое учение Ч. Беккариа.

5. Основные направления политической и правовой мысли в США в период борьбы за независимость.

Литература:

1. Ч. Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М.,1993.

2. Монтескье Ш.Л. О духе законов. // Избран. произведения. М., 1990.

3. Руссо Ж.-Ж. Общественный договор или принципы политического права.//. М., 1990.

4. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л.,1990.

5. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Медисона и Дж. Джея. М., 1993.

6. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

7. История политических и правовых учений. /Под ред. В.И. Власова. Ростов н /Д, 2003.

8. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время от Макиавелли до Канта. Курс лекций.-СПб.,2001.

Время - 1 час

1. Общая характеристика политико-правовой идеологии победившего промышленного капитализма.

2. Консервативная политико-правовая идеология. Жозеф де Местр, Луи Бональд, Э. Берк. Историческая школа права.

3. Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом и пр.)

4. Политико-правовое учение О. Канта. Позитивизм и социология.

5. Основные идеи либерализма. Б. Констан о политической и личной свободе.

6. Политико-правовые учения классиков немецкой философии. Учение И. Канта о праве и государстве. Учение Г. Гегеля о государстве и праве.

Литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

2. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

3. Гегель. Г.В.Ф. Философия права.-М., 1990.

4. Местер, Жозеф Мари.Рассуждения о франции. М.,1997.

5. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб.,1993.

6. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

7. История политических и правовых учений. /Под ред. В.И. Власова. Ростов н /Д, 2003.

8. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время от Макиавелли до Канта. Курс лекций.-СПб.,2001.

Время - 1 час

1. Основные направления политико-правовой идеологии в Европе во II половине XIX в.

2. Политико-правовые проблемы в социалистических учениях.

3. Проблемы права и государства в произведениях Ф. Лассаля и лассальянцев. Политико- правовая теория анархизма. Взгляды П.Ж. Прудона, М.А. Бакунина и др.

4. Проблемы государства и права в социологических концепциях. Г. Спенсер о военном и промышленном типах общества, государства и права.

5. Общая характеристика политико-правовой мысли в России.

6. Развитие либеральных учений о государстве и праве. Эсмен, Еллинек. Либеральные учения в России Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

7. Основные направления в теории права. Бергбом. Социологическое направление в юриспруденции. Рудольф Иеринг. Неокантианские теории права. Рудольф Штаммлер.

Литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003

2. Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. Курс лекций. М.,1999.

3. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.,1989.

4. Иеринг Р. Борьба за право. М.,1991.

5. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; М.,1998.

6. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев. 1997.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.

Время - 2 часа

1. Основные направления политико-правовой идеологии.

2. Проблемы государства и права в произведениях Э. Берштейна, К. Каутского. Идеи парламентаризма, политического плюрализма, социального законодательства.

3. Политическая теория большевизма. В.И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, о сущности государства и права, о двух фазах построения коммунистического общества.

4. Политико- правовая идеология солидаризма и институционализма. Учения Л. Дюги, М. Ориу.

5. Современные теории государства. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Нормативизм. Г. Кельзен. Современные теории естественного права. Неотомизм. Неокантианство. Неолиберализм. Теории «государства всеобщего благоденствия» плюралистической демократии, правового и социального государства. Неоконсерватизм. Элитарные и технократические концепции государства. Фашизм, нацизм и неофашизм. Критика тоталитаризма в работах Джиласа, Аренот, Ханека, Желева.

6. Развитие правовой идеологии. Движение в пользу «свободного права» в начале XX в.Е. Эрлих. Социологическая теория права в США. Р. Паунд. «Реалистическая» теория права в США. К. Ллевеллин, Дж. Френк. Неотомизм. Неокантианство;

7. Политические и правовые теории радикализма. «Новые левые». Программные требования движения «зелёных» и их обоснование. Анархизм и анархо-синдикализм.

Литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003

2.Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. Курс лекций. М.,1999.

3.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

4.Ленин В.И. Государство и революция. // Собр. соч. т. 33.

5.Маритен Жак. Человек и государство. М., 2000.

6.Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М.,1991.

7.Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб. 2000.

8.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995.

9.Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX в.в. М.,1995.

10. История политических и правовых учений. /Под ред. В.И. Власова. Ростов н /Д, 2003

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Варианты контрольных работ распределяются следующим образом: Студенты, чьи фамилии начинаются с букв

от «А» до «Д» (включительно) - 1 вариант;

от «Е» до «И» - 2 вариант;

от «К» до «Н» - 3 вариант;

от «О» до «С»- 4 вариант;

от «Т» до «Я» - 5 вариант.

Вариант № 1 (А-Д).

1. Раскройте основное содержание подхода Н. Макиавелли к политике как способу действий.

2. Какие три силы, по мнению Н. Макиавелли, правят в истории? Как он рассматривал проблему исторической необходимости и свободы воли?

3. Прокомментируйте высказывание Н. Макиавелли: «Государь по возможности не должен избегать добра, но и не удаляться от зла»?

4. Н. Макиавелли в «Государе» писал: «Там, где начинается политика, кончается мораль». Прокомментируйте данное утверждение. Что такое политика?

5. Какие основы власти выделял Н. Макиавелли?

6. Какие методы борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти он предлагал?

7. Как Макиавелли раскрывает проблему соотношения государства и религии?

8. Один из исследователей творчества Н.Макиавелли Дживилегов А. писал: «Уму Макиавелли была свойственна некоторая рационалистичность, подчас сухость, но критическая его сила была поразительна. Анализ Макиавелли не знал никаких преград, проникал до дна, доискивался до последних начал. Никто не умел с таким неподражаемым искусством изолировать вопрос и обнажать его имманентную сущность». Согласны ли вы с такой оценкой? Приведите аргументы и обоснуйте свою позицию.

9. Что означает термин «макиавеллизм»?

Вариант № 2 (Е-И).

1. Как Т. Гоббс и Дж. Локк раскрывали проблему государства и гражданского общества?

2. Попытайтесь найти парадоксы в учении Т. Гоббса о государстве.

3. Начиная с Т. Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства как искусственного организма. В чём сущность этой теории? Как Т. Гоббс определял основное содержание государства? Какие элементы государства Т. Гоббс отождествлял с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?

4. Как Т. Гоббс относился к теории разделения властей? Что он писал по этому поводу?

5. Имеет ли народ, по мнению Гоббса, право на восстание?

6. Проследите судьбу «воли всех» в концепции разделения властей Дж. Локка.

7. Как Дж. Локк и Т. Гоббс раскрывали проблему «закона силы» и «силы закона»?

8. Что, по мнению Дж.Локка, позволяет избежать «войны всех против всех»?

9. Раскройте основные требования Дж. Локка к законам.

Вариант №3(К-Н).

1. Как Ш. Л. Монтескьё понимал свободу, закон?

2. Монтескьё считал, что злоупотребления властью вытекают из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что всякий человека, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». О каких пределах злоупотреблений говорил французский мыслитель?

3. «Теория разделения властей» и «теория ограничения властей». В чём различие между ними? Проанализируйте с точки зрения этих теорий учения Дж. Локка и Ш. Л. Монтескьё.

4. Что такое принцип правления, природа правления?

5. В чём сила власти? Сравните взгляды Ш. Л. Монтескьё и Н. Макиавелли.

6. Как Ш.Л. Монтескьё оценивал политическое устройство России? Что он писал о нем?

Вариант № 4 (0-С).

1. В чём сущность теории демократии Ж.Ж. Руссо?

2. Известно, что Ж.Ж. Руссо считал представительную власть рабством. Какие аргументы он приводил для обоснования своей позиции?

3. М. Робеспьер писал: «Террор – это быстрая, строгая и непреклонная справедливость». Какие положения учения Ж.Ж. Руссо позволили якобинцам так охарактеризовать террор?

4. Сравните взгляды Т. Гоббса и Ж. Ж. Руссо на проблему взаимоотношений личности и государства.

5. Назовите отличия «общей волей» от «воли всех»?

6. Какую перемену, по мнению Ж. Ж. Руссо, производит в человеке «переход от состояния естественного к состоянию гражданскому»? Что значит «гражданское состояние»?

7. Прокомментируйте высказывание Ж.Ж. Руссо: «Враги всех политических ухищрений – мир, единение, равенство».

8. Сравните теории разделения властей Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо. Что между ними общего? В чём специфика каждой из них?

Вариант № 5 (Т-Я).

1. Завершите высказывание И. Канта: «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается…» Из какой работы взята эта цитата?

2. Что изучает философия права?

3. Всегда ли существовало гражданское общество? В чём особенности понимания гражданского общества Г.В.Ф. Гегелем и И. Кантом?

4. В чём сущность теории государства Г. Гегеля? Можно ли назвать его теорию этатистской? Почему?

5. В трактате «К вечному миру» И. Кант изложил условия достижения надежного и справедливого мира. Насколько актуальны его требования сегодня? Аргументируйте свой ответ.

6. Сравните трактовку проблемы соотношения морали и политики в работах И. Канта, Н. Макиавелли и Гегеля.

7. Дайте сравнительный анализ теории разделения властей Монтескьё, Канта, Гегеля.

Темы курсовых работ

1. Политические учения Древней Индии.

2. Политическое учение Конфуция.

3. Учение Платона о государстве и праве.

4. Учение Аристотеля о государстве и праве.

5. Политические идеи раннего христианства.

6. Политические идеи Августина Блаженного.

7. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского.

8. Политико-правовая концепция ислама.

9. Политические взгляды Макиавелли.

10. Политико-правовые взгляды Т. Мора.

11. Политико-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

12. Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

13. Политико-правовые идеи Г. Гроция.

14. Политико-правовые взгляды Б.Спинозы.

15. Политико-правовые взгляды Т. Гоббса.

16. Политико-правовые взгляды Дж. Локка.

17. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье.

18. Политико-правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо.

19. Политические взгляды И. Канта.

20. Политические взгляды Гегеля.

21. Историческая школа права.

22. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона.

23. Политические идеи Сен-Симона.

24. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева.

25. Политические взгляды декабристов.

26. Политико-правовые взгляды И. Бентама.

27. Политико-правовые взгляды Ст. Милля.

28. Политические взгляды О. Конта.

29. Политические взгляды славянофилов.

30. Политические взгляды А.И. Герцена.

31. Политические взгляды Н.Г. Чернышевского.

32. Политические идеи революционного народничества 60-70-х гг. XIX в.

33. Политические взгляды М.А. Бакунина.

34. Политические взгляды П.А. Кропоткина.

35. Политические взгляды Прудона.

36. Политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

37. Политические взгляды В.И. Ленина.

38. Учение Иеринга о государстве и праве.

39. Социологическая школа права.

40. Психологическая теория права Петражицкого.

41. Чистая теория права Г. Кельзена.

42. Теория солидаризма Л. Дюги.

43. Теория элит.

44. Политические концепции фашизма.

45. Политические идеи западно-европейской социал-демократии.

46. Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания.

47. Политические и правовые учения в Древней Индии и Древнем Китае.

48. Политические и правовые учения в Древней Греции.

49. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме.

50. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.

51. Основные направления политико-правовой идеологии в период образования Русского централизованного.

52. Основные черты политико-правовой мысли в России в эпоху абсолютизма.

53. Общая характеристика политической и правовой идеологии Возрождения.

54. Политические и правовые идеи Реформации.

55. Общая характеристика политических и правовых учений в период ранних буржуазных революций.

56. Основные направления политической и правовой мысли эпохи Просвещения и Великой французской революции.

57. Общая характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии (конец XVIII-начало XIX в.в.).

58. Основные направления политической и правовой мысли в России первой половины XIX в.

59. Основные направления буржуазной политической и правовой мысли в странах Западной Европы первой половины XIX в.

60. Основные направления политико-правовой мысли в странах Западной Европы второй половины XIX в.

61. Общая характеристика марксистского политико-правового учения.

62. Общая характеристика политической и правовой мысли в России второй половины XIX в.

63. Проблемы государства и права в теории большевизма.

64. Основные направления буржуазной политико-правовой мысли в XX веке.

65. Современные теории государства.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. – М.: Наука, 1996.

2. Дао дэ дзин. – С-Пб.: Изд-во «Азбука», 1998.

3. Древнекитайская философия. В 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1972.

4. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. Отв. ред. Л. С. Переломов. – М.: Наука, 1983.

5. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов. Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Инфра-М-Кодекс, 1995.

6. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). Изд.2-е доп./ Пер. с кит., вступ. ст., коммент., послесл. Л. С. Переломова. – М.: Ладомир, 1993.

8. Люньюй. Изречения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

9. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука,1981.

10. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, Изд. фирмы Вост. лит. 1993.

11. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975.

12. История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1985.

13. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М.: Мол. гвардия, 1993.

14. Нерсесянц В. С. Платон. – М.: Юрид. литература, 1984.

15. Платон. Государство. Законы. Политик. Диалоги. – М.: Мысль, 1997.

16. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1999.

17. Платон. Законы / Пер. С древнегреч., Общ. ред. А. Ф. Лосев, А. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1999.

18. Платон. Государство. Собр. соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т.3.

19. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр. Биограф. Повествования. / Сост. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995.

20. Аристотель. Политика. Афинская полития. – М.: Мысль, 1997.

21. Александров Г. Аристотель. – М.: Соцэкгиз, АН СССР, 1940.

22. Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. –М.: Наука, 1966.

23. Доватур А. И. Политика и политии Аристотеля. – М.-Л.: Наука, 1965.

24. История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1985.

25. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Мол. гвардия, 1993.

26. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. – М.: Наука, 1979.

27. Чанышев А. Н. Аристотель. – М.: Мысль, 1987.

28. Бурлацкий Ф.М. Загадки и урок Н. Макиавелли. – М.: Мол. гвардия, 1987.

29. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986.

30. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М.: Мысль, 1996.

31. Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990.

32. Несмеянов Е. Е. Сталинизм и макиавеллизм: стили мышления // Социально-политический журнал. 1993. № 9-10.

33. Никитин Е. П., Никитина А. Г. Загадка «Государя» (политизм как идеология политики) // Вопросы философии. 1997. № 1.

34. Темнов Е. И. Макиавелли. – М.: Юрид. лит-ра, 1979.

35. Вейцман Е.М. Великий английский материалист Томас Гоббс. – М.: Знание, 1960.

36. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Избр. произв. в 2 т. – М.: Мысль, 1964. Т.2.

37. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально-типическом истолковании // Полис. 1993. № 6.

38. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех» и ее судьба в концепции «разделения властей» Дж. Локка) // Полис. 1994. № 2.

39. Зайченко Г.А., Семушкин А.В. Джон Локк и современность// Философские науки, 1990. № 10.

40. Зайченко Г.А. Дж. Локк. – М.: Мысль, 1988.

41. История политических и правовых учений: ХУ11-ХУ111 вв. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1989.

42. Локк Дж. Два трактата о правлении. Кн. П. Соч. в 3 т. Ред. и сост. А. Л. Субботин. – М.: Мысль, 1988. Т.3.

43. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689- 1714 гг.) – М.: Ирис-Пресс, 1995.

44. Мееровский Б. В. Томас Гоббс как политический мыслитель // Философские науки. 1988. № 8.

 


Требования к уровню освоения программы. формы промежуточного контроля

 

В результате изучения дисциплины «История политических и правовых учений» студенты должны:

быть ознакомлены:

- с основными политико-правовыми теориями в различные периоды истории человечества;

- с проблемами взаимодействия истории политических и правовых учений, с теорией государства и права, иными общественными науками;

- с учебной и учебно-методической литературой по изучаемым вопросам;

- с монографиями и периодическими изданиями;

- с первоисточниками (трудами выдающихся мыслителей-философов, правоведов и политологов прошлого и современности);

знать:

- систему понятий и категорий, используемых в истории политико-правовых учений;

- предмет истории учений о государстве и праве, ее общеюридическое и социальное значение, роль в профессиональной деятельности юриста; место в системе общественных и юридических наук;

- историческую эволюцию политико-правовых учений, их содержание, работы известных философов и юристов;

- теоретическое содержание доктрин различных мыслителей Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации, буржуазных революций и эпохи свободной конкуренции;

- программные положения политико-правовых учений эпохи империализма, социализма, кризиса социалистической системы и формирования социального правового государства;

- основные направления отечественной политико-правовой мысли;

уметь:

- выработать собственное мнение относительно тех или иных политико-правовых доктрин, дать им аргументированную оценку;

- применить полученные знания для анализа политико-правовых проблем юридической теории и практики;

- самостоятельно изучать и анализировать политико-правовую литературу в целях профессионального развития и совершенствования правового сознания;

иметь навыки:

- самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения юридическими понятиями и категориями;

- обоснованного формулирования собственного отношения к
различным политико-правовым концепциям и давать им соответствующую оценку;

- профессионально необходимые для анализа основных положений всемирной истории политико-правовых учений.

Промежуточный контроль по дисциплине «История политических и правовых учений» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утвержденному приказом института.

В соответствии с учебным планом института промежуточный контроль по данной дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Политико-правовая мысль Древнего Китая и Древней Индии.

2. Политическое учение Платона.

3. Политическое учение Аристотеля.

4. Политико-правовые учения Цицерона.

5. Учение римских юристов о праве.

6. Политико-правовые взгляды Августина.

7. Фома Аквинский – основоположник политико-правовой доктрины католицизма.

8. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.

9. Политические взгляды мыслителей арабского Востока.

10. Древнерусские политико-правовые учения.

11. Н. Макиавелли-основоположник политической науки.

12. Учение Ж. Бодена о суверенитете.

13. Политико-правовые идеи раннего социализма /Т. Мор, Т. Кампанелла/.

14. Политическая концепция «Москва – третий Рим».

15. Политико-правовая полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского.

16. Иосиф Волоцкий и Вассиан Патрикеев: борьба иосифлян и нестяжателей.

17. Политические взгляды Максима Грека.

18. Политико-правовая мысль Голландии XVII в./Г. Гроций, Б. Спиноза/.

19. Политико-правовая мысль Англии XVII в./ Т. Гоббс и Д. Локк/.

20. Учение о разделении властей Ш. Монтескье.

21. Учение Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре.

22. Учение Ч. Беккариа об уголовном праве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.226 с.)