Правовое формирование личности (правовое воспитание в ши- роком смысле слова) — это весь многогранный процесс форми- рования правовой культуры и правосознания под влиянием са- мых различных факторов
|
Правовое воспитание (в узком смысле) - целенаправленный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воз- действия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры
|
Задачи правового воспитания(Баранов)
|
формирование знаний о системе правовых предписаний,
правильном понимании и уяснении содержания и значения
|
формирование глубокого внутреннего уважения к праву, зако-
нам, законности и правопорядку
|
формирование умения самостоятельно применять правовые зна-
ния на практике
|
формирование привычки поведения в точном соответствии с по-
лученными правовыми знаниями
|
формирование прочного и устойчивого духовного правового им-
мунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений
правовых норм
|
Особенности правовоспитательного процесса
|
его исходной базой выступает состема правовых норм
|
до сведения граждан доводятся установленные государством
правовые предписания, дозволения и запреты
|
он опирается на возможность государственного принуждения
|
его воздействие осуществляется на всех субъектов права как до-
бропорядочных, так и правонарушителей
|
осуществляется в специальных правовых воспитательных формах,
с использованием специфических средств и методов
|
осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое об-
разование или специальную юридическую подготовку
|
Система правового воспитания – это совокупность элементов,
образующих правовоспитательный процесс
|
Элементы системы правового воспитания
|
Виды правовоспитательных форм
|
профессиональное юридическое образование (специальная под-
готовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юри-
дического профиля)
|
правовое воспитание населения (лектории и кинолектории пра-
вовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам,
общественные городские консультации и т.д.)
|
правовое воспитание правонарушителей правоприменительными
(правоохранительными) органами (правовоспитательная дея-
тельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции,
адвокатуры и т.д.)
|
Виды правовоспитательных средств
|
Тема 20. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятия, предпосылки возникновения
И виды правовых отношений
Правовые отношения – это возникающие на основе норм права,
волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством
|
Признаки правовых отношений
|
разновидность общественных отношений
|
как правило, возникают на основе норм права
|
характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей
|
осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения
|
Предпосылки возникновения правовых отношений
|
| | | |
| Социальные предпосылки – это фактические отношения и связи, возникающие в обще-стве и объективно требующие юридического закрепления
| | | Юридические предпосылки – совокупность условий, без которых правовые отношения возникнуть не могут
| |
Состав юридических предпосылок
|
по способу индивидуа-лизации субъектов
| | Общие – это правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индиви-дуализации
|
Конкретные – это правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один из них (носитель субъективного права), определены путем поименной индивидуализации
|
по способу индивидуа- лизации субъектов в конкретных отношениях
| | Относительные – это те, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности)
|
Абсолютные – это те, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица
|
Регулятивные – складываются на основе регулятивных норм и проводят регулятивную функцию права
|
Охранительные – складываются на основе охранительных норм и проводят охранительную функцию права
|